d9e5a92d

Методы внешней торговли

б) При существующих в ряде стран запретов или ограничений на ввоз продукции, аналогичной выпускаемой национальными производителями. Эти ограничения вводятся для защиты отечественных отраслей от конкуренции иностранных поставщиков. В этом случае на ввоз продукции в разобранном виде устанавливаются пониженные таможенные пошлины.

Такая форма торговли выгодна и поставщикам, и потребителям. Для страны - импортера организация сборки продукции содействует развитию национальной промышленности и повышению уровня занятости населения. Конкуренция иностранных поставщиков, хоть и ослабленная количественным ограничением, стимулирует национальных производителей, что ведет к ускорению научно-технического прогресса в стране импортера.

Поставщикам эта форма торговли удешевляет продукцию за счет снижения ввозных пошлин и дешевой рабочей силы в стране импортере, используемой при сборке сооружений, конструкций и т.д..
Поставки продукции осуществляются по контрактам купли-продажи и на условиях консигнации. Эта форма торговли способствует созданию совместных предприятий и других видов совместной деятельности, например , соглашений о прогрессивной сборке. Такие соглашения предусматривают организацию сборочного производства готовой продукции из импортируемых узлов и деталей.

При этом иностранный партнер принимает обязательство содействовать импортеру в организации собственного производства отдельных частей продукции, с тем чтобы в течение установленного срока полностью перейти к самостоятельному выпуску готовой продукции. Иностранный партнер может продать лицензию на саму продукцию и ноу- хау (know - how) на производство узлов и деталей, поставлять техническое оборудование либо рекомендовать импортеру других иностранных поставщиков оборудования.

Импортер без потери времени может начать выпуск готовой продукции, постепенно отказываясь от закупок узлов и деталей за счет налаживания собственного производства. Главными условиями соглашений могут быть:
а) передача лицензий на готовую продукцию и ноу- хау по производству узлов и деталей;
б) выполнение проектов предприятия и организация производства4
в) поставка узлов и деталей для сборки конечной продукции;
г) поставка основного и вспомогательного оборудования для производства готовой продукции или рекомендация поставщиков оборудования для самостоятельной закупки его импортером.
Соглашения о прогрессивной сборки содержат условия платежей, сроки выполнения и другие сроки исполнения способствующие поддержанию уровня конкурентоспособности продукции.
В России импорт разрозненного оборудования может осуществляться по таможенным режимам: Таможенный склад, свободный склад, переработка на таможенной территории. Учреждать таможенный склад могут физические и юридические лица, получившие от таможенных органов Лицензию.

В ней указывается срок переработки и количество готового продукта, которого будет вывезено после переработки.
Товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны, можно перерабатывать, совершать с ними коммерческие сделки, кроме розничной торговли, беспошлинно. 3.3. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Торговля комплектным оборудованием получило развитие с 50 - х годов, как последствие растущего спроса в развивающихся странах, получивших политическую независимость и возможность технико-экономического развития.

Отсутствие высокоразвитого машиностроения и квалифицированных кадров в развивающихся странах привело к необходимости приобретать некоторые технологические комплексы и услуги по их проектированию, сооружению и эксплуатации.
Росту объемов мировой торговли комплектным оборудованием способствовало также развитие производств на базе принципиально новых технологий, широкого внедрения энергосберегающих технологических процессов и устройств по охране окружающей среды. Наметилась тенденция удорожания технологического оборудования за счет повышения единичных мощностей установок, повышения их производительности.

Росту объемов мировой торговли оборудованием способствует НТП, сокращающий сроки его морального страрения. К началу 90 - х годов мировая торговля комплектным оборудованием составляло 15 - 20 % общего объема торговли машинами и оборудованием.
Основу этого вида торговли составляют кооперационные связи . Поставщики и заказчики совместно разрабатывают технические требования к комплектному оборудованию, увязывают его с инфраструктурой сбыта и промышленной зоной. Контракты на поставки комплектного оборудования и предоставления дополнительных услуг имеют подрядный характер, поскольку поставщики выполняют работы в соответствии с индивидуальными требованиями заказчиков.



В объем дополнительных услуг могут входить командировки специалистов для руководства монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, содействие в организации технического обслуживания, обучения специалистов и другие.
Торговля комплектным оборудованием может иметь следующие разновидности:
а) сооружение объектов на условиях под ключ;
б) контракты с субподрядными фирмами.
Под сооружением объектов на условиях под ключ понимается комплекс подрядных работ. От экономического обоснования сооружения объекта, до сдачи его заказчику в состоянии полной готовности.

Разновидностью условий под ключ являются условия продукция в руки, главное отличие которых состоит в оказании поставщиками помощи в управлении технологическими процессами производства.
Под действием НТП понятие под ключ трансформировалось и означает в последнее время обязательство поставщика самостоятельно и под свою ответственность разработать, поставить, смонтировать и передать заказчику технологический комплекс или установку в состоянии, полностью готовом к эксплуатации.

§4. Методы внешней торговли..


Различают прямой (direct selling) и косвенный (indirect selling) методы торговли. Прямой основан на использовании нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются непосредственные связи без посредников.
Метод прямых продаж используется экспортером для установления жесткого контроля над функцией международного маркетинга и получения высокой прибыли. Этот метод применяется в торговле промышленными товарами, при осуществлении производственной кооперации между предприятиями для совместного производства товаров, при продаже и покупке крупных партий сырья на основе долгосрочных контрактов, при использовании в торговле собственной сбытовой сети.
Косвенный метод предполагает использование посредников в международной торговле. Это повышает оперативность внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот.
Посредники имеют более тесные связи с контрагентами, оперативную информацию об изменениях рыночной коньюктуры. Это способствует повышению эффективности торговых операций, конкурентоспособности продукции.
Посреднические функции выполняют индивидуальные или коллективные предприниматели, физические или юридические лица, действующие в качестве профессиональных посредников, пользующихся статусом коммерсантов. Их различные наименования - торговые дома, экспортные или импортные комиссионные фирмы, агентские, дилерские, брокерские фирмы и т.д. - обусловлены основным видом проводимых ими операций.

Отношения посредников с другими субъектами торгового оборота регулируются нормами торгового и гражданского права.
В зависимости от содержания прав и обязанностей сторон различают следующие виды посредников: простые посредники (сводники), поверенные, комиссионеры, консигнаторы, торговые агенты, дилеры, дистрибьютеры (сбытовые посредники).
Простые посредники (middlemen) (сводники, брокеры) - это лица или организации, которые подыскивают заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами не участвуют в сделках ни своим именем, ни капиталом. По законодательству некоторых стран (например, Англии) таких посредников называют брокерами (broker). С брокерами могут заключаться соглашения, расширяющие их обязательства.

Так, они могут кредитовать торговые операции и гарантировать платежеспособность покупателей. За свои услуги простые посредники могут получать вознаграждение от любого заказчика, но в основном от экспортера.

Между заказчиком и посредником заключается договор (соглашение) об услугах и размерах их вознаграждения. Посредники могут оказывать услуги по исследованию рынка (маркетинговые посредники), разрабатывать и осуществлять рекламу, снабжать заказчика оперативной информацией о предстоящих аукционах, торгах, создавать благоприятное мнение в общественных кругах о заказчике, содействовать проведению деловых переговоров и заключению контрактов и т.д.

Такие посредники не вкладывают больших средств в свою деятельность, а их вознаграждение является оценкой их компетентности и активности на рынке.
Поверенные - это посредники, которым доверители (продавцы или покупатели) поручают от своего имени и за свой счет совершить сделку. Доверитель (principal) заключают с поверенным (agent) договор поручения (contract of agency), в котором подробно излагаются полномочия поверенного в части коммерческих и технических условий сделки, определяются размеры вознаграждения посредника.

Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им расходы и выплачивают вознаграждение.
Торговые агенты. В странах континентальной Европы к торговым агентам обычно относят фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) получают право содействовать заключению сделок или заключать их от имени экспортеров и импортеров, - то есть это посредники, отношения с которыми строятся на основе договоров поручения и простого посредничества. В Великобритании и США к агентам относят посредников, действующих для экспортеров или импортеров (принципалов) и от их имени.

В коммерческих отношениях такая терминология получила наибольшее распространение. С 1990 года в странах ЕС на основании общей директивы 1986 года вводятся законы о независимых торговых агентах.
Агенты не покупают продукцию у производителей или экспортеров и не перепродают ее. Они уполномочены принципалами продавать продукцию в качестве их представителей.

При этом принципалы оставляют за собой право определять условия реализации товаров покупателями и, прежде всего, устанавливать уровень цен.
Агентские соглашения. Агентское соглашение, с одной стороны, всегда должно давать достаточно широкие полномочия агентам, чтобы создать условия для их эффективной работы на рынках, с другой - должно содержать предельные полномочия, так как агенты действуют за счте принципалов.

Предельные полномочия главным образом касаются цен, условий и платежей, сроков поставок, гарантий и ответственности.
Кроме полномочий агентские соглашения обычно содержат достаточно широкий диапазон взаимных прав и обязанностей. В обязанности агентов могут быть также включены исследование рынков сбыта, реклама, содержание складов товаров, организация предпродажного сервиса и технического обслуживания.

В соглашениях, как правило, предусматриваются обязанности агентов страховать находящиеся на складах товары и определяется перечень видов товаров, с которыми работают агенты, территорию, условия совместной с принципалами работы на рынке, обязательства агентов по объемам сбыта.
Между принципалами и агентами отношения трудового найма не устанавливаются, поэтому вознаграждение, выплачиваемое принципалом агенту, не является его заработной платой, а возмещает агенту, как финансово независимому лицу, расходы, связанные с выполнением возложенных на него обязательств. Размером вознаграждения оценивается активность агента на рынке и обеспечивается получение им запланированной прибыли на вложенный капитал.
Комисcионер (commissioner) - это посредник, с которым комитент (продавец или покупатель - principal) заключает договор комиссии (contract of commission). В том случае посреднику поручается подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет комитента. В договорах комиссии определяется полномочия комиссионеров по техническим и коммерческим условиям сделки , в том числе:
-минимальные цены реализации при экспорте и максимальные цены при импорте товара;
-минимальные сроки поставок партий товара;
-предельные технические и качественные характеристики товара;
-взаимная ответственность комитента и комиссионера;
-размеры и порядок выплаты комиссионных вознаграждений.
Комиссионер за свой счет создает сбытовую сеть, доставляет товар к покупателю, покупатель расплачивается с продавцом за товар, а продавец компенсирует комиссионеру все затраты по доставке товара и выплачивает ему вознаграждение.
Консигнатор (consignment) это посредник , который имеет консигнационные склады. Продажа товаров на условиях консигнации является формой договора комиссией.

По условиям консигнации экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации товара на рынке в течении определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара.
Условия работы консигнанта на рынке:
-полная, безвозвратная консигнация;
-частично возвратная консигнация;
-возвратная консигнация.
При полной консигнации консигнатор обязан выкупить весь непроданный товар у экспортера.
При частично возвратной консигнации консигнатор имеет право возвратить экспортеру оговоренную часть непроданного товара.
При возвратной консигнации посредник имеет право вернуть весь непроданный товар.
Эти условия фиксируются в договоре, заключаемым между консигнантом и консигнатором.
Дистрибьюторы (distributer) или сбытовые посредники это независимые посредники, которые покупают товар у экспортера с целью перепродажи этого товара.
Дистрибьюторы становятся собственниками товара с момента его покупки у продавца (экспортера). Между дистрибьютором и экспортером заключается договор дистрибьюции, в котором оговариваются условия работы посредника на рынке. Такие условия могут быть:
-исключительное право продажи;
-неисключительное право продажи;
-преимущественное право продажи.
Исключительное или монопольное право продажи дает возможность дистрибьютору продавать товар на оговоренной территории в течении оговоренного времени самостоятельно или через других посредников. При этом положение дистрибьютора на рынке становится стабильным, он по сути становится монополистом, что стимулирует его к вложению капитала в развитие сбытовой сети.

Если при этих условиях экспортер станет сам продавать аналогичный товар или предоставит такую возможность другому продавцу, то дистрибьютор в праве потребовать от экспортера выплаты вознаграждения за товар, который он мог бы продать сам или потребовать заплатить штраф и компенсировать убытки, которые он может понести за нарушение его монопольного права.
Неисключительное право продажи дистрибьютора дает возможность экспортеру продавать аналогичный товар на оговоренной территории в течении оговоренного времени с разрешения дистрибьютора и на его условиях.
Преимущественное право продажи или право первой руки обязывает экспортера сначала предложить товар посреднику и только после отказа последнего может сам продавать товар или передать его другому посреднику для продажи товара на оговоренной территории в течении оговоренного времени.
В договорах, заключаемых между продавцом и дистрибьютором, должны быть указаны: причины, по которым посредник может отказаться от сбыта товара; взаимные обязанности сторон; место, время и условия работы посредника на рынке.
Посредники, комиссионеры и сбытовики создают или используют три вида сбытовых сетей:

  1. собственную сбытовую сеть, которая состоит из сбытовых отделов головного посредника (как правило, импортера) и его отделений, обычно расположенных в торговых центрах региона страны;
  2. независимую сбытовую сеть, состоящую из дочерних компаний с участием капиталов основных посредников и независимых сбытовых фирм, которые занимаются оптовой и розничной торговлей;
  3. смешенные сети, состоящие из собственных сбытовых отделов и независимых сбытовых фирм.

В современной международной торговле смешенные сети получили наибольшее распространение.

Коммерческие контракты в международной торговле.

§1. Виды и содержание внешнеторгового контракта..


В зависимости от вида сделок контракты могут быть: купли-продажи, аренды, подряда, займа и т.д.
Экспортные контракты могут заключаться в устной и письменной формах.
Письменные формы договоров купли-продажи могут быть:
- в форме письма, телефакса или телекса, к примеру, предложение и письменное принятие этого предложения продавцом, как подтверждение заказа;
- в форме контракта, т.е. документа, в котором перечислены все условия купли-продажи (у крупных фирм, как правило имеются, свои бланки, на которых на одной странице перечислены все общие условия, а на другой - свободное место, куда можно вставлять конкретные условия каждой сделки). Обычно контракт оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у продавца, два направляются покупателю, из которых один им подписывается и возвращается продавцу;
- в форме специальных международных типовых контрактов, принятых по таким сырьевым товарам, как зерно, масло и т.д. В этих контрактах в соответствии с традициями международной торговли продавцы и покупатели всегда используют одни и те же условия.
Договор купли-продажи в юридическом смысле является обоюдным волеизъявителем. В коммерческом смысле он - важнейший инструмент ограничения риска экспортера и импортера.

Его оговорками партнеры (стороны) пытаются исключить, перенести или разделить все возможные риски, связанные с выполнением договора.
Большинством действующих в странах Западной Европы правопорядков предусматривается свободная форма договора купли-продажи, иначе говоря, можно заключать любой договор или контракт, в том числе даже в устном виде. И все же в любом случае целесообразно заключать экспортный или импортный договор в письменной форме, и лучше делать его скорее детализированным, чем обобщенным.
Это не означает, однако, что для любого контракта необходимо готовить отдельный документ. По западным правовым нормам совершенно достаточно обмена телексами или талафаксами.

Это в равной мере считается формой подписания контракта.
Текст контракта начинается, как правило, с его названия, регистрационного номера, указания места и времени заключения контракта, определения сторон и предмета договора.
Содержание контракта (contract), или договора купли-продажи состоит из двух частей.
Первая часть контракта имеет непосредственное отношение к обязательствам экспортера. В ней приводятся согласованные позиции по :
- качеству, количеству и цене товара,
- условиях поставок,
- времени и месте поставок товара.
Во второй части контракта излагаются обязательства импортера по :
- условия принятия товара,
- условия платежа.
В конце текста контракта приводятся условия страхования, сведения о применяемом сторонами праве и арбитраже.
Разделы контракта обычно составлены в определенной логической последовательности, например: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта, сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции; страхование; обстоятельства непреодолимой силы, арбитраж.
Если предметом договора являются сложные машины и оборудование, то в технические условия, условия испытаний, приемки, требования к технической документации, условия командировки специалистов для осуществления монтажа и т.д. Эти разделы могут включаться в текст контракта или прилагаться к контракту.

§2.Определение сторон и предмет договора.

В преамбуле контракта приводится определение сторон это полное юридическое наименование контрагентов с указанием, какая сторона является покупателем, а какая продавцом. Предмет договора определяет вид сделки, базисные условия поставки, наименование товара и его количество. Например: Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ Калининградский порт, башенные краны типа .А. в количестве .7 шт. .
При указании количества товара следует учитывать имеющиеся различия в метрической и других системах мер и весов.
Качество товара подтверждается соответствующими документами - сертификатами - со ссылкой на международные, национальные и отраслевые стандарта.
Методы определения качества товара:
- осмотр (проверка) товара клиентом перед подписанием контракта;
- точное описание товара (это касается оборудования или продукции, производимой по заказу);
- подтверждение клиентом образца;
- ссылки на промышленные стандарты (ГОСТ, DIN, OENORM и т.п.).
Качество товара фиксируется после подписания контракта.
Для определения качества товара существуют следующие правовые возможности:
1. покупка с условием осмотра, когда весь товар осматривается перед заключением контракта;
2. покупка оптом. В этом случае речь идет о купле-продаже конкретной партии товара без определения качества и без перечисления отдельных частей (остатки на складе и т.п.; продавец не дает никакой гарантии по качеству и количеству);
3. покупка на пробу по образцу: качество проданного товара определяется по образцу (как правило, берется 2 - 3 образца; продавец и покупатель оставляют у себя по одному образцу для доказательства);
4. покупка на базе определенного качества. При этом установленное различие между согласованным и поставленным качеством компенсируется скидкой с цены или надбавкой к цене.

Продавец может поставлять товар лучшего или худшего качества, поскольку он, в известной степени, зависит от субпоставщиков. Что касается компенсации за отклонение от качества, то, как правило, обе стороны договариваются, что разница в качестве компенсируется только тогда, когда она превышает установленные пределы;
5. сделка с последующим уточнением характеристик товара. Это в принципе типовой контракт, который определяет базис цены и количество (цена фиксируется лишь при заключении конкретного заказа, в котором устанавливается и количество товара);
6. опцтон, подобная сделка заключается практически только при условии, что одна из сторон подтверждает ее в течение определенного срока.
Опцион может быть в пользу покупателя, если покупатель имеет право подтвердить опцион до определенного числа. Взаимный опцион, когда продавец также обладает правом предложить товар или отказаться от этого. Если точные потребности покупателя при заключении сделки еще не известны, то опцион, как правило, существует только в пользу покупателя. Это используется как раз в тех случаях, когда покупатель перепродает товар.

При этом последний заключает со своим поставщиком твердый, т.е. безотзывный опцион в свою пользу, и лишь когда покупатель подтвердил ему куплю, он также подтверждает опцион своему продавцу. Чтобы ограничить риск для перепродавца, нужно сделать идентичными условия опциона и продажи.

Подобные сделки называются Back to back deals (Спина к спине) и широко практикуются во всех тех сферах, в которых торговыми фирмами на мировом рынке закупаются и перепродаются сырьевые товары (химикаты, удобрения, энергоносители, руда и т.п.), иными словами, в транзитной торговле.

§3.Условия поставки товара.

Чтобы ограничить риски при заключении контракта, очень важно определить: - кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю;
- кто несет риск в ходе осуществления этих функций;
- кто несет риск от гибели или порчи товара.
Распределение этих рисков между продавцом и покупателем производится на основе международных торговых обычаев, которые стали называться базисными условиями поставок, установленных Международной торговой палатой (МТП).
С целью исключения противоречий в толковании контрагентами базисных условий контрактов купли-продажи товаров Международная торговая палата (МТТ) выступила в 1953 - 1980 и 1990 годах сборники толкований международных коммерческих терминов - Икотермо.



Содержание раздела