трансфертная цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли;
фьючерсная цена по биржевым фьючерсным сделкам;
цена замены количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.
В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции.
В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены. На основе прогнозных цен планируется деятельность фирмы в условиях рыночной экономики, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.
И все же на практике именно согласно закону равновесия спроса и предложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.
Выводы
1. Рынок это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами, это общественная форма организации и функционирования экономики.
2. Рыночная экономика это такая экономическая система, в которой преобладает рынок как самостоятельная подсистема.
3. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов, получению ими прибыли, удовлетворению платежеспособной потребности покупателей на основе взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.
4. Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях: интегрирующей, регулирующей, стимулирующей, ценообразую-
Выводы 117
щей, контролирующей, информационной, посреднической, реализации экономических интересов, экономичности.
5. Необходимо выделять четыре исторических условия возникновения рынка: общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, разрешение проблемы трансакиионных издержек, самостоятельность производителя.
6. Рыночный механизм это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Особенность рыночного механизма в том, что каждый его элемент связан с ценой.
7. Спрос это количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Различают: индивидуальный и рыночный спрос; спрос на факторы производства и предметы потребления; экзогенный и эндогенный спрос.
8. Соотношение между рыночной ценой и денежным выражением спроса характеризуется графиком или кривой спроса. Вид этой кривой обусловлен законом падающего спроса, суть которого в том, что если цена товара повышается (при неизменности других условий рынка), то спрос на этот товар падает.
9. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара, характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины (например, при изменении заработной платы).
10. Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием какого-либо фактора. Показателем чувствительности объема спроса к изменению его цены является коэффициент эластичности . Выделяют три варианта зависимости спроса от колебания цен: неэластичный, эластичный спрос и единичную эластичность спроса.
11. Предложение это количество товара, которое продавцы готовы продать покупателю по данной цене в конкретном месте и в конкретное время.
12. Кривая предложения это кривая, показывающая зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители готовы продать. Ее вид определяется законом изменения предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
13. Эластичность предложения по цене характеризует степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены. Различают эластичное, неэластичное предложение и единичную эластичность предложения.
Джевонс и Ф. Эджуорт (Англия) и др.
1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.
Потребительское поведение это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.с учетом их дохода и личных предпочтений.
На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.
Потребительская корзина (или вектор потребления) это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.
Записывается потребительская корзина как
Q=(Qt,Q2, Qi- Ся),
где Q количество товара (Q, 0); я число товаров в экономике
(п 0).
1. Принципы рационального поведения потребителя 121
Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах. В этом случае формула потребительской корзины приобретает следующий вид:
Q = б,Р, + Q2P2 + Qf, + ... QnPn, где Р цена товара (Р} 0)
Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.