d9e5a92d

Обострение аграрного кризиса


     Серьезные специалисты еще в начале этого политэкономического эксперимента предупреждали об отсутствии перспектив мелкого фермерства в эпоху крупнотоварного производства, о невыгодности распыления земли и капитала в период, когда главными факторами повышения эффективности АПК становятся концентрация и специализация производства. Дробление крупного товаропроизводителя на множество мелких разрушает производство и его технологию. Каждое новообразование экономически слабее целого, а небольшое товарное производство не позволяет экономически окрепнуть в короткий промежуток времени.

Практика России подтвердила, что без создания соответствующих условий и инфраструктуры, идея "фермеризации" сельского хозяйства обречена на провал. Сейчас 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечивают порядка 2% валовой подукции сельского хозяйства, используя при этом более 5% площади сельхозугодий.
     Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.
     На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последнего десятилетия.

  • Наиболее важными из них были:
  • ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;
  • наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;
  • либерализацию цен, и прежде всего на энергоносители;
  • значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;
  • скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;
  • разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.

Объективные трудности реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в проведении реформ привели к существенному спаду производства и потребления продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшее десятилетие почти вдвое. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла.

За последние годы почти в 1,7 раза упало душевое потребление продуктов, а общая калорийность питания снизилась на треть.
     Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были направлены главным образом на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка. Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.
     В разработанной Фондом поддержки аграрной реформы и сельского развития "Программе приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий" (1997 г.) ставилась цель создания эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий путем закрепления частной собственности на землю и имущества за крестьянами и совершенствования их отношений с этими предприятиями; восстанавливались принцип добровольности и поэтапность аграрных преобразований.
     В 2001 г. Госдума в первом чтении приняла Закон, разрешающий частную собственность на землю, но без купли-продажи сельхозугодий. Авторы документа считали отсутствие рынка сельскохозяйственных земель делом временным, не сомневаясь, что из шести проектов Закона в 2002 г. будет принят вариант, представленный правительством. Летом 2002 г. этот вариант был принят Государственной думой.
     В настоящее время в рамках аграрной реформы в числе первоочередных мер намечаются разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить противоречивость и пробелы действующего законодательства. Принятые федеральные законы "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственном регулировании агропромышленного производства" практически не работают. Поэтому необходимо вновь вернуться к законам, регламентирующим деятельность государства в сфере АПК.
     Центральное место должен занять Закон "О государственном управлении АПК и регулировании продовольственных рынков", в котором будут законодательно закреплены основные положения политики развития АПК. Должна быть разработана серия законов и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие федерального центра в лице Минсельхозпрода, отраслевых продуктовых союзов и предприятий АПК на каждом значимом рынке продукции.
     В качестве базового законодательного акта для развития АПК, определяющего основные направления государственной аграрной политики, формы и методы государственной поддержки и регулирования АПК и другие условия, обеспечивающие повышение эффективности агропромышленного производства, Минсельхозпрод предполагает разработать и внести в Госдуму законопроект "О развитии сельского хозяйства в рыночных условиях".
     В переходный период, когда несовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулирование воспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию и предотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым является соблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) и директивности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельское предпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывов или предписаний частному сектору для наиболее перспективных групп предпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (в основном за счет бюджетных средств).


  • Важнейшими принципами государственного регулирования, приобретающими особое значение в условиях кризисной переходной экономики, являются:
  • материальная поддержка сельхозтоваропроизводителей,
  • аграрный протекционизм,
  • сочетание экономических и социальных целей.

В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не должны ограничиваться лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.
     Очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.
Важнейшие термины и понятия 16.1. Приватизация в переходной экономике

Приватизация
Легальная приватизация
Аренда
Цели приватизации
Контрактация
Приватизационный чек (ваучер)
Стимулирование производства в частном секторе
Способы приватизации
Скрытая приватизация
Малая приватизация

16.2. Ценообразование. Реформа цен

Либерализация цен
Антимонопольное законодательство
Инфляционное ценообразование
Монопольная цена
Затратное ценообразование
Монопольно высокая цена
Государственная ценовая политика
Монопольно низкая цена
Государственное регулирование цен
Монопсонически низкая цена
Цели государственной ценовойполитики
Прямые методы государственного регулирования цен
Субъекты ценообразования
Косвенные методы государственного регулирования цен

16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия

Монополизация централизованно планируемой экономики
Добросовестная конкуренция
Рыночная форма обмена
Антидемпинговая политика
Квазирынок
Планово-контрактная система управления
Трансформационные функции государства
 

16.4. Реформа предприятий

Перестройка
Реформа предприятий
Социалистическое предприятие
Задачи реформы предприятий
Этапы реформирования прелприятий
Реструктуризация предприятий

16.5. Преобразования в аграрной сфере

Аграрно-промышленный комплекс
Этапы земельной реформы
Аграрная реформа
Цели аграрной реформы

Вопросы для повторения и задания

  1. Что понимается под приватизацией государственной собственности?
  2. Назовите основные принципы организации процесса приватизации государственной собственности.
  3. Каковы цели и задачи приватизации государственной собственности?
  4. Кто может быть субъектом приватизации в РФ?
  5. Каковы были методы приватизации государственной собственности на различных этапах ее осуществления?
  6. В чем отличительные особенности, достоинства и недостатки методов приватизации в России?
  7. Что представляет собой ваучерная система и каковы предпосылки ее успешного использования?
  8. Каковы способы разгосударствления экономики?
  9. Какие существуют подходы и методы по оценке стоимости объектов приватизации?
  10. Назовите итоги осуществления приватизации государственной собственности в России.
  11. Чем вызвана необходимость государственного регулирования ценообразования в рыночных условиях?
  12. В чем состоят особенности системы ценообразования в России?
  13. Дайте характеристику новых подходов к системе ценообразования в России.
  14. Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек?
  15. В чем состоит государственное регулирование цен на монопольных рынках?
  16. Как осуществляется государственный контроль за соблюдением порядка применения цен?
  17. Что представляют собой квазирынки, формируемые в общественном секторе?
  18. Как вы оцениваете значение функций государства по формированию конкурентной цены?
  19. Почему в переходный период возрастает роль распределительной и стабилизационной функций государства?
  20. Раскройте сущность и основные черты планово-контрактной системы управления.
  21. Дайте характеристику основных этапов реформирования российских предприятий.
  22. В чем состоят цель и задачи реформирования предприятий на современном этапе?
  23. Перечислите и раскройте сущность важнейших направлений реформирования предприятий.
  24. Назовите основные формы реструктуризации предприятий.
  25. В чем состоят преимущества и недостатки основных вариантов реорганизации предприятий?
  26. В чем заключается главная особенность реструктуризации государственных предприятий?
  27. В чем состоит объективная необходимость аграрных преобразований?
  28. Назовите основные этапы аграрных преобразований в переходной экономике России и раскройте их содержание.
  29. Коротко охарактеризуйте законодательную основу аграрных преобразований.
  30. Обсудите важнейшие итоги аграрных преобразований.
  31. Как вы представляете себе основные направления совершенствования аграрных преобразований в России и пути выхода из сложившейся кризисной ситуации?


Содержание раздела