d9e5a92d

Национальная программа водородной энергетики

Большая часть из них предварительно пройдет испытания в сети общественного транспорта Германии, Италии и Франции.
Как видим, работа по развитию водородной экономики в Европе давно переведена на уровень способов, техники, процедур и методов деятельности различных институтов в сфере энергетики, экономики, экологии, политики, в социальной и информационной сферах. Таким в свете институци-ального подхода и видится действие общего механизма коммерциализации водородной энергетики.

Он даст возможность конкретизировать цели и задачи, пути и способы их решения применительно к различным слоям общества через соответствующие институты, что и обеспечит широкое включение человеческого фактора в решение поставленных задач.
Конечно, надо учитывать, что Россия пока существенно отстает от европейских стран в технологиях достижения социально важных целей. В практической работе по кадровому и информационному обеспечению водородной программы в России необходимо учитывать европейский опыт информатизации проектов и программ водородной энергетики, а также некоторый отечественный опыт, полученный в последние годы, использовать полифункциональность данной программы, как правило, присущую всем инновациям подобного масштаба.
Национальная программа водородной энергетики представляет собой:
- реализацию достижений мирового и национального интеллектуального потенциала (в соответствии с законом роста интеллектуализации общества);
- расширение круга товаров и услуг, улучшение их качества (в соответствии с законом возвышения и дифференциации потребностей общества);
- вовлечение в производство новых производительных сил (в соответствии с законом экономии труда);
- приведение в соответствие структур воспроизводства, структур потребностей и структур внешней среды (в соответствии с законом пропорциональности развития).
Такой подход к программе, практически проверенный при организации трансфера инновационных технологий, вполне приемлем и для инновационных программ на любом уровне от глобального до точечного. Это значит, что после того, как определены цели водородной энергетики и экономики, разработаны глобальная и национальная концепции, приняты соответствующие программы, необходимо создать обеспечивающие реализацию программ специальные технологии.

Иначе говоря, подготовить и привести в действие механизм достижения намеченных целей, выступающий в виде целостной системы технологий, связывающих программные установки с практической деятельностью людей. Тех, кому предстоит проводить эти установки в жизнь и в конечном счете становиться производителями и потребителями водородной и других видов экологически чистой энергетики.
В настоящее время водородная энергетика в федеральных органах управления России, в регионах и непрофильных отраслях все еще известна преимущественно по публикациям, причем главным образом специалистам. Нередко даже государственные служащие в министерствах и ведомствах, работники с высшим образованием мало знают о ней.
Надо исходить из того, что к водородной программе и ее конкретным проектам в регионах и отраслях многие специалисты будут относиться по-разному, но в целом скорее недоброжелательно. На это имеются достаточно веские причины.


Водородная энергетика, как и любое другое радикальное новшество с еще не совсем ясными последствиями, вызывает естественное неприятие людей уже тем, что меняет сложившийся образ жизни и устоявшийся быт и вынуждает искать пути приспособления к новым условиям. Без учета этого обстоятельства самые проверенные технологии могут не сработать, более того, вызвать негативную реакцию. Чтобы снять это неприятие, потребуется немало времени и сил.

Сложившееся отставание в сознании людей придется преодолевать постоянно в ходе реализации программы, учитывая, что водородные технологии могут войти в жизнь лишь при активном участии большей части населения.
В свое время нечто похожее происходило в России с паровыми и углеводородными двигателями, с электричеством и газом, а сейчас происходит с компьютерной техникой и технологиями. Поэтому надо заранее побеспокоиться о том, чтобы вовремя подготовить к восприятию водородной энергетики сначала те регионы и отрасли, где она будет осваиваться в первую очередь, а затем постепенно готовить и все население страны.

Причем в этой работе надо апеллировать к наиболее восприимчивым к инновациям социальным группам.
Необходимо также учитывать, что даже технически грамотная молодежь, которая наиболее восприимчива к новым технологиям, далеко не всегда готова принять водород в его новом энергетическом качестве. Недавно в МИРЭА было проведено социологическое исследование среди студентов в возрасте до 25 лет. Учитывая, что анкетирование проводилось в техническом университете, где водородная энергетика находится в центре внимания уже не первый год, можно было надеяться на ее дружную поддержку. Но результаты таковы: положительно относятся к водороду в качестве топлива чуть больше половины опрошенных, для четверти опрошенных это безразлично, а еще четверть крайне отрицательно и просто отрицательно относится к этому виду топлива.

Причем только 41% считает возможным в нашей стране переход на водородную энергетику, а затем на водородную экономику, 33% считают это невозможным, а остальные не имеют мнения на этот счет.
В связи с этим крайне необходима опережающая информация. В ходе реализации Национальной программы следует исходить из того, что новые энергоресурсы, устройства и технологии, даже очень простые, надежные и дешевые, экономика не примет, если они не станут необходимыми товарами и услугами, если опережающая информации о них не создаст покупательский спрос и не приведет в движение национальный рынок.
Опережающая информация должна быть сосредоточена на специфических достоинствах энергетических, экономических, экологических, политических, социальных, образовательных, информационных и иных технологий, связывающих в единое целое различные аспекты деятельности людей, которых необходимо объединить задачами Национальной программы. Но главная цель информационного влияния в том, чтобы показать обществу перспективность водородной энергетики в целом.
Это очень важно учитывать на практике, потому что речь идет о влиянии на самых разных людей энергетиков, экономистов, экологов, политиков, социологов, преподавателей, журналистов, инженеров, рабочих, студентов и даже школьников. Однако в первую очередь перспективы новой энергетики должны уяснить ученые как эксперты, политики как представители государства, предприниматели как участники коммерциализации водородных инноваций.
Следует обратить внимание, что четыре аспекта деятельности энергетика, экономика, экология и политика, взятые и в глобальном, и в национальном плане, находились в центре энергетических соглашений участников Саммита-2006 стран Группы восьми. С согласования этих четырех аспектов в принятых документах, собственно, и начинаются ответы международного сообщества на глобальные энергетические проблемы: При наличии политической воли международное сообщество в состоянии эффективно решить три взаимосвязанные задачи: энергетической безопасности, экономического роста и экологии (так называемые 3 Э).

Справедливые и конкурентные (основанные на рыночных принципах) ответы на глобальные энергетические вызовы будут предотвращать возможные деструктивные действия, угрожающие производству, поставкам и транзиту энергоресурсов, и способствовать созданию надежной основы динамичного и устойчивого развития нашей цивилизации в долгосрочной перспективе.
Энергетические технологии применительно к задачам развития водородной энергетики предусматривают овладение инновациями в процессе производства, хранения, транспортировки, потребления и обеспечения безопасности водорода. Преимущества водородных инноваций должны быть показаны обществу в первую очередь, причем еще на стадии исследований и опытно-конструкторских работ.
Продвижение водородных технологий в производство и потребление должно систематически проходить публичную научно-производственную экспертизу, а также освещаться в СМИ, начиная с фундаментальных и прикладных исследований, научных проектов, экспериментальных и демонстрационных образцов. Примером такого открытого подхода может служить разработка и реализация Комплексной программы исследований и экспериментальных работ по производству и использованию водорода и топливных элементов, которую в настоящее время ведут десятки российских НИИ и вузов по инициативе ГМК Норильский никель, поддержанной Российской академией наук.
В ходе продвижения Национальной программы следует учитывать, что и в настоящее время, и в перспективе технологии водородной энергетики успешно используются наряду и вместе с другими экологически чистыми энергетическими технологиями, которые разрабатываются на базе альтернативных, восполняемых источников энергии. Прежде всего это атомно-водородные, гидроэнергетические, солнечно-ветровые, геотермальные и ряд других. Не следует также полностью противопоставлять водородные инновации традиционным источникам энергии древесине, углю, нефти и газу.

Новейшие научные разработки показывают, что при острой необходимости допустимо использовать и невосполняемые источники энергии без ущерба для природы.
Национальная водородная программа нуждается в новых энергетических технологиях. Здесь крайне необходим качественный прорыв, связанный с поиском новых научных и технических идей, изобретений и подходов, которые могли бы пополнить научно-технический потенциал водородной энергетики.

На эту потребность следует ориентировать широкие массы людей, достаточно образованных и способных к свободному творческому поиску, прежде всего молодежь.
Экономические технологии активно применяются уже на этапе коммерциализации новшеств водородной энергетики. Это начальный этап в развитии водородной экономики, в ходе которого на базе специализированных научно-технических центров и комплексов в регионах пионерного освоения формируется отрасль водородной энергетики и ее инфраструктура. Национальная программа в связи с этим предусматривает создание и распространение автономных энергоустановок, использование топливных элементов в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в связи и бытовой радиоэлектронике.

В дальнейшем, по мере рясттти-рения и углубления водородного энергетического пространства последует эффективное крупномасштабное распространение специальных экономических технологий. В более отдаленной перспективе водородно-энергетическая отрасль со своей инфраструктурой должна органично вписаться в экономическую систему страны, чтобы преобразовать ее в водородную экономику.
Таков общий подход. Основное средство его реализации экономические технологии, связывающие водородные инновации с их потребителями на национальном и мировом рынке. Россия пока существенно отстает от стран-лиде-ров в использовании экономических технологий, которые могли бы в решающей степени способствовать распространению водородной энергетики.

Коммерциализация водородной техники, технологий и энергетических систем за рубежом, как известно, началась еще в прошлом веке и развивалась с использованием инструментов развитой рыночной экономики, в то время как наша страна до сих пор преодолевает последствия переходного периода.
Однако экономические технологии, развивающие рынки, в том числе и рынок водородной энергетики, достаточно широко известны. Многие из них сейчас успешно применяются и в нашей стране, что особенно заметно по последним инновационным переменам в российской экономике, связанным с приоритетными национальными проектами.

Другие проверенные технологии нетрудно позаимствовать у зарубежных партнеров. Было бы полезно, опираясь на быстро развивающиеся инновационные центры, последовательно разворачивать трансфер экономических технологий, принятых в ВТО.

Документы Саммита-2006 стран Группы восьми содержат хороший методологический материал и для этой работы.
В экономике, как и в научно-производственной сфере, требуются свои лидеры отдельные отрасли и регионы, анклавы, города, поселки, технопарки, где экономически целесообразно применение водородной энергетики. Нужны лидеры-институты, которые будут давать систематические экономические инновационные прогнозы по отраслям и регионам, профессионально займутся маркетингом и рекламой в области водородной экономики.

И все это должно проходить в тесном сотрудничестве с экологами, социологами, лидерами общественных организаций.
Экологические технологии чрезвычайно важны для реализации Национальной водородной программы. Наряду с энергетическими и экономическими технологиями они являются важнейшим технологическим звеном, дающим водородной энергетике реальную перспективу масштабного развития на мировом и национальном уровне.

Экологические проблемы глобального масштаба, открывшие перед водородной энергетикой вектор новой цивилизации, резко подняли ее статус в политике и системе общечеловеческих ценностей. Отныне экологические технологии являются и критерием, и мерой дальнейшего развития водородной энергетики.
Выделяются два типа экологических технологий, с помощью которых реализуются программные задачи развития водородной энергетики. Во-первых, технологии охраны природы, традиционно сложившиеся в ходе преодоления последствий экологического кризиса и предотвращения его перерастания в глобальную экологическую катастрофу.

Они включают мониторинг окружающей среды и экологический аудит, методы и способы контроля над состоянием атмосферы и воды, земельных ресурсов, флоры и фауны и т. д. Особое значение придается условиям жизни и здоровью людей. Эти технологии находятся в постоянном действии, они хорошо знакомы значительной части специалистов и даже школьникам, и поэтому их использование в целях реализации программы водородной энергетики может стать весьма эффективным. Во-вторых, технологии, производные от реальных экологических проблем, которые разрешаются путем водородных энергетических инноваций. Это технологии преобразования растительной биомассы и углеводородов твердых бытовых отходов в энергоносители без выбросов в окружающую среду, парогазовые турбины, биогазовые, солнечно-водородные и другие технологии для получения экологически чистой энергии с помощью водорода.

По сути, это уже энергоэкологические технологии. Их число неуклонно растет по мере развития водородной энергетики, что демонстрирует населению степень реализации поставленных программных задач, привлекая его к дальнейшей совместной работе со специалистами на данном направлении.
Политические технологии являются непременным атрибутом всех энергетических проблем, касающихся государственных проблем, тем более имеющих цивилизационное значение. Как верно отмечалось на Саммите-2006 стран Группы восьми, глобальные энергетические проблемы международное сообщество в состоянии эффективно решить лишь при наличии политической воли, связывая это решение с созданием в долгосрочной перспективе надежной основы динамичного и устойчивого развития нашей цивилизации.

В международном плане водородная энергетика не имеет столь значительной поддержки со стороны политиков, как углеводородная или атомная энергетика, составляющие основу энергобезопасности стран. Тем не менее водородные технологии для производства энергии в последнее время все чаще оказываются объектом политических технологий, за которыми проявляется определенная политическая воля.
Одним из волевых результатов последних лет является учреждение 14 странами мира в 2003 г. Международного партнерства по водородной экономике с целью создания механизма международной кооперации для развития исследований, разработок, демонстраций и коммерческого использования технологий производства, хранения, доставки и применения водорода. Показательно, что Россию как учредителя представляли руководители Минпромнауки, Минэкономразвития, Минатома, Росавиакосмоса, Госдумы и Российской академии наук.
Политическая воля, как известно, способна привести в действие население группы стран и отдельной страны, включить в решение намеченных задач большую человеческую энергию, однако в каждой стране она распределяется неравномерно, в соответствии со сложившимся политическим устройством. Соответственно и политические технологии в современном сложноорганизованном государстве и обществе с учетом межгрупповой конкуренции в сфере власти отличаются исключительным многообразием.
Политология достаточно подробно исследовала систему политических технологий, и в процессе разработки и реализации Национальной водородной программы не возникает, как правило, каких-либо теоретических или методологических проблем, связанных с их применением. Проблемы возникают в связи с реальными противоречиями и межгрупповой конкуренцией прежде всего на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Противоречия такого рода (как и другие противоречия) необходимо учитывать при подготовке законодательных инициатив, административных решений и иных политических акций в пользу развития водородной энергетики.
С учетом того, что Национальная водородная программа основывается на принципах инновационного партнерства государства и бизнеса, науки и образования, участники партнерства выполняют присущие им функции под политическим контролем государства, обеспечивающего национальную энергетическую безопасность. Государство принимает и утверждает перспективную энергетическую стратегию, Национальную программу и совместно с гражданским обществом разрабатывает законодательную базу ее реализации.

Государственный политический механизм обеспечивает распространение водородных инноваций и развитие необходимой инфраструктуры в нерыночном секторе экономики, подготовку кадров государственных служащих, защищает права интеллектуальной собственности и т. п. Поэтому необходим федеральный закон о водородной энергетике, обеспечивающий инновационное партнерство государства и гражданского общества в ходе реализации Национальной водородной программы.
Социальные технологии неотрывны от всей системы технологий, работающих на программу водородной энергетики, поскольку связаны с растущей дифференциацией общества на основе различий людей по образовательному уровню, религиозной принадлежности, а также по родственным, этническим и особенно социокультурным характеристикам. Продвижение идей экологически чистой энергетики в экономику страны неизбежно испытывает торможение, обусловленное социальной стратификацией общества по возрасту, профессии, доходам и т. д. Ясно и то, что отношение к водородной программе со стороны многочисленных социальных групп прямо или косвенно влияет и на политические решения в стране, без которых серьезные водородные преобразования в экономике неосуществимы.

Все это придает социальным технологиям исключительно большое значение не только в изучении, но и в формировании общественного мнения относительно водородной проблематики.
В нашей стране есть крупные социальные институты, которые могли бы разработать социальную стратегию и специальные технологии, обеспечивающие подвижки массового сознания в благоприятном для новой энергетики направлении, что имело бы важные последствия для максимального включения человеческого фактора в реализацию водородной программы. Необходимы также и систематические конкретные социо -логические исследования, особенно деятельной и учащейся молодежи, в первую очередь в вузах технических и гуманитарных.

Заслуживают внимания неформальные объединения молодежи по интересам (экологические и водородные клубы, устойчивые группы при интернет-кафе, пресс-клубы, объединения туристов, социологические кружки и т. п.).
С учетом прогрессирующей глобализации в развитии национальной водородной энергетики особую роль приобретают международные объединения студентов и молодых ученых, стремящихся к установлению и расширению межличностных связей, в основе которых лежат профессиональные интересы. Примером в этом отношении могут служить студенческие водородные клубы, получающие распространение в вузах и школах России, Белоруссии, Украины и других стран на территории бывшего СССР!

Необходимы не только конкретные социологические исследования деятельности таких образований, но и социологические эксперименты, а также государственная поддержка молодежных объединений подобного типа.
Образовательные технологии. Развернутая система образовательных технологий в инновационном обществе XXI в. представлена в своих важнейших чертах на Саммите-2006 глав стран Группы восьми, которые рассматривают ее как основу человеческого прогресса. Документы Саммита-2006 убедительно показали, что и в глобализованном, быстро меняющемся мире, в условиях опасных климатических изменений и дефицита энергии, прогресс человечества зависит, прежде всего от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах, то есть в конечном счете от энергии человеческого фактора.

Именно поэтому данные документы содержат основные ориентиры и параметры для эффективного использования образовательных и информационных технологий и в целях экологически чистой водородной энергетики.
В связи с необходимостью устойчивого развития Группа восьми взяла на себя обязательства содействовать крупномасштабному инвестированию в человеческие ресурсы, в совершенствование профессиональных навыков и научных исследований, в модернизацию систем образования. В центр этой работы поставлены развитие и интеграция всех трех элементов треугольника знаний (образование, исследования и инновации). Одобрено проведение Всемирного форума под девизом Образование, инновации и исследования: новое партнерство для устойчивого развития.

Поддержан Болонский процесс, направленный на создание общеевропейской зоны высшего образования. Отмечено участие делового сообщества и неправительственных организаций в развитии непрерывного образования. Восьмерка обязалась содействовать мерам государственного регулирования, поощряющим инновации.

Правительства при разработке политики в сфере образования и трудовых ресурсов обязаны учитывать мнение предпринимательского сообщества, вузов и организаций трудящихся так решили на высшем уровне.
Все эти установки несут в себе достаточно объемную и глубоко проработанную систему образовательных технологий, без использования которых в России не может быть разработана и реализована полномасштабная Национальная программа водородной энергетики и экономики. Принятые за рубежом новые формы обучения, связанные с подготов -кой бакалавров и магистров, непрерывным образованием, а также применением дистанционного обучения и других современных информационных средств, уже стали входить в технологический арсенал российской системы образования.

Скоро они, согласно намеченной программе, начнут в полной мере работать на развитие экологически чистой водородной энергетики.
Локомотивом активизации кадрового и информационно -го обеспечения водородной программы становится и приоритетный национальный проект Образование, который вовлекает российскую молодежь в инновационное развитие, полностью отвечающее требованиям шестого технологического уклада. Здесь особое значение приобретают Интернет, интенсивная компьютеризация вузов, школ и других учебных заведений.

Все более доступными становятся международные образовательные ресурсы в самых далеких уголках страны, и это должно максимально использоваться водородным образованием, прежде всего в местах пионерного освоения новой энергетики.
Не забыты в России и тоже успешно применяются разработанные на национальной почве технологии педагогики сотрудничества и развивающего образования, проектного обучения, технического творчества и другие, которые в свою очередь пополняют технологическую базу водородного образования. Все они объединены общей концепцией водородного всеобуча, охватывающей население страны от государственных служащих до воспитанников старших групп в детских садах.

Водородный всеобуч включает также дополнительную водородную специализацию, единую для всей системы образования среднего, среднего специального и высшего.



Содержание раздела