d9e5a92d

Организационные формы оптовой торговли

  1. Дифференциация продукции, означающая, что действующие в отрасли компании имеют известные торговые марки и опираются на приверженность потребителей данной разновидности товара, которая является результатом маркетинга или существует по традиции. Новые конкуренты должны затратить немало денег, чтобы сломать устойчивое предпочтение покупателей.
  2. Потребность в капитале, которая затрудняет начало дела в тех случаях, когда для ведения конкурентной борьбы необходимы крупные средства. Это препятствие может возрастать в зависимости от о т действия фактора неопределенности. Капитал может потребоваться не только для производства, но также для расширения кредитов потребителям, наращивания активов и покрытия начальных расходов.
  3. Издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с конверсией поставщиков. Издержки конверсии могут включать переобучение персонала, приобретение нового производственного оборудования, необходимость технического обслуживания, новый дизайн продукции и риск приостановки производства.
  4. Нехватка каналов перераспределения, которая может воспрепятствовать появлению новых конкурентов в торговле. Новым участникам рынка приходится прибегать к снижению цен, субсидированной рекламе и другим стимулам, чтобы убедить оптовиков принять их продукцию, что снижает их рентабельность.
  5. Ряд препятствий в виде дополнительных затрат не связаны с экономией на объемах производства, а обусловлены наличием определенных действующих в отрасли преимуществ. В числе этих предприятий следует указать: патентованную технологию производства; доступ к сырью на благоприятных условиях; выгодное месторасположение; первоочередное удовлетворение заявок на государственные субсидии; лидерство в обладании ноу - хау или опытом.

Конкуренция среди действующих на рынке компаний. Конкуренция среди функционирующих на рынке компаний следует схемам достижения более выгодного положения.

Эти схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным ценам, рекламных компаний, выброса на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг и гарантий.
Портер отмечает ряд факторов, определяющих интенсивность конкуренции:

  • большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
  • медленный рост отрасли;
  • высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов;
  • отсутствие дифференциации;
  • количественный скачок в мощностях;
  • различного рода конкуренты;
  • высокая стратегическая значимость;
  • высокие выходные барьеры.

Товары - субституты. Все компании данной отрасли в широком смысле конкурируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребностей.

Появление товаров -субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.
Возможности потребителей. Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в отрасли прибыли.
Группа покупателей обладает большой силой, если она соответствует следующим критериям:

  • она сконцентрирована или покупает большие объемы относительно объемов продаж поставщиков;
  • продукция, которую она покупает, представляет важную часть затрат или закупок в отрасли производства;
  • продукция, которая она покупает, стандартизована или недифференцирована;
  • она нечувствительна к издержкам конверсии;
  • ее нормы прибыли невелики;
  • она хорошо информирована.

Возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг.

Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен.
Группа поставщиков считается сильной , если она соответствует следующим критериям:

  • в ней доминирую несколько компаний. концентрация в ней выше, чем отрасли, которой она продает свою продукцию;
  • ей не приходится конкурировать с заменителями продукции, которые она продает отрасли;
  • рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;
  • ее продукция имеет решающее значение для отрасли;
  • ее продукция дифференцирована;
  • она представляет реальную угрозу для проникновения покупателей в ее отрасль посредством вертикальной интеграции.

Пять сил конкуренции по М. Портеру
Угроза появления новых конкурентов
Угроза появления товаров-субститутов Альтернативный метод. Данный метод основан на анализе экономических, политических, социальных, технологических факторов, влияющих на привлекательность отрасли и состояние конкурентной среды.


Экономическая среда. Одна из важнейших характеристик рынка покупательская способность населения.

Общий уровень платёжеспособного спроса зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступность кредита.
Распределение доходов пропорции распределения доходов определяются отраслевой структурой экономики. Из четырёх известных типов отраслевых структур наша страна относится к экспортирующей природные ресурсы.

Данная структура, а так же политическая система России, распределяют доходы на очень низкие и очень высокие.
Абсолютные расходы потребителей зависят от размеров сбережений, задолженности и возможностей получения кредита. Все это может серьёзно сказаться на бизнесе.
Социальная среда общество, в котором вырастает человек, формирует его убеждения, ценности и нормы. Люди, практически неосознанно, принимают устоявшийся взгляд на мир, который и определят их отношение к самим себе, к другим, к природе и мирозданию.
Политическая сфера состоит из законов, государственных учреждений и влиятельных групп, воздействующих и ограничивающих деятельность организаций и отдельных граждан.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Организационные формы оптовой торговли
В недалеком прошлом в отечественной экономической науке понятие оптовая торговля теоретически определялось как форма планового распределения ресурсов в народном хозяйстве и организация продажи продукции предприятиям с широким использованием товарно-денежных отношений. Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения была определена как форма планового распределения материальных ресурсов, основанная на государственном плане развития народного хозяйства.

К основным видам оптовой продукции относили торговлю через оптовые предприятия и транзитом продукции, распределяемой территориальными органами снабжения; через мелкооптовые магазины; реализацию продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов. Через оптовую торговлю предполагалось провести связь между формами и методами снабжения предприятий материальными ресурсами, расширить хозяйственную самостоятельность заказчиков (потребителей) в решении вопросов снабжения, сократить долю материальных ресурсов, оседающих в излишних запасах.
Попытки, продолжавшиеся четверть века, перейти к оптовой торговле, базирующейся на плановом распределении товаров центральными и территориальными органами, не дали реального результата.
Новый этап развития и качественного преобразования оптовой торговли в России следует отнести к 1991 году, когда было упразднено централизованное распределение продукции, стали отпускаться оптовые цены. Начался процесс становления новых организационных форм и институтов оптовой торговли.

Наиболее заметными элементами инфраструктуры "рыночной" оптовой торговли в современных условиях являются ярмарки, выставки, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки. При этом их значение определяется не масштабами совершенных сделок, а рыночным характером их работы, кардинально отличным от прежде существовавших распределительных форм.
Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов заключается в том, что оптовая торговля предоставляет следующие преимущества для производителей:

  • разгружает органы сбыта. Нет нужды оформлять множество накладных, счетов, проводок по бухгалтерским книгам и писем напоминаний. Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества предприятий розничной торговли поставки осуществляются только в адрес небольшого количества крупных предприятий оптовой торговли;
  • снижает колебания загрузки производственных мощностей. Оптовый торговец делает заказы на несколько месяцев вперед, поэтому предприятие - производитель может осуществлять долгосрочное планирование;
  • снижается риск, связанный с хранением продукции на складе. У производителя имеется возможность отгрузки товаров, заказанных оптовым торговцем, немедленно после их изготовления;
  • финансовые преимущества состоят в том, что, как правило, оптовый торговец производит оплату в короткие сроки с использованием скидки при платеже наличными авансом или давая обязательства по векселям. Тем самым производитель получает необходимые свободные средства для продолжения своего производства.

Наличие каналов оптового товародвижения предоставляет значительные выгоды для розничной торговли:

  • облегчается организация закупок. Из большого количества предложений производителей оптовый торговец отбирает самые выгодные, сводит их в один заказ, и тем самым облегчает выбор розничному продавцу;
  • обеспечивается срочность и малый объем поставок. Розничный торговец может в любое время запастись товарами в кратчайший срок и в произвольно малых количествах. Отпадает необходимость содержания больших складских запасов и снижается риск;
  • обеспечивается кредитная помощь. Опыт многолетних деловых связей дает оптовому торговцу возможность оценить кредитоспособность розничного торговца и оказать ему соответствующую кредитную помощь;
  • оказывает сервисные услуги по организации продаж товаров.

Разрешительные функции оптовиков сводятся к следующим.

  1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах.
  2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот.
  3. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.
  4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.
  5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров. поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.
  6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.
  7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.
  8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. п.
  9. Услуги по управлению и консультационные. Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина, а также в организации систем бухгалтерского учета и управлении запасами.

Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:

  • торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Здесь осуществляется закупка урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебанием цен;
  • торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса;
  • оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:

а) оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев и также предоставляет им обширный сервис;
б) оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;
По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:

  • оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например, оптовая торговля продовольственными товарами;
  • специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю широкий выбор товаров.

В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (см. 2.1.). К числу наиболее значимых относятся:
Коммерческо-посреднические фирмы - оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других торговых посредников.
Оптовые базы - это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции.
Товарные биржи - организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством.
Оптовые магазины - оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции.
Торговые дома - брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий.
Ярмарки - выставки - периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе просмотра образцов товаров.
Аукционы - особые рынки, созданные в определенных местах продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов.
Брокерские конторы (фирмы, брокеры) - посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет.
Дилерские конторы (фирмы, дилеры) посреднические предприятия (юридические и физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов.
Коммивояжеры - разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образцам и каталогам.
Торговые и промышленные агенты - лица, действующие по поручению торговых (промышленных) представителей или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию.
Ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относится торговые (торгово-промышленные) палаты.

Торговые палаты объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).
В настоящее время в Республике Бурятия существуют такие формы организации оптовой торговли:
- оптовые базы;
- оптовые магазины;
- торговые дома;
- ярмарки-выставки;
- коммерческо-посреднические фирмы.
Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке

Особенности товарного рынка алкогольной продукции

Рынок алкогольной продукции характеризуется стабильным спросом и высокими доходами. Технологически не сложное производство и отсутствие товаров-заменителей делает привлекательным данный рынок для бизнеса. В то же время государство, стремящееся к пополнению доходной части бюджета и установлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, также не оставляет без внимания рынок алкоголя. В 1994 году правительством были приняты меры по восстановлению монополии на производство и оборот алкогольной продукции.

Государственная монополия в сфере производства и реализации алкогольной продукции осуществляется посредством системы мер государственного регулирования, направленных на защиту экономических интересов государства, прав потребителей, и распространяется на предприятия, осуществляющие указанные виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями. К ведению государства относятся:

  • регулирование цен (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
  • регулирование экспорта, импорта;
  • определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции;
  • установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов;
  • установление государственных стандартов и утверждение технических условий;
  • определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий, а также выдача федеральных лицензий на производство;
  • организация и осуществление государственного учета и отчетности.

Из экономической теории известно, что возможности монополистического воздействия на рынок тесно связаны, зависят от эластичности спроса по цене. Статистические данные за последние 5 лет показывают, что даже при многократном увеличении цен на алкоголь спрос остаётся стабильно высоким и даже растёт несмотря на общее снижение доходов населения.

Следовательно, по уровню эластичности алкоголь относится к товарам с не эластичным спросом, что является экономическим обоснованием для введения государственной монополии на алкоголь.
Рассмотрим региональные особенности товарного рынка оптовой торговли алкогольной продукции.
Отличительными чертами рынка алкогольной продукции Республики Бурятия являются:

  • высокая доля бартерных сделок;
  • высокое среднедушевое потребление спиртных напитков;
  • большой процент в структуре производства и потребления алкогольной продукции составляют крепкие спиртные напитки водка и ликероводочные изделия;
  • наличие предельного уровня торговой наценки на алкогольную продукцию;
  • высокие административные барьеры;
  • директивное управление производством и сбытом алкогольной продукции;
  • запрет на ввоз ликероводочных изделий, произведенных за пределами Республики Бурятия;
  • квоты на ввоз ликероводочных изделий элитных сортов, произведенных за пределами Республики Бурятия.

Анализ рынка алкогольной продукции Республики Бурятия


Для состояния рынка алкогольной продукции республики в последние годы характерно сокращение доли поставок местных предприятий-производителей, обусловленное ростом объёмов нелегального производства, экономической ситуацией и многими другими проблемами. Так, объём производства водки и ликёро-водочных изделий сократился в 1998 г. относительно 1990г. на 51 %. Ниже приводится структура формирования ресурсов алкогольной продукции для продажи населению по данным учтенным официальной статистикой.
Таблица 2.1.
Структура формирования ресурсов алкогольной продукции, дал

Статьи
Баланса
1996 1997 1998 1999
Всего
алког.
прод.
В том
числе
водка
ЛВИ
Всего
алког.
прод.
В том
числе
водка
ЛВИ
Всего
алког.
прод.
В том
Числе
Водка
ЛВИ
Всего
Алког.
Прод.
В том
Числе
Водка
ЛВИ
Запасы на начало периода 11,6 8,0 14,8 14,2 8,0 9,9 5,5 5,2
Производство 219,9 212,4 230,2 229,2 273,3 240 292,4 291,6
Ввоз 9,1 1,4 30,7 7,1 18,5 5,1 18,4 9,2
Вывоз 0,6 0,6 0,3 0,3 2,0 2,0 2,5 2,5
Запасы на конец периода 14,8 14,2 10,3 9,9 5,5 5,2 9,8 7,1
Всего ресурсов для продажи 240 221,2 275,4 250,2 297,8 253 313,8 303,5
Продано, всего 225,2 207 265,1 240,3 292,3 247,8 304, 296,4
Потреблено, всего 618,6 559 777,7 732,4 862 815,8 730,2 687,4
Скрытый оборот 393,4 352 512,6 492,1 569,7 568 426,2 391
Скрытый оборот в % 63,6 62,9 65,9 67,2 66,1 69,6 58,4 56,9


По расчетам объём теневого оборота алкогольной продукции, под которым подразумевается нелегальный оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, составил в 1996 году 63,6 % от общего объёма реализованной продукции, в 1997г.- 65,9 %, в 1998 г. 66,1, за 9 месяцев 1999г. снизился до 58,4 процента. В настоящее время подавляющую долю всего нелегального оборота занимает более дешёвая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья, спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов, импортный спирт), из которой в последующем кустарным способом производится водка. Кроме того, весьма существенна доля самогона и поддельной алкогольной продукции, завозимой из-за пределов республики.

В частности, в 1996г. отмечено значительное поступление дешевой водки из Северной Осетии (около 200 тыс. дал), которая не всегда соответствовала требованиям ГОСТа, тогда как производство на АО "Ливона" в этот же период составляло 500 тыс. дал.
Сегодня одним из важнейших вопросов для республики является увеличение сбора налогов в государственный бюджет. Одним из источников их поступления является акцизный и лицензионный сбор с производства и реализации алкогольной продукции. В течение ряда лет доля алкогольных акцизов в валовом республиканском продукте (ВРП) уменьшается, хотя в абсолютном выражении величина их растёт.

Поскольку государственный бюджет получает налоги примерно с одной третьей части потребляемого алкоголя, вполне естественно, что темпы сбора акцизов отстают от темпов роста объёма ВРП.
Таблица 2.2.
Доля акцизов в валовом региональном продукте

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
ВРП, млн. руб. 66,9 731,4 3741,9 7737,3 9478,1 11541,3 11376,7 11507,3
Акцизы, млн. руб. 0,7 4,7 14,9 21,6 26,3 30,1 59,0 58,2
В % к ВРП 1,0 0,6 0,4 0,3 0,3 0,3 0,5 0,5


Как уже говорилось ранее, возрастающие объёмы производства и продажи нелегальной алкогольной продукции вызвали резкое сокращение производства местными производителями. До 1995 года производство алкогольной продукции было относительно стабильным и составляло 1,2-1,7 млн.



Содержание раздела