d9e5a92d

Другие условия контракта

На крупные партии товара могут предоставляться долгосрочные кредиты на основе вексельной формы платежей. Порядок расчетов при этом: экспортер осуществляет поставку товаров, затем передает покупателю документы на товар, против акцепта им (письменно подтвержденного) переводного векселя (тратты), выписанного продавцом на сумму долга.
Переводной вексель (тратта) - это письменный документ, представляющий безусловный приказ векселедателя (экспортера) плательщику (импортеру) уплатить ему или третьему лицу (чаще всего банку экспортера) указанную в тратте сумму в установленный срок.
В траттах может указываться обязательства акцептовавшего ее импортера платить по приказу векселедателя или третьего лица-векселедержателя (ремитента).
Векселя являются ценными бумагами и могут быть использованы как средство платежа. В этом случае векселедержатель (ремитент) может передать трату другому своему контрагенту, сделав на ней соответствующую передаточную надпись.

Тратта может быть передана в банк (учтена банком) в целях погашения обязательств векселедателя перед другим контрагентом, либо принято в обеспечение представленных экспортеру кредитов.
В случае, когда товарные кредиты предоставляются с начислением годовых процентов (интереса), в траттах указывается стоимость товара с учетом интересов по кредитам, или выписываются отдельные тратты на сумму накапливающуюся по кредитным ставкам, к установленным срокам платежа.

§6. Другие условия контракта

Сроки поставки товаров Сроки поставки товаров в коммерческих контрактах - это календарные даты, к которым товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты. Часто это определяется базисными условиями контрактов. Например, срок поставки 17 декабря 1996 г. ФОБ порт Калининград означает , что до истечения установленной даты товар должен быть погружен на борт судна.

Это фиксируется в коносаменте - свидетельстве о морской перевозке.
В контрактах могут устанавливаться месячные, квартальные, полугодовые или годовые сроки поставки.
При продаже товаров с выставок и ярмарок или при торговле между соседними странами контрактом может быть предусмотрена немедленная поставка, тогда календарные даты не фиксируются.
По обычаям международной торговли немедленно означает обязательство продавца поставить товар в любой день в течение не более двух недель.
При условии как можно быстрее продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок.
Используются в контрактах и такие сроки поставки, как по мере готовности, по открыии навигации, по мере накопления партии не менее ... тонн и т.д.
В современных условиях развития мирового рынка, когда предложение товаров превышает спрос, выполнение сроков поставки согласно указанных в контрактах является одним из важнейших показателей конкурентоспособности товаров.

УПАКОВКА И МАРКИРОВКА


В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения:
для расфасовки товара;
- рекламных целей;
- сохранности товаров в различных внешних средах;
- защиты изделий от механических повреждений при перевозках и перегрузках;
- механизации погрузо-разгрузочных работ и т.д.
Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера товара может колебаться в широких пределах от нескольких процентов до половины стоимости самого товара.
Требования к упаковке товаров можно условно разделить на общие и специальные.
Общие требования к упаковке определяются обязанностью всех экспертов обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях. Так, экспортеры, продавшие товар на условиях ФОБ, СИФ, ФАС, КАФ, в соответствии с условиями Инкотермс, обязаны поставить товар в морской упаковке. Разумеется, эта упаковка должна выдержать также автомобильные и железнодогожные перевозки как в стране экспортера, так и на территории покупателя.

При поставках на условиях франко-граниза экспортер обязан выполнить упаковку, обеспечивающую сохранность груза при транспортировке железнодорожным и автомобильным транспортом.
Экспортеры всегда несут ответственность за повреждения товаров, если они произошли из-за несоответствия упаковки базисным условиям контрактов, даже если в контракте нет никаких особых требований к ее выполнению.
Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований могут быть следующие:
- импортеру необходима специальная расфасовка товара для сбыта его потребителям без дополнительной переупаковки;
- импортер предъявляет особые требования к весам и габаритам грузовых мест применительно к имеющимся в его распоряжении подъемным и транспортным средствам;


- импортер вынужден рассчитывать на длительное хранение товара на открытой площадке и требуют выполнения усиленной гидроизоляции и т.д.
Маркировка грузов выполняет в технологии внешнеторговых операций следующие функции:
как товаросопроводительная информация, содержащая реквизиты импортера, номера контракта и транса, весогабаритные характеристики мест, номер места и количество мест в партии или трансе;
указание транспортным фирмам по правилам обращения с грузом;
предупреждение об опасностях при обращении с грузом.
Кроме этих,обязательных реквизитов, может наноситься рекламная маркировка, если это не противоречит условиям контракта.
Особое значение имеет упаковка потребительских товаров, которая обычно содержит информацию о товаре, рекламу товара и его производителя. Экспортерам потребительских товаров всегда следует учитывать, что покупатель судит о товаре сначала по упаковке, а пото уже по качеству самого товара.

ГАРАНТИИ ПРОДАВЦОВ

Внешнеторговые контракты содержат гарантии продавцов в отношении технических характеристик товаров и их качества, регламентируют ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей.
Гарантии продавцов действуют в течение согласованного в контракте срока при условии выполнения покупателем инструкций по транспортировке, хранению и использованию товара.
Продавцы гарантируют соответствие товаров техническим условиям контрактов, национальным или международным страндартам, образцам и такому понятию, как нормальное качество товаров, принятому в международной торговле. Это понятие в основном относится к сырьевым товарам и, прежде всего, к товарам животного и растительного происхождения.
Технические гарантии обычно проверяются в ходе использования товаров потребителями.
Технически сложные контракты могут содержать, наряду с гарантированными техническими характеристиками, и согласованные методики проверок и испытаний. Эти проверки могут выполняться и персоналом покупателей, и специализированными контрольными фирмами и учреждениями.
Условия контракта могут предусматривать проведение испытаний как на предприятиях-изготовителях, так и у покупателей.
Общим правилом в международной торговле является то, что окончательная приемка сложных механизмов производится у потребителей в процессе гарантийной эксплуатации оборудования или при гарантийных испытаниях.
В разделе гарантий предусматривается также ответственность продавцов и варианты решения вопросов, связанных с поставками некачественных товаров.
Следует иметь в виду, что международные контракты всегда содержат условия, защищающие интересы покупателя, и дают право последнему в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если товары не соответствуют техническим и качественным характеристикам.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

Условиями международных контрактов предусматриваются финансовые санкции, которые представляют собой добровольное и взаимное согласие сторон выплачивать друг другу определенные суммы за нарушения контрактных обязательств.
Общим правилам коммерческих отношений контрагентов является: штрафные санкции по своим размерам и порядку начисления должны вести к выполнению обязательств, а не носить разорительный характер.
Методика расчета убытков, в зависимости от степени невыполнения обязательств, согласовывается сторонами.
В контрактах устанавливаются предельные размеры убытков, при превышении которых покупатели приобретают право расторгнуть контракт и воспользоваться гарантией должного исполнения контракта, если она предусмотрена контрактом.
Полученные по этой гарантии средства импортеры используют для покрытия своих убытков и расходов, связанных с размещением заказов у других поставщиков.

СТРАХОВАНИЕ

Этот раздел контракта включает четыре основных условия:
что страхуется;
от каких рисков;
кто страхует;
в чью пользу страхует.
При сделках купли-продажи страхуют товары от риска провреждения, порчи или утраты при транспортировке.
Ссылки в контракте на базисные условия ФОБ, СИФ, франко-граница и т.д. определяют страхователей, которые обязаны заключить договоры о страховании (см. тему 3).
Договор со страховой компанией (страховщиком) заключается обычно в пользу импортера или конкретного получателя. Страховой полис может быть выписан и на предъявителя.
Страхование грузов может осуществляться на условиях:
- с ответственностью за все риски;
- с ответственностью за частую аварию;
- без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.
Эти условия отличаются набором страхуемых рисков и спецификой возникновения страховых случаев.
Условиями контрактов может быть уточнено, кто-продавец или покупатель - несет расходы по страхованию, то есть кто будет оплачивать страхование. Расходы всегда несет покупатель, и они учитываются в цене.
Вопросы страхования требуют специального изучения международного права, так как расходы могут составлять значительные суммы.
Условиями контрактов обычно предусматривается обязательство экспертов предоставлять покупателям страховые полисы или сертификаты, которые входят в комплекты платежных документов.
Подробнее о страховании грузов написано в специальной литературе (1, 5, 6, 7, 9, 12).
Обстоятельства непреодолимой силы (Форс-мажор)
На ход исполнения контрактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, предугадать наступление которых заранее при заключении контрактов стороны не имели возможности, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера.
Такие обстоятельства называются обстоятельствами непреодолимой силы или форс-мажорными обстоятельствами. К ним обычно относят пожары, наводнения, землятрясения, эпидемии и другие действия стихийных сил природы.
При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. Во избежание возникновения разногласий (какие обстоятельства могут быть отнесены к форс-мажорным) в контрактах обычно приводится согласованный контрагентами перечень таких обстоятельств.
Обстоятельства неопредолимой силы могут действовать настолько долго, что исполнение контракта для сторон может стать экономически бессмысленным. Поэтому контрагенты устанавливают в контрактах предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом всегда оговаривается, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков.

Исключением иногда является требование импортеров возвращать выплаченные авансы, но оно представляется недостаточно обоснованным, так как весьма сложно доказать, что экспортеры к моменту возникновения обстоятельст непреодолимой силы не потратили авансы на проектные работы, приобретение материалов, изготовление оснастки и т.д.

Арбитраж.

Арбитражные и судебные разбирательства споров могут возникнуть из-за различного толкования контрагентами своих обязательств. Международная практика предусматривает решение таких споров арбитражем (третейским судом).
Кроме перечисленных, обязательных условий, в контракте купли-продажи могут быть определены другие, обусловленные особенностями товара способами его транспортировки, хранения, таможенными требованиями и т.д.
Они определяются сторонами по взаимному согласию на основе нормативно-правовой базы.

Сделки аренды и подряда во внешнеэкономической деятельности.

§1. Аренда - понятие и виды.


Аренда как способ торговли возникла еще в древние времена. Так, в Х1 веке венецианцы сдавали торговцам и владельцам торговых судов в аренду чугунные якоря, считавшиеся по тем временам очень дорогими.
В начале 50-х годов ХХ века долгосрочная аренда машины и оборудования стала широко использоваться в США, затем как форма сбыта товаров появилась в международной торговле.
Первую специализированную лизинговую форму в США основала компания Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн, затем стали быстро возникать новые финансово-лизинговые общества, предлагавшие своим клиента все новые формы лизинговых сделок.
В начале 60-х годов лизинговые компании (ЛК) получили широкое развитие в Европе.
Позднее в лизинговый бизнес вторгся банковский капитал.
Аренда как вид торговли получила развитие под влиянием изменений уровней спроса и предложения на рынке машин и оборудования. Производители сложных и дорогостоящих машин, комплексных технологических линий и оборудования, сооружений и транспортных средств столкнулись с проблемами сбыта своей продукции на мировом рынке.

В то же время потенциальных покупателей сдерживали высокие цены на эту продукцию и быстрое моральное старение техники в связи с высокими темпами НТП. Таким образом были созданы предпосылки для лизинга - долгосрочной аренды движимого и недвижимого имущества.
Факторами быстрого развития аренды явились: для производителей - дополнительная возможность сбыта продукции в условиях жесткой конкуренции на внутренних и внешних рынках; для потребителей - возможность в условиях высоких темпов НТП обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение.
Предметами аренды может быть различное движимое и недвижимое имущество: машины и оборудование, сооружения и транспортные средства, выставочные, производственные, культурно-бытовые и другие помещения, разнообразные товары длительного пользования.
В настоящее время аренда активно используется на сезонных работах - в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве, а также для временного увеличения производственных мощностей с целью выполнения отдельных крупных заказов. Аренда позволяет избежать перевозок машин и оборудования на большие расстояния к месту работ.

Строительные и монтажные компании обычно арендуют машины и механизмы у лизинговых компаний, ближайших к местам сооружения объектом.
В зависимости от ее длительности аренда называется лизингом (leastng- долгосрочная аренда), хайрингом (hiring - среднесрочная аренда) и рентингом (renting - краткосрочная аренда).
Длительность каждого вида аренды зависит от характера предметов аренды и под влиянием научно-технического прогресса имеет тенденцию к сокращению. Так, для современного наукоемкого оборудования аренда на срок более года считается лизингом, от нескольких месяцев до года - хайрингом, на срок от нескольких дней до нескольких месяцев - рентингом.

В последние десятилетия резко увеличился объем операций по лизингу недвижимости в виде комплексов технологического оборудования и целых промышленных предприятий, когда перемещается не предмет аренды, а арендатора.
Значительным потенциалом для лизинговых операций обладают рынки развивающихся стран, в которых наряду с развитием национальных компаний быстро расширяется сеть филиалов транснациональных корпораций. Среди компаний, участвующих в лизинговом бизнесе, происходит углубление специализации: одни содействуют лизинговым компаниям в приобретении машин и оборудования для сдачи в аренду, другие ведут обслуживания арендованных и ремонт возвращенных товаров, третьи специализируются на продаже машин и оборудования, бывших в употреблении.

В ряде стран лизинговые операции осуществляются при посредничестве брокерских фирм. Наряду с банками действуют особые фирмы (инвесторы), кредитующие лизинговые операции.
Наибольшее распространение получили лизинговые компании, специализированные в определенной отрасли. Так, например, компания, специализирующаяся на лизинге строительного оборудования, может предложить в аренду широкую номенклатуру товаров: самосвалы, бетоновозы, бетононасосы, бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, сварочные машины, компрессоры, пневмоинструменты, геофизические приборы, жилые трейлеры для рабочих, сборные помещения для технического персонала и т.д.
Как правило, специализированная ЛК приобретает у производителей в кредит или на кредит, полученный от банка или от другого инвестора, товары в свою собственность и сдает их пользование за арендную плату.
Материнская ЛК транснациональной корпорации обычно перепродает продукцию в кредит зарубежной дочерней ЛК, которая сдает эту продукцию в аренду. Полученная от арендных операций прибыль переводится материнским компаниям путем применения внутрикорпорационных трансфертных цен.

Лизинговые компании широко практикуют размещение у производителей заказов на оборудование в соответствии с предварительно заключенными соглашениями о сдаче его в аренду.
Большинство лизинговых компаний являются финансово независимыми от производителей предметов аренды. В последние десятилетия наблюдается особенно быстрое развитие специализированных арендных сетей, в которых наряду с головным компаниями, являющимися основными инвесторами в арендные операции, активно работают на рынке и субарендные фирмы, максимально приближенные к арендаторам.

Такие сети действуют в области как долгосрочной, так и краткосрочной аренды.
В финансировании арендных операций участвуют производители предметов аренды, создавая в своих сбытовых подразделениях специализированные службы или вкладывая капиталы в дочерние компании. Однако основной объем финансирования арендных операций осуществляют банки или фирмы, специализирующиеся на инвестировании капитала в эту область предпринимательской деятельности.
С помощью арендных операций их участии получают экономические преимущества по сравнению с употреблением товаров в кредит. Но в отличие от долгосрочного кредита лизинг представляет собой ссуду под обеспечение имущества с гарантией целевого использования предоставленных средств.

В то же время лизинг с долгосрочным кредитом объединяет передача имущества в пользование арендатору в долг на длительный срок.
Лизинг содержит в себе и элементы финансирования: это возможность приобретения имущества в пользование. Но в отличие от финансирования при лизинге это имущество оплачивается за счет кредита.

Кроме того, при лизинге дорогостоящего имущества привлекается банковский капитал, что позволяет арендатору эксплуатировать новейшее оборудование при минимальных затратах.
Под имуществом подразумеваются все предметы аренды: машины, оборудование, транспортные средства, сооружения и т.д.
В промышленно развитых странах аренда считается эффективным методом стимулирования экономики за счет ускоренного обновления производства, поэтому правительство предоставляет льготы и арендаторам, и арендодателям (ЛК). Так, ЛК имеют возможность ускоренного (более 25% в год) списание средств на амортизацию сданных в аренду машин и других видов товара. Это позволяет ЛК уменьшить величину облагаемой полосами прибыли, и за счет этого снизить арендные ставки.

В условиях конкуренции такая система выгодна обеим сторонам: повышается конкурентоспособность ЛК и повышается интерес арендатора: аренда для него становится более выгодной, чем приобретение товара в кредит.
Долгосрочная аренда с активным использованием правительственных поощрений получила название ливеридж лизинг и активно используется при аренде наукоемкого оборудования, например электронно-вычислительных машин, медицинского оборудования, самолетов и т.д.

§2. Договор аренды и его содержание

.
Характерными особенностями договора аренды являются следующие. Предмет аренды всегда строго индивидуализирован. В описании предмета обычно приводятся его характеристики, гарантируемые арендодателем.
Срок аренды четко определяется условиям соглашения. Он обычно начинается с момента передачи предмета в пользование арендатору и заканчивается его изъятием из пользования или продажей в собственность пользователю.

Договор может устанавливать полный срок аренды или предусматривать начальный срок аренды и порядок его продления.
При аренде крупных машин и оборудования, в особенности изготовленных по индивидуальным требованиям арендатора, в договоре устанавливается срок, в течение которого ни арендатор, ни арендодатель не имеют права прервать его действие, за исключением грубых нарушений условий поставки, требований к техническому уровню и качеству, а также обязательств по платежам.
Крупные, сложные машины и оборудование, технологические комплексы и промышленные предприятия являются обычно предметами долгосрочной аренды-лизинга. Если договор лизинга предусматривает, что обслуживание, ремонт и все виды страхования осуществляются арендатором, то такой лизинг называется финансовым.

В этом случае в преамбуле содержится указание на финансовый характер аренды, т.е. на то, что имущество, является предметом контракта, приобретено лизинговой компанией исключительно с целью сдачи его в аренду. Контракт на аренду с обслуживанием оборудования арендодателем по существу представляется собой комплекс договоров финансового лизинга и подряда.

Этот тип аренды применяется при лизинге сложного технологического оборудования, электронно-вычислительных комплексов, копировальных машин и т.д.
Если лизинговый контракт включает в себя, помимо договора аренды, продажу арендатору оборудования или недвижимости в кредит либо финансирование строительства и других работ, то такой вид аренды называется пэкидж лизинг. Примерами такого лизинга может быть сдача в аренду промышленных предприятий, когда здания продаются в кредит, оборудование сдается в аренду, а расходы по земельной ренте и гарантиям финансируются лизинговой компанией.
При обычном лизинговом договоре, когда по истечении срока аренды предусматривается право арендатора купить предмет аренды, арендатор может рассчитывать на получение более низких арендных ставок. При этом он предоставляет финансовые гарантии своих обязательств по закупке, гарантии дают банки под залог предметов аренды.
Предметами среднесрочной аренды могут быть строительно-монтажные сооружения и оборудования, сельхозмашинных ЭВМ, крупные транспортные средства.
Договоры на аренду транспортных средств (судов, авиалайнеров, автобусов и т.п.) могут заключаться как тайм-чартер (time charter) - если транспортное средство фрахтуется с экипажем и водителем, и бертоут (bare-boat charter) - если без экипажа.
Те же виды имущества могут быть предметами краткосрочной аренды. Кратко-и среднесрочная аренда называется оперативной. В договорах по оперативной аренде обычно предусматривают обязанности арендодателя обеспечивать техническое обслуживание и страхование предмета аренды и иногда - арендатора.

В последнее время помощь арендодателей (ЛК) в обслуживании предметов аренды часто предусматривается и в лизинговых договорах.
Технические гарантии в договорах аренды определяются двумя способами:
1. арендодатель (ЛК) принимает на себя ответственность по этим гарантиям;
2. ЛК передает ответственность по гарантиям непосредственно изготовителям предметов аренды.
Претензии по техническим гарантиям рассматриваются сторонами так же, как и при договорах купли-продажи. Однако наряду с правом взыскивать штрафные санкции и убытки за несвоевременную или некачественную поставку предметов аренды арендаторы получают право задерживать платежи.
Договоры аренды содержат и обязательства арендаторов использовать предметы аренды в соответствии с правилами эксплуатации и могут предусматривать право арендодателей осуществлять проверку.



Содержание раздела