d9e5a92d

Инновационная образовательная мегапрограмма

Все это делает обучение менее затратным, чем в Европе, следовательно, более конкурентным. Если оно будет проводиться в русле действующих энергетических и экологических программ ООН, ЮНЕСКО и Евросоюза, то это еще более повысит его конкурентоспособность.
Развитие корпоративного обучения в сфере водородной энергетики на Соколиной Горе начинают с изучения потребности в квалифицированных кадрах компаний Евросоюза, связанных с коммерциализацией водородной энергетики. Особое внимание уделяется компаниям, заинтересованным в перемещении своих производственных мощностей на территорию России. Проекты обучения поддержаны на государственном уровне в Совете Федерации, Государственной Думе и Министерстве образования и науки.

Центру обещано 50-процентное государственное финансирование на этапе создания коммерчески эффективной системы обучения, однако при условии, что остальные 50 процентов предоставят заинтересованные компании. В целом вся система водородного обучения, которая проектируется Соколиной Горой прежде всего для государственных нужд России, может включать на договорной основе корпоративное или частное обучение.

Инновационная образовательная мегапрограмма

Инновационная образовательная мегапрограмма Дополнительная специализация по водородной энергетике для технических и гуманитарных вузов России (далее ДСВЭ) имеет основной целью повышение качества высшего профессионального обучения, связанного с водородной энергетикой (ВЭ) и другими экологически чистыми видами энергии. Это принципиально важно в плане инновационного прорыва и устойчивого развития России в XXI в.
ДСВЭ обеспечивает специалистам, бакалаврам, магистрам и аспирантам, выпускникам технических и гуманитарных вузов:
- полноценное образование и необходимую компетенцию для успешной профессиональной деятельности по поддержке экологической, энергетической и информационной безопасности и устойчивого развития РФ в условиях глобального экологического кризиса, энергетической и информационной революции;
- знания, умения, навыки и личный опыт творческой деятельности в реальном научно-производственном секторе с применением информационных технологий на стратегических направлениях инновационного прорыва РФ в XXI в.;
- повышенную востребованность на рынке труда благодаря практике личного делового сотрудничества в рамках подготовки и реализации Национальной программы водородной энергетики РФ (НПВЭ РФ) на период до 2050 г., разрабатываемой и частично реализуемой в настоящее время в РФ.
Общая характеристика. В самом общем виде ДСВЭ содержит основы экологически чистой энергетики для вузов и средних школ применительно к местным и региональным проблемам устойчивого развития с учетом негативных национальных и глобальных тенденций.

Она является важнейшей составной частью водородного всеобуча, призванного охватить деятельную часть населения страны при переходе к водородной экономике.
Водородная энергетика центральный стержень содержания ДСВЭ. Вокруг нее концентрируется основная проблематика, связанная со всеми другими восполняемыми источниками энергии и перспективами инновационного прорыва России в XXI в.
Не требуя специальных знаний, ДСВЭ содержит общие сведения об экологически чистой энергетике, которые базируются на программе среднего образования, но не включены в нее, и поэтому малоизвестны даже среди выпускников вузов.
В сравнении с другими программами содержание ДСВЭ имеет ряд существенных преимуществ, а именно:


- одинаково свободно воспринимается в технических и гуманитарных вузах;
- доступно не только студентам, но и школьникам, их родителям, учителям, широким слоям населения страны;
- легко вписывается в учебные программы, принятые не только в вузах, но и в средних учебных заведениях, использующих систему развивающего образования;
- не требует введения дополнительных курсов и часов, реализуясь в результате некоторого обновления действующих учебных программ и планов с применением активных методов обучения;
- допускает сочетание с любыми видами научно-производственной деятельности, в том числе информационной, в секторе реальной экологии и экономики.
ДСВЭ реализуется прежде всего на занятиях по основ -ной специальности, в рамках производственного обучения, а также на практике по месту жительства и учебы под руководством преподавателей и учителей, опирающихся в своей работе на принципы педагогики сотрудничества.
Особое значение в ДСВЭ придается совместной разработке прогнозов, проектов, планов, программ, моделей и других продуктов опережающего отражения действительности в сфере экологической и энергетической безопасности регионов и отраслей.
Студенты и школьники в рамках ДСВЭ вместе с педагогами участвуют в конференциях, симпозиумах, круглых столах, конкурсах, выставках и других подобных мероприятиях, их организации и проведении, ведут личные научно-исследовательские разработки в соответствии со своей профессиональной ориентацией.
Внеучебная работа по программе ДСВЭ ведется в рамках неформальных молодежных объединений нового типа водородных клубов. Новый тип объединения обусловлен инновационной профессиональной направленностью и клубной формой межличностного креативного общения в рамках разработки и реализации инновационных проектов.
В результате созданные студентами и преподавателями в процессе творческого сотрудничества инновационные продукты включаются в реальную экономику в качестве конкурентоспособных проектов. Например, новые информационные средства становятся полноправной частью СМИ, действующих на информационном рынке РФ и других стран СНГ в условиях ВТО.
Эффективность подобной работы подтверждает опыт творческих групп из вузов, работающих в контакте с УМНИЦ Соколиная Гора, а также Водородного клуба МИРЭА с филиалами в вузах и школах РФ. Этот опыт получил поддержку на Международном форуме и выставке Водородные технологии для производства энергии официальных мероприятиях Российской Федерации в 2006 г. в рамках Большой восьмерки.
Клубная форма работы заслуживает особого внимания. Она помогает студентам и школьникам в осмыслении международных, национальных, региональных и местных проблем развития, воспитывает толерантность, культурные и нравственные ценности нового поколения российских инженеров.
Задачи, реализуемые в рамках ДСВЭ
Инновационно-образовательные задачи. 1) Формирование благоприятствующей развитию международной энергетики (ВЭ) инновационной образовательной среды в информационном поле РФ путем системного конструирования и практического применения специальных информационных средств. 2) Введение ДСВЭ в рамках принятых в вузе учебных планов без дополнительных аудиторных часов за счет внедрения новых форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, отвечающих современному мировому уровню образования и в полной мере опирающихся на действующие в РФ программные и правовые нормативные документы по развитию ВЭ. 3) Модернизация содержания курсов по принятым в вузе специальностям и специализациям путем обновления учебных программ, целевого включения новых тем из области ВЭ.

Применение технологий развивающего образования, подкрепляемых креативной внеаудиторной деятельностью.
Научно-производственные задачи. Полное соответствие профессионального уровня выпускников современным требованиям научного производства.

Приобщение студентов к требованиям мировых научно-производственных стандартов в области ВЭ, позволяющее им с первого курса практически испытывать себя на этом поприще.
Научно-исследовательские задачи. Полноценное участие выпускников в научно-исследовательской работе, овладение принципами инженерного творчества, научными методами опережающего отражения действительности прогнозирования, проектирования, планирования и моделирования, опытом разработки и реализации инновационных проектов ВЭ с применением высоких технологий, прежде всего информационных.

Формы реализации ДСВЭ:


- аудиторные и внеаудиторные занятия (лекции, семинары, лабораторные работы, производственное обучение и практика, курсовые и дипломные проекты и др.); обогащенные материалами ДСВЭ в рамках принятого учебного плана по специальности и основной специализации;
- научно-производственная практика в лабораториях вуза, профильных предприятий и организаций в соответствии со специальностью, основной и дополнительной специализацией, ориентированных на содействие развитию экологически чистой ВЭ;
- личное деятельностное участие:
- в научно-аналитической работе, включая сравнительный анализ и обобщение результатов, полученных в ходе развития водородной и других видов экологически чистой энергетики атомно-водородной, ветровой, биологической, солнечной, термоядерной, химической, гидроэнергии и др.;
- в водородном всеобуче в РФ, его организации и проведении в системе высшего, среднего и среднего специального образования, в учреждениях, на предприятиях, по месту жительства;
- в научно-производственных мероприятиях по ВЭ: круглых столах, конференциях, симпозиумах, конкурсах, выставках и других мероприятиях;
- личные научно-исследовательские разработки в рамках учебных планов под руководством преподавателей в курсовых и дипломных проектах, содействующих развитию ВЭ в радиотехнике, электронике и автоматике; в оборонно-промышленном комплексе и связи; в жилищнокоммунальном хозяйстве; в производстве, хранении, транспортировке, применении и безопасности водорода;
- создание новых информационных продуктов: прогнозов, проектов, планов, программ, моделей, баз данных, СУБД, АИС, сайтов, типовых информационных мероприятий (конкурсов, конференций, симпозиумов и т. п.), учебных пособий, специальных и научно-популярных изданий, газет, журналов, монографий и других печатных продуктов в целях экологической, энергетической и информационной безопасности регионов и отраслей;
- межличностное креативное общение в рамках разработки и реализации инновационных проектов, способствующее личному конструктивному участию в постановке, обсуждении и решении международных и национальных экологических, энергетических и информационных проблем, а также в воспитании толерантности и новых культурных и нравственных ценностей нового поколения российских инженеров.
Теоретическое, прикладное и методическое обеспечение ДСВЭ
Теоретическое и прикладное обеспечение ДСВЭ в содержательном отношении базируется: на научных концепциях ноосферы (В.И. Вернадский), цикличного развития общества (Н.Д.

Кондратьев, П.А. Сорокин и др.), опережающего отражения действительности (П.К.

Анохин); на концепции перехода РФ на модель устойчивого развития, принятой Правительством РФ и утвержденной Указом Президента РФ; на концептуальных установках инновационных проектов ВЭ РФ на период до 2050 г.; на экологических программах ООН, ЮНЕСКО и Евросоюза, в том числе осуществляемых в рамках Ассоциации TIME (Top Industrial Managers for Europe).
В целом ДСВЭ строится на новых методологических основаниях, представленных гуманистической парадигмой, определяющей саморазвитие человека как высшую ценность и опирающейся на педагогику сотрудничества и целевой личностный деятельностный подход к обучению, который обеспечивает наибольшую эффективность непрерывного образования.
При этом содержание применяемых методов существенно модернизируется. Так, системно-деятельностный подход означает переход от традиционной триады знание умение навыки к деятельностной триаде деятельность сознание личность. Методы активного обучения инженерному творчеству осуществляются с применением современных (в том числе компьютерных) информационных средств и, как правило, в рамках других инновационных педагогических технологий.

Личностный подход сочетается с активной творческой деятельностью, выступая уже не альтернативой традиционному социоориентированному подходу (вопреки мнению некоторых педагогов), а его важнейшим аспектом.
Социоориентированный подход проявляется прежде всего в том, что определяет все другие методико-технологические подходы организации ДСВЭ. Эти подходы в первую очередь опираются на инновационные образовательные, научно-технические, экологические, экономические, социальные, политические, информационные и другие технологии, позволяющие осуществить перевод основных содержательных блоков ДСВЭ на уровень способов, процедур и методов деятельности, принятых соответствующими институтами нашего общества.
Инновационные образовательные, научно-технические и экологические блоки интеллектуального фактора настраивают менталитет общества на новые прорывные технологии. Эти технологии концентрируются вокруг ВЭ и других экологически чистых видов энергии, оказывают консолидирующее влияние на самые различные слои образованного населения от деятелей науки и техники (включая младших научных сотрудников и инженеров) до менеджеров, педагогов, журналистов, учащейся молодежи.
В настоящее время наиболее обеспечены новыми технологиями научно-технические исследования ВЭ, которые, по данным МАВЭ, выполняются более чем в 40 странах мира (РФ в чем-то ниже, в чем-то выше общего уровня). ДСВЭ в первую очередь создает некий контур будущей государственной учебной программы, включающей основы ВЭ, правила эксплуатации, технику безопасности и т. д.
По мере своего развития ДСВЭ дополняется учебными курсами, освещающими ВЭ в плане экологической, энергетической и информационной безопасности РФ с учетом специфики регионов и отраслей. С этой целью в рамках ДСВЭ будут приняты следующие базовые образовательные специализации (и технологии): 1) научно-производственные (прежде всего энергетическая, оборонная, экологическая и другие в соответствии с основными техническими специальностями, связанными с ВЭ); 2) экономические; 3) социальные; 4) политические; 5) педагогические; 6) информационные.
Каждая из этих базовых специализаций имеет определенный набор базовых спецкурсов. Так, проект базовой педагогической специализации включает водородные курсы по всей номенклатуре утвержденных в стране педагогических специальностей и специализаций для преподавателей вузов, учителей средней школы, в том числе предметников, классных руководителей, организаторов тематических кружков, клубов с учетом их профессиональных задач.

Базовые спецкурсы предназначены для всех форм обучения, включая дистанционное обучение.
В целом используемые технологии обучения входят в инструментарий педагогики сотрудничества, основанной на деятельностном подходе к обучению. При этом формы организации образовательного процесса дифференцированы и представлены в сочетаниях, обеспечивающих наибольшую эффективность: академическая в сочетании с клубной, групповая в сочетании с индивидуальной и т. д.
Методы обучения проблемно-поисковые, творческие, предусматривающие поэтапное развитие проблемы от учебно-производственной практики первого курса до курсовых проектов, производственного обучения на старших курсах и дипломного проекта.
На уровне предметного обучения успешно применяются известные технологии полного усвоения, модульного и проектного обучения, диалоговые, игровые и другие технологии, каждую из которых характеризуют концептуальность, системность, эффективность, управляемость, алгоритмизация, стандартизация и структурирование учебного материала, а также воспроизводимость и актуальность.
Базовый информационный вектор ДСВЭ аккумулирует все информационные технологии, применяемые в обществе в целях развития ВЭ. И хотя РФ не обладает такими же значительными информационными возможностями, какие имеются сегодня в промышленно развитых странах, ее возможности применительно к развитию ВЭ растут по мере становления информационного общества.
ДСВЭ опирается на современные информационные технологии, которые применяют в настоящее время инновационные образовательные, научно-технические, экологические, экономические, социальные, политические и другие институты нашего общества, принимающие участие в развитии ВЭ.
Центральное место в ДСВЭ занимают инновационные образовательные технологии, обеспечивающие ее новыми учебными средствами, которые реализуют возможности информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии активизируют творческую деятельность, развитие и закрепление профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

К последним относятся электронные учебные пособия и учебники, БД, СУБД, АИС, АСДО, сайты, другие интернет-ресурсы.
Для углубления ДСВЭ используются инновационные компьютерные программы, осуществляющие информационную поддержку ДСВЭ различными СМИ. В частности, используются специальные компьютерные программы, разрабатываемые на основе теории решения изобретательских задач в СМИ, public relations, менеджменте, маркетинге и рекламе фирмой ТРИЗ-ШАНС.

Эти программы получают свое развитие в дипломных и коммерческих проектах студентов.
Методы и способы распространения ДСВЭ
1. Разработка учебно-методических рекомендаций, учебных программ и пособий совместно с творческими группами других вузов, работающих в контакте с УМНИЦ Соколиная Гора.
2. Презентации, учебно-методические и научные доклады преподавателей и студентов на конференциях, симпозиумах, круглых столах и деловых встречах.
3. Публикации в российских печатных и сетевых изданиях, в том числе в сборниках материалов конференций, симпозиумов, круглых столов, журналах Водородный всеобуч, Евролидер, вестниках ИА Auto-H2, на сайтах Водородного клуба МИРЭА.
4. Распространение созданных в рамках ДСВЭ рефератов, статей, описаний и программных продуктов через Интернет.
5. Коммерческие рассылки рабочих версий по заказу и бесплатные рекламные рассылки демо-версий программ, пользующихся коммерческим спросом.
6. Обучение через автоматизированные обучающие системы, созданные в рамках ДСВЭ.
7. Обучение в рамках программ повышения квалификации, семинары с преподавателями, обмен опытом и посещение занятий по ДСВЭ.
Механизмы управления реализацией мегапрограммы
Управление ДСВЭ включает следующие основные функции:
- систематический сбор информации по вопросам реализации ДСВЭ и ее проектов;
- периодический анализ и обобщение итоговой информации по реализации ДСВЭ и ее проектов для принятия необходимых управленческих решений;
- корректирование ДСВЭ и ее проектов с учетом ранее намеченных целевых установок, а также новых условий и требований, выдвигаемых жизнью;
- выявление, рассмотрение, обоснование, выдвижение, согласование и принятие новых целевых установок, развивающих и дополняющих ДСВЭ;
- продвижение ДСВЭ и ее проектов на национальный и мировой рынок;
- многоканальное финансирование ДСВЭ и ее проектов, в том числе со стороны бизнеса и контроль над использованием целевых средств.
Системность и масштаб влияния мегапрограммы
В вузах на инновационных направлениях технологического развития страны в рамках действующей системы образования формируется принципиально новая образовательная подсистема. Она ориентирована не на соединение с практикой полученных в аудиториях теоретических и прикладных знаний, а на изучение и усвоение особенностей реальных научно-производственных процессов на опыте личной профессиональной деятельности в новых экономических условиях.

Эта постоянно действующая подсистема способствует развитию креативного мышления студентов, обеспечивает резкое повышение качества обучения студентов и их совместных с преподавателями исследований в областях, связанных с экологической, энергетической и информационной безопасностью РФ.
Экономика пополняется высокопрофессиональными специалистами и их собственными научными разработками в области инновационного развития радиотехники, электроники и автоматики, оборонной промышленности, энергетики, транспорта, информатизации и связи, драгоценных металлов и драгоценных камней, строительства, ЖКХ и других отраслей, заинтересованных в экологически чистой ВЭ.
В отношении регионов осуществляется активное информационное содействие укреплению их экологической, энергетической и информационной безопасности. С деятельным участием студентов и школьников, при информационной поддержке журнала Водородный всеобуч и интернет-ресурсов Водородного клуба МИРЭА начинается водородный всеобуч в регионах пионерного освоения экологически чистой ВЭ.

На первой очереди Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Урал, ряд других, в том числе отдаленных регионов пионерного освоения ВЭ. В вузах и школах этих регионов с участием экологических и краеведческих кружков, других молодежных объединений по методике, разработанной в учебном пособии Энергия будущего, создаются свои водородные клубы или филиалы Водородного клуба МИРЭА.

В сбор предложений для НПВЭ России на период до 2050 г. и ее обсуждение с участием студентов и школьников в дальнейшем вовлекаются все регионы РФ.
В системе высшего профессионального образования еще более укрепляется и активизируется прямая связь государственной системы развивающего образования (Эльконина Давыдова), успешно применяемой в передовых средних школах, с инновационным содержанием высшего образования. В результате этого:
- повышаются качество подготовки абитуриентов к обучению в вузе и, значит, возможности инновационного профессионального обучения, связанного с реальным производством и научными исследованиями в области экологии, энергетики и информационных технологий (что в конечном счете улучшает качество образования);
- преодолевается оторванность традиционного образования от ускоряющихся реальных перемен в производстве и экономике, характерных для XXI в. В связи с этим ожидается коренное улучшение качества и рыночной востребованности высшего профессионального образования, получаемого на базе дополнительной специализации с применением Интернета и иных информационных технологий, связанных с ВЭ и стратегией инновационного прорыва РФ;
- усиливается интеграция вузов, академических институтов и реального сектора экономики. На национальном уровне устанавливаются межличностные связи среди ученых и преподавателей, аспирантов, студентов и даже школьников с общими профессиональными и жизненными ориентациями, которые стимулируют их познавательную, исследовательскую и научно-производственную деятельность.
В связи с этим открываются новые возможности на рынке труда. В частности, ожидается возрастание взаимовлияния системы высшего профессионального образования и реального сектора экономики, в рамках которого на федеральном и региональном уровнях осуществляются целевые инновационные программы экологические, энергетические и информационные.
Основные направления совместной деятельности ученых, преподавателей, студентов и школьников в рамках инновационной образовательной мегапрограммы по водородному всеобучу реализуются с помощью следующих проектов.
1. Учебно-методический и научно-исследовательский центр УМНИЦ Соколиная Гора. Образовательные и научные проекты по ВЭ для российских вузов в настоящее время разрабатывают более 50 независимых творческих групп ученых и педагогов из вузов и академических институтов РФ.
2. Ежегодная Международная конференция Водородная энергетика: регионы и отрасли (ВЭБРО). Центральное стратегическое направление конференции состоит в целенаправленном информационном обеспечении энергетической, экологической и демографической безопасности РФ, ее подъема на уровень экономически развитых стран, прежде всего путем развития экологически чистой энергетики, в первую очередь водородной.
3. Ежегодный Международный симпозиум Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ. Проводится УМНИЦ Соколиная Гора под эгидой Национальной ассоциации водородной энергетики и Министерства образования и науки РФ при поддержке ФГУП НПК Суперметалл.
4. Ежегодная международная деловая конференция Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы.



Содержание раздела