d9e5a92d

Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей


за батон хлеба и 20 руб. за 1 литр молока. Он покупает такое количество хлеба и молока, где предельная полезность 1 батона хлеба и 1 литра молока составляет соответственно 30 и 80 ютилей. Можно ли сказать, что он покупает наилучший, то есть максимизирующий полезность, набор хлеба и молока?

Если нет, то каким образом ему следует перераспределить свои расходы между этими двумя товарами? Литература Основная

  1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 10, с. 78-87.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.
  3. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. с. 108-120.

Дополнительная

  1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник/ Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 21, с. 456-476.
  2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 6, с. 96-107, 110-118.
  3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 6, с. 109-113, гл. 9, с. 200-211.

ТЕМА 5. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

  • 5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике.
  • 5.2. Издержки производства и прибыль.
  • 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи.
  • 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли.
  • 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба.
  • Важнейшие термины и понятия.
  • Вопросы для повторения и задания.
  • Список рекомендуемой литературы.

5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике Рынок в широком смысле представляет собой организацию общественного производства, при которой производители товаров, ориентируясь на потребности общества, сами решают, что производить и в каком количестве; как производить эти товары (из каких ресурсов и с помощью какой технологии); для какого потребителя производить - для личного или производственного потребления.

  • Назначение рынка состоит в том, чтобы обеспечить нормальное экономическое развитие общества, в том числе:
  • экономический рост производства посредством выпуска большего количества и лучшего качества товаров и услуг;
  • эффективность экономики или получение максимальной отдачи (прибыли) при минимуме затрат (издержек);
  • полную занятость желающих и способных работать;
  • справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества;
  • участие во внешнеэкономической деятельности;
  • поддержание рационального торгового и финансового балансов в международной торговле;
  • экологическую безопасность граждан и улучшение окружающей природной среды.

Для нормальной и успешной реализации мотивов деятельности предприятий в рыночных условиях необходим ряд условий, в рамках которых происходит и мотивация деятельности самих предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства.

  • К этим условиям необходимо в первую очередь отнести такие, как:
  • наличие персонифицированной частной собственности, когда производитель является хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  • свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства, компетентность и творческих подход предпринимателей к решению организационных и управленческих вопросов жизнедеятельности своего предприятия.

Формы и виды хозяйствующих предприятий разнообразны, но все они дополняют друг друга и создают одно целое - экономическую систему общества. Наряду с крупными фабриками и заводами и обслуживающими их банками, страховыми обществами и транспортными предприятиями существуют всякого рода выставки, рекламные агентства, издательства, типографии, профессиональные школы, санатории, больницы, театры и т.д. и т.п. Велико разнообразие предприятий, а потому велика и разнообразна мотивация предпринимательства.
     Мелких предпринимателей великое множество. Они часто незаметны, но они необходимы. Обычно они осуществляют работу, которая до них уже утвердилась в практике предпринимательства.

Но из мелких предприятий часто исходят различные важные нововведения, хозяйственное значение которых достаточно велико вследствие широты и массового охвата потребителей, пользующихся их услугами.
     Мотивы мелких предприятий обычно однообразны и просты. Эти мотивы сводятся к извлечению выгод из складывающейся или существующей хозяйственной конъюнктуры. Мотивы же создателей крупных предприятий значительно сложнее и часто непонятны значительной части населения.



Склонность к извлечению выгод от хозяйственной деятельности - это главное в предпринимательской мотивации и психологии предпринимателей. Ее достаточно для предпринимательства небольшого масштаба.
     Максимальным выражением предпринимательской мотивации крупных предприятий являются ненасытная склонность организовывать, развивать предприятия, неограниченно расширять область деятельности, устранять соперников, жажда господства, что наиболее полно дает о себе знать в условиях глобализации экономики.
     В автобиографии Генри Форда мы имеем свидетельство самого автомобильного короля: с каким упорством он работал и боролся со всеми затруднениями на пути расширения своей предпринимательской деятельности, старался, чтобы его дело не отставало от запросов жизни и постоянно расширялось в производстве автомобилей, сельхозтехники, аэропланов и других машин, хотя лично ему все это было не нужно. Эта неутомимая и ненасытная жажда славы напоминает завоевательную целеустремленность Александра Македонского, Цезаря, Наполеона.
     Мотивы предпринимательской деятельности не исчерпываются стремлением к личной наживе. Примеры из предпринимательской деятельности показывают, что предприниматели могут связать свою деятельность с достижением благополучия страны, народа, города и т.п. Но когда удачный предприниматель неустанно стремится все к новому и новому приобретению своего влияния, когда это становится главной целью всей его жизни, то уже нельзя говорить только о личной выгоде.

Он такой же одержимый, как и ученый, погруженный в свои исследования до конца дней, иссохший в кабинете, забывший о своей личной жизни.
     Этот феномен в психологии предпринимателей определяется как стремление к самореализации всех своих способностей творческой деятельности в конкретной сфере общественно-полезного труда на благо общества. Подобный тип предпринимателей нашел отражение во многих произведениях художественной литературы. К примеру, в романе Мопассана "Монт-Ориоль" из уст героя прозвучали такие слова: "Взгляните на эту бедную деревушку, - я сделаю из нее город, большой, светлый город, кишащий людьми, полный отелей с объемными машинами, лакеями, экипажами, с толпой богачей… В нашем деле надо постоянно искать, находить, выдумывать, все понимать, все предвидеть, все соображать, быть смелым. Все сражения выигрывают теперь деньгами.

И я сражаюсь, черт возьми". Сила предпринимательского творчества, доведенная до максимального напряжения всех своих сил, становится благотворной для нации, если деятельности предпринимателя дано соответствующее направление. Но предпринимательство может принимать и уродливые формы, как это иногда наблюдается в предпринимательской деятельности некоторых "новых" русских.
     Таким образом, мотивы деятельности предприятий и предпринимателей многообразны, они включают в себя стремление к получению максимума прибыли и дохода, к расширению области деятельности, устранение конкурентов, жажду господства, самореализацию и самоутверждение, повышение благосостояния своих близких и общества, в котором они живут.

  • Ответственное и цивилизованное предпринимательство представляет собой особый вид труда, содержание которого проявляется в следующих функциях:
    1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров или услуг. Выполняя роль катализатора внедрения новых технологий, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным и перспективным.
    2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений в процессе ведения бизнеса, то есть те решения, которые и определяют курс дальнейшего функционирования предприятия.
    3. Предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
    4. Предприниматель - это человек, идущий на риск. Это следует из глубокого понимания вышеуказанных трех его функций. Прибыль в капиталистической системе вовсе не гарантирована предпринимателю, результатом его деятельности может быть достойная прибыль в случае его удачи и, наоборот, разорение, убытки в случае ошибок или стихийных обстоятельств. Все это говорит о том, что предприниматель рискует не только своим именем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами в производство, своей собственностью и собственностью своих компаньонов.
    5. Функция согласования ответственности в организации, управлении производством, распределении ресурсов и полученных результатов труда всего трудового коллектива.

При удачном решении вопросов управления вознаграждением предпринимателя является соответствующая прибыль, которая является доходом всего общества, поскольку за счет этого дохода формируются инвестиционные средства, личные доходы предпринимателя, поступления в общественные фонды, отчисления в виде различных налогов в пользу местного или государственного бюджета.



Содержание раздела