d9e5a92d

Государственное регулирование перехода к водородной энергетике

Проект использует опыт научно-исследовательской работы и развития творческих международных связей МИРЭА в области высоких технологий, в том числе водородных, накапливавшийся с 90-х годов прошлого века.
В настоящем виде проект, включающий 14 субпроектов, является предварительным результатом социологического эксперимента, проводимого в МИРЭА. Назначение эксперимента поиск новых форм исследований и профессионального общения, обучения, введения дополнительной специализации в области водородной энергетики.
Проект отражает лишь наиболее существенную часть этой работы, выполненной авторами (19 студентов под руководством 4 преподавателей) и представленной в трудах МИРЭА, изданных АСМИ, редакцией журнала Драгоценные металлы. Драгоценные камни, издательством ИКАР, а также опубликованных в Интернете.

Его основным стержнем является креативная деятельность студентов, которые соединяют образование, науку и инновации в конкретных субпроектах, ориентированных на рынок водородных технологий.
В 2006 г. проект отмечен дипломом Международного форума Водородные технологии для производства энергии официального мероприятия в рамках председательства РФ в Группе восьми, представлен на сайт Президента РФ для Саммита-2006, получил одобрение участников ряда крупных международных форумов по водородной энергетике. Начиная с 2007 г. состав его участников существенно расширен, прежде всего за счет ЭСНЛ, работающих в УМНИЦ Соколиная Гора в составе независимых творческих групп вузов России и других стран СНГ
В настоящее время социологический эксперимент охватывает около 50 кафедр вузов России, Белоруссии и Украины, свыше 120 подшефных школ МИРЭА в Москве, на Урале и в Сибири, а также отдельные творческие группы в Швеции, Германии и Франции. В 20072010 гг. эксперимент будет продолжен в Испании, Италии и других странах Евросоюза в соответствии с программой Ассоциации европейских технических университетов TIME по подготовке топ-менеджеров для Европы.
Пилотный проект МИРЭА имеет важнейшее значение для активного вовлечения нового поколения в разработку и инновационное освоение ключевого направления современной энергетической революции. Накопленный опыт подготовки кадров для водородной энергетики с применением современных информационных технологий может получить широкое распространение как в России, так и в зарубежных странах.

Государственное регулирование перехода к водородной энергетике. Центральное звено государственной энергетической политики

Водородная энергетика с самого зарождения представляла собой пример плодотворного международного сотрудничества. Проблемы энергетики по самой своей сути интернациональны, и поэтому неудивительно, что по ним, как и по многим другим энергетическим проблемам, сложилась международная система обмена информацией. Основой ее являются регулярно собираемые Международной ассоциацией по водородной энергетике раз в два года всемирные конференции. Так в 1984 г. академик В.А.

Легасов охарактеризовал переход от общих глобальных концепций водородной энергетики и водородной экономики к конкретным разработкам, в которых Россия участвует практически.
Переход на водородную энергетику означает крупномасштабное производство водорода, его хранение, распределение,
транспортировку и использование для выработки энергии с помощью топливных элементов. Водород находит применение и в других областях, таких как металлургия, органический синтез, химическая и пищевая промышленность, транспорт и т. д.
За рубежом на протяжении десятилетий в различных направлениях водородной энергетики усиленно работает более 1 тыс. фирм, компаний, концернов, университетских лабораторий, государственных и научно-технических объединений. Фактически задача состоит в том, чтобы создать топливные элементы и использовать водород для получения электрической энергии.

Во всяком случае именно топливным элементам Российская академия наук при поддержке ГМК Норильский никель уделяет основное внимание. К настоящему времени во многих развитых странах мира приняты национальные программы работ по водородной энергетике и топливным элементам, их финансируют правительства, частные компании.


Это научно-техническая сторона вопроса.
Но есть здесь и общественно-политическая сторона. Связана она прежде всего с энергетической безопасностью государств. США, Япония и многие другие развитые страны, озабоченные растущей энергетической зависимостью от импорта топлива, прилагают все больше усилий для повышения своей энергетической безопасности.

В последние годы они все больше внимания и средств уделяют исследованию проблем водородной энергетики. Принимаются энергетические программы, которые актуализируют эти проблемы, создают реальные общественно-политические основы будущих крупных затрат.
Россия находится в другом положении. Ограничения по энергодефицитности нам пока не грозят, но общемировая тенденция указывает на то, что нашей стране следует проявлять максимальную бдительность и дипломатическую активность, чтобы в наибольшей мере воспользоваться открывающимися коммерческими преимуществами самой обеспеченной энергоресурсами страны.
Нет сомнений в том, что человечество, возникнув в биосфере, привносит в нее новое качество, создавая и развивая одну за другой искусственные сферы: машинную, научно-техническую, информационную, институциональную, и вот теперь завершает формирование энергетической. Таким образом наполняется все большим содержанием и механизмами функционирования провозглашенная В.И.

Вернадским ноосфера сфера разума, которая, не будучи еще в полной мере развитой, между тем уже помогает людям в борьбе за выживание, создавая предпосылки устойчивого развития.
Важно учитывать, что на современном, переходном к водородной энергетике этапе российская наука имеет достаточно высокий потенциал в технико-технологических вопросах, но внимание к этим проблемам общественных наук явно недостаточное. Полезно, используя учение В.И.

Вернадского о ноосфере, продолжить разработки проблем перехода России к водородной энергетике, а затем и к водородной экономике в союзе технических и общественных наук для более детальной проработки открывающихся возможностей, обеспечивающих экономические преимущества нашей страны.
Сейчас самое время подумать о месте в мировом водородном хозяйстве, которое может и должна занять Россия. По-видимому, надо говорить о поэтапной последовательности интеграции нашей страны в мировую водородную экономику. На первом этапе активного развития водородной энергетики могут быть применены российские запасы углеводородов, с помощью которых в результате каталитических методов, с использованием платиноидов можно производить водород в значительных объемах.

На втором этапе просматривается возможность электролиза воды с помощью ядерной энергии на атомных реакторах в ночные часы.
Таким образом, энергосфера России выступает принципиально новой платформой ускоренного развития нашей страны по причинам ее рыночной востребованности, высокого уровня инновационности при создании нарастающих научных разработок по водородной тематике, их практической реализации в технологиях уже освоенных и принципиально новых (атомно-водородные двигатели для длительных маршрутов в космосе и т. д.) и реальной возможности нашей страны стать государством-донором, обеспечивающим полностью или частично своих соседей не дешевыми энергоресурсами, а дорогими услугами по обеспечению их энергобезопасности.
Переход к водородной энергетике становится централь-ным звеном долгосрочной энергетической стратегии российского государства, важным сегментом инновационного пространства.
В новейшей истории России начинается новый этап. Экономика развития, которая только начала проявлять себя в нашей стране, уже имеет красноречивые достижения. Ряд российских компаний успешно превращается в транснациональные и активно работает во многих странах мира. Проявляется новая тенденция, отмеченная в докладе Всемирного банка.

Концентрация и активность российского капитала нарастает ускоренными темпами: 22 крупных частных собственника, объединенных в крупнейшие бизнес-группы, контролируют объем продаж на сумму 2 трлн руб. и 1,8 млн служащих. Это убедительно подтверждает острую необходимость в более действенном государственном регулировании экономики и прежде всего ее ресурсо- и энергоэффективности.
Рыночные методы эффективного государственного воздействия на экономику в последние годы демонстрируют не только страны золотого миллиарда, но и целый ряд стран, опыт которых в нашей стране изучался недостаточно внимательно.
На территории России в последнее время активно изучается целый ряд нефтегазоносных территорий, в их числе морские территории Каспия и район Сахалина. Российская Арктика выступает, пожалуй, самым мощным резервом развития отечественного энергосектора. Представляется, что имеющиеся трудовые, минерально-сырьевые и инфраструктурные (транспортные, научно-технические и т. д.) факторы ставят на повестку дня ускоренное освоение богатств энергосферы нашей страны на новых энергетических и организационных принципах.

Арктика огромное поле для высокоэффективной деятельности.
Президент Statoil Хельге Лунд не так давно заявил: Россия и Норвегия имеют две главные газовые компании, а именно Газпром и Statoil, которые являются естественными партнерами и готовы взять на себя инициативу по освоению ресурсов арктических регионов. Обе компании играют существенную роль в превращении морских арктических регионов в новую ведущую нефтегазовую провинцию Европы и в создании системы надежных поставок на европейский и североамериканский рынки.

Каждая из наших компаний способствует экономическому росту и благосостоянию российского и норвежского общества. Именно здесь, как в самом экологически ранимом регионе, следует массово внедрять водородную экономику и делать это, используя огромные достижения норильчан, ЛУКойла, Вьетсовпетро.
Есть еще один очень важный организационный аспект устойчивого развития энергосферы. Дело в том, что международный рынок товаров и услуг формируется очень неравномерно. Понятно, что ТЭК всегда был в поле пристального внимания государств и бизнеса, банков и предпринимателей.

Постоянный коммерческий интерес к энергоносителям привлекал внимание, приводил к концентрации капиталов, науки и в конечном итоге сформировал крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК). Именно они формируют деловые отношения в энергосфере планеты, которые определяют мировое развитие.

Региональная энергетическая политика при переходе к водородной энергетике

Уникальные запасы углеводородного сырья это очень серьезное экономическое преимущество нашей страны, которое необходимо должным образом учитывать при переходе к водородной энергетике, причем не только на общегосударственном, но и на региональном уровне. В этом отношении государственная региональная политика должна строиться с учетом принципиальных различий условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов таких макрорегионов страны, как северные, южные и центральные районы европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.
Правильный учет этих различий обязательное условие обеспечения их энергетической безопасности. Особого внимания заслуживает российский Арктический суперрегион главная кладовая углеводородного сырья на планете.

С учетом экологической ранимости северных регионов водородная энергетика должна начинать работать здесь в первую очередь.
Опыт СССР в развитии Западной Сибири, в создании и развитии Норильского промышленного района, американский опыт развития Аляски все это полезно не только пере-
осмыслить, но и создать на его основе адекватные управленческие структуры, которые станут современным локомотивом устойчивого развития России на базе перехода к водородной экономике.
При этом надо признать и то, что в целом территориальный фактор негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая часть России территория с очень низкой плотностью населения. Это резко увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций и энергообеспечения, с чем нельзя не считаться, рассматривая перспективы перехода к водородной энергетике.
Целями государственной региональной энергетической политики на федеральном уровне являются углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере. Это осуществляется путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. Районам России с высокой стоимостью энергоресурсов и их низкой обеспеченностью отдается приоритет в развитии энергетики (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ, Калининградская область).

Все это необходимо учитывать при разработке национальной концепции перехода к водородной энергетике.
В современных условиях необходима диверсификация системы снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из этих регионов должны разрабатываться индивидуальные программы повышения их обеспеченности энергетическими ресурсами, что практически уже реализуется в целом ряде регионов, однако пока еще без учета назревшей необходимости перехода к водородной энергетике.
Необходимо приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и осуществление региональными органами управления энергетическим хозяйством следующих функций, связанных с переходом к водородной энергетике:
- разработка, реализация и мониторинг региональных энергетических программ (в том числе программ топливо-и энергообеспечения и энергосбережения регионов, совместимых с программами водородной энергетики);
- проведение активной энергосберегающей политики, создание и управление региональными фондами энергосбережения;
- организация и регулирование теплоснабжения, модернизации и рационализации теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей коммунальной энергетики;
- оказание поддержки независимым производителям топлива и энергии, использующим энергоресурсы местного значения, обеспечивающим доработку истощенных месторождений, создающим новые генерирующие мощности в энергетике и осваивающим возобновляемые (альтернативные) источники энергии.
Существенное значение для реализации региональной энергетической политики в условиях перехода к водородной экономике приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов, включая уточнение прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов, согласование заданий и мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ и Национальной водородной программы.
Одной из важнейших задач государственной энергетической политики при переходе к водородной экономике является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.
Система государственного регулирования ресурсоэнергоэффективности в условиях перехода к водородной энергетике должна учитывать временной фактор пропорционального развития, выделяя его тактические и стратегические задачи, учитывая необходимость и возможность сочетания экономических интересов государства, отраслей и предприятий. В совокупности такой комплекс мер и условий экономического регулирования, направленный на достижение стратегических целей, образует структурную политику развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса в период перехода к водородной экономике.

Институциональный подход при переходе к водородной энергетике

Одним из важнейших условий успешного продвижения к водородной энергетике в России является институциональный подход к решению этой стратегической задачи.
В плане развития водородной энергетики особенно важно то, что институциональная экономика, как правило, все явления рассматривает совместно с политикой и социальными явлениями. Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями (институты определяют правила игры, организации являются игроками).
Рыночная идеология и ее пропаганда в нашей стране, резко изменившие принципы экономической жизнедеятельности, не проводятся целенаправленно, государство не принимает достаточных мер по формированию эталонов современной институциональной экономики и за это расплачивается низкими рейтингами доверия власти, малой активностью населения в предпринимательстве, широким распространением нелегитимной жизнедеятельности. Все это требуется учитывать и в процессе перехода к водородной энергетике.
Институты продукт исторического развития. При оценке их роли в процессе революции в энергетике необходимо обращать внимание на то, что их изменение должно учитывать не только новые явления в экономической жизни общества, возможность обеспечения ими преодоления негативных последствий разного рода перемен, прежде всего революционного характера, но и необходимость сохранения всего ценного из наследия прошлого.
Эти неформальные нормы меняются медленно, постепенно, но создают легитимную основу для действия новых принимаемых законов, правил поведения людей. Следовательно, формирование институциональной среды в каждый данный период времени должно учитывать траекторию предшествующего развития, что представляет собой решающее условие к пониманию долгосрочных экономических изменений, в данном случае предусмотренных водородной экономикой.
Использование водородной энергетики в современных условиях требует целого комплекса мер по оказанию услуг потребителям. Прежде всего убедительной, творческой и успешной рекламы, умения обеспечить поддержку со стороны влиятельных организаций и личностей, а этому специалисты российских компаний пока еще только учатся.
Несовершенство хозяйственного законодательства и непрозрачность отношений собственности, тяжесть налогового бремени и недостаточная защищенность предприятия от различного рода угроз обычно вызывают справедливое возмущение. Что ждет водородную энергетику в России с этой стороны?

Трудно ответить на данный вопрос сегодня, зная, что институциональные рамки определяются экономической эффективностью, где важную роль играют интересы взаимодействующих субъектов рынка и в первую очередь тех, кто причастен к установлению формальных правил, то есть государственных чиновников.
Исключение государства, равно как и изображение его в качестве рядового рыночного агента, серьезно препятствуют выработке новой концепции трансформирующихся рынков, а в данном случае в России существенно сокращают нормативно-правовую базу водородной энергетики.
Совершенствование институциональной среды в целях повышения эффективности энергообеспечения предполагает осуществление системных мер: улучшение законодательства; повышение грамотности населения; обеспечение более высокого научно-технического уровня использования различных видов энергии; повышение прозрачности в получении результатов по экономии энергии и т. д.
Реализация этих разносторонних мер должна направляться государством, поддерживаться обществом, СМИ. Успехи этих мероприятий должны находиться в фокусе внимания системы образования и переподготовки специалистов, при воспитании подрастающего поколения.
Система контролинга удовлетворения энергетических потребностей регионов, по убеждению авторов, становится решающим звеном их легитимного развития и должна постоянно совершенствоваться. К статистическим методам государственного контроля систематически, по мере развития региона и возникновения новых потребностей, должны прибавляться научно-аналитические методы выявления слабых звеньев и угроз энергобезопасности в регионах.

Исполнительная, законодательная и судебная государственная региональная власть может и должна расширять зону контролинга за счет назначения высокопрофессиональных фирм-операторов для создания действенного консалтинга. Развитие гласности и укрепление законности и надежности энергообеспечения позволят привлечь предпринимателей и осуществлять общереспубликанскую деятельность на их средства; превращать выявленные резервы в доходы предпринимателей; обеспечивать сокращение нерационального энергопотребления; укреплять безопасность и увеличивать налоги для бюджета региона.
В качестве убедительного примера важности контроля управления уместно вспомнить ситуацию с проектом Сахалин-2, который уже вошел в фазу активной добычи нефти. Из-за невыгодно заключенного контракта долги России постоянно возрастали, множились экологические нарушения.

Проведенные акции Госкомприроды с широким обнародованием допущенных грубейших отступлений от законодательства позволили российскому руководству вернуть себе управление международным проектом: крупнейшие компании уступили государству (за неплохую сумму в 7,45 млрд долл.) 50% акций плюс одна акция этого проекта. Фирмой-оператором был назначен Газпром.
Международное сотрудничество в энергетике, о котором так уважительно писал В.А. Легасов в 80-е годы прошлого века, и сегодня дает образец системного регулирования перехода к водородной энергетике в России, при котором государственное регулирование, в том числе и на уровне регионов, осуществляется в сочетании с общественным и корпоративным регулированием.

В сущности, это и есть институциональный подход в действии, в котором каждый из его субъектов играет свою собственную роль в соответствии с общепринятыми правилами.
В настоящее время правительства развитых стран активно поддерживают, в том числе законодательно в области экологии, а также бюджетным финансированием развитие водородной энергетики. Так, в США правительство выделило 1,7 млрд долл. на коммерциализацию транспортных средств на водородных топливных элементах и еще 1,2 млрд долл. на производство водорода из угля без эмиссии СО2. Правительство Японии заявило о том, что к 2010 г. выведет на дороги страны 10 тыс., а к 2020 г. 50 тыс. водородных автомобилей, обеспечив их соответствующими заправками.

Не остаются в стороне и Австралия с Канадой.
К сожалению, наша страна на государственном уровне пока не выделяет достаточных финансовых ресурсов для проведения упомянутых работ. Однако в стране еще не забыт опыт успешной реализации плана ГОЭЛРО в труднейших экономических условиях.

Появились и такие новые эффективные производственные комплексы глобального масштаба, как ГМК Норильский никель, ЛУКойл, Газпром и другие, которые уже сейчас берутся за разработку водородной экономики в общенациональном масштабе. И что не менее важно, есть научные, образовательные и общественные учреждения и организации, которые самым активным образом продвигают в жизнь водородную энергетику и водородную экономику, то есть налицо полный набор необходимых институциональных инструментов, уже действующих в нашей стране и готовых действовать дальше.
В 1970-е годы Комиссия АН СССР по водородной энергетике и Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова возглавили общесоюзное водородное движение.

Началось издание сборника Атомно-водородная энергетика и технология, до начала 1990-х годов проводились всесоюзные семинары по атомно-водородной энергетике.
В середине 1990-х годов в Украине Донецкий национальный технический университет, где этими проблемами занимались с 1977 г., организовал международные конференции по водородной обработке материалов. В 2001 г. университет совместно с МАВЭ, Международной инженерной академией (Россия), Инженерной академией Украины и Донецким инженерно-физическим центром инициировал создание Объединенного научного и координационного совета по перспективам перехода к водородной экономике ОНК-совета.
К настоящему времени в состав ОНК-совета вошли десятки организаций, предприятий и вузов стран членов СНГ Его основная деятельность ориентирована прежде всего на субъекты СНГ, причем на их особо нагруженные промышленно и экологически мегаполисы, такие как Донбасс в Украине, Московский, Уральский и Кузбасский регионы в России и т.



Содержание раздела