d9e5a92d

Программа приватизации


По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов (см. табл. 16.1).


Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации (акционирования), подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
     На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акционерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной собственности.

В органы управления таких обществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
     Перечень отраслей, где должны образовываться государственные корпорации, устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.). В данном Указе также устанавливалось, что в случае приватизации государственных акционерных обществ без закрепления контрольного пакета акций в федеральной собственности Правительство РФ и ГКИ РФ могут использовать для сохранения контроля над соответствующими предприятиями "золотую акцию", находящуюся в государственной собственности и дающую право на "вето" при принятии собранием акционеров решений о деятельности соответствующего АО.
     Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование холдингов.
     Программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающихся между собой набором льгот, предоставляемых работникам предприятий.

  • По первому варианту работники предприятия получали следующие льготы:
  • право на единовременное безвозмездное получение именных привилегированных акций в объеме 25% уставного капитала акционерного общества (не более 20 минимальных размеров месячной оплаты труда на одного работника). Эти акции не давали права голоса, но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с остальными акционерами. Поскольку закрепляемый в государственной собственности пакет составлял 51% акций, то, по сути, такие АО оставались в управлении государства и являлись государственными корпорациями;
  • право на покупку до 10% простых акций со скидкой 30% от номинальной стоимости (не более 6 минимальных размеров месячной оплаты труда) и на трехлетнюю рассрочку по оплате этих акций при первоначальном взносе, составляющем 15% от номинальной стоимости;
  • право использования приватизационных чеков при приобретении всех акций - привилегированных и простых;
  • возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму, не превышающую 5% уставного капитала компании (не более 2000 минимальных размеров месячной оплаты труда).
  • При втором варианте действовали следующие условия:
    • безвозмездная передача и продажа акций на льготных условиях не допускалась;
    • до 50% стоимости акций могли быть оплачены приватизационными чеками;
    • общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия, не могло превышать 51% от величины уставного капитала акционерного общества.
  • По третьему варианту группе инициативных работников предприятия предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников обязана была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в виде залога свои личные средства в объеме не менее 200 минимальных зарплат на каждого члена группы. В случае выполнения условий соглашения члены группы получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. Кроме того, все работники предприятия, включая членов этой группы, могут приобрести еще 20% акций на тех же условиях, что и во втором варианте.


  • При всех вариантах льгот полученные безвозмездно или купленные со скидкой работниками предприятия акции могли свободно передаваться и продаваться.
         Инструментом реализации Программы приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), бесплатно розданные всем гражданам страны. Таким образом, в первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
    Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации.
    Номинальная стоимость приватизационного чека была определена с учетом стоимости объектов, подлежащих приватизации в 1993 г. и численности населения России. Низкая номинальная стоимость чека была обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 г., т. е. без учета переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 г. в связи с резким ростом цен.
         Всего для проведения приватизации было выпущено в обращение 151,450 млн. приватизационных чеков. На специализированных чековых аукционах за приватизационные чеки было продано 16 462 предприятия с суммарным уставным капиталом 1421 млрд. руб. В результате ваучерной приватизации (к середине 1994 г.) в частную собственность перешли до 70% предприятий промышленности.
         За два года в частные руки была передана и большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. Что касается средних, крупных и крупнейших государственных предприятий, то к середине 1994 г. на их базе было создано 20 тыс. акционерных обществ.
         Из трех возможных вариантов льгот явное предпочтение в России было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант льгот избрали до 75% предприятий, ставших акционерными. Данная форма была призвана перекрыть возможности установления внешнего контроля над предприятием. Однако преимущества этого варианта сразу же терялись вследствие последовавшей скупки акций у членов трудовых коллективов предприятия администрацией или внешними покупателями. В этой сфере активно действовали около 640 чековых инвестиционных (ваучерных) фондов, которые скупили за бесценок более трети всех ваучеров (у 22,8 млн. человек, или у 15,4 % населения РФ). По имеющимся оценкам, всего в ЧИФы было вложено более 40% ваучеров, которые в подавляющем большинстве не обеспечили даже минимальных дивидендов, поскольку практически все они быстро прекратили свое существование. Поэтому основная часть работников предприятий лишь формально и на короткий период стали акционерами. Кроме того, владение единичными акциями никогда и нигде не делало никого реальными совладельцами предприятий.
         Поскольку же, по официальным данным, акционерами стали около 40 млн. граждан страны, а более 1 млн. - владельцами малого бизнеса, то эта стадия называется "народной". Однако было бы ошибкой делать акцент только на количественной стороне результатов приватизации и не обратить внимание на принципиальные недостатки ваучерной приватизации и на ее экономические итоги.
         Модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров, безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи серьезные недостатки. Недостатки ваучерной приватизации следующие:
         Первый недостаток состоит в принципиальной невозможности для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в особенности фондового рынка) адекватно оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества предприятия.
         Вторым недостатком является то, что равномерное распределение приватизационных чеков приводит к распределению титулов собственности между многими акционерами. При этом их возможности участвовать в управлении делами акционерного общества минимальны. Поэтому его деятельность в большинстве случаев подчиняется реализации интересов менеджеров, а не собственников капитала - работников приватизированных предприятий.
         Для ускорения процесса приватизации оценка основного капитала приватизируемых предприятий осуществлялась по остаточной стоимости без учета инфляции.


    Содержание раздела