d9e5a92d

Критика существующей системы ценообразования.


Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.
     В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалась их реализация.

Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаях национализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационных процессов возникали непредвиденные провалы рынка.
     Этот мировой опыт обязательно должен учитываться при совершенствовании и преобразовании экономики России.

  • К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты:
  • Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
  • Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
  • Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
  • Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.
  • При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
     Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
     Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.
     В современных условиях в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будут проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
16.2. Ценообразование. Реформа цен

  • Реформа цен в переходной экономике России.
  • Государственное регулирование цен.
  • Антимонопольное регулирование цен.
  • Концепция государственной ценовой политики.
<

p> Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства во всех странах независимо от их общественно-политического строя. Отличия наблюдаются лишь в степени и формах регулирующего воздействия. Цены являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
     Несмотря на то, что полной свободы рыночного ценообразования никогда не было и не могло быть как вследствие сговоров производителей, продавцов или потребителей товаров, так и воздействия на этот процесс государства, главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в соответствии его цен ценам равновесия, когда спрос равен предложению.
     Поскольку в переходной экономике в условиях неразвитого рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе, то государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Так, например, в условиях кризиса раскручиванию инфляции может препятствовать принудительное замораживание цен на продукты первой необходимости (возможен вариант нормативного снабжения населения такими товарами по твердым ценам для предотвращения дефицита продуктов) с параллельной организацией коммерческой торговли. Однако наряду с быстрым антиинфляционным эффектом, это порождает и негативные результаты: деформируется система ценовых импульсов и оценок, утрачиваются стимулы развития производства продукции с "замороженными" ценами, что способно вызвать товарный дефицит.
     На развитом рынке цены производителя определяются спросом на продукцию, ее конкурентными качествами и рядом других показателей. В условиях переходной экономики оценка предприятием спроса затруднена, поэтому основополагающим фактором определения величины цены являются издержки. Предприятия включают в цены товаров и услуг затраты не только нынешнего, но и будущего периода, учитывая дальнейшее повышение цен на сырье, комплектующие изделия, рабочую силу.
Реформа цен в переходной экономике России Система ценообразования в России прошла непростой путь.
     1. В централизованно планируемой экономике цены практически на все виды продукции и услуг формировались на государственном уровне. Можно выделить несколько этапов становления и развития системы ценообразования в этот период, каждый из которых имеет свои особенности и характерные черты.
     Первый этап (20-30-е гг. ХХ в.). Экономика России, вышедшая из капиталистической системы, сохранила структуры, присущие рыночному хозяйству, основанному на развитом товарном производстве. Такой хозяйственной системе адекватно рыночное ценообразование.

В период нэпа ситуация сохранялась: российские экономисты (теоретики и практики) сохраняли в ценообразовании рыночный ориентир.
     Второй этап (40-80-е гг. ХХ в.). Официальное направление в ценообразовании - плановое ценообразование, основанное на теории трудовой стоимости К. Маркса.

Непризнание товарного производства при социализме ограничивало и практически сводило на нет действие рыночных цен, действие рыночного спроса и рыночного предложения. Цена превращалась в некий норматив, счетную, техническую единицу. Оппозиционными считались мнения, что и при социализме цены могут определяться под воздействием спроса и предложения, в том числе и цены на средства производства.
     Третий этап (конец 1980-х - 1992 г.). Официальное направление в политике ценообразования зашло в тупик. Началась критика существующей системы ценообразования. Критиковался ее затратный характер. Осуществлялись попытки улучшить систему, не разрушая ее.

Предпринимались попытки встроить рыночные элементы в существующую систему ценообразования. Наконец, к началу 1990-х г. пришло осознание того, что необходим переход к принципиально иной системе, к рыночному ценообразованию.
     2. Период рыночных преобразований в российской экономике характеризуется весьма незначительным воздействием государства на уровень и динамику цен. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредитной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствующих условий для формирования конкурентной среды. При этом проводится различная политика государства по отношению к крупному и малому бизнесу.
     Первый этап этого периода (1992-1994 гг.) начался с либерализации цен, осуществленной правительством Е. Гайдара.
Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.
Если до 1992 г. основным субъектом ценообразования было государство, то после 1992 г. им стала фирма. Принципиальное отличие фирменного от государственного ценообразования заключается в том, что цены на товары устанавливаются их собственниками, государство же назначает цены на узкий круг товаров, а для ценообразования других товаров определяет лишь общие условия, принципы и подходы.



Содержание раздела