d9e5a92d

Батищев Г. С. - Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления

Работа Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления была подготовлена по запросу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В данной работе представлены справочные материалы об основных интегральных показателях эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями:
1. Показатель государственного управления (GRICS) отражает комбинацию ответов на вопросы о качестве государственного управления и строится на основе нескольких сотен переменных, взятых из 25 различных источников 18 организаций. Он состоит из 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного управления: Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability), Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence), Эффективность правительства (Government Effectiveness), Качество законодательства (Regulatory Quality), Верховенство закона (Rule of Law), Контроль коррупции (Control of Corruption).

Показатель оценивает эффективность управления в 199 странах за 4 периода 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. и представлен в форме процентного значения по шкале 1-100. Значение рейтинга интерпретируется как процент стран в мире, позиция которых по данному Индексу оцениваются ниже выбранной страны. Чем выше значение рейтинга, тем более высокую позицию имеет страна по эффективности государственного управления. В 2002 г. показатель России по индексу Право голоса и подотчетность составил 33.8, а по индексу Контроль коррупции 21.1.

Оба показателя оказались выше, чем средний показатель по СНГ, но значительно ниже, чем показатель по странам ОЭСР (по обоим индексам он составил 91.3).
2. Показатели, полученные в результате Всемирного обследования предприятий (WBES) позволяют получить сравнительную оценку государственной политики, делового климата, качества регулирования, уровня коррупции, качества государственных услуг в контексте взаимодействия между бизнесом и государством. Всемирное обследование бизнес-среды (WBES 2000 - The World Business Environment Survey) проводилось в конце 1999 начале 2000 Всемирным Банком совместно с Европейским банком реконструкции и развития (EBRD), Американским банком развития (IDB) и Гарвардским университетом провел. В рамках обследования было опрошено более 10 000 предприятий в 80 странах мира.

В проведении обследования WBES опрашивались менеджеры и собственники предприятий. Организаторы использовали единую методику опроса, что позволяет сравнивать показатели разных стран между собой.
3. Показатели, полученные в результате Обследования предприятий в странах с переходной экономикой (BEEPS) позволяют получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в странах с переходной экономикой. Обследование проводилось дважды в 1999-2000 гг. и 2002, и охватило более 4000 компаний в 22 странах с переходной экономикой (Восточная Европа, страны бывшего СССР и Турция) посредством индивидуальных интервью с менеджерами и собственниками предприятий.
4. Индекс восприятия коррупции (ИВК) организации Transparency International - составляется организацией Transparency International (ТИ) с 1995 года. Это составной индекс, основанный на данных 17 различных опросов и исследований, проведенных 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков, включая опросы жителей данной страны, как ее граждан, так и иностранцев. В 2003 году он ранжирует 133 страны в зависимости от степени представлений о распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков.

ИВК позволяет получить ежегодный срез по уровню коррупции в государственном секторе в различных странах. Что касается сравнений данных разных периодов, рекомендуется сравнивать количество баллов страны, а не позицию в рейтинге, так как на изменение позиции может оказать влияние состав стран, который не является постоянным. В 2003 г. Россия была на 86 месте из 133 (2.7 баллов из 10).

Среди стран с самым лучшим показателем оказались Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур.
5. Барометр мировой коррупции организации Transparency International - тоже составляется Transparency International (ТИ). Если целью ИВК является оценка уровня коррупции в мире, в то время как Барометр имеет отношение к тому, как средний человек оценивает данный уровень коррупции.

Барометр составлялся на основе исследования отношеня к коррупции, проводимого в рамках опроса Голос народа Института общественного мнения Гэллап Интернешнл в 2002 г. В рамках обследования было опрошено 40.838 человек в 47 странах. По данным индекса 48.7% опрошенных в России считает, что коррупция оказывает очень существенное влияние на бизнес-среду (16.6 % - Канада, 7.4% - США, 34.7 % Великобритания), 21.8% опрошенных считают, что коррупция оказывает очень существенное влияние на личную жизнь и жизнь его семьи (42.5% - Канада, 26.5% - США, 10.9 % - Великобритания).



6. Индекс экономической свободы организации Heritage Foundation - был разработан Фондом Наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street) в 1995 году. Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических опросов. В 2003 г. ИЭС рассчитывался для 161 страны на основе 50 характеристик, объединённых в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, чёрный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные характеристики переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы.

С 1995 г. значение этого индекса по России растет, если в 1995 г. этот индекс для России составил 3.4, начиная с 2000 г. он держится на уровне 3.7.
7. Индекс непрозрачности компании PricewaterhouseCoopers - основан на комбинации из 5 первичных показателей, характеризующих следующие сферы, влияющие на рынок капитала: коррупция в государственных органах; законы, регулирующие права собственности; экономическая политика (фискальная, монетарная, налоговая); стандарты финансирования; регулирование коммерческой деятельности. Значение Индекса непрозрачности по России составило 83.59, что значительно выше показателей как стран ОЭСР, так и стран Центральной и Восточной Европы.
8. Показатели эффективности государственного управления, измеряемые на основе обследований государственных служащих и населения среди таких показателей индекс институциональной среды, который рассчитывается на основе обследований государственных служащих в 15 странах (в т.ч. в Албании, Аргентине, Болгарии, Индии, Индонезии и Молдове) по методологии Всемирного Банка (разработана при поддержке Программы сотрудничества между Банком и Нидерландами). Индекс институциональной среды включает интегральные оценки степени доверия к ведомственной политике, доверия к правилам и адекватности и предсказуемости ресурсного обеспечения. Данная часть также затрагивает показатели, рассчитываемые на основе проводимых в России обследований (без возможности прямых международных сопоставлений). Среди представленных примеров показателей эффективности реализации реформы государственного управления следующие показатели: восприятие населением качества предоставляемых государственных услуг, восприятие престижа государственной службы, соотношение уровней оплаты труда в государственном и частном секторе по ключевым должностям, влияние мер по дерегулированию российской экономики.

Данная группа показателей включает широкий круг планируемых и проводимых обследований населения, предприятий и организаций, а также государственных служащих по вопросам, связанным с определением тех или иных характеристик деятельности органов власти. Хотя единовременные обследования подобного рода представляют интерес для выявления наиболее актуальных задач, требующих немедленного решения, для оценки прогресса реформы необходимо обеспечить определенную периодичность обследований, проводимых на основе единой методологической базы. По большинству показателей также представлены результаты по некоторым странам, включая Россию, страны ОЭСР и страны Центральной и Восточной Европы. Для формирования первых трех показателей использовались электронные инструменты, которые доступны через Интернет-сайт Всемирного Банка.

Из-за большого количества под-категорий по показателям, полученным на основе WBES и BEEPS, невозможно было показать все результаты, и по ним приведены лишь некоторые примеры.
Работа выполнена на базе материалов международных организаций (Всемирного Банка и Transparency International), список всех используемых источников прилагается. Все источники доступны через Интернет для более углубленного изучения.

Показатель государственного управления (GRICS)

Краткое описание Показатель GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), оценивает эффективность управления в 199 странах за 4 периода 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. Показатель был разработан на основе нескольких сотен переменных, взятых из 25 различных источников 18 организаций, и состоит из 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного управления.

Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление (Governance) понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной. Это включает в себя (а) процессы выбора, контроля и замены правительства; (б) способность правительства формулировать и проводить политику; (в) уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе.
Индексы:

  • Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства. Показатель степени независимости прессы тоже относится к данной группе.
  • Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) индекс включает группу показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов правительства гражданами.
  • Эффективность правительства (Government Effectiveness) индекс отражает качество госуслуг, качество бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости госслужбы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством.
  • Качество законодательства (Regulatory Quality) значение данного индекса связано с проводимой политикой. С помощью него измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
  • Верховенство закона (Rule of Law) индекс измеряет уровень доверия граждан к законам общества, и приверженность к исполнению этих законов. Он включает показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе.
  • Контроль коррупции (Control of Corruption) индекс отражает восприятие коррупции в обществе (коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды). Несмотря на видимую прямолинейность индекса, в нем учитываются разные стороны явления, начиная от частоты дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также существования большой коррупции на высоком политическом уровне и участия элит в коррупции.

Результаты

На сайте Всемирного Банка существует электронный инструмент для определения 6 Индексов GRICS2. Инструмент позволяет получать данные в форме графика и таблици как по всем 6 Индексам по одной стране (группе стран), так и сравнить несколько стран по одному выбранному Индексу.



Содержание раздела