d9e5a92d

Организационно-экономическое и ресурсное обеспечение Программы

Особенности Программы как объекта управления выдвигают следующие требования к механизму ее формирования и реализации:
во-первых, он должен быть достаточно полным, системным и соответствовать сложности и масштабности объекта;
во-вторых, его элементы должны быть ориентированы на повышение научно-технического уровня, значимости, новизны разработок, их совокупного социально-экономического и экологического эффекта;
в-третьих, он должен базироваться на перспективных прогнозах, соответствующих целям и срокам научно-технического и инновационного развития;
в-четвертых, он должен быть гибким, своевременно адаптироваться к изменениям факторов на разных фазах научнотехнологических и экономических циклов;
в-пятых, обеспечивать открытость Программы, возможность участия в ней предприятий и организаций разных форм собственности, отечественного и зарубежного капитала, заинтересованных регионов и муниципальных образований.
При разработке Программы требуется учет множества различных факторов, связанных с ее реализацией. В качестве одного из важнейших можно назвать инновационный потенциал промышленности, который характеризуется возможностью освоить и тиражировать высокие технологии в области водородной энергетики в экзогенно заданное рынком время и заданными темпами.
Не имея развитой технологической среды, освоить и тиражировать конкурентоспособную инновационную продукцию на мировом рынке практически невозможно. Экономический рост будет иметь место только тогда, когда инновационный потенциал будет соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности проблем, связанных с освоением и тиражированием нововведений.
Естественным выходом из создавшегося положения представляется переход к наукоемкому, ресурсосберегающему способу производства электроэнергии, который происходит в развитых странах одновременно с развитием пятого и внедрением шестого технологических укладов. Это потребует реализации мероприятий, направленных на устранение глобальных диспропорций в технологической структуре экономики страны, формирование экономики инновационного типа.

При разработке и реализации соответствующих мероприятий необходимо учесть следующее.
1. Возрождение научно-технического и инновационного потенциалов отраслей экономики, технологически сопряженных с водородной энергетикой, необходимо осуществлять комплексно, на основе принципа сбалансированного развития, путем разработки и реализации соответствующих целевых программ. Они должны обеспечить увязку необходимого состава работ, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления.
2. Необходимо законодательно установить для участников инновационной деятельности, реализующих Национальную программу в области водородной энергетики, которые объединили интеллектуальные, материально-вещественные, трудовые и финансовые ресурсы, налоговые каникулы, срок действия которых должен определяться длительностью инновационного процесса для разработки, создания и производства принципиально новой техники и технологий.
3. Проводить кардинальные преобразования в самом хозяйственном механизме, поскольку изменения, связанные с перестройкой производства в области водородной энергетики и отраслях потребителях ее продукции, будут колоссальны по своему масштабу.

Организационно-экономическое и ресурсное обеспечение Программы



Механизм функционально включает следующие экономические и организационные процессы.
Экономические процессы:
- прогнозирование, текущее и стратегическое планирование работ по комплексному решению важнейших научно-технических и инновационных проблем народно-хозяйственного и отраслевого уровней при реализации программы и координации действий участников с учетом приоритетных направлений инновационного развития российской и мировой экономики;
- финансирование централизованные ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов (на проведение научных исследований и разработок, технологические инновации, капитальные вложения в нерыночный сектор экономики); средства бюджетных и внебюджетных фондов, в том числе инвестиционных и венчурных; финансирование на конкурсной основе в рамках государственных инвестиционных, научно-технических и инновационных программ, а также отдельных проектов; частные и иностранные инвестиции;
- кредитование кредиты российских и зарубежных финансово-кредитных организаций для поддержки высокоэффективных прикладных научно-технических и инновационных проектов, а также для решения задач массового распространения нововведений;
- предоставление налоговых и таможенных преференций полное или частичное освобождение субъектов и объектов научно-технической и инновационной деятельности Программы от налогообложения и таможенных платежей для повышения конкурентоспособности научно-технической и инновационной продукции в период ее инновационного освоения;
- ценообразование система договорных цен на научнотехническую и инновационную продукцию, обеспечивающих баланс экономических интересов в цепи разработчик изготовитель потребитель нововведений; прогнозирование динамики цен, их своевременное снижение для расширения спроса;
- стимулирование использование фондов оплаты труда, материального поощрения, методов морального стимулирования участников реализации Программы и ее проектов. Стимулирование притока кадров в Программу можно инициировать мерами социального характера, осуществление которых возможно при определенной государственной поддержке, сочетающейся с усилиями частного и корпоративного секторов экономики (научно-техническое творчество молодых специалистов в области водородной энергетики, проведение конкурсов на изобретения и т. п.).
Организационные процессы:
- организационное обеспечение формирование организационных структур управления Программой, создание и эффективное функционирование управляющей компании, разработка форм организационно-экономического взаимодействия участников Программы;
- экспертное обеспечение, позволяющее осуществить отбор наиболее эффективных и перспективных при реализации Программы научных и инновационных проектов исходя из научно-технического уровня, экономической и экологической эффективности проектно-конструкторских решений, конкретных продуктов и технологий.
Можно выделить четыре основных вида экспертизы с учетом совокупности требований к Программе, применимых в механизме ее формирования: научную и инновационно-технологическую, экономическую и экологическую экспертизы. Научная экспертиза призвана обеспечить лиц и органы, принимающих решения по Программе, информацией о научной новизне, перспективности, значимости, масштабности и т. д. Целью инновационно-технологической экспертизы является оценка технологического уровня и конкурентоспособности проектов Программы, инновационной направленности капитальных вложений в основные фонды, а также технологических параметров, конкурентоспособности продукции, производимой на основе инвестиционных вложений, технологического уровня ее производства и т. д. Экономическая экспертиза дает заключение о рентабельности и сроках окупаемости вложений в проекты, экологическая об их влиянии на окружающую среду.
В Программе с помощью экспертизы должны осуществляться такие этапы ее формирования и реализации, как отбор проектов для их включения в состав Программы, оценка полученных результатов. Экспертиза как особый вид интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязана с процессами прогнозирования и анализа.
Отбор проектов в Программу, то есть наполнение ее конкретным содержанием в виде достаточно крупных, логически сопряженных между собой работ (проектов), будет базироваться на экспертизе.
Для отбора проектов в состав Программы первоначально проводится их научная экспертиза, а затем по проектам, получившим по ее результатам положительные заключения, осуществляются инновационно-технологическая, экологическая и экономическая экспертизы бизнес-планов инновационно-инвестиционных проектов.
Оценка Программы перед ее утверждением проводится с помощью комплексной экспертизы, объединяющей специализированную научную, инновационно-технологическую, экономическую и экологическую экспертизы, что позволит получить максимально полную информацию о проектах Программы как о системном программном комплексе, обладающем внутренним единством, непротиворечивостью, сбалансированностью, и оценить возможности для достижения целей Программы.
Оценка хода реализации Программы позволяет периодически ее корректировать, уточнять содержание в зависимости от достигнутых результатов. Контроль за реальным ходом выполнения работ по Программе будет выступать в качестве обратной связи, обеспечивающей своевременное внесение необходимых изменений, и явится важнейшей функцией заказчиков и управляющей компании.
Роль экспертизы при осуществлении контроля заключается в увеличении глубины, повышении всесторонности и объективности оценки, достигаемой за счет того, что в такой оценке будут участвовать высококвалифицированные эксперты, не только не имеющие прямой заинтересованности в искажении этих результатов, но и способные осуществлять анализ, предоставлять соответствующие объяснения ходу процессов и конструктивные рекомендации по их корректировке, а также в своевременной корректировке состава проектов при появлении новых научно-технических достижений и при существенном изменении конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
Кадровое обеспечение Программы подготовка трудовых ресурсов для реализации проектов Программы и сис-
тема их переподготовки и повышения квалификации; система аттестации работников и т. д. Кадровое обеспечение должно охватить следующие направления: интеграцию науки и высшего образования в области водородной энергетики; обеспечение высококвалифицированными кадрами; стимулирование притока в Программу как научных и инженерноконструкторских, так и рабочих кадров; повышение квалификации и зарубежные стажировки ученых и специалистов.
Интеграция науки и высшего образования, с одной стороны, должна создать в рамках Программы условия для получения наукой принципиально новых междисциплинарных знаний за счет соединения и комплексирования ее различных областей и направлений, междисциплинарных исследований, привлечения к проектам талантливой молодежи. С другой стороны, интеграция должна обеспечить повышение квалификации научных и инженерных кадров, их более быструю адаптацию к созданию и использованию нововведений (инноваций) в области водородной энергетики.
Механизм интеграции науки и высшего образования в Программе может широко использовать как уже зарекомендовавшие себя организационные формы в виде совместных учебно-научных центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, так и пока еще относительно новые формы, как, например, федеральный центр науки и высоких технологий в области водородной энергетики России.
Подготовка кадров рабочих специальностей в Программе должна быть органически увязана с Концепцией действий на рынке труда, действующей в России в настоящее время. Согласно этой Концепции, профессионально-квалификационная структура подготовки кадров по рабочим специальностям должна соответствовать не только текущим, но и, что особенно важно для водородной энергетики, перспективным потребностям экономики, кардинально модернизируемой при ее реализации (новые рабочие профессии в энергетике, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, машиностроении, появляющиеся при ориентации этих отраслей хозяйства на использование водорода в качестве энергетического ресурса).

Нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение Программы

Данное обеспечение заключается в формировании нормативной базы управления, информационных технологий планирования, автоматизированной системы обмена информацией и издании научно-производственной периодики.
Правовое обеспечение формирование совокупности законодательных и нормативных актов, регламентирую -щих деятельность организаций, участвующих в реализации Программы.
Организационно-экономическое обеспечение Программы призвано создать благоприятные условия для устойчивого научно-технического и инновационного развития водородной энергетики Российской Федерации, охватывающего весь его цикл от углубления фундаментальных научных знаний, проведения прикладных исследований и разработок до создания и замены устаревших технологий новыми, более совершенными. Оно должно сочетать элементы централизованного управления развитием стратегически важных направлений технологического прорыва с рыночным регулированием воспроизводственных процессов, посредством которых осуществляются согласование экономических интересов участников Программы и достижение намеченных инновационных результатов.

Для успешной реализации Программы необходимо ее надлежащее нормативно-правовое обеспечение. Перечень первоочередных нормативно-правовых актов федерального значения представлен в табл.

4.1.
Определение порядка рассмотрения и утверждения национальной научноинновационной программы Водородная энергетика на период до 2050 г., определение основных параметров ее госу-
Указы Президента РФ О национальной научно-инновационной программе Водородная энергетика на период до 2050 г.

2 Федеральный закон О национальной научно-инновационной программе Водородная энергетика на период до 2050 г. Определяются статус и порядок реализации национальной научно-инновационной программы, налоговые и таможенные преференции
3 Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Положения о порядке управления реализацией национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика Определяются порядок управления Программой, функции заказчиков управляющей компании и исполнителей
4 Постановление Правительства РФ О реализации национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика Утверждение государственных заказчиков Программы из числа государственных органов исполнительной власти федерального уровня, определяются объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета
5 Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Плана действий по реализации национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика на период до 2050 г. Утверждается План действий государственной исполнительной власти федерального уровня, содержащий перечень мероприятий и ответственных исполнителей, промежуточные и конечные результаты Программы, сроки их выполнения
6 Приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти России, ответственных за реализацию Программы Определяются механизмы реализации разделов Программы в соответствии с Планом действий

С точки зрения финансового обеспечения реализации Программы представляется возможным осуществить формирование инновационно-инвестиционного фонда или
как вариант создать научно-производственный холдинг Национальную инновационную компанию Новые энергетические проекты, которая функционирует с 2005 г. и консолидирует ресурсы для реализации конкретных инновационных проектов Программы.
Основными задачами и функциями инновационно-инвестиционного фонда могут стать:
- максимальное вовлечение средств (прежде всего внебюджетных) в инновационную деятельность;
- консолидация ресурсов: государственных (бюджетных и имущественных), научных, интеллектуальных, производственных и предпринимательских для реализации научных и инновационных проектов Программы;
- гарантийное обеспечение процессов заемного кредитования;
- коммерциализация результатов научно-технической деятельности в области водородной энергетики;
- привлечение иностранного капитала в проекты Программы и координация международного сотрудничества.
Реализация специальных серий ценных бумаг под будущую высокотехнологичную продукцию вновь созданных или реконструируемых производственных мощностей, а также под долю доходов с них является специфическим способом привлечения денежных средств для разработки других производств на базе прогресса в водородной энергетике.
Из этого формулируется стратегическая задача Программы, связанная не только с привлечением ресурсов государственных бюджетов (федерального и регионального уровней), финансово-кредитных учреждений к ее реализации, но и с поэтапным развитием таких источников финансирования, как инновационное инвестирование, венчурное финансирование и аккумулирующие его фонды, рынок ценных бумаг и др.

Организация управления реализацией Программы

Целью создания управляющей компании по реализации Программы является консолидация и многократное мультиплицирование выделенных ресурсов государственных бюджетов федерального и регионального уровней, российского и иностранного бизнеса, научно-исследовательских и проектных организаций на основе согласования социально-экономических интересов в интегрированный капитал для реализации приоритетных научных и инновационных проектов Программы.
Функции управляющей компании:
- разработка прогнозов и стратегических планов развития водородной энергетики и реализации Программы;
- экспертиза и отбор научных и инновационных проектов;
- оперативное управление выполнением Программы, подпрограмм и проектов;
- стратегическое управление активами корпорации, включая эмиссию и размещение ценных бумаг на фондовых рынках;
- инновационный маркетинг;
- мониторинг процессов, контроль за выполнением и организация приемки научных и инновационных проектов;
- привлечение инвестиций с минимизацией рисков;
- подбор и обучение персонала для реализации проектов Программы;
- информационное сопровождение процессов принятия решений, PR (Public Relations);
- осуществление межрегионального и международного сотрудничества и т. д.
Организационно-экономический аспект Программы обусловливает необходимость консолидации и интеграции возможных источников ее финансирования. При этом многозвенность цикла наука производство потребитель, охватывающего фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, проектирование и капитальное строительство, технико-технологическую подготовку, приводит к необходимости использования разнообразных системных источников финансирования.

Для стартового этапа Программы необходимы ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации на важнейшие исследования и разработки, имеющие общегосударственное значение, связанные с освоением базисных инноваций, созданием принципиально новой техники и технологии для применения в водородной энергетике и в различных отраслях национальной экономики, а также на создание демонстрационных образцов и их испытание.

Использование изобретений и патентная экспертиза

Инновационно-технологический уровень и конкурентоспособность продуктов и технологий, создаваемых в результате реализации проектов программы Водородная энергетика, зависят от положенных в их основу изобретений и патентной чистоты. Экспертиза и отбор на конкурсной основе инновационных проектов должны включать оценку наличия и качества изобретений и патентной чистоты программных продуктов и технологий.

При этом следует руководствоваться нормами патентного права, изложенными в главе 72 части IV Гражданского кодекса РФ.
Информация об изобретениях содержится в тематических выпусках Изобретения стран мира (включающих сведения по России, ближнему и дальнему зарубежью), периодически выпускаемых на бумажных носителях, дискетах и CD-ROM Информационно-издательским центром (ИНИЦ) Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Каждый тематический выпуск посвящен той или иной рубрике Международной патентной классификации (МПК), конкретным объектам техники и технологическим процессам. В этих выпусках содержатся сведения об изобретениях, в том числе в области водородной энергетики, например выпуск 44 (МПК С10 технические газы, топливо и др.), выпуск 11 (МПК В01, В81, В82 способы и устройства для осуществления различных физических и химических процессов и др.), а также в смежных областях.
Сведения об изобретательской активности в области водородной энергетики содержатся в отчете о патентных исследованиях, который должен представляться вместе с другими материалами заявки на конкурс для получения финансирования конкретных проектов. Под патентными исследованиями понимаются исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты. При проведении патентных исследований используются источники патентной и другой научно-технической информации.

Целью патентных исследований является получение исходных данных для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, использования современных научно-технических достижений и исключения неоправданного дублирования исследований и разработок, выявления тенденций научно-технического развития в области водородной энергетики.
Виды и характер представления основных результатов работ предусмотрены государственным стандартом Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований (ГОСТ 15.01196).

Патентные исследования проводятся на всех стадиях жизненного цикла объектов техники, в частности при разработке научно-технических прогнозов и программ развития науки и техники, при создании объектов техники, обосновании целесообразности экспорта продукции, продаже и приобретении лицензий, защите государственных интересов в области охраны промышленной собственности.
По результатам патентных исследований, проведенных на завершающих этапах разработки объекта в области водородной энергетики, приводятся сведения как об изобретениях (и иных объектах промышленной собственности), созданных в связи с разработкой данного объекта, так и о заимствованных отечественных и иных изобретениях (и иных объектах промышленной собственности), рекомендованных к использованию на ранних стадиях разработки объекта.
По результатам патентных исследований, сопоставительного анализа технического решения и выявленных альтернативных изобретений исследуются тенденции развития данного вида техники. Одновременно определяют возможность применения в разработке прогрессивных отечественных и зарубежных технических решений, новизну вновь созданных технических решений, оценивают целесообразность их правовой защиты в Российской Федерации и за рубежом или сохранения их в качестве секретов производства, а также патентную чистоту комплектующих элементов и всего объекта в целом.
Изобретательская активность выражает общественные потребности будущих периодов. Поэтому вначале следует оценить изобретательскую активность в рубриках (желательно на уровне подгрупп) МПК и выявить рубрики с наибольшей изобретательской активностью, относящиеся к водородной энергетике.
Следующая задача отыскать в этих направлениях наиболее эффективные изобретения, обеспечивающие при наименьших затратах наивысший результат. Это может быть выполнено с помощью экспертного метода, основываясь как на опыте экспертной группы, так и на данных отчетов о патентных исследованиях, выполненных участниками конкурса по проектам, претендующим на отбор в качестве приоритетных. Эта задача решается путем проведения отборочных конкурсов проектов в области водородной энергетики и при их экспертизе.

При этом особое внимание следует уделять отбору отечественных изобретений, способных обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке.
Необходимость перенесения акцента в экономике на ее инновационный сектор требует выдвижения на первый план обеспечения максимальной заинтересованности участников инновационного процесса (и юридических, и физических лиц) в достижении результатов стимулирования изобретательской и инновационной деятельности, которое связано с эффективностью использования результатов этой деятельности.



Содержание раздела