Особенности Программы как объекта управления выдвигают следующие требования к механизму ее формирования и реализации:
во-первых, он должен быть достаточно полным, системным и соответствовать сложности и масштабности объекта;
во-вторых, его элементы должны быть ориентированы на повышение научно-технического уровня, значимости, новизны разработок, их совокупного социально-экономического и экологического эффекта;
в-третьих, он должен базироваться на перспективных прогнозах, соответствующих целям и срокам научно-технического и инновационного развития;
в-четвертых, он должен быть гибким, своевременно адаптироваться к изменениям факторов на разных фазах научнотехнологических и экономических циклов;
в-пятых, обеспечивать открытость Программы, возможность участия в ней предприятий и организаций разных форм собственности, отечественного и зарубежного капитала, заинтересованных регионов и муниципальных образований.
При разработке Программы требуется учет множества различных факторов, связанных с ее реализацией. В качестве одного из важнейших можно назвать инновационный потенциал промышленности, который характеризуется возможностью освоить и тиражировать высокие технологии в области водородной энергетики в экзогенно заданное рынком время и заданными темпами.
Не имея развитой технологической среды, освоить и тиражировать конкурентоспособную инновационную продукцию на мировом рынке практически невозможно. Экономический рост будет иметь место только тогда, когда инновационный потенциал будет соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности проблем, связанных с освоением и тиражированием нововведений.
Естественным выходом из создавшегося положения представляется переход к наукоемкому, ресурсосберегающему способу производства электроэнергии, который происходит в развитых странах одновременно с развитием пятого и внедрением шестого технологических укладов. Это потребует реализации мероприятий, направленных на устранение глобальных диспропорций в технологической структуре экономики страны, формирование экономики инновационного типа.
При разработке и реализации соответствующих мероприятий необходимо учесть следующее.
1. Возрождение научно-технического и инновационного потенциалов отраслей экономики, технологически сопряженных с водородной энергетикой, необходимо осуществлять комплексно, на основе принципа сбалансированного развития, путем разработки и реализации соответствующих целевых программ. Они должны обеспечить увязку необходимого состава работ, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления.
2. Необходимо законодательно установить для участников инновационной деятельности, реализующих Национальную программу в области водородной энергетики, которые объединили интеллектуальные, материально-вещественные, трудовые и финансовые ресурсы, налоговые каникулы, срок действия которых должен определяться длительностью инновационного процесса для разработки, создания и производства принципиально новой техники и технологий.
3. Проводить кардинальные преобразования в самом хозяйственном механизме, поскольку изменения, связанные с перестройкой производства в области водородной энергетики и отраслях потребителях ее продукции, будут колоссальны по своему масштабу.
Данное обеспечение заключается в формировании нормативной базы управления, информационных технологий планирования, автоматизированной системы обмена информацией и издании научно-производственной периодики.
Правовое обеспечение формирование совокупности законодательных и нормативных актов, регламентирую -щих деятельность организаций, участвующих в реализации Программы.
Организационно-экономическое обеспечение Программы призвано создать благоприятные условия для устойчивого научно-технического и инновационного развития водородной энергетики Российской Федерации, охватывающего весь его цикл от углубления фундаментальных научных знаний, проведения прикладных исследований и разработок до создания и замены устаревших технологий новыми, более совершенными. Оно должно сочетать элементы централизованного управления развитием стратегически важных направлений технологического прорыва с рыночным регулированием воспроизводственных процессов, посредством которых осуществляются согласование экономических интересов участников Программы и достижение намеченных инновационных результатов.
Для успешной реализации Программы необходимо ее надлежащее нормативно-правовое обеспечение. Перечень первоочередных нормативно-правовых актов федерального значения представлен в табл.
4.1.
Определение порядка рассмотрения и утверждения национальной научноинновационной программы Водородная энергетика на период до 2050 г., определение основных параметров ее госу-
Указы Президента РФ О национальной научно-инновационной программе Водородная энергетика на период до 2050 г.
2 | Федеральный закон О национальной научно-инновационной программе Водородная энергетика на период до 2050 г. | Определяются статус и порядок реализации национальной научно-инновационной программы, налоговые и таможенные преференции |
3 | Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Положения о порядке управления реализацией национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика | Определяются порядок управления Программой, функции заказчиков управляющей компании и исполнителей |
4 | Постановление Правительства РФ О реализации национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика | Утверждение государственных заказчиков Программы из числа государственных органов исполнительной власти федерального уровня, определяются объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета |
5 | Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Плана действий по реализации национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика на период до 2050 г. | Утверждается План действий государственной исполнительной власти федерального уровня, содержащий перечень мероприятий и ответственных исполнителей, промежуточные и конечные результаты Программы, сроки их выполнения |
6 | Приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти России, ответственных за реализацию Программы | Определяются механизмы реализации разделов Программы в соответствии с Планом действий |
С точки зрения финансового обеспечения реализации Программы представляется возможным осуществить формирование инновационно-инвестиционного фонда или
как вариант создать научно-производственный холдинг Национальную инновационную компанию Новые энергетические проекты, которая функционирует с 2005 г. и консолидирует ресурсы для реализации конкретных инновационных проектов Программы.
Основными задачами и функциями инновационно-инвестиционного фонда могут стать:
- максимальное вовлечение средств (прежде всего внебюджетных) в инновационную деятельность;
- консолидация ресурсов: государственных (бюджетных и имущественных), научных, интеллектуальных, производственных и предпринимательских для реализации научных и инновационных проектов Программы;
- гарантийное обеспечение процессов заемного кредитования;
- коммерциализация результатов научно-технической деятельности в области водородной энергетики;
- привлечение иностранного капитала в проекты Программы и координация международного сотрудничества.
Реализация специальных серий ценных бумаг под будущую высокотехнологичную продукцию вновь созданных или реконструируемых производственных мощностей, а также под долю доходов с них является специфическим способом привлечения денежных средств для разработки других производств на базе прогресса в водородной энергетике.
Из этого формулируется стратегическая задача Программы, связанная не только с привлечением ресурсов государственных бюджетов (федерального и регионального уровней), финансово-кредитных учреждений к ее реализации, но и с поэтапным развитием таких источников финансирования, как инновационное инвестирование, венчурное финансирование и аккумулирующие его фонды, рынок ценных бумаг и др.
Целью создания управляющей компании по реализации Программы является консолидация и многократное мультиплицирование выделенных ресурсов государственных бюджетов федерального и регионального уровней, российского и иностранного бизнеса, научно-исследовательских и проектных организаций на основе согласования социально-экономических интересов в интегрированный капитал для реализации приоритетных научных и инновационных проектов Программы.
Функции управляющей компании:
- разработка прогнозов и стратегических планов развития водородной энергетики и реализации Программы;
- экспертиза и отбор научных и инновационных проектов;
- оперативное управление выполнением Программы, подпрограмм и проектов;
- стратегическое управление активами корпорации, включая эмиссию и размещение ценных бумаг на фондовых рынках;
- инновационный маркетинг;
- мониторинг процессов, контроль за выполнением и организация приемки научных и инновационных проектов;
- привлечение инвестиций с минимизацией рисков;
- подбор и обучение персонала для реализации проектов Программы;
- информационное сопровождение процессов принятия решений, PR (Public Relations);
- осуществление межрегионального и международного сотрудничества и т. д.
Организационно-экономический аспект Программы обусловливает необходимость консолидации и интеграции возможных источников ее финансирования. При этом многозвенность цикла наука производство потребитель, охватывающего фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, проектирование и капитальное строительство, технико-технологическую подготовку, приводит к необходимости использования разнообразных системных источников финансирования.
Для стартового этапа Программы необходимы ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации на важнейшие исследования и разработки, имеющие общегосударственное значение, связанные с освоением базисных инноваций, созданием принципиально новой техники и технологии для применения в водородной энергетике и в различных отраслях национальной экономики, а также на создание демонстрационных образцов и их испытание.
Инновационно-технологический уровень и конкурентоспособность продуктов и технологий, создаваемых в результате реализации проектов программы Водородная энергетика, зависят от положенных в их основу изобретений и патентной чистоты. Экспертиза и отбор на конкурсной основе инновационных проектов должны включать оценку наличия и качества изобретений и патентной чистоты программных продуктов и технологий.
При этом следует руководствоваться нормами патентного права, изложенными в главе 72 части IV Гражданского кодекса РФ.
Информация об изобретениях содержится в тематических выпусках Изобретения стран мира (включающих сведения по России, ближнему и дальнему зарубежью), периодически выпускаемых на бумажных носителях, дискетах и CD-ROM Информационно-издательским центром (ИНИЦ) Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Каждый тематический выпуск посвящен той или иной рубрике Международной патентной классификации (МПК), конкретным объектам техники и технологическим процессам. В этих выпусках содержатся сведения об изобретениях, в том числе в области водородной энергетики, например выпуск 44 (МПК С10 технические газы, топливо и др.), выпуск 11 (МПК В01, В81, В82 способы и устройства для осуществления различных физических и химических процессов и др.), а также в смежных областях.
Сведения об изобретательской активности в области водородной энергетики содержатся в отчете о патентных исследованиях, который должен представляться вместе с другими материалами заявки на конкурс для получения финансирования конкретных проектов. Под патентными исследованиями понимаются исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты. При проведении патентных исследований используются источники патентной и другой научно-технической информации.
Целью патентных исследований является получение исходных данных для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, использования современных научно-технических достижений и исключения неоправданного дублирования исследований и разработок, выявления тенденций научно-технического развития в области водородной энергетики.
Виды и характер представления основных результатов работ предусмотрены государственным стандартом Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований (ГОСТ 15.01196).
Патентные исследования проводятся на всех стадиях жизненного цикла объектов техники, в частности при разработке научно-технических прогнозов и программ развития науки и техники, при создании объектов техники, обосновании целесообразности экспорта продукции, продаже и приобретении лицензий, защите государственных интересов в области охраны промышленной собственности.
По результатам патентных исследований, проведенных на завершающих этапах разработки объекта в области водородной энергетики, приводятся сведения как об изобретениях (и иных объектах промышленной собственности), созданных в связи с разработкой данного объекта, так и о заимствованных отечественных и иных изобретениях (и иных объектах промышленной собственности), рекомендованных к использованию на ранних стадиях разработки объекта.
По результатам патентных исследований, сопоставительного анализа технического решения и выявленных альтернативных изобретений исследуются тенденции развития данного вида техники. Одновременно определяют возможность применения в разработке прогрессивных отечественных и зарубежных технических решений, новизну вновь созданных технических решений, оценивают целесообразность их правовой защиты в Российской Федерации и за рубежом или сохранения их в качестве секретов производства, а также патентную чистоту комплектующих элементов и всего объекта в целом.
Изобретательская активность выражает общественные потребности будущих периодов. Поэтому вначале следует оценить изобретательскую активность в рубриках (желательно на уровне подгрупп) МПК и выявить рубрики с наибольшей изобретательской активностью, относящиеся к водородной энергетике.
Следующая задача отыскать в этих направлениях наиболее эффективные изобретения, обеспечивающие при наименьших затратах наивысший результат. Это может быть выполнено с помощью экспертного метода, основываясь как на опыте экспертной группы, так и на данных отчетов о патентных исследованиях, выполненных участниками конкурса по проектам, претендующим на отбор в качестве приоритетных. Эта задача решается путем проведения отборочных конкурсов проектов в области водородной энергетики и при их экспертизе.
При этом особое внимание следует уделять отбору отечественных изобретений, способных обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке.
Необходимость перенесения акцента в экономике на ее инновационный сектор требует выдвижения на первый план обеспечения максимальной заинтересованности участников инновационного процесса (и юридических, и физических лиц) в достижении результатов стимулирования изобретательской и инновационной деятельности, которое связано с эффективностью использования результатов этой деятельности.