d9e5a92d

Затраты на изготовление и сбыт


«олигос» немногий, «полео» продаю) основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» малочисленный и «опсония» покупка) превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт
192 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
Дуополия это рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия на таком рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска.

Эта ситуация описана равновесием Бертрана.
Равновесие Штакелъберга описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер, а другая осуществляет стратегию приспособления.
Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.
Рыночная власть и ее показатели
Обычно считают, что монопольные цены самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей
2. Монополия и олигополия. Рыночная власть 193
прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластич-
ности спроса на продукцию фирмы ( ).
Et
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1 934 г. предложил следующий индекс:
Р-МС 1
=
где 1L лернеровский индекс монопольной власти; Рт монопольная цена; МС предельные издержки; Е эластичность спроса на продукцию.


В условиях совершенной конкуренции МС = Р. И, следовательно, IL - 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:
_Р-АС
1=~Г'
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе совокупный (валовой) доход:
I =(P-AC)-Q= n L P-Q ТС '
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
Другой показатель монопольной власти индекс ХервиндаляХир-шмана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных
13-3558
J
194 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
где /яя индекс Хервиндаля Хиршмана; S, удельный вес самой крупной фирмы; S2 удельный вес следующей по величине фирмы; Sn удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем дело с чистой монополией), то 5, = 100%, а 1НН = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то 5,= 1%, а /яя = 100-52 = 100.
3. Антимонопольное регулирование
Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). В силу того что на монополистическом рынке Р МС (как правило), имеет место неэффективность в распределении ресурсов.

Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.
Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм нако-
3. Антимонопольное регулирование
195
пления монопольной власти (втом числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными.

Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года.

Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.
Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.
В Западной Европе (Бельгия 1935 г.; Нидерланды 1935 г.; Дания 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.
Акт Келлера Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний последовательных участниц одного производственного процесса).
В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в статьях 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.



Содержание раздела