d9e5a92d

Международный водородный клуб

В ее рамках МИРЭА как один из учредителей конференции с 2000 г., а позже и Соколиная Гора совместно с лидерами отрасли продвигают высокие технологии и водородную энергетику в отраслевую инфраструктуру. Конференция проводится с 1998 г. под эгидой Совета Федерации.

В последние годы по личной рекомендации председателя Совета Федерации С.М. Миронова она проходит в прямом контакте с экологически перегруженными и отдаленными регионами Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера, где сосредоточена добыча нефти и газа, цветных металлов, добывается 100% всех российских алмазов и платиноидов, 83% серебра и около 63% золота.
5. Международная конференция Платиновыеметаллы в современной индустрии, водородной энергетике и в сферах жизнеобеспечения будущего (Берлин, 2005, 2006). Главный учредитель и генеральный спонсор ФГУП НПК Суперметалл.

Участвуют представители научных и деловых кругов из Великобритании, Германии, Канады, России, США, Украины. В 2006 г. на конференции были представлены пять проектов Водородного клуба МИРЭА.
Всего в инновационной образовательной мегапрограмме по водородной энергетике используется 11 из 14 проектов, разработанных Водородным клубом МИРЭА, а именно:
- образовательный журнал Водородный всеобуч, рассчитанный на широкий круг читателей, которые преподают или изучают основы водородной энергетики;
- учебное пособие Энергия будущего и региональные приложения к нему. Предназначено для системы среднего образования РФ и чтения в семье. Издано для подшефных школ МИРЭА (без приложений) в 2005 г., переиздано в 2006 г.;
- ЭСНЛ экспериментальные студенческие научные лаборатории в экологически перегруженных промышленных центрах с участием технических университетов;
- Новая энергия молодых. Открытый конкурс новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений и иных результатов научно-технического творчества в сфере ВЭ с рекомендациями на получение соответствующих патентов и лицензий;
- газета Водородоворот. Цветная иллюстрированная газета Водородного клуба МИРЭА с интернет-сайтом. Адресована филиалам клуба в средних школах, а также ЭСНЛ, открываемым в технических университетах;
- инновационный сайт Водородного клуба МИРЭА. Первая версия сайта выставлена в Интернете в 2005 г. Предусмотрено создание сайта на семи основных европейских языках в рамках программы TIME (Top Industrial Managers for Europe) по подготовке топ-менеджеров для Европы;
- журнал Евролидер. Представляет лидеров европейского рынка водородных и других высоких технологий их деятельность, товары, услуги, перспективы;
- информационное агентство Auto-H2. Сетевое информационное агентство освещает становление и развитие мирового рынка водородных автомобилей;


- серия брошюр Энергия будущего. Издание серии популярных брошюр по истории, состоянию и перспективам водородной энергетики применительно к основным предметам, изучаемым в системе среднего образования;
- Водородная энциклопедия. Предусматривается подготовка и выпуск популярного энциклопедического издания по водородной энергетике и водородной экономике, рассчитанного на детей и взрослых;
- Зеленые маршруты. Предусматриваются деловые поездки членов ЭСНЛ в рамках программы TIME по проблемам водородной энергетики в России и других странах Европы с проведением научных исследований и конференций.

Международный водородный клуб

Самообразование наиболее эффективная форма обучения независимо от того, где учится студент, ибо в ее основе лежит личный интерес. Однако не каждый студент готов к самообразованию, особенно после обязательных занятий. И здесь приходит на помощь новая форма обучения клубная.

Специализированный студенческий клуб, если в его работе нет формализма, обеспечивает получение традиционного образовательного продукта (знания, умения, навыки), дает возможность студенту максимально использовать свои личные качества и увлечения для их реализации в интересах его окружения (клуба).
При содействии Комитета НАВЭ под руководством ученых и преподавателей МИРЭА студентам этого технического университета удалось разработать и привести в действие в ходе социального эксперимента принципиальную модель молодежного водородного клуба, объединяющую деятельность в сфере водородной энергетики молодых ученых, аспирантов, студентов и старших школьников с учетом их профессиональной ориентации.
Председатель Совета Федерации С.М. Миронов высоко оценил это начинание: Особенно приятно, что в проблемы альтернативной энергетики решительно и весело включилась молодежь наше будущее. Я подчеркиваю весело, потому что именно этого часто не хватает в тех тяжелейших условиях, в которых нам приходится строить цивилизованный рынок в России. „Соколиная Гора" и Водородный клуб МИРЭА (строка из Устава: для всех времен и народов) сегодня показывают, как это следует делать и государственным мужам, и большим предпринимателям. А секретарь Общественной палаты, президент Ассоциации Движение молодых, академик РАН Е.П.

Велихов обратил особое внимание на то, что к актуальным проблемам экологической, энергетической и информационной безопасности со школьных лет привлекаются юные последователи Юрия Гагарина, у которых стартовой площадкой является Водородный клуб МИРЭА студенческая организация нового типа. Клубная форма обучения более демократична в сравнении с академической и, с точки зрения участия в разработке инновационных проектов, на мой взгляд, является перспективным научно -образовательным резервом.
Международный инновационный проект клуба рассчитан прежде всего на технические университеты России, Германии, Испании, Италии, Франции и Швеции, где обучают топ-менеджеров по программе TIME. Но на самом деле в этом проекте уже сейчас участвуют и школьники, и их родители, и учителя. Причем не только в России, но в Белоруссии и на Украине, а также в Швеции, Франции, Германии.

И вообще все желающие, но при том условии, что они действительно озабочены проблемами глобального изменения климата и готовы вместе со студентами искать новые идеи, подходы, пути и решения этих проблем с помощью экологически чистой энергетики.
Студенческая самодеятельность в рамках клуба, как правило, является креативной деятельностью, более демократичной и свободной от стереотипов, чем другие, и наиболее продуктивной в разработке и реализации проектов по линии коллективного увлечения. Отсюда возможность концентрации интересов клуба на глобальных проблемах, связанных с предупреждением возможной планетарной экологической катастрофы.

И, более того, получение интеллектуальных продуктов, способствующих не только развитию самого студента, но и решению неких практических задач, полезных и лично ему, и клубу, и всему цивилизованному обществу в России и за ее пределами.
Креативное общение членов студенческого Международного водородного клуба нацелено на поиск новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений и других инноваций в сфере водородной энергетики. Преобладающей формой опережающего отражения действительности избран коллективный проект, который, будучи итогом креатива на начальном этапе (на 20042006 гг.), становится платформой для нового креатива на основном этапе (20072010 гг.).
Основания для выполнения проекта
Международный водородный клуб МИРЭА1 для студентов всех времен и народов (далее Клуб) как новый тип студенческого объединения характеризуют:
- новая для системы образования и трудовой деятельности специализация (в области экологически чистой водородной энергетики в целях устойчивого развития);
- креативная деятельность, связанная с участием в разработке и реализации проектов и программ перехода к водородной экономике на уровне стран и регионов.
Основаниями для выполнения проекта являются:
- низкая познавательная активность и откровенное равнодушие большинства студентов России и других стран СНГ к коммерциализации водородной энергетики в экологическом пространстве Европы и СНГ, что в дальнейшем, при смене поколений, может тормозить сотрудничество в этой сфере;
- перспектива сближения жизненно важных, прежде всего экологических ориентаций студентов стран СНГ и Европы, участвующих в деятельности Клуба.
Как студенческое объединение нового типа в результате креативной деятельности своих членов Клуб осуществляет следующие функции:
- информирует мировой рынок высоких технологий и интеллектуальных услуг о состоянии и перспективах коммерциализации водородной энергетики на экологическом пространстве Европы;
- выставляет на водородный рынок Европы новые идеи, проекты, технологии, устройства, изобретения и иные результаты деятельности членов Клуба;
- создает новые условия для преодоления интеллектуальной разобщенности и традиционного молодежного экстремизма в России и других странах Европы;
- открывает на уровне межличностного общения новые пути конструктивного участия в решении мировых, европейских и национальных экологических проблем;
- инициирует повышение личного интереса студентов к проблемам сохранения природной среды и устойчивого развития;
- несет толерантные ценности цивилизации, культурные и нравственные установки новому поколению инженеров и менеджеров для их успешного сотрудничества на условиях Всемирной торговой организации (ВТО).
В реализации названных выше функций состоит ответ технически продвинутой молодежи на вызовы нового века, обусловленные глобальным потеплением и необходимостью экологических инноваций. В условиях современной глобализации Международный водородный клуб должен стимулировать рост социальной ответственности и массовый подъем творческой активности студентов, в том числе гуманитарных вузов, при решении конкретных задач, связанных с коммерциализацией экологически чистой водородной энергетики в России и других странах СНГ и Европы.
Проект основан на системном анализе истории, состояния и перспектив развития водородной энергетики и опыте международного сотрудничества МИРЭА, с 2003 г. включенного в программу Ассоциации европейских технических университетов TIME по подготовке топ-менеджеров для Европы.
Проект одобрен секцией молодых ученых международного симпозиума Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ. В настоящее время, на начальном этапе реализации проекта, в его рамках развивают свои субпроекты студенты и преподаватели более 40 независимых творческих групп из вузов России и других стран СНГ, принимающих участие в коммерциализации водородной энергетики.
Исполнители и соисполнители
Реализация проекта осуществляется в два этапа, которые существенно отличаются по срокам, содержанию работы и соответственно исполнителям и соисполнителям.
Исполнители на начальном этапе: студенты группы ИЖ-1-01 факультета кибернетики МИРЭА и школьники подшефных школ МИРЭА.
Исполнители и соисполнители на основном этапе:
1. МИРЭА Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).
2. Химический факультет Московского государственного университета им. М.В.

Ломоносова.
3. Королевская технологическая академия, Стокгольм, Швеция (Kungliga Tekniska Hogskolan, Stockholm).
4. Высшая школа в Лилле, Франция (L'Ecole Centrale de Lille, France).
5. Миланский политехнический институт, Италия (Politec-nico di Milano, Italy).
6. Мюнхенский технический университет, Германия (Technischen Universitat Munchen).
7. Каталонский политехнический университет, Барселона, Испания (Universidad Politecnica de Catalunya).
8. Некоммерческая организация Фонд содействия развитию высоких технологий.
Цели,задачи и этапы реализации
Цели. 1) Научно-образовательное и социально-культурное сближение студентов России и других стран Европы на основе личного участия в реализации международных программ коммерциализации водородной энергетики.

2) Разработка и внедрение инновационных форм коллективной самодеятельности для развития креативного общения на межличностном уровне в связи с коммерциализацией водородной энергетики.
3) Поиск и разработка новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений, открытий и иных результатов коллективного творчества в сфере водородной энергетики для российских и европейских программ.
Задачи. 1) Создание международной организации Водородный клуб МИРЭА для студентов всех времен и народов (далее Клуб) в форме самодеятельного объединения студентов технических университетов для активного включения в разработку проблем водородной энергетики в Европе.
2) Коллективная разработка, обсуждение и реализация членами Клуба инновационных проектов, развивающих креативное общение и направленных на поиск и осуществление новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений, открытий и иных результатов творчества в сфере водородной энергетики.
Исходные данные. 1) Международные программы устойчивого развития и сотрудничества в сфере экологии, энергетики, коммуникаций, образования, науки, культуры и т. д. Научные основы творческой деятельности, организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач, методика принятия креативных решений и генерирования новых идей при разработке и реализации проектов научно-технического, социально-экономического и коммуникационного развития.
2) Проект пакетной программы Развитие международного сотрудничества в области электронных коммуникаций, включающий 7 субпроектов, обеспечивающих информационную поддержку водородной энергетики. Разработан в 2003 г. МИРЭА и Европейским отделением МОО Академия средств массовой информации на основании опыта сотрудничества с рядом технических университетов Швеции, которое с 2000 г. осуществлялось на основе грантов Евросоюза в целях получения студентами МИРЭА второго высшего образования по специальности Микроэлектроника/Компьютерные системы.
3) Прошедшие экспертизу в Экспертном совете МИРЭА по высоким технологиям более 30 проектов по проблемам водородной энергетики, разработанных независимыми творческими группами из вузов и академических институтов России и других стран СНГ
4) Материалы проводимых в МИРЭА международных симпозиумов Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ, круглых столов по проблемам высоких технологий и водородной энергетики, опубликованные с участием членов Клуба в 6 сборниках, 3 учебных пособиях и на сайте Водородного клуба МИРЭА.
5) Опыт создания и деятельности студенческого Водородного клуба МИРЭА, в том числе его участие в организации и проведении в МИРЭА в 20042006 гг. международных симпозиумов Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ, в работе УМНИЦ Соколиная Гора и других самостоятельных проектах.
6) Инновационный пакет МИРЭА: Мир-Информация-Разум-Энергия-Атом (Mir-Info-Racio-Energo-Atom), включающий комплекс субпроектов (1 14), разработанных в результате социологического эксперимента на факультете кибернетики МИРЭА на начальном этапе реализации данного проекта. Пакет входит составной частью в новое студенческое объединение Международный водородный клуб.
Содержание начального этапа (20042005 гг.)
1) Социологический эксперимент по формированию на факультете кибернетики МИРЭА самодеятельной студенческой организации нового типа на основе проекта АСМИ и 7 субпроектов пакетной программы Развитие международного сотрудничества в области электронных коммуникаций.
2) Разработка совместно со студентами и школьниками в рамках УМНИЦ Соколиная Гора субпроектов для инновационного пакета МИРЭА (1 14).
3) Начало реализации отдельных субпроектов, сбор информации для разработки программы коллективной самодеятельности и организационного плана создания Клуба.
4) Создание самодеятельного студенческого объединения Международного водородного клуба.
Содержание основного этапа (20062010 гг.).
1) Разработка методики организации избирательного поиска в целенаправленном креативном общении и программы коллективной самодеятельности Клуба по развитию водородной энергетики в экологическом пространстве Европы и стран СНГ
2) Разработка и реализация Организационного плана создания Клуба и коллективной самодеятельности его членов в процессе их креативного общения в соответствии с намеченной Общей программой.
3) Конкретизация и комплексное развитие 14 основных субпроектов инновационного пакета МИРЭА, обеспечивающих получение и реализацию новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений и иных результатов творчества в сфере водородной энергетики в процессе креативного общения членов Клуба по намеченной программе.
4) Реализация 14 основных субпроектов инновационного пакета МИРЭА и их постепенная коммерциализация на основе бизнес-планов, разрабатываемых с учетом результатов креативного общения членов Клуба.
5) Разработка новых субпроектов в области коммерциализации водородной энергетики на основе новых идей, замыслов и иных результатов креативного общения.
6) Разработка и становление системы контроля над реализацией субпроектов в области водородной энергетики, предусматривающей их корректирование и дальнейшую коммерциализацию в соответствии с бизнес-планами.
7) Систематический анализ и обобщение опыта креативного общения членов Клуба, связанного с поиском и осуществлением новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений и иных результатов творчества в сфере водородной энергетики.
8) Распространение информации на мировых и региональных рынках высоких технологий и интеллектуальных услуг о состоянии и перспективах коммерциализации водородной энергетики на экологическом пространстве Европы и СНГ
9) Маркетинг товаров и услуг на рынках Европы и стран СНГ в целях продвижения бизнес-планов и коммерциализации проектов Клуба в сфере водородной энергетики.
10) Реализация на водородном рынке Европы и СНГ новых идей, проектов, технологий, устройств, изобретений и иных результатов креативного общения в Клубе.
На основном этапе к реализации предлагается инновационный пакет МИРЭА, содержащий следующие 14 субпроектов. шеклассников средних школ), работу ЭСНЛ экспериментальных студенческих научных лабораторий и т. д.
К настоящему времени создана и действует новая версия сайта. Ее полная реализация предусматривает работу Инновационного сайта Клуба на семи основных европейских языках при участии европейских технических университетов, сотрудничающих в рамках программы TIME.

Сайт будет освещать инновационную деятельность студентов Европы и стран СНГ по развитию водородной энергетики в связи с планом действий Группы восьми, направленным на предупреждение глобальной экологической катастрофы.
В рамках Инновационного сайта планируется, кроме разработки традиционных разделов (о клубе, новости, архив и т. п.), развлекательных и прочих, особенным образом выделить основные направления креативной деятельности Клуба, представленные в субпроектах научно-инновационного пакета МИРЭА. Скорее всего это будут автономные сайты, размещенные на общем сервере Клуба.
Работа по созданию Инновационного сайта Клуба будет выполняться одновременно (и в самом тесном контакте) с разработкой сайта сетевого журнала Ассоциации TIME Водородная экономика, причем одними и теми же исполнителями.
Основными разработчиками и исполнителями, а в дальнейшем модераторами могут быть Европейское отделение МОО Академия средств массовой информации (Стокгольм) и Центр сетевого управления и телекоммуникаций МИРЭА, которые совместно поддерживают две базовые версии журнала (на русском и английском языках).
Остальные исполнители на основе базовых версий разрабатывают и поддерживают версии на французском, шведском, итальянском, немецком и испанском языках, одновременно выполняя функции редакций этих версий. Содержание каждой версии определяется соответствующим исполнителем членом
Ассоциации TIME. Каждая редакция поддерживает разработанную версию в течение основного этапа в рамках бюджета данного проекта.
2. ЭСНЛ экспериментальные студенческие научные лаборатории
Первые ЭСМЛ созданы в сентябре 2004 г. в МИРЭА на кафедре информатизации журналистики и на кафедре химии в рамках УМНИЦ Соколиная Гора. С их участием были подготовлены субпроекты инновационного пакета МИРЭА.

Для создания ЭСНЛ достаточно трех студентов, объединившихся в рамках Водородного клуба в целях изучения любой проблемы, так или иначе связанной с водородной энергетикой.
В настоящее время в рамках проекта действуют 12 основных ЭСНЛ в качестве ведущих по следующим субпроектам.
1. Инновационный сайт Водородный клуб МИРЭА.
2. Научно-инновационный конкурс Новая энергия молодых.
3. Журнал Водородный всеобуч.
4. Журнал Евролидер.
5. Информационное агентство Auto-H2.
6. Конкурс по издательским проектам Серия брошюр „Энергия будущего" „Водородная энциклопедия".
7. Ознакомительные и деловые поездки.
8. Сетевой журнал Ассоциации TIME Водородная экономика.
9. Клуб Золотое кольцо.
10. Клубная газета Водородоворот.
11. Филиал Водородного клуба Соколиная Гора.
12. Учебное пособие Энергия будущего и региональные приложения к нему.
Некоторые из основных ЭСНЛ обеспечивают разработку и реализацию двух и более субпроектов. Вместе с тем в рамках любого субпроекта при необходимости допускается создание новых ЭСНЛ, являющихся ведущими по отдельным темам.

По научно-инновационному конкурсу Новая энергия молодых количество ЭСНЛ определяется пятью номинациями конкурса, а далее может быть увеличено уже в рамках номинаций.
Количество тематических ЭСНЛ в области водородного всеобуча при УМНИЦ Соколиная Гора зависит от того, сколько независимых творческих групп, представляющих кафедры вузов России и СНГ (их сейчас около 50), дадут согласие на участие групп студентов в совместной разработке специализации в области водородной энергетики.
Полная реализация проекта предусматривает создание региональных ЭСНЛ с участием европейских технических университетов в экологически перегруженных промышленных центрах Евросоюза, России и других стран СНГ Они призваны осуществлять в рамках программы TIME предметное сотрудничество с широкими кругами гражданского общества.
3. Научно-инновационный конкурс Новая энергия молодых
Это открытый конкурс новых идей, замыслов, технологий, устройств, изобретений и иных результатов научно-технического творчества в сфере водородной энергетики. Проводится ежегодно среди молодых ученых, специалистов, изобретателей, аспирантов, студентов, учащихся колледжей России, Европы и стран СНГ Проект конкурса одобрен на Втором международном симпозиуме Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ 1 ноября 2005 г.
Особое внимание уделяется разработке автономных энергоустановок малой и средней мощности на водородных топливных элементах. Установки могут быть пригодны для коттеджей, жилых домов, больниц, школ, станций железной дороги, птицефабрик, животноводческих комплексов, отдаленных поселков, буровых вышек, воинских частей, погранзастав и других обособленных объектов.
На начальном этапе реализации конкурс проводится среди русскоязычных авторов из России и других стран Европы. По мере развития ЭСНЛ к нему в рамках программы TIME при поддержке региональных властей экологически перегруженных промышленных центров стран Евросоюза привлекаются участники из других технических университетов.
Девиз конкурса: Новая энергия для новой жизни!
Цель конкурса. Отбор наиболее эффективных научных идей, разработок и инновационных проектов, направленных на решение проблем устойчивого энергообеспечения потребителей в социальном, аграрном, жилищно-коммунальном и оборонном секторах экономики, особенно в регионах Крайнего Севера.



Содержание раздела