d9e5a92d

Конкуренция далека от идиллии.


В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послетор-говое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю.

В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные.

С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» без сговора соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
12'
180 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
создание конкурентоспособной продукции;
сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного
цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;


роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
I. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков 181
старения заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
1) функциональную (это конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой.

Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется по-липолией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предла-
182 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
гающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
Основные черты различных конкурентных структур представлены в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Основные черты сходства и отличия различных рыночных конкурентных структур
Основные характеристики рынка
Совершенная конкуренция
Монополистическа я конкуренция
Чистая монополия
Число фирм в отрасли
Очень велико (стремится к бесконечности)
Велико
Одна
Самостоятельность политики
Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов невозможно
Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться
Барьеры для вступления в отрасль новых производителей
Отсутствуют
Слабые
Непреодолимые
Эластичность спроса на продукцию отрасли
Небольшая
Средняя
Наименьшая
Получение фирмой экономической прибыли
В долгосрочном периоде экономической прибыли нет
Фирма может постоянно получать экономическую прибыль
Соотношение цены и предельных издержек
Цена равна предельным издержкам (Р=МС)
Цена превышает предельные издержки (Р MQ

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. ,
1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков 183
Основные методы добросовестной конкуренции:
повышение качества продукции,
снижение цен («война цен»),
реклама,
развитие до- и послепродажного обслуживания,
создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
экономический (промышленный шпионаж);
подделка продукции конкурентов;
подкуп и шантаж;
обман потребителей;
махинации с деловой отчетностью;
валютные махинации;
сокрытие дефектов и т.д.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.



Содержание раздела