d9e5a92d

Влияние государственных расходов


тему 10), а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга. Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

  • В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на:
  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до тридцати лет).

В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета.

Например, это может быть уменьшение расходов на военные нужды, конверсия в оборонной промышленности, сворачивание социальных программ, приватизация низкорентабельных предприятий госсектора.
9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и ВНП Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП).

В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).
     Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью: либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.
     В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Оно показано на 9.5. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы, с тем чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП.

В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.


9.5
В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, сокращая таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.

  • Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются:
  • расширение круга налогоплательщиков;
  • увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги;
  • повышение ставок налогов.

В период спада налоги снижают, увеличивая возможность активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке.
     Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы.

Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.
     ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.


Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:
.
Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:
          1
MPG = ------------ ,
          1 - c
где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.
С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.
GDP = MPG x G,
где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.
Вторым главным компонентом госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить.

Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.
     Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.

  • Например, к данной функции относятся:
  • предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности),
  • снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники,
  • установление более высоких налогов на сверхприбыль.

Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие).

Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.

  • По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:


    • прогрессивный налог,
    • пропорциональный налог,
    • регрессивный налог.

    Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).
    Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.
    При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.
    Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.
    При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.
    Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.
         Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное - в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС).
         Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.

    • В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:
    • подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
    • деформирование и торможение процесса производства,
    • снижение трудовой активности,
    • рост теневой экономики,
    • массовая практика уклонения от налогов,
    • сокращение поступлений в госбюджет.

    Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х гг., когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.
         Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.



    Содержание раздела