В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка.
Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 гг. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс - 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. Федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты Федерации и частные компании.
В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.
Таблица 13.5. Движение капиталов по негосударственным каналам в 90-е годы в России и странах дальнего зарубежья. |
|||||
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Отток из России |
|||||
Прямые и портфельные инвестиции |
-1,1 |
-2,9 |
-1,6 |
-1,8 |
-3,2 |
Прирост текущих счетов и депозитов |
-0,8 |
- |
-3,6 |
-4,2 |
-4,2 |
Кредиты негосударственных организаций |
-10,3 |
-10,0 |
-10,2 |
-7,2 |
-5,4 |
Покупка наличной иностранной валюты |
-12,6 |
-15,3 |
-1,1 |
-0,5 |
-1,3 |
Непоступление выручки и невозврат авансов |
-9,3 |
-8,9 |
-7,1 |
-4,1 |
-3,9 |
Прочие операции |
- |
-0,3 |
-0,9 |
-0,8 |
-1,3 |
Учтенный итог оттока капиталов |
-34,1 |
-37,4 |
-24,5 |
-18,6 |
-19,3 |
Пропуски и ошибки |
-2,4 |
-5,2 |
-7,9 |
-6,4 |
-9,7 |
Общий итог |
-36,5 |
-42,6 |
-32,4 |
-25,0 |
-29,0 |
Приток в Россию |
|||||
Прямые и портфельные инвестиции |
4,9 |
6,3 |
3,4 |
3,5 |
3,3 |
Прирост текущих счетов и депозитов |
1,3 |
4,6 |
2,4 |
1,6 |
1,1 |
Кредиты негосударственных организаций |
5,5 |
12,0 |
5,2 |
0,6 |
0 |
Прочие операции |
0,6 |
1,4 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Общий итог |
12,3 |
24,3 |
11,7 |
6,3 |
4,9 |
Сальдо движения капиталов |
-24,2 |
-18,3 |
-20,7 |
-18,7 |
-24,1 |
Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения.
После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000 г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.
13.4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Регулирование зарубежной деятельности инвесторов осуществляется странами базирования и приема автономно на основе национального законодательства или конвенционно на основе двусторонних, а также многосторонних соглашений в рамках региональных и международных организаций. С середины 80-х гг. в развивающихся странах усилилась тенденция к открытости национальных экономик, к либерализации импорта иностранных инвестиций под давлением долгового кризиса, стран-кредиторов, МВФ и других международных организаций.
Большинство стран в значительной степени открыли национальные экономики для иностранных инвестиций, предоставляя зарубежным инвесторам дополнительные гарантии защиты, расширяя сферу их деятельности, вводя меры стимулирования и поощрения. Причины смены курса в инвестиционной политике развивающихся стран напрямую связаны с ослаблением государственного регулирования и предпринимательства; расширением частного сектора и укреплением рыночных механизмов хозяйствования.
Развивающиеся страны стремятся с помощью иностранного капитала, технологий, менеджмента расширить участие в международном разделении труда, повысить конкурентоспособность национальной экономики, обеспечить социально-экономическое развитие. Инвестиционная политика принимающих стран направлена на регламентацию и стимулирование деятельности иностранных инвесторов с помощью законов, норм и правил, охватывающих инвестиционную сферу, а также налоговое законодательство, трансферт технологии, трудовые отношения и другие меры, повышающие привлекательность инвестиционного климата, которая, в первую очередь, определяется экономической и политической стабильностью.
Мероприятия на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике В соответствии с курсом на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике развивающиеся страны осуществили ряд мероприятий.
1. Принимающие страны значительно ослабили ограничения в области регламентации деятельности иностранных компаний. Процесс учреждения иностранных компаний был значительно упрощен, а в ряде азиатских и латиноамериканских стран разрешение на учреждение выдается в автоматическом режиме.
2. Практически во всех странах была увеличена предельная норма участия нерезидентов в акционерном капитале, а в приоритетных высокотехнологичных и экспортоориентированных отраслях она достигла 100%.
3. Страны-реципиенты значительно расширили отраслевую структуру для иностранных инвестиций, сократив число ограничений на деятельность ТНК в ключевых отраслях экономики, допустив иностранных инвесторов в ранее закрытые для них сферы деятельности: в страхование, финансы, информатику и др.
4. Создавая благоприятный климат для иностранных инвесторов, развивающиеся страны позволяют более широкую конверсию валют, репатриацию капитала. Они увеличили объем вывоза прибылей и дивидендов, смягчили условия, регулирующие трансферт технологии.