d9e5a92d

Эффект дохода и эффект замещения


Изменение же относительных цен товаров приводит к изменению наклона бюджетной линии.
3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На 5.9 показаны несколько кривых безразличия (f]t U2, U3. Кривая Ut пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.
-* А
М
5.9. Положение равновесия потребителя
3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 133
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия 1)2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима. При каком же наборе потребитель достигнет максимально возможного удовлетворения обеих потребностей?

Допустим, потребитель сначала находится в точке С, а затем переместится в точку D. При этом удовлетворение потребностей возрастает, так как точка D находится на более высокой кривой безразличия и соответствует более предпочтительному, большему по полезности набору товаров.

Далее в поисках еще большего удовлетворения потребностей наш потребитель увеличивает в потреблении количество товара/! и уменьшает количество товара В. В результате он перемещается в точку К, но последнее перемещение оказывается невыгодным, ибо оно уменьшает общую полезность двух товаров (более низкая кривая безразличия). По этой причине потребитель вновь сокращает А и увеличивает В.
Такие колебания приводят его к состоянию равновесия, которое достигается только в точке D, находящейся на наиболее высокой для данного потребителя кривой безразличия. Конечно, любая точка выше показалась бы более желательной, но уровень дохода делает ее невозможной. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ.

Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей.

В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Это значит, что алгебраически условие равновесия потребителя можно записать так: РА/РВ ~ NRSAB, а так как MRS - MUA/MUB, то MUA/MUB = РА/Реили MUA/PA = MUB/PB. Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским у слови-ем равновесия.
Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект замещения или субституции. Первый заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышаю-
134
Глава 5. Поведение потребителя в рыночной экономике

щий возможности потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному.

Итоговый результат зависит от того, какой из эффектов будет более сильным и более значимым для потребителя.
Теоретически можно представить такой случай, когда эффект дохода будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения цен.
Описанный парадокс носит название парадокса Гиффена (в честь английского экономиста XIX в.), а товары, на которые он распространяется, называют товарами Гиффена.
Товар Гиффена это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
За исключением товаров Гиффена, для всей товарной массы действует общее правило, согласно которому потребление товара и соответственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и увеличивается, если цены падают.


Таким образом, определить поведение потребителя на рынке можно, используя теорию предельной полезности и метод кривых безразличия.
Выводы
1. Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение.
2. Потребительский выбор в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ (первое и второе правила потребительского поведения), но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора.
3. В основе потребительского выбора лежат два закона Госсена. Первый гласит: предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Второй потребитель достигает максимум полезности (при заданных ценах и бюджете), когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.
4. Следует различать общую, предельную и взвешенную предельную полезность.
Термины и понятия 135
5. Поведение потребителя также можно охарактеризовать с помошыо потребительских предпочтений на основе описания кривых безразличия и бюджетных ограничений.
6. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Построение кривых безразличия основывается на ряде допущений (аксиом): рациональности потребителя, непрерывности, возможности выбора, транзитивности, ненасыщенности.
7. На вопрос о том, от какого количества одного товара потребитель готов отказаться, с тем чтобы увеличить потребление другого товара, отвечает предельная норма замещения (MRS). Важно также для анализа поведения потребителя определить и зону замещения (субституции) участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
8. Бюджетные ограничения показывают с помощью бюджетной линии потребителя, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
9. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Достигается такое равновесие в точке совпадения наклона линии бюджетных возможностей с наклоном кривой безразличия.
10. Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Эффект изменения цены распадается на эффект дохода (с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, его возможность приобрести данный товар) и эффект замещения (с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты).
Термины и понятия
Потребительское поведение
Потребительская корзина
Полезность: общая, предельная
Функция полезности
Кривая полезности (общей и предельной)
Законы Госсена: первый и второй
Кардиналистская теория
Ординалистская теория
Потребительский выбор
Два правила потребительского поведения
Предельная полезность на затраченный рубль
Эффект присоединения к большинству
Эффект сноба
Эффект Веблена
Потребительские предпочтения
136
Глава 5. Поколение потребителя в рыночной экономике

Кривые безразличия Карта кривых безразличия

Аксиомы: рациональности, непрерывности, возможности выбора, транзитивности, ненасыщенности . Предельная норма замещения
Правило уменьшающейся предельной нормы замещения Зона замещения Бюджетные ограничения Бюджетная линия потребителя Равновесие потребителя Эффект дохода
Эффект замещения (субституции) Товар Гиффена
Вопросы для самопроверки
\. Верны ли утверждения:
а) Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене (да, нет);
б) Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.
в) Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова (да, нет).
2. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что:
а) потребитель делает только то, за что ему платят;
б) потребитель заботится не только о себе, но и об обществе;
в) потребитель стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе;
г) потребитель сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем.
3. Предельная полезность это:
а) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;
б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага;
в) максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества блага;
г) максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании данной суммы денег.
4. Одинакова ли предельная полезность купюры в 100 руб. для преподавателя с твердым окладом жалованья и для молодого миллионера из коммерческих структур? Обоснуйте ответ.



Содержание раздела