d9e5a92d

Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы.


Стороной, которая страдает в данной ситуации (несет дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учета расходов на очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объем производства растет до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.
  • Государственное регулирование издержек перелива может быть двояким: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.
  • Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определенных товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и все население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников с высокой производительностью труда, а общество - активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объем производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом.
  • 4. Общественные товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Такие товары и услуги называются общественными. Рынок не заинтересован в производстве подобных благ. Освещение городских улиц жизненно необходимо, но собирать плату с индивидуальных пользователей трудно и, наверное, невозможно. Оборона страны, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия, мониторинг стихийных бедствий, строительство и обслуживание маяков и т.д. Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. Эти товары и услуги могут производиться и предприятиями государственного сектора.
         5. Социальные проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем. Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким образом, существуют значительные слои населения, у которых отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие-либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем ( 3.12).

    1.12
    Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют государственного вмешательства в экономику. В реальной действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор.
    Важнейшие термины и понятия 3.1. Спрос и его факторы
    спрос
    рыночный спрос
    закон спроса
    товары высшей категории (нормальные товары)
    изменение величины спроса
    товары низшей категории
    изменение спроса (в спросе)
    ценовая эластичность спроса
    эффект дохода
    эластичный спрос
    эффект замещения
    неэластичный спрос
    убывающая предельная полезность
    единичная эластичность
    кривая спроса
    абсолютно неэластичный спрос
    индивидуальный спрос
    абсолютно эластичный спрос
    <

    p> 3.2. Предложение и его факторы

    предложение
    ценовая эластичность предложения
    закон предложения
    кратчайший рыночный период
    изменение величины предложения
    краткосрочный период
    изменение предложения (в предложении)
    долговременный период

    3.3. Цена и ценообразование

    равновесная цена
    нехватка (дефицит)
    равновесное количество
    потолок цены
    уравновешивающая функция цен
    низший предел цены
    излишек
     

    3.4. Конкуренция и модели рынка

    рынок совершенной конкуренции
    монополистическая конкуренция
    рынок несовершенной конкуренции
    олигополия
    чистая конкуренция
    чистая монополия

    3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования

    издержки перелива
    антимонопольное законодательство
    выгоды перелива
    прямые методы государственного регулирования
    общественные блага
    косвенные методы государственного регулирования
    макроэкономическая нестабильность
     

    Вопросы для повторения и задания

    1. Расскажите о действии закона спроса.
    2. В чем состоит различие между изменением величины спроса и изменением спроса (изменением в спросе)? Под влиянием каких факторов (детерминант) и каким образом происходит изменение первого и второго?
    3. Расскажите о действии закона предложения.
    4. В чем различие между изменением величины предложения и изменением предложения (изменением в предложении)? Под влиянием каких факторов (детерминант) и каким образом происходит изменение первого и второго.
    5. В городе N после значительного повышения зарплаты врачам и учителям уменьшился объем продажи капусты, но увеличилось количество купленных компьютеров. Объясните.
    6. После роста цен на бензин вырос спрос на баллоны для сжиженного газа. Объясните.
    7. Шкала спроса и предложения для картофеля на рынке у остановки трамвая в течение года
    Спрос (в кг)
    Цена за 1 кг (в йенах)
    Предложение (в кг)
    (+) Избыток,(-) дефицит
    850
    10
    150
     
    650
    13
    350
     
    500
    16
    500
     
    400
    19
    600
     
    350
    22
    650
     
    320
    25
    700
     
    • Определите равновесную цену и равновесный объем картофеля, заполните последний столбец таблицы.
    • Используя данные таблицы, постройте графики спроса и предложения. Отметьте на графике равновесную цену и равновесный объем.
    • Государство установило на картофель потолок цены, например 22 йены, или низший предел цены, например 13 йен. Каковы будут последствия? Используйте для иллюстрации графики.
    1. Что произойдет с равновесной ценой и равновесным объемом на конкурентном рынке, если спрос и предложение будут меняться под действием неценовых факторов (используйте графики спроса и предложения)?
      • Спрос возрастает, предложение остается неизменным.
      • Спрос сокращается, предложение неизменно.
      • Предложение растет, спрос не изменяется.
      • Предложение сокращается, спрос остается неизменным.
    2. Производитель повысил цену на свою продукцию. Как изменится выручка?
      • Если спрос на этот товар эластичен.
      • Если спрос на этот товар неэластичен.
    3. Правительство Москвы предоставило право сбора платы на парковках автомобилей различным фирмам. Это решение мотивируется незначительностью дохода от парковки и тем, что плата за стоянку важна не для пополнения бюджета, а для выполнения уравновешивающей функции. Объясните мотивировку.
    4. Раскройте понятие рыночной структуры. Перечислите типы рыночных структур.
    5. Назовите основные черты рынков совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.
    6. Какие модели рынка наиболее характерны для современной рыночной экономики?
    7. К какой модели рынка можно отнести отрасли, где действуют:
      • Предприятие сферы услуг.
      • Американский фермер, выращивающий кукурузу.
      • Автомобильный завод.
      • Коммунальное предприятие по обслуживанию вашего дома.
      • Металлургический завод.
    8. Видите ли вы необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику? Какие причины могут вызвать такое вмешательство?
    9. Какие возникают различия между равновесным объемом продукта и оптимальным для общества объемом продукта, если присутствуют: а) издержки перелива и б) выгоды перелива?
    10. Какие товары можно назвать "общественными"? Кто может обеспечить ими население? Откуда берутся средства для производства общественных товаров?
    11. При помощи каких мер государство может влиять на уровень инфляции и безработицы?

    Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

    • 4.1. Простейшая модель поведения потребителей
    • 4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
    • 4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
    • Важнейшие термины и понятия
    • Вопросы для повторения и задания
    • Список рекомендуемой литературы

    4.1.



    Содержание раздела