d9e5a92d

Административная ответственность

Определение крупного размера контрабанды содержится в примечании к статье 188 УК. Таковым признаётся перемещение контрабандным способом товаров, если стоимость их превышает двести минимальных размеров оплат труда, установленных действующим законодательством на момент совершения преступления.

Перемещение товаров, помимо таможенного контроля, охватывает любые действия по ввозу или вывозу товаров, минуя определённые таможенным органом места, в которых, прежде, чем товары будут допущены к пересечению таможенной границы должен быть проведён таможенный контроль, в местах таможен, таможенных постов.
Сокрытие от таможенного контроля представляет собой любой способ утаивания товаров, использование тайников, специальных хранилищ, придание одним товарам вида других товаров. Обманное использование документов представляет самостоятельный способ совершения контрабанды.
Желая незаконным путём провести товар через таможенную границу, лицо может предъявить таможенному контролю заведомо подложные документы, либо недействительные или содержащие недостоверные сведения документы.
Примером может служить дело о контрабандном перемещении крупной партии товаров народного потребления, расследованное таможенниками и контрразведчиками Управления ФСБ РФ по Ульяновской области. Закупив в Китае товар на сумму 422 тысячи рублей (цены на октябрь 1998 года), предпринимательница Ш., сопровождала груз на арендованной машине до Троицкого таможенного поста Магнитогорской таможни. В день прибытия таможенное оформление не производилось, был выходной день, и, не желая ждать следующего дня, Ш. решила переместить товар, минуя пост и не составляя таможенную декларацию, а также, уклонившись от уплаты таможенных платежей, Ш. взяла документы у водителя на его КамАЗ, предъявила их сотрудникам таможни и получила удостоверение ввоза транспортного средства на этот автомобиль, скрыв наличие в нём груза.

Убедившись, что на территории поста никого нет и её действия остаются незамеченными, Ш. заявила водителю, что ею оформлены все таможенные документы на товар и на машину и им разрешён въезд на территорию России. Но через три дня, в момент разгрузки товара в Ульяновске, предпринимательница была задержана сотрудниками УФСБ и Ульяновской таможни, а транспортное средство и товар изъяты.
Состав контрабанды образует обманное использование средств таможенной идентификации, пломб, печатей, идентификационных знаков и т.д. Недекларированные или недостоверное декларирование означает несообщение при таможенном оформлении сведений, либо заявление ложных сведений о перемещаемых товарах.
Контрабанда, совершённая указанными способами, образует простой состав и наказывается лишением свободы сроком до пяти лет.
Более опасным видом контрабанды является ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с неё товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Это наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружения, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое, другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Если эти деяния совершены тайно или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённые с недостоверным декларированием или недекларированием, части 2 статьи 188 УК.
Указанные вещества и средства, составляющие предмет контрабанды, изъяты из гражданского оборота и представляют повышенную опасность.
Перечень наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ содержится в списках, издаваемых постоянным комитетом по контролю за оборотом наркотиков при Минздравпроме РФ, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1971 года. Конвенцией о психотропных веществах 1971 года и Конвенцией ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Перемещение через таможенную границу наркотиков и ядовитых веществ определено постановлением Правительства РФ "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ" от 16.03.96 г. 2781 и "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих наркотических веществ, на которые распространяется порядок ввоза на территорию РФ и вывоза из РФ" от 03.08.96 г. 9302 .
Федеральный закон "Об оружии" от 13.11.96 г.1 , Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.96 г. раскрывает понятие огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. В соответствии с содержанием в этом постановлении разъяснениями под огнестрельным оружием понимаются все виды боевого, служебного, гражданского оружия, в том числе, самодельного изготовления, конструктивно предназначенного для поражения цели на расстоянии снарядом, получающем направление за счёт энергии заряда.



К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, гранаты, снаряды, боевые ракеты, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления.
Под взрывчатыми веществами понимается химическое соединение и механические смеси веществ, способные к взрыву. К ним относятся тротил, аммонит, пластиты, дымный и бездымный порох, твёрдое ракетное топливо и т.д.2
Не могут быть отнесены к предметам контрабанды (при отсутствии признака крупного размера) газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, патроны (например, сигнальные холостые), не предназначенные для поражения цели. Они не относятся к огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам.
Международными нормами к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которые действует путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов. Смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия. К оружию массового поражения относятся химическое, биологическое и ядерное оружие. Установлен запрет на провоз контрабандным способом стратегически важных сырьевых товаров, независимо от их стоимости.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.92г. 434 утверждён Перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ.
Предметом контрабанды могут быть культурные ценности, в отношении которых действуют специальные правила. Порядок их перемещения через таможенную границу определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года "О ввозе и вывозе культурных ценностей"1 . Под действие этого закона попадают исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности.

В том числе картины, скульптуры, художественные композиции, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов, редкие рукописи, архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы.
Рассмотрим вопрос, является ли контрабандой провоз или попытка про- воза через таможенную границу иностранной валюты, если она не декларирована или в декларации указана сумма меньшая, чем вывозимая.
Из диспозиции статьи 188 части 1 УК РФ следует, что вывоз иностранной валюты данным способом не является преступлением при условии, что провоз валюты осуществляется не в крупном размере .
Контрабанда относится к так называемым формальным преступлениям, закон считает такие преступления оконченными после совершения опасного деяния (бездействия), независимо от наступления последствий. Состав контрабанды налицо после совершения перемещения товаров через таможенную границу. В остальных случаях имеет место покушение на контрабанду. Статья 18 Таможенного Кодекса связывает момент окончания преступления с тем, ввозятся товары на таможенную территорию или вывозятся с неё.

При ввозе товаров на таможенную территорию с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ, происходит фактическое пересечение таможенной границы, и, следовательно, контрабанда с этого момента считается оконченной. При вывозе с таможенной территории РФ и при ввозе товаров с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещение через таможенную границу совпадает с подачей таможенной декларации или совершением иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения, соответственно вывезти, либо ввезти товары.

Например, если лицо, намереваясь вывезти за рубеж валюту в крупном размере, при заполнении таможенной декларации не указал её или указано неверно и это было выявлено при таможенном досмотре, налицо окончательный состав контрабанды.
Предметом контрабанды часто являются наркотики. Необходимо более внимательно рассмотреть этот вопрос.

Статья 288 часть 5 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил перевозки, пересылки, ввозе, вывозе наркотических средств или психотропных веществ. Часто перечисленные действия образуют самостоятельный состав преступления.

Чтобы избежать различных подходов к квалификации таких действий, если они связаны с пересечением таможенной границы. Пленум Верховного Суда РФ, в одном из постановлений указал, что незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную территорию Российской Федерации, подлежит дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за контрабанду.
При контрабандной перевозке наркотиков, сильнодействующих и ядовитых веществ, точно также как и других веществ и предметов, изъятых из гражданского оборота, их стоимость не имеет значения при квалификации преступления, но весьма важно при определении общественной опасности конкретного преступления и для индивидуализации наказания. Определяя их стоимость, суд исходит не только из количества, но и свойств наркотических средств по степени их воздействия на организм.
Перевозка или пересылка контрабандным способом природных драгоценных камней и жемчуга, боеприпасов и взрывчатых веществ и устройств квалифицируется по совокупности преступлений, если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотрено статьями 191, 220, 222, 234 УК РФ.
Имеются примеры, когда отъезжающих за границу просят передать посылку для родственников или друзей, проживающих в странах, куда отправляются отбывающие из России. О том, что находится в посылке, сообщается устно, но фактически, до момента таможенного контроля, её содержание остаётся неизвестным. Не исключено, что в посылке находятся предметы, изъятые из гражданского оборота, или требующего специального разрешения на ввоз или подлежащие обязательному декларированию. В таких случаях возбуждается уголовное дело, проводится расследование, задачей которого установить, был ли умысел на незаконный провоз таких предметов без должного оформления.

Если умысел не установлен, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.
Повышенную опасность представляет контрабанда, совершённая неоднократно, либо должностными лицами, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Если совершение "простой" контрабанды наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, контрабанда предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет с конфискацией имущества или без неё, то в случае контрабанды, совершённой неоднократно или должностным лицом, санкция существенно повышена. Виновный может быть осуждён к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет.

Возможно применение конфискации имущества.
Наиболее опасной является контрабанда, совершаемая организованной группой.
Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, часть 45, статья 35 УК РФ. Лица, объединившиеся в организованную группу, совершают наиболее дерзкие преступления, контрабанду наркотиков, антиквариата.

Организованный характер приобретает контрабанда культурных ценностей с привлечением криминальных структур международного масштаба.
Следующим преступлением, которое можно отнести к сфере таможенного контроля, относится незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Ответственность за эти преступления предусмотрена статьёй 189 УК РФ. Виновный в его совершении может быть оштрафован в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, либо может быть осуждён к лишению свободы на срок от трёх до семи лет. Установление уголовной ответственности за указанное выше действия обусловлены международными обязательствами нашей страны по нераспространению оружия массового поражения.

Обязательным признаком этого преступления является нарушение требований специального экспортного контроля.
Преступление признаётся оконченным с момента фактического перемещения через границу технологий, научно-технической информации, либо с момента оказания услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Определённые требования предъявляются к лицу, которое может быть привлечено к уголовной ответственности.

Это может быть только то должностное лицо - руководитель государственного предприятия, организации, либо руководитель негосударственного предприятия, организации, которые на основе лицензии осуществляют военно-техническое сотрудничество с иностранными партнёрами.

§2. Административная ответственность.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти, в нашем случае таможенными органами, мер административного воздействия к виновным лицам1 . Таможенные правонарушения относятся к административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ рассматривались по правилам, установленным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) . Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных правил.

Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил, определил процедуру их рассмотрения и заложил основы таможенно-правовой ответственности, которые включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.
Статья 230 ТК РФ раскрывает понятие нарушений таможенных правил. Таковыми признаются действия или бездействия лица, посягающие на установленный законодательством порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, на порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.
Таким образом из понятия следуют четыре основные группы нарушений таможенных правил:

  1. нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  2. нарушения, связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
  3. нарушена, связанные с обложениями таможенными платежами и их уплатой;
  4. нарушения, связанные с предоставлением таможенных льгот и пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.

Нарушения таможенных правил включает сорок составов правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.
Рассмотрим нарушения таможенных правил, связанные с таможенным контролем. К ним относятся

  1. нарушения режима зоны таможенного контроля (ст.249 ТК РФ):
  2. выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254 ТК РФ);
  3. перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ).

Кратко охарактеризуем указанные составы. Ответственность за нарушение режима таможенного контроля введена одновременно с понятием зоны таможенного контроля. С созданием таких зон только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенного органа (ст.

249 ТК РФ).
Неправомерными признаются перечисленные в ст. 254 ТК РФ три вида деятельности по распоряжению товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, это: выдача, утрата или недоставление.
Указанные виды деятельности признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.
Правонарушение, предусмотренное ст. 276 ТК РФ, представляет один из наиболее опасных видов посягательств в сфере таможенного дела и заключается в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, помимо таможенного контроля, т.е. вне определённых таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды, если стоимость товара не превышает двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Рассмотренные правонарушения, связанные с таможенным контролем, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, следующая значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля.
Такими являются:

  1. отправление транспортного средства без разрешения таможенного органа РФ (ст. 256 ТК РФ);
  2. причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 257 ТК РФ);
  3. воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля (ст. 264 ТК РФ);
  4. непредставление таможенному органу РФ отчётности и несоблюдения порядка ведения учёта (ст. 265 ТК РФ);
  5. сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (ст. 277 ТК РФ);
  6. перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ);
  7. невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле.

Приведённый перечень статей очень многообразен. Таможенные правила нарушаются при отправлении транспорта с места стоянки, находящегося под таможенным контролем, но до его проведения; при причаливании к судам, находящимся под таким контролем, при воспрепятствовании должностным лицам досматривать грузы.
Между тем, в помещении или на территории, которые намереваются осмотреть сотрудники таможни, могут находиться грузы, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для его проведения, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможню.
Обязательному учёту подлежат товары, находящиеся под таможенным контролем. Учёт ведётся в определённых формах, установленных таможенным комитетом.

Проверка системы учёта и отчётности необходимое условие проведения таможенного контроля.
Сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Однако, если их стоимость не превышает двухсот минимальных размеров оплаты труда, состав контрабанды отсутствует, лицо привлекается к ответственности по нормам таможенного законодательства, позволяющего определить взыскание в виде штрафа от ста до трёхсот процентов стоимости товаров с конфискацией, либо взыскание их стоимости.

Указанное правонарушение, а также перемещение грузов с обманным использованием документов или средств идентификации, имеют достаточно широкое распространение и представляет повышенную общественную опасность.
При ввозе товаров по документам, содержащим недостоверные сведения о них, несёт ответственность лицо, перемещающее товары, при этом конфискация применяется только к товарам, сокрытым от таможенного контроля.
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил могут быть:

  1. российские и иностранные граждане (физические лица), если к моменту совершения правонарушения они достигли шестнадцатилетнего возраста;
  2. должностные лица, если в из служебные обязанности в момент совершения ими правонарушений входило обеспечение выполнения определённых требований;
  3. предприятия, учреждения, организации;
  4. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Особенностью в таможенном законодательстве является возможность привлечь к ответственности одновременно и юридическое и физическое лицо.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ привлечение к ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не освобождает от ответственности из должностных лиц и иных работников за совершение ими нарушения таможенных правил. Особенность заключается и в том, что при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду и совершение иных преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, должностных лиц и иных работников не освобождает предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за нарушение таможенных правил.
Если не рассмотреть эти требования, это может привести к необоснованному привлечению к ответственности, освобождение от неё, либо к неправильной юридической оценке нарушения.
При установлении факта совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами с одновременным выявления таможенным органом конкретного должностного лица или работника этого лица, который не выполнил требования, действующего в таможенном деле, и в результате этого было совершено нарушение таможенных правил юридическим лицом, вопрос об ответственности должен решаться с учётом требований части 6 и 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ.
В части 6 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ сказано "Физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по халатности".
По статье 288 Таможенного Кодекса РФ, должностное лицо или иной работник юридического лица, а равно физическое лицо, выполняющее для него по договору работу, могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к ответственности привлечено и само юридическое лицо.
Единственным обстоятельством при котором не привлекается к ответственности юридическое лицо, если нарушение произошло в следствии непреодолимой силы, то есть при событиях таких как стихийное бедствие или военные события.
Новым также является положение об ответственности за нарушения таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность на общих основаниях.
Ответственность за нарушения таможенных правил наступает в соответствии с законодательными актами, действующими на момент совершения правонарушения, но в таможенном законодательстве применили принцип невозможности поворота к худшему, т.е. акты, устанавливающие или усиливающие ответственность обратной силы не имеет. Применение обратной силы закона основывается на конституционном положении, закреплённом в части 2 статьи 54 Конституции РФ: "Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением".
При привлечении к ответственности за нарушение таможенных правил, учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, либо отягчающие её. Смягчающими обстоятельствами являются активное способствование разрешению дела совершения правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной имеющей ребёнка до одного года, совершение преступления вследствии стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств, либо добровольное устранение вредных последствий правонарушения.



Содержание раздела