d9e5a92d

Основные этапы анализа структуры товарных рынков

Таблица. 3.1.
Параметры, характеризующие товарный рынок

Характеристика рынка Показатели
Продуктовые границы товарного рынка Потребительские свойства товара
Условия потребления (эксплуатации) товара
Уровень удовлетворения спроса на товар
Выявление товаров-заменителей по критериям:
  • взаимозаменяемость по потреблению;
  • взаимозаменяемость по производству;
  • функциональная взаимозаменяемость;
  • сходство потребительских свойств товара и его заменителей.
Формирование товарной группы
Субъекты товарного рынка Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка
Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способу приобретения товара)
Группировка покупателей на конкретном товарном рынке


Продолжение таблицы 3.1.

Географические границы товарного рынка Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности товаров, а именно:
  1. возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:
  • доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
  • незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу.
2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:
  • незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;
  • сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
  • Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товаров и пр.
Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
Объем товарного ресурса на рынке Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей
В случае отсутствия необходимых данных, объем рынка определяется по формуле:
, (3.1)
где
Vm общий объем реализации (поставки) товара;
Vp - объем производства товара местными производителями;
Vim - объем ввоза на территорию изучаемого рынка;
Vex - объем вывоза за пределы изучаемого рынка.
Доля хозсубъекта на рынке Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара


Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара. Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы.
На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке.
К количественным показателям относятся:

  • численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке;
  • доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке;
  • коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показывающий сбалансированность фирм на рынке, - сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.

Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:
I тип - высококонцентрированные рынки:
При 70% CR-3 100%;
2000 HHI 10000.
II тип - умеренно концентрированные рынки:
При 45% CR-3 70%;
1000 HHI 2000.
III тип - низкоконцентрированные рынки:
При CR-3 45%;
HHI 1000. На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся:

  • наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
  • открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
<

p> Потенциальными конкурентами могут считаться :

  • хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
  • хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;
  • новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки
Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов.
Экономические и организационные ограничения. Анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:

  • государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;
  • среднеотраслевая норма прибыли;
  • сроки окупаемости капитальных вложений;
  • неплатежи;
  • наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий)уровень арендной платы за производственные и конторские помещения.

Административные ограничения. Выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней.

К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.
Неразвитость рыночной инфрастуктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.
Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок - с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять.
Корпоративные ограничения. Выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.
Стратегические ограничения. Анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.

Наиболее крупные из числа действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцом, оттесняя тем самым конкурентов.

Крупным из действующих продавцов более доступны неценовые методы конкуренции.
Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.
Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами. В связи с этим предполагается, по возможности, анализировать емкость товарного рынка раздельно - по спросу и по потребностям.

В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара. Вместе с тем, при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов.

Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос.
Инвестиционные ограничения. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.
Для анализа ситуации экспертным путем оценивается размер капитальных затрат, связанных с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т.п.
Наряду с перечисленными барьерами, в российской экономике появились особые виды барьеров, не всегда четко оформленных, но оказывающих существенное влияние на развитие рынка, причем большая часть этих барьеров унаследована от централизованной экономики.

  1. Административные запреты на вывоз или ввоз товаров в регион. Хотя официально такие барьеры запрещены, существует множество примеров нарушения закона.
  2. Личные связи между частым бизнесом и местными властями, приводящие к установлению благоприятных условий для отдельных предприятий, что создает существенные барьеры входа на рынок для фирм, не обладающих подобными возможностями.
  3. Так называемые технические барьеры, навязываемые властными структурами, в частности слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, бюрократическая процедура лицензирования, усложненный механизм регистрации фирм и т.д. Они также могут трактоваться как барьеры входа, унаследованные от командной экономики. Хотя подобные ограничения распространены и в рыночных экономиках, они принимают гораздо более жесткие и нерациональные формы в переходных экономиках, так что в результате вся бюрократическая система препятствует нормальному осуществлению бизнеса, например, функционированию мелких предприятий. Эта проблема приобретает особо важное значение для продовольственного рынка России. Рассмотренные барьеры создаются органами власти различных уровней и могут быть обусловлены как стремлением решить социально-экономические проблемы собственного региона за счет нарушения конкурентных норм, так и коррумпированностью властных структур.
  4. Барьеры криминального характера (рэкет, поборы и т.д.), представляющие серьезную угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализ ситуации за последние 3-5 лет выявляется редкое появление на рынке новых продавцов, то это говорит о наличии высоких вступительных барьеров.

Однако, отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.
Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (стран) существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами.

Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами со всеми вытекающими отсюда последствия для покупателей. Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке.
Этот показатель является отправной точкой для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для местных (отечественных) товаропроизводителей.
Таким образом, степень конкурентной среды оценивается по целому комплексу параметров, включающих как показатели структуры товарного рынка (количественные и качественные), так и данные об экономической концентрации (концентрация собственности у отдельных субъектов рынка).
С точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраняющаяся высокая степень сегментации региональных рынков. Сказанное со всей очевидностью предопределяет разработку механизмов оперативного отслеживания рыночных процессов, происходящих в масштабах экономики страны в целом, а также на отдельных рынках, рассматриваемых в региональном и продуктовом аспектах.
На основе проведенного ранее анализа и приведенной методики, составим сводную таблицу оценки состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятия (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды

Наименование показателя Характеристика типа рыночной структуры Оценка состояния конкурентной среды
Высококонцентрированный Умеренноконцентрированный Низкоконцентрированный Неразвитая конкуренция Развитая конкуренция
1. Численность хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке + +
2. Доли поставок товара каждым продавцом в общем объеме товарного рынка + +
3. Коэффициент рыночной концентрации (CR) + +
4. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) + +
5. Барьеры "входа" на рынок* + +
6. Открытость рынка + +
Итоговая оценка + +

* оценивается степень преодолимости барьеров (в течение 2 лет - барьеры преодолимые, более 2 лет - непреодолимые).
Таким образом, рынок оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятия оценивается как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

Пути снижения концентрации рынка


В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой, определяются направления, формы и методы ее формирования на данном товарном рынке. В числе действий антимонопольных органов на рынках с развитой конкуренцией обычно предусматриваются: наблюдение за состоянием концентрации, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. На монополизированных и олигополистических рынках, рынках с неразвитой конкуренцией, кроме этого, осуществляются:

  • антимонопольный контроль за процессами акционирования, приватизации и лицензирования при создании новых хозяйствующих субъектов;
  • разработка отраслевых программ демонополизации и их реализация;
  • контроль за деятельностью субъектов рынка, имеющих на нем долю более 35 %;
  • действия по снижению барьеров входа на товарные рынки.

Эти меры относятся к процессу демонополизации, под которой подразумевается снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Из приведенного определения видно, что демонополизация представляет двуединый процесс, количественно оцениваемый изменением уровней концентрации производства, посреднических операций и потребления и качественно определяемой наличием и развитием конкуренции.
Процесс демонополизации должен отвечать следующим требованиям:

  • ориентация на создание конкурентной среды;
  • защиты прав и интересов потребителей;
  • комплексности решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
  • дифференцированного подхода к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей, уровня дефицитности товаров (услуг), платежеспособного спроса;
  • взаимосвязанности решений проблем федеральной, региональной и отраслевой структуры;
  • обеспечения гласности проводимых мероприятий и их результатов.


  1. Снижение концентрации производства может осуществляться посредством "распыления", рассредоточения товаропроизводителей по территории при их сложившейся территориальной концентрации, а также путем разделения крупных субъектов хозяйствования с одновременным созданием новых, конкурирующих с ним структур.
  2. Развитие конкуренции должно осуществляться в экономически обоснованных пределах, так как чрезмерная конкуренция, основанная на большом количестве мелких товаропроизводителей, лишает общество эффекта понижения издержек от "масштаба производства" и уменьшает возможности крупных вложений в научно-технический прогресс, в исследования и опытные производства.


Располагая системой мероприятий по улучшению конкурентной среды на товарных рынках, можно приступить к прогнозированию экономических и социальных изменений в регионе. Под прогнозом в данном случае понимается научно-обоснованные суждения о возможном состоянии региональной экономики в недалеком будущем по мере частичного или полного осуществления намеченных мер.

Прогнозы носят вероятностный характер, поскольку вероятностна сама исходная информация, заложенная в их основу.
Экономическая эффективность улучшения конкурентной среды может быть рассчитана в целом по территории или по индивидуальному товарному рынку. Составляющие эффекта многогранны и зависят от направления применяемых мер.

  1. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
  2. Активизация предпринимательства.
  3. Устранение барьеров вхождения на рынок за счет уменьшения административных препятствий организации сбыта.


Одним из направлений улучшения конкурентной среды на товарном рынке является увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. В нашем примере, на рынке розничной реализации алкогольной продукции действуют два производителя ("Ливона", "Байкалфарм"), 6 фирм дистрибьюторов, 4 оптовых организации. Данные фирмы располагаются, в основном, в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ. Таким образом, рынок алкогольной продукции в республике является географически высококонцентрированным.

Такое положение не устраивает организации, реализующие алкогольную продукцию, расположенные на территории Республики Бурятия. Транспортные издержки, отсутствие подъездных путей, неразвитость инфраструктуры, удаленность республиканского центра от некоторых районов делают закупки алкогольной продукции в г. Улан Удэ нерентабельным. Поэтому, многим фирмам, торгующим алкогольной продукцией более выгодно закупать ее в соседних (географически более близко расположенных) регионах.

Данное обстоятельство противоречит законодательству Республики Бурятия о запрете ввоза алкогольной продукции, произведенной за ее пределами.
Согласно полученных выводов, мы предлагаем создать оптовые центры в районных центрах республики. Целью создания данных оптовых центров будет являться реализация алкогольной продукции местных производителей оптом и в розницу для удовлетворения потребностей населения. Данным обстоятельством мы:
во-первых, обеспечиваем потребности населения в более дешевой и качественной алкогольной продукции;
во-вторых, поддерживаем местных производителей;
в-третьих, способствуем наполнению местного республиканского и районного бюджетов (по законодательству 50 % акцизных сборов направляются в местные бюджеты);
в-четвертых, не противоречим республиканскому законодательству.
. Объем реализации алкогольной продукции данными оптовыми центрами рекомендуется рассчитать исходя из статистических данных о среднегодовом потреблении спиртных напитков в разрезе районов.
Таблица 3.3 Среднегодовое потребление алкогольной продукции, тыс. дал

Наименование районов и городов Объем потребления
1 Г. Улан-Удэ 161,64
2 Баргузинский 16,31
3 Баунтовский 4,93
4 Бичурский 12,76
5 Джидинский 14,67
6 Еравнинский 8,0
7 Заиграевский 22,2
8 Закаменский 13,96
9 Иволгинский 9,1
10 Кабанский 28,44
11 Кижингинский 8,67

Продолжение таблицы 3.3.

12 Курумканский 7,02
13 Кяхтинский 18,13
14 Мухоршибирский 12,31
15 Окинский 1,96
16 Прибайкальский 13,11
17 Селенгинский 23,87
18 Тарбагатайский 7,33
19 Тункинский 10,98
20 Хоринский 9,42
Всего 404,81

Экономический эффект от увеличения количества действующих на рынке хозяйствующих субъектов можно оценить по уровню снижения концентрации на товарном рынке. Для этого рассчитаем показатели концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана по методике ГКАП "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках".
Расчет данного эффекта производится на основе статистических данных о среднегодовом потреблении алкогольной продукции в районах республики. Принимается, что среднегодовой объем потребления соответствует среднегодовому объему реализации. Объем потребления алкогольной продукции в г. Улан-Удэ фактически составляет третью часть от общего годового объема реализации в республике. На данное обстоятельство повлияла высокая концентрация расположения оптовых центров, фирм-производителей и численности населения республики.

Все это предполагает наличие в г. Улан-Удэ нескольких оптовых центров, реализующих алкогольную продукцию, занимающих примерно равные доли.
Таблица 3.4.
Объем реализации оптовыми фирмами г. Улан-Удэ, тыс.дал

Наименование фирм Объем реализации
1 "Ливона" 21,3
2 "Байкалфарм" 11,1
3 Фирма 1 26,8
4 Фирма 2 20,3
5 Фирма 3 20,8
6 Фирма 4 22,0
7 Фирма 5 20,5
8 Фирма 6 18,84
Всего 161,64


Содержание раздела



cpc idogear
airsoftsports.ru