d9e5a92d

Анализ торговой деятельности фирмы


Внешнеэкономические связи это международные хозяйственный, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство (23. с.4).
Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Одна из них, когда фирма выступает на внешнем рынке в качестве торгового посредника между продавцами и покупателями в разных странах.
Фирма Интер-Агро в число основных задач по внешнеэкономической деятельности включила:
планирование, организация и осуществление внешнеторговых сделок;
наращивание объема экспорта, улучшение его состава, совершенствование товарной и региональной структур экспорта;
повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития города и области;
изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка по выбранной товарной номенклатуре, разработка предложений по совершенствованию экспорта и импорта;
постоянное совершенствование кадрового потенциала по ВЭД.
Для решения выше поставленных задач внешнеторговой фирмой должны быть реализованы следующие функции:
разработка проектов оперативных, годовых и долгосрочных планов ВЭД фирмы, создание и обеспечение условий для их выполнения;
собственно осуществление конкретных внешнеторговых операций по закрепленной номенклатуре, анализ их эффективности, разработка мероприятий по ее повышению;
тесное взаимодействие с другими предприятиями в интересах реализации единой экспортно-импортной стратегии;
разработка, планирование и проведение рекламных мероприятий в интересах расширения экспорта товаров и услуг, обеспечение эффективного участия специалистов предприятия в выставках, ярмарках, аукционах, торгах и т.д., организованных как внутри страны, так и за рубежом;
подготовка и организация командировок специалистов предприятия за рубеж, подготовка и проведение деловых переговоров, участие в заключении внешнеторговых контрактов;
обеспечение приема иностранных партнеров, клиентов, специалистов;
ведение валютно-финансовых операций, организация соответствующего учета на основе автоматизированной системы сбора, хранения и анализа информации;
отбор, обучение и повышение квалификации работников ВЭД фирмы;
поиск и проверка надежности зарубежных партнеров;
участие в купле-продаже патентов и лицензий, ноу-хау
Все вышеизложенное позволит фирме Интер-Агро, как и другим предприятиям, фирмам, кооперативам и их союзам, независимо от формы собственности, участвовать в формировании рыночных отношений как внутри России, так на внешнем рынке. Этому же способствует устанавливающееся в соответствии с международными нормами российское валютно-финансовое законодательство, результатом чего предполагается открытость и интеграция российских предприятий в международные экономические процессы, реальное вхождение в мировой рынок.
Из большого разнообразия внешнеторговых операций, применяемых в современной международной торговле, в которых фирма могла принять участие, согласно учредительным документам, остановила свой выбор на осуществлении торгово-закупочной деятельности: приобретение и реализация сельскохозяйственной продукции потребительского и промышленного назначения, включая продукцию растениеводства.
К сожалению, за истекший год, а фактически за год своей деятельности, фирме удалось заключить только два внешнеторговых контракта, послуживших предметом анализа данной работы.
На наш взгляд, ошибка руководителей фирмы в организации внешнеторговой деятельности заключается в том, что характеристику рынков российского и зарубежного они начинали с рассмотрения наполненности их товарной массой. По существу дела этот рынок вторичный, ибо рынок как таковой создается не товарами, а товаропроизводителями, вступающими в конкуренцию между собой. Они-то и образуют рынок.

Если же рыночной среды нет, то не может быть и рыночной экономики.
И поскольку фирма вступила на путь международных рыночных отношений и намерена осуществлять внешнеэкономическую деятельность, то для ее участия в международных торговых отношениях большого и малого бизнеса невозможно обойтись без анализа опыта внешнеторговой деятельности тех предприятий, где эти отношения получили наибольшее развитие и приносят существенный социально-экономический эффект.

Перспективы совершенствования разработки валютно-финансовых условий внешнеторгового контракта в исследуемой организации.

Степень соответствия и учета факторов деятельности фирмы на формирование валютно-финансовых условий внешнеторгового контракта.


Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается фирма, ставшая участником международного бизнеса. Это объясняется тем, что на начальной стадии вовлечения в международный бизнес эти операции, на первый взгляд, предполагают относительную простоту исполнения, минимальные обязательства и связаны с наименьшим риском для фирмы.
Специфика же российского экспорта состоит в том, что преобладающими его статьями по-прежнему остаются нефть, нефтепродукты, природный газ. Другими значительными статьями российского экспорта являются прокат черных металлов, цветные металлы и их сплавы, целлюлоза, пиломатериалы.

Экспорт же машин и оборудования не превышает 1%.
Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.
Первый опыт заключения фирмой внешнеторговых экспортного и импортного контрактов показал оценку собственных возможностей фирмы, что актуально для многих российских предпринимателей: отсутствие крупного капитала, оснований для взятия банковского кредита, кооперации с другими фирмами, практическое умение своевременно и верно определить и оценить наиболее перспективные виды товаров для внутреннего и внешнего рынка, фактическая неспособность оперативно реагировать на требования внешних рынков, как это способны делать конкуренты.
Конкретность заключается в том, что рынок исследуется в отношении вполне определенных товаров. Фирма Интер-Агро определила для себя в первую очередь куплю-продажу сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, главной задачей для фирмы должны были стать определение существующего и ожидаемого спроса сельскохозяйственных товаров на внутреннем и внешнем рынках, анализ коммерческих условий купли-продажи, изучение динамики емкости рынка на основе внутренней и внешней статистики в сопоставлении с явлениями и событиями экономического и политического характера.
Одновременно необходимо было выяснить зависимость валютно-финансовых условий предполагаемого внешнеторгового контракта от других факторов и оценить перспективу их изменения. Такими факторами могут быть ожидаемое изменение соотношения спроса и предложения, темпы национальной и международной инфляции, движение валютных курсов и кредитная политика центральных банков крупнейших промышленно развитых стран, зависимость цен от международной напряженности и состояния стратегических запасов и так далее.
Только простой перечень факторов указывает на большую сложность работы, на огромный диапазон источников, которые необходимо привлечь для анализа, и на необходимость разработок данных, учитывающих влияние на формирование валютно-финансовый условий контракта.
Сложность в освещении вопроса этого раздела дипломной работы заключается в том, что бизнес-план или хотя бы какие-то общие наработки фирмы по внешнеэкономической деятельности являются коммерческой тайной. Однако, со слов достоверного источника известно, что внешнеэкономическая деятельность Интер-Агро за 1998 год ограничилась двумя выше названными и проанализированными контрактами.

О внесении некоторых изменений и дополнений в названные внешнеторговые контракты фирмы на перспективу изложены в следующей главе.

Некоторые изменения в тексте валютно-финансовых условий контрактов на перспективу.


В мировой практике не существует законов и обычаев, определяющих, какая из сторон готовит и оформляет международный контракт. Контракт является результатом совместного творчества экспортера и импортера.

Однако не стоит забывать, что сторона, которая готовит проект контракта для обсуждения, как правило, приобретает определенные преимущества, поскольку получает возможность сформулировать условия в наиболее выгодной для себя интерпретации.
С целью уточнения и улучшения условий контрактов на перспективу предлагается внести в текст экспортного и импортного контрактов следующие изменения.
Предлагаемые изменения и дополнения в экспортный контракт фирмы.
Новый подход к экспорту российских товаров закономерно ведет к повышению значения и роли и валютно-финансовых условий контракта. С учетом новых требований предлагается внести следующие изменения в условия экспортного контракта.

  1. По условиям платежа необходимо вернуться в контракте к форме оплаты в виде безотзывного, документарного, покрытого аккредитива, внеся предлагаемые выше изменения в условиях его открытия. Российскому Продавцу следовало бы быть более настойчивым при подписании изменений и дополнений в контракте, так как внесение дополнений в части увеличения объема поставок и переноса даты закрытия контракта (см. Приложение 2) свидетельствует о том, Покупателя удовлетворяли цена, качество и условия поставки товара.
  2. В раздел 4. Цена: По заключенному контракту Цена определяется в 185 долларов США за 1 мт FCA (франко-перевозчик) ж/д станции Северо-Кавказской ж/д на территории Ростовской области. Можно внести следующие изменения: цена контракта может быть увеличена при качественных показателях товара, лучших, чем предусмотрено в разделе 2. Качество и состояние товара.

3. В раздел 7. Количество: В формулировке 1000 мт +,- 4% по выбору Продавца и по контрактной цене 1) уточнить в зависимости от чего: партии товара или условий погрузки (доставки), 2) удалить из теста часть формулировки, а именно: и по контрактной цене.

  1. В раздел 10. Платеж и платежные документы дополнительно предлагается:
  • включить оговорку: Исполняющим банком является Метракомбанк, г.Ростов-на-Дону, Россия.
  • Аккредитив должен быть покрытым, то есть средства для покрытия аккредитива должны находиться в исполняющем банке.
  • Если аккредитив непокрытый, включить условия, чтобы он был подтвержденным одним из банков-корреспондентов Метракомбанка.
  • в формулировку Все банковские сборы и комиссионные, расходы, связанные с аккредитивом в России за счет Продавца. Все банковские сборы и комиссионные расходы, связанные с аккредитивом за пределами России за счет Покупателя (10.7) внести следующие изменения: Все банковские комиссии за открытия, авизование, изменения и дополнения, исполнение и другие оплачиваются Покупателем.
  • Уточнить сроки в разделе 11. Извещение об отгрузке. Согласно контракту Продавец в течение 24 часов с даты отгрузки сообщает Покупателю о дате отгрузки, номерах вагонов, погруженном весе, номерах ж/д накладных. Уточнить дату отгрузки товара по настоящему контракту не представляется возможным: см.п.5, 10, 12.
  • Внести изменения в раздел 12. Транспортные условия: В тексте п.12.6 Продавец обеспечивает отгрузку вагонов с загрузкой до полной грузовместимости, но не менее 33 тонн. В случае загрузки в вагон менее 33 тонн Продавец оплачивает Покупателю разницу между ж/д тарифами в расчете на 1 т для 33-тонной отправки и для массы фактической отправки заменить на Продавец не оплачивает.

- Дополнить контракт разделом Ответственность сторон, где указать, что за несвоевременное открытие аккредитива Покупатель оплачивает Продавцу штраф в размере . (сумма) или 0,5 % от суммы контракта, или 0,1 % за каждый день просрочки открытия аккредитива в соответствии с условиями контракта и возмещает убытки, возникшие у Продавца при несвоевременном открытии аккредитива.
За несоответствие условий аккредитива условиям контракта включить те же самые штрафные санкции.
Все комиссии за изменение условий аккредитива производить за счет Покупателя. Предлагаемые изменения и дополнения в импортный контракт фирмы.

  1. В преамбуле контракта указать лица, подписавшие контракт и их полномочия (основания).
  2. Необходимо указать конкретную цену за 1 тонну конкретного товара (цена 1 т мандаринов, 1т апельсинов, 1 т лимонов) и валюту цены.
  3. Предусмотреть возможность изменения цены товара в пределах +,- 10% в зависимости от сорта товара, цены на международном рынке.
  4. В случае несовпадения валюты цены и валюты платежа (согласно п.5.1 доллары США), необходимо определить валютную оговорку, то есть валюты цены в валюту платежа.
  5. Указать общую стоимость контракта.
  6. Убрать формулировку п.8.1. об автоматической приемке товара.
  7. Изменить п.8.1, п.8.2., где предусмотрена потеря в весе и загнивание товара более 0,5% за счет Покупателя, убрав это условие.
  8. Указать в контракте банковские реквизиты Покупателя.
  9. Форму расчетов можно оставить в виде банковского перевода после поступления товара на территорию России, более точно определив порт доставки и дату поставки, увеличив срок для проведения платежа.
  10. Исключить из контракта п.11.4 о требовании возврата суммы аванса.
  11. Включить условие о страховании Продавцом груза на условии все риски.
  12. Дополнить контракт разделом Ответственность сторон, предусмотрев штрафные санкции за невыполнение сторонами условий контракта.

Все выше приведенные изменения и рекомендации по оформлению валютно-финансовых условий экспортного и импортного контрактов фирмы являются отнюдь не исчерпывающими. Однако анализ первого опыта работы ООО Интер-Агро по внешнеэкономической деятельности наглядно демонстрирует, в какой степени финансовый успех предприятия и поддержание его престижа во внешнеторговых контрактах зависят от квалифицированно составленного внешнеторгового контракта.

Экономическая эффективность предлагаемых изменений.


Анализ валютно-финансовых условий первых внешнеторговых контрактов фирмы ИнтерАгро и предлагаемые в главе 3.2. изменения в тексте его условий, на наш взгляд, могли бы несколько улучшить
Однако чтобы вести серьезный разговор об улучшении экономической эффективности внешнеэкономической деятельности фирмы на перспективу, руководству фирмы необходимо предпринять ряд мер научно-организационного характера в плане определения стратегии фирмы во внешнеэкономической деятельности.
Сегодня всем понятно, что в случае правильного формирования структуры экспорта и импорта международный обмен товарами может быть выгоден многим странам. Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.
Как показывает статистика, доля экспорта в национальном доходе стран с рыночной экономикой таких, как США, Англия, Франция, ФРГ, Швеция, Италия и других, составляет 15-17%, а в странах СНГ и в России значительно меньше. Следовательно, для получения наибольшего экономического эффекта российскому предпринимателю необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств [23, с.5].
В начале 90-х годов на долю наукоемкой готовой продукции в международном обороте приходится 60%, а на долю сырьевых товаров 40%. Однако в России соотношение иное: на долю сырьевых товаров приходится более 70%.
В настоящее время кризисные явления в экономике вызвали немало трудностей и проблем в развитии внешнеэкономических связей страны. Фирме Интер-Агро важно развивать свой маркетинг, направленный на исследование и прогнозирование товарного рынка.

Если при обычной сбытовой деятельности фирма ориентируется на среднее предприятие по заключению контракта, то, как показывает мировая практика, фирма, ориентированная на маркетинг, требующий знаний рынка, его конъюнктуры, гибкой товарной политики, стремится к долговременному горизонту видения своих целей на международном рынке.
Знание некоторых принципов и методов маркетинга позволит сотрудникам фирмы, во-первых, выделить товары из всех видов отечественного товарного рынка товаров, пользующихся спросом из-за высокой потребительной стоимости и обеспечения максимума их продаж, во-вторых, выделить товары рыночной новизны, удовлетворяющие потребности тщательно рассчитанной группы возможных покупателей.
Не последнюю роль для Интер-Агро должны сыграть конкурентные преимущества Ростовской области как объективная основа развития внешнеэкономической деятельности фирмы.
Ростовская область занимает одно из ведущих мест в экономике России, является регионом, который развивается, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране. Масштабы, направления, формы ВЭД определяются конкурентными преимуществами региона.

Заинтересованная в развитии внешнеэкономической деятельности, фирма Интер-Агро должна взглянуть на возможности Ростовской области глазами делового зарубежного партнера.
Ростовская область - это прежде всего выгодное экономико-географическое положение: центр транспортных магистралей Юга России, что обеспечивает ей выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям и связывает Ростов с 16-ю государствами. Достаточно развитая сеть автомобильных дорог (по меркам России): через территорию области проходит 7 автомобильных дорог федерального значения.
Экономико-географическое положение Ростовской области в первую очередь является основой такой формы внешнеэкономической деятельности, как международные перевозки. Осуществление международных перевозок (в первую очередь СКЖД) и экспортно-импортных операций позволило на определенном этапе развития внешнеэкономической деятельности создать совместные предприятия.
К конкурентным преимуществам Ростовской области надо отнести наличие на ее территории полезных ископаемых: область является основной сырьевой угольной базой всего Северного Кавказа.
Следующий фактор конкурентоспособности области - агроклиматические условия, наличие обширных черноземных пахотных земель, которые благоприятны для сельскохозяйственного производства. По объему производства сельскохозяйственной продукции Ростовская область занимает 4-е место среди субъектов РФ. Ростовская область - крупный производитель зерна (главная зерновая культура - озимая пшеница), а также подсолнечника, плодов и овощей.

Так, удельный вес семян подсолнечника и пшеницы в общем объеме экспорта в январе-сентябре 1998 г. составил 13%. [16]. Наряду с растениеводством развито животноводство.
Не вдаваясь более в подробности, можно отметить, весь агропромышленный комплекс Ростовской области базируется на наличии сельскохозяйственных ресурсов и это определяет сельскохозяйственную направленность экспорта области. Это преимущество было оценено и фирмой Интер-Агро, товаром ее первого экспортного контракта были семечки подсолнечника.
Но конкуренцию на внешнем рынке выдержать в одиночку практически невозможно. Экономическая необходимость побуждает малые и средние предприятия объединяться в различные ассоциации, которые способствуют созданию благоприятных условий для их внешнеэкономической деятельности.
Так, в 1992 г. была образована ассоциация Ростов-Надежда (16). В ассоциацию входит более 120 предприятий по производству, хранению и сельскохозяйственных культур и их переработке в муку и растительное масло.

Использование современных форм и методов хозяйствования позволило ассоциации значительно повысить технико-экономические результаты сельскохозяйственного производства.
С 1993 года Ростов-Надежда экспортирует свою продукцию в страны дальнего зарубежья: семена подсолнечника, ячмень фуражный, кормовой горох и другие виды сельхозпродукции. Объемы экспорта наращиваются: в 1995 году было экспортировано 40 тысяч тонн семян подсолнечника (большая часть была переработана с использованием самых передовых технологий и вернулась в Россию в виде высококачественного и экологически чистого подсолнечного масла, отвечающего мировым стандартам очистки и расфасовки), а в 1997 году экспорт семян подсолнечника составил уже 75 тыс. т. [16, с.65].
Возможности сельскохозяйственного производства области объясняют интерес иностранных потенциальных партнеров к нашей области.
В 1993 г. машины и оборудование составляли в экспорте Ростовской области около 84%. К 1997 г. их доля резко снизилась.

Для того, чтобы вернуть былые позиции, необходим импорт нового оборудования и технологий в отрасли машиностроения области.
Это объясняет интерес западных фирм к Ростовской области. Например, побывавшая в Ростове-на-Дону делегация швейцарских станкостроительных фирм провела маркетинговые исследования по поводу готовности местного рынка к закупкам швейцарских станков и металлообрабатывающих технологий.

Швейцарское станкостроение является одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства Швейцарии, станки отличаются высоким качеством и могут быть использованы на крупных перепрофилируемых предприятиях. Пока объем экспортно-импортных операций Швейцарии с Ростовской областью незначителен, область экспортирует в Швейцарию ячмень, семечки и алюминиевый прокат, а импортирует лекарства и инсектициды.

В 1996 году объем экспорта составил 2,73 млн. долларов, импорт - 2,365 млн. долларов.
В связи с выше приведенным, сама собой напрашивается мысль о перспективном взаимовыгодном партнерстве фирмы Интер-Агро, заключившей свой первый экспортный контракт с швейцарской фирмой Андрэ и Ко. АО, по достоинству оценившей вкус и качество ростовских семечек, в продукции ее соотечественников-станкостроителей так нуждается сегодня наша возрождающаяся местная промышленность.

Заключение.

Открытие российской экономики для внешнего мира, широкая либерализация внешнеэкономической деятельности постепенно формируют в России новую модель международного бизнеса. Необходимо нашим предпринимателям, кто самостоятельно осваивает теорию и практику внешнеторговых операций, больше ориентироваться на новые для российской экономики формы и методы международного бизнеса с учетом постоянно меняющихся требований и условий внешней среды.
Внешнеторговую деятельность сопровождает большое количество документов. Они необходимы при подготовке, оформлении и проведении внешнеторговой сделки купли-продажи.

Их правильное и квалифицированное составление играет важную роль в успехе ее осуществления на всех этапах. Такие документы получили название внешнеторговых, они подтверждают исполнение сделки купли-продажи с иностранным контрагентом.
Главным документом является внешнеторговый контракт, который является результатом творчества экспортера и импортера, вобрав в себя обязательства сторон на всех этапах перехода товара от продавца к покупателю.
Сегодня разработаны и широко применяются тексты типовых контрактов. Но контракт, как человек, индивидуален.

И несмотря на то, что условия расчетов зависят от стран-участников внешнеторгового контракта, торговых обычаев, вида товара, конъюнктуры товарного рынка, наличия межправительственных соглашений, банковских традиций и т.д., и т.п., квалифицированно составленные валютно-финансовые условия контракта это 99,9 % финансового успеха сделки.
В последнее время появилось немало публикаций о составлении внешнеторговых контрактов купли-продажи. Наряду с полезной информацией в них нередко содержатся универсальные рекомендации, которые с точки зрения авторов пригодны для использования при составлении любых контрактов, независимо от вида товара, характера внешнеторговых операций (экспорт или импорт), применимого национального права.



Содержание раздела