d9e5a92d

Снижение покупательной способности денег.


  • Характерные особенности этого этапа рыночных реформ:
  • Начало либерализации цен связано с "ценовым шоком", когда цены резко выросли, структура их резко менялась, имела место дезориентация экономических субъектов.
  • Деньги перестали выполнять свои основные функции (меры стоимости, средства накопления). В результате некоторые функции денег (национальной валюты) полностью или частично перешли к более сильной иностранной валюте - доллару.
  • Произошло снижение покупательной способности денег.
  • Имела место высокая и неравномерная инфляция: инфляция предложения (издержек) и инфляция спроса.
  • Наблюдался высокий уровень налогообложения и дорогие кредиты.
  • Происходило падение производства.

В этот период складывалось инфляционное ценообразование, в основе которого было инфляционное ожидание, то есть предположение о том, насколько необходимо повысить действующие цены, чтобы компенсировать инфляционный рост затрат. При этом практически не осуществлялась ориентация цен на издержки производства.
Следствием либерализации явился беспрецедентный рост цен. Высокий уровень монополизации отечественной промышленности препятствовал формированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии действенной антимонопольной политики существенно обострил существовавшие и ранее диспаритеты цен.
     Этот период закончился в так называемый "черный вторник" (октябрь 1994 г.), в который произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару.
     Второй этап рыночных реформ в России (октябрь 1994 г. - август 1998 г.) характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства, введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции, усилением конкуренции на рынке за счет иностранных производителей (особенно в потребительском секторе).
В этот период складывалось затратное ценообразование, смысл которого в том, что цена должна быть таковой, чтобы имелась возможность возмещения издержек и получения прибыли при определенном объеме продаж.
Третий этап трансформации российской экономики (август 1998 г. - 1999 г.). Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось. Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ.

Этот период характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественные товары.
     Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара.
     Современный этап реформ (с 2000 г. по настоящее время). Переходный процесс в сфере ценообразования продолжается.

  • Он связан с тем, что:
  • структура прежних цен перестраивается и постепенно приближается к рыночной структуре цен;
  • внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым.

Особенно это характерно для тех сфер, где присутствует государственное регулирование цен.
     В российской экономике в ценообразовании устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.
     Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынка товарами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.
Государственное регулирование цен Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования, например долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.. Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.


  • При этом следует учитывать два аспекта, связанные с государственным регулированием цен:
  • с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;
  • с другой стороны, при полном отказе от вмешательства государства в процесс ценообразования общество лишает возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.

В целом, в переходный период необходимость государственного регулирования ценообразования сохраняется. Прежде всего, государственное ценообразование является определяющим в деятельности естественных монополий. Практика показала, что неконтролируемые государством темпы прироста цен и тарифов на их продукцию и услуги существенно выше, чем в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве.
     Улучшение действующего порядка регулирования цен и тарифов в отраслях естественных монополий должно включать совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы, конкретных методов ценообразования, а также контроля за их уровнем и обоснованностью включаемых в них затрат.
     С целью обеспечения "справедливого" дохода и поддержания воспроизводственных процессов, для естественных монополий обычно устанавливаются цены на уровне средних издержек. Но такой подход в конечном итоге лишает монополистов стимулов к снижению издержек производства. Это противоречит интересам всех других производителей товаров и услуг, заинтересованных в снижении тарифов на грузовые перевозки и на электрическую энергию, цен на природный газ для промышленности.
     Необходимо проведение инвентаризации затрат и соблюдение главного принципа формирования цен производителей - соответствия реальным затратам, включающим текущие и инвестиционные затраты (создание дополнительных производственных мощностей), при строгом контроле со стороны государства за ценами и тарифами естественных монополий. Критерии эффективности и принципы ценообразования для всех производителей должны содействовать их заинтересованности в снижении издержек и сокращении неэффективных расходов.

  • Для защиты общества от злоупотреблений монопольным положением с одной стороны и обеспечения условия эффективного развития предприятиям-монополистам - с другой стороны, государственная политика ценообразования должна сочетать в себе комбинацию следующих мер:
  • установление фиксированной цены на продукцию (услуги) монополиста;
  • установление предельных цен на продукцию;
  • установление предельного коэффициента изменения цен;
  • установление режима свободных цен.

Роль государства в ценовой сфере реализуется через проведение государственной ценовой политики и государственного регулирования цен.
Государственная ценовая политика - комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами, как федеральными, так и региональными.

  • Деятельность государства в области цен определяет его как субъекта ценообразования. Российское государство как субъект в ценовой сфере представлено следующими структурами:
  • федеральные органы власти и управления - Правительство РФ, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен;
  • органы власти и управления субъектов Федерации - управления или комитеты по ценовой политике;
  • кроме того, субъектами ценообразования на местном уровне являются исполнительные органы местного самоуправления.

Но основными участниками процесса ценообразования как в рыночной, так и в переходной экономике являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие цены, установленные самостоятельно или органами государственной власти.
Основное отличие субъектов ценообразования - государства и бизнеса (предпринимательского сектора) - заключается в том, что первые осуществляют в основном регулирование, координацию цен, контроль за их применением, а вторые определяют и устанавливают цены на товары и услуги, исходя из существующих условий и ограничений.
В этом смысле можно выделить субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, - это государственные органы управления и субъекты ценообразования, на которые направлено регулирование, - это, прежде всего, фирмы предпринимательского сектора, а также предприятия государственного сектора экономики.
     Государственное регулирование цен охватывает в той или иной мере всех участников процесса ценообразования, поскольку определяет условия и порядок формирования и применения цен. Однако глубина, сила, продолжительность и формы воздействия существенно различаются в зависимости от субъектов и объектов регулирования.



Содержание раздела