d9e5a92d

Рыночный хозяйственный механизм слабо развит.


В рамках экономических региональных комиссий Организации объединенных наций (ООН) разрабатывались планы регионального сотрудничества и объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Образовавшиеся межгосударственные объединения освободившихся стран, в том числе Лига арабских государств, Организация африканского единства, поощряли страны к объединению и многостороннему сотрудничеству. США и другие промышленно развитые страны, а также крупные корпорации были заинтересованы в больших рынках сбыта в развивающихся регионах и выступали "за" региональную интеграцию развивающихся стран.
     Конечная цель интеграции развивающихся стран, которая прямо не формулируется, но фактически сегодня подразумевается, заключается в формировании конкурентоспособной экономики, адаптированной к мирохозяйственным условиям. В оптимальном варианте это должна быть экономика, самостоятельно поддерживающая экономический рост (самоподдерживающая), активно использующая внешние ресурсы и способная своевременно погашать свои международные долговые обязательства. В этом случае страна-реципиент не допускает просрочек, не обращается к МВФ и другим официальным кредиторам за помощью и не просит реструктурировать долги и платежи.

  • Сущность интеграции в развивающихся регионах состоит:
  • в объединении рынков и ресурсов;
  • в формировании регионального разделения труда на основе производственного и научно-технического сотрудничества;
  • в расширении взаимного обмена товарами и услугами, особенно готовой продукцией, неконкурентоспособной на рынках развитых стран;
  • в получении льгот и расширении экспорта на рынки развитых стран.

Интеграция дает возможность объединить усилия для совместных действий или требований в отношении промышленно развитых стран - главных потребителей продукции развивающихся стран и поставщиков необходимых товаров, капиталов, технологий.
     Интеграционные процессы в развивающемся мире пока еще не дали существенных результатов. Многие региональные группировки находятся в начале пути, хотя договоры об их учреждении были подписаны 10 и более лет назад. Проблема внешней задолженности сдерживает развитие взаимного экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран.

Долги развитым странам, неплатежеспособность привязывают должников к рынкам кредиторов.
     К сожалению, трудно привести пример успешной интеграции в развивающемся мире. Как известно, наибольших успехов достигли новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Из них только Сингапур входит в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, особенности которой не позволяют считать ее роль решающей в развитии Сингапура. Богатыми и процветающими стали страны Персидского залива. Их взаимодействие, несомненно, способствовало их успехам.

Но главное - это высокие, а временами и чрезмерные доходы от экспорта нефти, которые позволили перестроить экономику, создать современные производства и инфраструктуру; повысить уровень образования, медицинского обслуживания населения.
     Развивающиеся страны не имели тех необходимых экономических и политических предпосылок, которые были в Западной Европе и послужили основой для дальнейшего сближения и взаимодействия национальных экономик. Экономика этих стран в первые десятилетия была закрытой, с сильным госсектором, с ориентацией на собственные силы, со слабым развитием рыночных механизмов и инфраструктуры.

  • Специфика экономики развивающихся стран, особенно недавних колоний, в первые послевоенные десятилетия состояла в следующем:
  • Уровень развития производительных сил был низким.
  • Рыночный хозяйственный механизм слабо развит.
  • Многие освободившиеся страны имели монокультурную экономику, основанную на добыче определенных минеральных ресурсов или выращивании сельскохозяйственных культур.
  • Страны-соседи часто были конкурентами, ибо поставляли на рынок одни и те же товары. Монокультурные конкурирующие экономики не способствовали развитию взаимной торговли.
  • Экономические связи и разделение труда между странами-соседями были развиты слабо или вообще отсутствовали.
  • Производство и инфраструктура этих стран были традиционно направлены на обслуживание потребностей метрополий и других промышленно развитых государств.
  • В первые послевоенные десятилетия в развивающихся странах преобладали идеи борьбы за экономическую независимость и "опоры на собственные силы"; частный местный капитал был слаб или вовсе отсутствовал. В связи с этим формировалась государственная экономика с ориентацией на самообеспеченность. В основных отраслях преобладали государственные предприятия. Рыночные отношения действовали на ограниченном пространстве мелкого и среднего производства потребительских товаров и услуг.
  • Государство поощряло развитие импортозамещающих отраслей промышленности. Оно проводило протекционистскую политику, защищало внутренний рынок от иностранной конкуренции. Многие развивающиеся страны, особенно латиноамериканского региона, ограничивали приток иностранного капитала.
<

p> Формы и методы экономической интеграции. На начальном этапе под воздействием и по образцу Западной Европы развивающиеся страны подписывали договоры о создании таможенных союзов, общих рынков, зон свободной торговли, объединений стран, расположенных в бассейнах рек и озер для разработка и осуществления совместных программ развития. Они начинали с либерализации взаимной торговли, в результате чего возникала проблема выравнивания выгод от взаимного сотрудничества, ибо в условиях свободной конкуренции выигрывают сильные страны.
     В связи с этим слабым странам предоставлялись преференции в виде более медленного снижения взаимных таможенных пошлин, формирования компенсационных фондов. Во многих случаях пересматривались договоры в сторону замедления темпов таможенного разоружения. Опыт показал, что в условиях развивающихся стран для формирования регионального разделения труда и расширения товарообмена необходимо развивать межгосударственное производственное сотрудничество.
     Экономические предпосылки для взаимодействия развивающихся стран начали складываться с 1980-х гг. Долговой кризис затормозил развитие экономической интеграции. В то же время кризис и давление кредиторов, особенно МВФ, ускорили проведение экономических реформ, направленных на приспособление национальных экономик к мировым экономическим условиям.
     В развивающихся странах с большим или меньшим успехом были проведены мероприятия по макроэкономической стабилизации. Был сокращен дефицит государственных бюджетов, проведены налоговые реформы, стабилизированы национальные валюты, снижена инфляция. Развивающиеся страны начали проводить системно-структурные преобразования, направленные на переход от государственного капитализма или социалистической ориентации с плановой экономикой и государственной собственностью к рынку.
     В развивающихся странах началось масштабное разгосударствление (приватизация) предприятий, а затем и банков; сформировались финансовая инфраструктура и финансовые рынки. Они ослабили протекционизм, осуществили либерализацию внешнеэкономической деятельности и взяли курс на формирование открытой экономики. В 1990-х гг. резко возрос приток иностранного частного капитала в развивающиеся страны.
     В результате к началу нового тысячелетия сложилась более благоприятная ситуация для развития реальных интеграционных процессов в развивающихся регионах, которым по-прежнему мешает внешняя задолженность и периодически возникающие валютно-финансовые кризисы то в Латинской Америке, то в Азии. В 2001-2002 гг. валютно-финансовый и общеэкономический кризис переживает Аргентина, которая до этого несколько лет считалась образцом стабильности.
     Регионы развивающегося мира весьма различны, интеграционные процессы там протекают по-разному и имеют свою специфику.

     Латинская Америка. В 1959 г. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) подготовила проект создания латиноамериканского общего рынка, но развитие интеграции пошло по пути создания субрегиональных экономических группировок. В начале 1960-х гг. был подписан ряд договоров с целью формирования зоны свободной торговли или общего рынка. В их числе Латиноамериканская ассоциация свободной торговли в составе 11 стран; Центральноамериканский общий рынок - 5 государств; Андский пакт - 5 государств, Карибская зона свободной торговли - 11 государств. В 1975 г. был подписан договор о создании Латиноамериканской экономической системы, охватившей почти все страны региона.

Реализация договоров проходила с большим трудом и существенным отставанием от намеченных планов; многие договоры пересматривались в сторону продления сроков или вообще не действовали.
     С конца 1980-х гг. латиноамериканская интеграция обретает новое дыхание. Возрождаются старые группировки, меняются их названия, пересматриваются договоры, подключаются новые участники; создаются новые объединения. В 1986 г. образовался Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии; в 1991 г. к нему присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г.



Содержание раздела