d9e5a92d

Разделы экономики. Теоретическая и прикладная экономика



Глава 1. Основные этапы развития экономической теории

Изучив эту тему, вы узнаете, во-первых, что представляет собой экономика; во-вторых, как развивалась экономика как наука и почему ей придавалось такое важное значение; в-третьих, каково современное состояние экономической науки.

1. Простейшее понимание экономики. Экономия. Хрематистика
Экономика это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют слова, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Быть вне экономики невозможно.
Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя различные люди вкладывают в него разное содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое.

Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика настолько общее, емкое, многозначное понятие, что ее определить одной фразой не представляется возможным.
Считается, что термин «экономика» изобрел греческий поэт Геси-од (87 вв. до н.э.), соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430355 или 354 г. до н.э.), написавший труд под названием «Экономиксе», и Аристотелем (384322 гг. до н.э.).

Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).
Но времена меняются, а вместе с ними меняется и смысл старых слов. В настоящее время термин «экономия» получил широкое рас-
г*
20
Глава I. Основные этапы развития экономической теории

пространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе.

Термин «экономика» в современных условиях используется в различных значениях:
1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и др. экономики);
3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономика), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).
Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то тогда экономика это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Различные стороны экономической жизни общества изучаются различными конкретными экономическими науками, но все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией или просто экономикой, в большинстве стран мира экономике.
2. Значение экономики как науки и ее важнейшие школы
Экономическая наука является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все време-
2. Значение экономики как науки и ее важнейшие школы 21


на от древности до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в прошлом веке Пушкин А.С., которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н. Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России в частности. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук.

Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от читателя, по словам известного в мире немецкого специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».
Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разобраться в широком круге экономических вопросов, оценить консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призваны решить ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории.
Важнейшие этапы развития экономической мысли можно представить на 1.1.
Генезис экономической науки
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IVIII вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551479 гг. до н.э.), указывалось на различение умственного и физического труда,
22
Глава 1. Основные этапы развития экономической теории

Формирование экономической науки, ее истоки (древний мир - средние века)

Экономисты-глобалисты XX в
Кейнсианство
Традиционный
институциона-
лизм XIXXX вв.
* политэкономия ХХв.
ХХв.

1


Неокейнсианство ХХв.

» Монетаризм XX в.




Теория неоклассического * синтеза. Экономикс XX в.




Теория социально ориентируемого рыночного , хозяйства XX в.

t Неолиберализм ХХв.


Неоинституцио-нализмХХв.
1.1. Этапы развития экономической мысли
причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона, Аристотеля можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности
2. Значение экономики как науки и ее важнейшие школы 23
как основы ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью, а не трудом.
Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (11627 гг. до н.э.), Катона Старшего (234149 гг. до н.э.), Калумеллы (1 век н.э.), Сенеки (465 гг. н.э.), Лукреция Кара (9955 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже находит свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: «Они рабы.

Но они люди».

Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь».

Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении.



Содержание раздела