d9e5a92d

Управление внешнеэкономической деятельностью региона и предприятия.

Вновь создаваемым предприятиям можно было стать участниками ВЭД после регистрации их в местных органах власти. Был значительно сокращен перечень товаров, подлежащих лицензированию и квотированию , внесены изменения в порядок налогообложения, систему валютного и таможенного регулирования. 1993 г. 12 декабря - На Всенародном референдуме принята Конституция Российской Федерации, закрепляющая разграничения полномочий в области ВЭД между государством, регионами и предприятиями.
На государственном уровне решаются вопросы: внешней политики и международных отношений; международных договоров и соглашений войны и мира; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; основы ценовой политики и денежная эмиссия.
В ведении государства находятся федеральные экономические службы, банки, налоги и сборы, фонды регионального развития.
1993 г. - введены в действие Таможенный кодекс РФ, Закон О таможенном тарифе. Объем внешнеторговых операций, осуществляемых на централизованной основе, снизился до 30 % внешнеторгового оборота в России.

Осуществляется переход на тарифные методы регулирования ВЭД.
1994 г - Ввод товаров на централизованной основе полностью прекращается. С 1 июля обменяется квотирование российского экспорта.
1995 г. - На основе Указа Президента РФ 245 от 6 марта Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации подготовлен и введен в действие Федеральный Закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (157-03). Внешнеэкономический механизм основывается на тарифных методах регулирования, с сохранением ограниченного использования нетарифных методов в отношении ряда товаров.

Формулируется современная система стимулирования кредитования и страхования экспорта, ведется работа по обеспечению конвертируемости национальной валюты, созданию благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в российскую экономику. На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в лице Федерального Собрания принимает законы. Вопросы ВЭД регулируются законами: о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о международном коммерческом арбитраже и др.
Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т.д. В системе управления внешнеэкономической деятельностью главную роль выполняют: Министерство внешних экономических связей (МВЭС РФ) , Министерство экономики РФ, государственный таможенный комитет (ГТК РФ), Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) и Центральный банк России (ЦБ, или Банк России).
Главная функция Министерства внешнеэкономических связей - это координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов власти. Кроме того специалисты МВЭС занимаются разработкой и реализацией государственной внешнеэкономической политикой, в т.ч. по иностранным инвестициям; принимают участие совместно с другими министерствами в разработке механизма валютно-кредитных отношений с иностранными государствами.
Министерство экономики, совместно с МВЭС, участвует в разработке предложений по внешнеэкономической политики и осуществляет государственную экономическую политику.
Единую общегосударственную политику по организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операциях осуществляет Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК).
Кроме МВЭС, Мин экономики и ВЭК в регулировании внешнеэкономической деятельности принимают участие Министерство иностранных дел (МИД РФ), Министерство по сотрудничеству со странами СНГ, Министерство науки и технической политики РФ, Государственная налоговая служба и др.

§2. Управление внешнеэкономической деятельностью региона и предприятия.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона осуществляется в соответствии с законодательством России и с учетом разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Эти полномочия определяются юридическими документами: федеральным договором , двусторонними договорами между РФ и республиками, входящими в ее состав, федеральными конституционными законами, и федеральными законами. Так, например, в Калининградской области , как и в других регионах России, действуют три ветви власти: законодательная - областная дума (представительный орган власти); исполнительная - Администрация области и судебная в виде системы судов (общих, арбитражных, третейских). В городе Калининграде действуют аналогично городская дума, Администрация города (Мэрия), суды.



В пределах своих полномочий и на основе законодательства каждая из ветвей власти осуществляет контроль и управление деятельностью участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории региона. Но большее значение в управлении ВЭД на уровне региона имеют специальные структурные подразделения Администрации (областная, городская). Во многих регионах России это - Управление или Департамент международных и внешнеэкономических связей. В Калининградской областной Администрации, в связи с созданием особой экономической зоны, существуют два самостоятельных структурных подразделения - Управление по международным делам и Комитет по управлению свободной экономической зоной Янтарь.

Распределение полномочий в области ВЭД между этими структурами подразделениями Администрации осуществляется на основе:

  • Устава области;
  • Федерального закона от 22 января 1996г. 13 - ФЗ Об Особой экономической зоне в Калининградской области;
  • Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области;
  • Нормативных актов , властных структур и законодательства России.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия осуществляется в соответствии с законодательством ВЭД и местными нормативными актами. В зависимости то объема экспортно-импортной продукции в общей структуре производства на предприятии создаются отделы или подразделения, которые занимаются вопросами организации и управления внешнеэкономической деятельности.
Функции специалистов по ВЭД могут быть следующими, в зависимости от производственной структуры фирмы:

  • научно-техническое сотрудничество и внешние связи;
  • протокольные мероприятия по организации внешнеэкономических связей;
  • исследование рынка, выявление потенциальных покупателей и поставщиков, изучение конкурентов;
  • организация и планирование внешнеторговой сделки;
  • рекламная компания, организация товародвижения и стимулирование сбыта;
  • оценка эффективности экспортно-импортных операций.


Функциональные отделы ВТО можно условно подразделить на 3 группы:

  1. группа планирования (планово-экономический , валютно-финансовый, транспортный отдел, бухгалтерия и т.д.)
  2. группа маркетинга (отделы конъюнктуры и цен, рекламы и выставок, инженерно-технический, технического обслуживания и запчастей, совместного предпринимательства и т.д.)
  3. группа принятия и исполнения управленческих решений (отдел кадров, канцелярия, отделы АСУ и развития , протокольный и юридические отделы и т.д.).


В зависимости от структуры предприятия отдел ВЭД может быть частью внутрипроизводственной структуры или относительно самостоятельным подразделением, тогда и юридически самостоятельным.

§3. Организация внешнеэкономических операций на предприятии


Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы: 1. Изучение коньюнктуры внешнего рынка экспортером и импортером по интересующему их виду товара. 2. Выбор форм и методов работы на рынке.
3. Планирование внешнеторговой операции.
4. Проведение рекламной компании.
5. Подготовка и заключение внешнеторгового контракта.
6. Исполнение контрактных обязательств и контроль за исполнением.
Организация и техника внешнеэкономических операций требует высокого профессионализма, соблюдения деловой этики, умения вести переговоры с партнером, знания международных экономических законов и мировой практики внешней торговли. 1. Изучение коньюнктуры рынка экспортерами проводится с целью выявления спроса на определенные виды товаров на мировом рынке или на рынках отдельных географических регионов и стран, в том числе: - определения существующего и перспективного спроса на определенные виды товаров;
- выявление требований к характеристикам товаров для ориентации производства на потребности рынка;
- оценки конкурентоспособности товаров на отдельных рынках;
- определения коммерческих условий сбыта, включая уровень цен и перспективы его изменения, кредитную политику конкурентов и формы расчета;
- выбор наиболее эффективных форм и средств рекламы;
- определения возможных форм и методов коммерческой работы на рынке.
Эта работа может проводиться как самим экспортером, так и маркетинговой фирмой по его поручению.
Изучение коньюктуры рынка импортерами выполняется в целях:
- выявления современных требований к товарам, закупка которых планируется;
- определения возможных поставщиков с точки зрения качества товаров, технического уровня производства и их финансового положения;
- определения уровня цен и прогноза его изменения;
- выбора наиболее целесообразных форм и методов закупок. 2. Выбор форм и методов работы на рынке экспортерами осуществляется с учетом: - торгово-политических условий работы;
- таможенного режима страны-импортера и нетарифных барьеров (запрет импорта, лимитирование, лицензирование, сертификация и т.п.);
- способов сбыта, применяемых в импортирующей стране конкурентами, оптимальных сроков поставок, условий платежей.
На основе этих данных принимаются решения о привлечении агентских фирм, создании смешанных обществ и совместных предприятий, создании за границей запасов товаров. Разрабатывается структура сбытовой сети, определяется возможность использования лизинга как способа сбыта товаров.
Учитывается также уровень развития смежных отраслей экономики страны-импортера для определения возможности развития производственной и сбытовой кооперации.
Необходимо знать и учитывать законодательные акты страны сбыта, касающиеся способов размещения импортных заказов.
Большинство товаров можно экспортировать или импортировать на основе различных форм и методов международной торговли. Например, сырьевые и продовольственные товары можно закупать:

  • через биржи и аукционы,
  • на основе международных товарных соглашений по долгосрочным контрактам,
  • на основе компенсационных соглашений,
  • по разовым краткосрочным контрактам (продовольствие).

Дорогостоящее оборудование может приобретаться на основе лизинга или компенсационных сделок. Торговля инжиниринговыми услугами и "ноу-хау" (know haw) имеет свои особенности.

Поэтому необходимо изучить международную практику торговли по планированным экспортно-импортным операциям.
3. Планирование внешнеторговой операции представляет собой разработку взаимоувязанных по времени и содержанию организационных и коммерческих мероприятий, основанных на маркетинговых исследований главными из которых являются.
- изучение спроса потенциальных покупателей на товары, направленные перспективным покупателям инициативных предложений, проведение переговоров и подписание контрактов.
- выбор методов распространения товаров, каналов распределения и товародвижения; реклама товара и стимулирование сбыта;
- организация системы сбыта, включая создание сбытовых филиалов и дочерних фирм, заключение соглашений с посредниками, участие в ярмарках и выставках, использование бирж и аукционов; При этом устанавливаются договорные отношения с поставщиками по разработке и освоению конкурентоспособной продукции и поставке ее на экспорт. Планирование внешнеторговой импортной операции также включает в себя комплекс взаимоувязанных операций:
- рассылка запросов поставщикам, агентам, брокерам, организация международных торгов;
- разработка технических требований на закупаемые товары;
- согласование требований и условий закупок товаров с потребителями, если внешнеторговая организация является посредником;
- проведение переговоров или торгов и заключение контрактов;
- выполнение контрактных обязательств и контроль за выполнением.
Планируется подготовка и подписание основной внешнеторговой сделки и всех необходимых, обеспечивающих основную, операций. 4. Проведение рекламной компании включает осуществление комплекса мероприятий, состав и содержание которых определяется еще на первой стадии внешнеторговых операций - исследовании рынка. Рекламная компания включает:
- издание и доведение печатной рекламы до потенциальных покупателей различными методами включая прямую почтовую рассылку;
- организация рекламы через средства массовой информации - радио, телевидения, кино, периодическая и специальная печать;
-участие в конкурсах, шоу- представлениях, выставках, ярмарках, салонах, благотворительных мероприятиях, проведение рекламных конференций и т.д.
Для экспортеров машин и оборудования, наряду с рекламой, необходимо проводить работу по технической информации, обеспечивая этой информацией ее возможных потребителей, а также инжиниринговые фирмы соответствующего профиля.
В ходе маркетинговых исследований и проведения рекламной кампании важно учесть отношения между контрагентами. Так, традиционных контрагентов, с которыми регулярно ведется обмен товарами, необходимо своевременно информировать о повышении технического уровня производства, разработке новых товаров.

Это поможет сохранить таких контрагентов в условиях агрессивной рекламы конкурентов. В случае, когда экспортерам известны контрагенты, но деловых контрактов с ними ранее не заключалось, следует использовать целенаправленную рекламу.

При этом сообщаются сведения об общем профиле производства, его техническом уровне, научно-исследовательской базе, высоком качестве продукции, стабильности финансового положения, опыте работы с крупнейшими потребителями и отзывах этих потребителей.
Если экспортеры и импортеры не знают своих контрагентов, то объекты, формы и средства рекламной кампании определяются на основе маркетинговых исследований. Положение контрагентов на рынке также влияет на методы работы.

В коммерческой деятельности большое внимание уделяется исследованиям рынка для определения перспективных поставщиков, их технического уровня, финансовой стабильности.
Рекламные кампании проводятся, чтобы заинтересовать крупных покупателей с устойчивым финансовым положением и выявить потенциальных поставщиков и уровень конкуренции между ними.
Вопросы изучения коньюнктуры рынка, выбора форм и методов работы на рынке, планирования торговой операции и проведения рекламной компании достаточно подробно описаны в рекомендуемой литературе (1,2,4,3,5,6,7). 5. Подготовку и заключение международного контракта необходимо осуществлять на основе международного права и практики международной торговли. В зависимости от степени "знакомства" с контрагентом, ему может быть послано "твердое" или "инициативное" предложение (оферта - offer).
В случае, когда покупатели традиционные, экспортер может направлять им твердое предложение (firm offer), в котором указываются: наименование и количество товара; срок поставки; цена товара; срок действия твердого предложения; условия сделки.
Если импортер согласен с предложением, он направляет экспортеру, телексное подтверждение принятия предложения, в пределах установленного срока. Затем импортер подписывает контракт, составленный на основании предыдущего контракта и действующего предложения и также направляет его экспортеру.

Новый договор в таких случаях может заключаться как дополнение к предыдущему контракту.
При несогласии импортера с условиями предложения экспортера, импортер сообщает ему свои контр условия, используя скорейшие средства общения - телефон, телекс, телефакс и т.д. При согласии экспортера с этими условиями он высылает импортеру подтверждение и подписанный экземпляр контракта.
Если контрагенты не приходят к согласию в пределах срока действия твердого предложения, то согласование условий переходит в фазу их уторговывания, но тогда экспортер уже не связан твердым обязательством продать товар на предложенных условиях и может одновременно вести переговоры с другими покупателями.
Подобную же тактику применяют со своими контрагентами и импортеры, направляя им твердые запросы с указанием минимального перечня условий.
Контрагент, направляющий предложение (ферту), в международной практике называется оферентом (offer).
При отсутствии традиционных связей между контрагентами инициативной стороной направляются в адрес интересующей ее стороны простые (свободные) предложения, и эти предложения называются инициативными (free offer).
В состав инициативных предложений экспортеров обычно включаются следующие реквизиты:
- точное определение предлагаемого к продаже товара и его количество;
- количество товара, предлагаемого к продаже;
- минимальный срок поставки товара и максимальное его количество, которое может быть поставлено в этот минимальный срок;
- базисные условия поставки, условия и порядок платежей;
- цена (если товар одного вида) или прейскурант (если в ассортимента) - "прайс лист" (sticker price), скидки в зависимости от объема заказа;
- срок действия предложения, а также рекламные и информационные материалы, характеризующие и самих экспортеров, и их продукцию, списки покупателей, которые используют предлагаемые товары.
Могут быть посланы каталоги на предлагаемые товары, в которых содержатся все необходимые технические данные по конкретной продукции с приложением прейскурантов ("прайс-листы"). В прайс-листах указываются скидки или надбавки к ценам на период действия инициативного предложения.
К предложениям на массовые виды могут быть приложены образцы.
Запросы импортеров, или их инициативные предложения, также включают точное определение (наименование) запрашиваемого товара, его количество и сроки поставки; цены и желательные условия кредита, а также срок и когда импортеры рассчитывают получить предложение.
Следующий этап - изучение контрагентами этих запросов и предложений.
В международной практике, как правило, в процессе заочной проработки предложений и запросов не удается решить весь комплекс технических и коммерческих вопросов и заинтересованные стороны назначают время и место для переговоров.
Коммерческие переговоры являются обычным этапом согласований условий контракта. Спорные вопросы по коммерческим условиям сделки и техническим требованиям к товару решаются методом уторговывания.

Этот метод основан на взаимном изучении объективных сторон и нахождении на этой основе взаимоприемлемых компромиссных решений.
Переговоры ведутся на уровне руководителей контрактов или назначенными ими представителей.
В результате переговоров стороны составляют совместный проект контракта, печатают два оригинала и парафируют (визируют) каждую страницу подписями полномочных представителей обеих сторон.
Каждый экземпляр оригинала контракта подписывается обоими контрагентами. Число подписей с каждой стороны определяется юридическим статусом контрагента. 6. Исполнение контрактных обязательств является важнейшим этапом внешнеторговой операции, определяющим эффективность сделки. Схему исполнения экспортных контрактов можно условно представить в следующем порядке: - заключение договоров с поставщиками экспортных товаров на основе общих положений условий поставок товаров для экспорта;
- контроль за изготовлением экспортных товаров;
- уведомление импортеров об отгрузке товара поставщикам для своевременного фрахтования транспортных средств, открытия аккредитивов, предоставления гарантий платежей;
- оплата счетов поставщиков экспортных товаров;
- страхование транспортных средств;
- оформление товаросопроводительных и платежных документов;
- уведомление импортеров о поставке товаров;
- получение платежей импортеров;
- рассмотрение и удовлетворение претензий импортеров.
При сложных экспортных операциях, например поставки судов, машин и оборудования индивидуального исполнения, планирование контрактов включает такие дополнительные мероприятия, как поэтапный контроль конструирования и изготовления экспортной продукции; извещение иностранных покупателей о готовности продукции к приемке, если таковая предусмотрена контрактом.
Сложные контракты по поставке оборудования могут предусматривать командирование специалистов для осуществления монтажных и пусконаладочных работ и для технического обслуживания оборудования в гарантийный период; заключение договоров о транспортировке грузов по территории импортирующей страны, а также договоров с национальными монтажными фирмами, если это по условиям контрактов входит в обязательства экспортеров.
Результаты исполнения экспортных контрактов можно сводить в таблицу в вертикальных графах которой указываются этапы внешнеторговых операций и сроки их выполнения в соответствии с условиями экспортных контрактов и договоров с поставщиками товаров, а в горизонтальных - отмечаются номера контрактов и фактические сроки исполнения отдельных обязательств. Табличная форма позволяет и планировать основные этапы внешнеторговых операций и контролировать их выполнение.
Использование импортных операций включает этапы работы по выплате импортерам авансов, если это предусмотрено контрактом и осуществление платежей по его условиям; организацию разгрузочных и транспортных операций, предъявление импортеру претензий в связи с ненадлежащим исполнением ими контрактных обязательств.
При сложных импортных операциях могут предусматриваться командировки специалистов на фирму иностранного поставщика для осуществления контроля производства и приемки импортируемой продукции; направление заявок на специальные транспортные средства; осуществление контроля за монтажом и вводом в эксплуатацию импортного оборудования.
Планирование и контроль импортных операций также целесообразно вести в табличной форме или в виде записи отдельных мероприятий, с использованием компьютерных программ.

§4. Организационные формы внешнеторговых операций.

Бартерные операции (сделки). Под бартерными операциями (barter) понимается обмен эквивалентными по стоимости товарами (товар на товар), которые представляет собой две сделки: купли и продажи, исключающие денежные расчеты.
Особенности бартерных операций.

  1. Бартерная сделка совершается в простой письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены между двумя контрагентами.
  2. Договор оформляется в виде одного документа, которым определяется: номенклатура, количество, качество, цена товара, сроки и условия экспорта, импорта товара, а также порядок удовлетворения претензий в случае .неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.
  3. Операции не предполагают денежных расчетов, поэтому параграф Условие платежа отсутствует.


Российские экспортеры оформляют паспорт бартерной сделки и предоставляют экспортируемые товары для экспертной оценки, количества, качества и цены. Стоимостная оценка контракта производится для: обеспечения эквивалентного обмена, определения суммы страхования товара и суммы штрафа при невыполнении обязательств и расчеты величины уценки при поставке недоброкачественного товара.
Бартерный товар влияет на конкурентоспособность аналогичного местного товара. Это явление называется эффектом вытеснения внутренних продаж.



Содержание раздела