В 2001 году был создан Форум стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum - GECF), -событие, которое было воспринято как шаг на пути создания газового картеля по типу нефтяного OPEC. Идея создания такого картеля до сих пор активно обсуждается, высказываются доводы за и против, однако пока не было проведено полноценного экономического
анализа целесообразности такого союза газопроизводителей.
3 апреля на ежегодной апрельской международной конференции Высшей школы экономики в рамках научной секции Энергетический сектор в глобальной перспективе зав. лабораторией ЦЭМИ РАН Сергей Чернавский представил анализ газовой отрасли, сделанный им совместно с профессором Российской
экономической школы Олегом Эйсмонтом.
И этот факт дает России определенную рыночную власть на европейском топливном рынке.
Структура газового рынка в последние годы меняется, он становится глобальным, все больше приближаясь к структуре (и ценообразованию) рынка нефти, и это оборачивается для России новыми оценками того, насколько нам выгодна структурная динамика газового рынка. Учитывая, что на долю России вместе с ближневосточными странами приходится 67% общемировых запасов природного газа и 32% его добычи, вполне реальными представляются перспективы создания газового картеля.
Поэтому мы рассматриваем два случая возможностей России относительно объема поставок. В первом случае объем не ограничен, во втором -регулируется квотами.
Но надо учитывать, что в случае с картелем проблемой является распределение квот по поставкам газа и прибыли картеля между его участниками. Предпочтительным для России будем считать тот режим функционирования рынка, когда прибыль России максимальна.
Исследователи рассмотрели несколько возможных конфигураций газового картеля. Наряду с организацией по принципу OPEC, было уделено внимание и экзотическим вариантам, предполагающим, что эксклюзивным поставщиком газа в Европу становится Россия, остальные же члены картеля поставляют газ на другие рынки, но Россия компенсирует им отказ от работы с Европой.
При оценке выгод России в различных конфигурациях картеля или на свободном конкурентном рынке учитывался и фактор издержек на поставки газа. В России издержки традиционно высоки.
- При достаточно низких предельных издержках поставки газа на европейский рынок России выгоднее работать в условиях свободной конкуренции. Если издержки превышают некоторую величину (ее можно рассчитать по разработанной нами методике), участие России в газовом картеле становится выгодным. При ограничениях же на пропускную способность экспортных
газопроводов из России в Европу привлекательность участия в газовом картеле для России повышается, - подвел итог своему выступлению г-н Чернавский.
Олег Эймонт уделил основное внимание проблемам транзита газа по территории сопредельных с Россией государств.
- России в наследство от СССР досталась и структура поставок газа в Европу. Сейчас это вызывает постоянные конфликты и газовые войны с Украиной и Белоруссией.
По мнению докладчика, фактическая монополия Украины и Белоруссии на транзит российского газа - это одна из существенных угроз нашему доминирующему положению на европейском рынке. Одно из возможных решений проблемы - строительство новых газопроводов в обход транзитных стран.
Однако в исследовании за основу была взята версия, что у России нет альтернативы транзиту газа через Украину.
Еще одна угроза - либерализация европейского рынка природного газа.
- Недавно Евросоюз отменил ограничения на перепродажу природного газа, что лишило Газпром возможности проводить политику ценовой дискриминации на европейском рынке газа, -привел пример г-н Эймонт.
Не добавляют уверенности в завтрашнем дне ЕС и недавние заявления российских политиков о возможности переориентации газовых потоков с европейского на азиатский рынок. Европа будет стремиться к диверсификации импорта энергоресурсов, и в этих условиях нам необходимо выработать максимально эффективную стратегию отношений с Украиной и Европой в газовой сфере.
- Если поставщик один, то газовая рента страны транзита велика, как только поставщиков становится хотя бы два, возможности извлечения транзитной ренты резко сокращаются.
Это означает, что Россия, возможно, даже заинтересована в том, чтобы на европейский рынок поставлялся, например,
туркменский газ. Но главное -решить, какая схема должна использоваться при продаже российского газа Европе. Можно продолжать доставлять газ на основе долгосрочных контрактов в фиксированных объемах на западную границу Украины, можно продавать весь газ Украине, чтобы поставки в Европу осуществляла уже она, наконец, можно доставлять газ для Европы на
границу России и Украины, чтобы дальнейший транзит осуществлялся нашими европейскими партнерами на основе их транзитных договоренностей с Украиной. Однако два последних варианта лишают Россию присутствия на европейском рынке.
Наиболее предпочтительным вариантом поставок выглядит схема доставки газа в Европу российской стороной, но по фактически предъявляемому спросу. Цена на газ при этом становится подвижной и регулируется в зависимости от того, какой транзитный тариф устанавливает Украина.
Участники семинара заметили, что исследование, о котором рассказали Олег Эймонт и Сергей Чернавский, безусловно, интересно, но носит больше теоретический характер.
Рассматриваемые проблемы относятся к слишком отдаленной перспективе. Между тем, в российском энергетическом секторе есть масса проблем, требующих немедленного решения.
Так, по мнению заведующего кафедрой регулирования и управления сырьевыми отраслями ГУ-ВШЭ Валерия Крюкова, есть ряд институциональных барьеров, препятствующих развитию
российского энергетического сектора.
Это и режим недропользования, и система налогообложения (включая ее специфическую рентную составляющую).
- Налоговая система в этой сфере крайне неэффективна, а попытки ее изменения часто не основаны
на реальном желании улучшения ситуации. Государство пассивно, слишком велика фискальная составляющая, а система налогообложения не обладает достаточной гибкостью.
Если что-то и предлагается, то это -дифференциация принципиально недифференцируемого НДПИ, - считает Крюков.
С его точки зрения, необходимость перехода к гибкой налоговой системе не вызывает сомнений.
Еще одно ограничение, отнесенное Крюковым к разряду институциональных - это доминирующая роль крупнейших вертикально интегрированных компаний, в то время как сегмент независимых компаний находится в угнетенном состоянии.
- Доля компаний, не входящих в первую десятку, составляет примерно 4% от общероссийской добычи нефти. В США независимые компании суммарно производят более 2/3 нефти и 3/4 газа, - указал на явный перекос Крюков.
Существующие институциональные барьеры создают угрозу вероятных кризисных явлений в нефтегазовом секторе. Прежде всего, это кризис производства, поскольку мы уже наблюдаем снижение добычи.