d9e5a92d

Анализ конкурентоспособности продукции

На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ (1.4)
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества (технического уровня или потребительских свойств) выше уровня затрат и товар является конкурентным, если К менее 1 неконкурентным на данном рынке.
Данный метод имеет ряд недостатков:
1.во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1,
2.не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю,
3.при сравнении нескольких товаров необходимо проведение для каждой пары в отдельности,
4.сложно устанавливать весовые значения аij,
5.невозможно установить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке,
6.данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.
Второй метод, основанный на использовании функции желательности был предложен в (4).
Этот метод более трудоемок в математических расчетах. Суть его сводится к тому, что определяются параметры сравниваемых объектов в интервале от 0 до 1. Затем для сравнения параметров различной размерности рассчитывают приведенные значения параметров аппроксимирующей функции. Далее рассчитывают значение функции желательности по всему изделию (по всем параметрам), используя геометрическую среднюю.

Сравнивая значение функции желательности, полученное вышеуказанным способом определяют изделие, обладающее наилучшей совокупностью потребительских свойств.
Данный метод имеет следующие недостатки:
1.при расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции,
2.для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции.
3.дает несколько искаженный характер.
Третий метод определяется, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков является наилучшим.
Решают такую задачу одним из способов математического программирования.
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.
При выборе образца конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1.оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене.
2.все исследуемые продукты наносят на поле матрицы качество цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты объем реализации (диаметр окружности).
3.для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.
4.подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.
5.по степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.
6.исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая, корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевый продукции.
В заключении следует отметить, что до сих пор речь шла о ведении конкурентной борьбы в рамках закона и этических норм. Однако, существует и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.



К ним относят: демпинг, установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности, злоупотребление господствующим положением на рынке, установление дискриминационных цен или коммерческих условий, установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, распространение ложной информации и реклама, заимствование товарных знаков, копирование продуктов конкурентов.
Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается соответствующими законодательными актами по борьбе м подзаконной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за деятельность монополий, а также гражданским, уголовным кодексом.

Анализ конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО Ламмебель


ОАО Ламмебель расположено в городе Лесозаводске на правом берегу р. Уссури по адресу: г. Лесозаводск, ул. Свердлова, 24.
Строительство Лесозаводского мебельного комбината велось в соответствии с техническим проектом, утвержденным приказом Министерство СССР 209 от 25.05. 86 г. Ввод комбината предусматривался двумя пусковыми комплексами.
В ноябре 1987 г. была введена в эксплуатацию первая очередь мебельного комбината по производству товарных ламинированных деталей мощностью 1682,6 тыс. м2, все объекты вспомогательного и обслуживающего производства для обеспечения работы основного производства и общежития на 591 место. В 1988 89 гг. сданы в эксплуатацию детский сад на 240 мест и жилой дом 90-квартирный дом.
30.12.1989 г. введена в эксплуатацию вторая очередь ЛМК по производству корпусной мебели. После пуска в эксплуатацию комбинат занимался освоением мощностей по производству ламинированных деталей и корпусной мебели.
Наивысший процент освоения мощностей комбинат достиг в 1992 г. С 1993 г. начался спад производства. В условиях экономического кризиса, инфляции образовалась нехватка оборотных средств.
На основании решения конференции трудового коллектива от 26.06.96 г. 1 и 17.09.92 г. 2 и в соответствии с законом Российской Федерации О предпринимательской деятельности, Указа президента Российской Федерации от 01.07.92 г. 721 и Программы приватизации создано АО открытого типа Ламинированная мебель, сокращенно Ламмебель, целью которого является получение прибыли от производства мебели, оказания услуг бытового и промышленного характера. Организационная структура АО Ламинированная мебель относится к линейно-функциональному типу и представлены на рис.

2.1.
В состав АО ЛМ входят 4 основных цеха и 3 вспомогательных. Общая стоимость активной части основных производственных фондов по состоянию на 01.01.99 г. составила 8229 тыс. руб., что составляет 27% от аналогичного показателя в 1997 г. Такой скачок объясняется консервацией производственных фондов, связанной со спадом производства.
Численность персонала на 1999 г. составила 130 человек.
Продукция, выпускаемая АО ЛМ сертифицирована центром сертификации Приморсктехцентр. Качество соответствует всем требованиям ГОСТа 19371-90. Органом сертификации после проведения проверки выдан знак соответствия, которым маркируется вся исходящая документация.

За отчетный период претензий по качеству ОАО ЛМ не имеет.
Производственные площади деревообрабатывающего комплекса в состоянии производств:
1.мебель,
2.дверные блоки,
3.изделия деревообработки,
4.плита ламинированная,
5.теплоэнергия.
ОАО Ламмебель - единственное на Дальнем Востоке предприятие, специализирующееся на выпуске корпусной мебели из ламинированной плиты. Двери изготавливаются из массива натуральной древесины.
Ламинированная плита состоит из:
1.плита древесно-стружечная (ДСП) по ГОСТу 10632-89.
2.бумага текстурная.
3.смола КФКМ-2.
Рис. 2.1 Организационная структура АЛ Ламмебель

После процесса прессования, который длится 2 секунды получают ДСП-плиту. Далее по специальной технологии изготавливают декоративную пленку на бумажной основе, имитирующей ценные породы древесины, разнообразные цвета и оттенки.

При изготовлении декоративных пленок для пропитки бумаг после печати используют мочевиноформальдегидные смолы с некоторыми добавками.
Основные показатели деятельности ОАО Ламмебель в динамике за 3 года представлены в табл. 2.1.
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что за весь анализируемый период (1997 1999 гг.) на предприятии усиливается тенденция к затовариванию продукции на складе. В 1997 г. из 8655,9 тыс. руб. произведенной продукции 98,5% (8527 : 8655,9) было реализовано.

Поэтому в 1998 г. было выпущено на 6,8% продукции больше. Однако, было реализовано лишь 56% (5198,6 : 9242) выпуска.

В результате чего финансовый результат вылился в убыток размером 2633,4 тыс. руб. с остатком нереализованной продукции в 4043,4 тыс. руб.
Таблица 2.1
Основные показатели деятельности ОАО Ламмебель

Показатель 1997 1998 1999 Отношение, %
1998 к 1999 к 1999 к
1997 1998 1997
Товарная продукция, тыс. руб. 8655,9 9242 5445 106,8 58,9 62,9
Выручка от реализации, тыс. руб. 8527 5198,6 2407,2 61,0 46,3 28,2
Остатки товарной продукции на складе, тыс. руб. 128,9 4043,4 3037,8 313,6 75 235,7
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 7335 7832 4614 106,8 58,9 63
Прибыль, убыток от реализации, тыс. руб. 1192 -2633,4 -2206,8 Х Х Х


Далее несмотря на то, что объемы производства в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 41,1% (I = 58,9) вследствие еще большего снижения объемов реализации с 5198,6 тыс. руб. до 2407,2 тыс. руб. в 1999 г. убыток составил 2206,8 руб. Данная ситуация, конечно же, отрицательно отразилась на платежеспособности предприятия, большая часть оборотных средств которого замерло в виде нереализованной товарной продукции.
Таким образом, на предприятии АО ЛМ существует серьезная проблема, связанная с реализацией продукции. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо провести анализ всех составляющих комплекса маркетинга: продукт, цена, продвижение и распределение товара, а также провести мероприятия по их приспособлению, адаптации к внешним условиям: деятельности конкурентов, поведению потребителей, потенциалу предприятия и прочим внешним факторам.
В данной дипломной работе будет проведено исследование первого составляющего комплекса маркетинга продукта. Потому что без конкурентоспособной продукции все другие составляющие маркетинговой деятельности не смогут обеспечить долговременную стабильность в работе предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности АО ЛМ

Рассмотрим динамику и структуру выпуска товарной продукции АО ЛМ. Результаты представлены в табл.

2.2.
Анализ таблицы 2.2 показывает, что в целом объем произведенной продукции в 1999 г. по отношению к 1997 г. упал на 37,1% и составил 62,9% от уровня 1997 г. Снижение выпуска товарной продукции произошло за счет отказа от производства изделий деревообработки ламинированной плиты для реализации на сторону, а также снижение на 90% производства теплоэнергии. В то же время существенно на 157,9% в 1999 г. по сравнению с 1997 г. был увеличен выпуск дверных блоков из натуральной древесины, а также мебели на 5,6%.

Хотя этот уровень ниже уровня 1998 г. на 19,7% и 9,5% соответственно.
Таблица 2.2
Динамика состава товарной продукции АО ЛМ

Показатель 1997 1998 1999
Тыс. руб. Уд.
вес, %
Тыс. руб. Уд.
вес, %
Тыс. руб. Уд.
вес, %
Товарная продукция, всего,
В том числе:
8655,9 100 9242,1 100 5445 100
Мебель 3469,2 40,1 4048 43,8 3664 67,3
Дверные блоки 388,4 4,5 1247,7 13,5 1001,9 18,4
Изделия деревообработки 276,4 3,2 720,8 7,8 - -
Плита ламинированная 1215 14 332,7 3,6 - -
Теплоэнергия 3306,9 38,2 2892,7 31,3 344,2 14,3


Показатель 2000, план Отношение, %
Тыс. руб. Уд.
вес, %
98 к 97 99 к 98 99 к 97 2000 план к 99
Товарная продукция, всего,
В том числе:
5700 100 106,7 58,9 62,9 104,7
Мебель 4210 74 116,7 90,5 105,6 114,9
Дверные блоки 1120 19,6 321,2 80,3 257,9 111,8
Изделия деревообработки - - 260,8 - - -
Плита ламинированная - - 27,4 - - -
Теплоэнергия 370 6,3 87,5 11,9 10 107,5


Таким образом, на 1999 г. АО ЛМ в структуре своей товарной продукции имеет 2 наименования:
-мебель из ламинированной плиты,
-дверные блоки.
Анализ структуры товарной продукции показывает, что за 3 года отслеживаются следующие тенденции:
1.устойчивая тенденция увеличения доли изготовления мебели и дверных блоков. Удельный вес продукции указанных наименований во всей товарной продукции увеличился с 40,1% до 67,3% и с 4,5% до 18,4% соответственно.
2.тенденция к падению объемов производства ламинированной плиты на реализацию. В 1999 г. последняя производилась только под нужды собственного производства АО ЛМ.
3.значительно уменьшилась доля в структуре товарной продукции производства собственной продукции: с 38,2% в 1997 г. до 14,3% в 1999 г. Этот факт объясняется снижением потребности производства в теплоэнергии.
4.АО ЛМ в 1999 г. отказалось от изготовления прочих изделий деревообработки.
5.таким образом, из двух обозначенных выше видов продукции основным является производство мебели, составившее в 1999 г. 67,3% ассортимента товарной продукции.
Анализ плана на 2000 г. свидетельствует о намерении руководства АО ЛМ увеличить выпуск товарной продукции на 4,7%. Этот рост планируется по всем номенклатурным единицам: рост выпуска мебели на 14,9%, дверных блоков на 11,8%, теплоэнергии на 7,5%.

Причем, в структуре товарной продукции увеличение доли мебели планируется с 67,3% до 74%, дверных блоков с 18,4 до 19,6, долю производства теплоэнергии планируется снизить с 14,3% до 6,3%.
Из всего вышеуказанного следует, что мебель до 1999 г. была основным элементом товарной продукции, ее позиции в 2000 г. планируется еще более укреплять.
В таблице 2.3 представлена динамика основных технико-экономических показателей.
Из таблицы 2.3 видно, что с 1998 г. наблюдается резкое снижение реализации производства, что является причиной снижения объемов выпуска товарной продукции.
Численность работающих уменьшается, что является средством сокращения работников вызванного критической ситуацией с платежеспособностью предприятия.
За счет сокращения работников в 1998 г. удалось добиться роста выработки товарной продукции на 52,6%. Однако, резкое снижение выпуска товарной продукции в 1999 г., несмотря на продолжающееся сокращение штатов, привело к снижению производительности труда на 11,2%.
На протяжении трех лет наблюдается резкое снижение стоимости ОПФ, что связано с консервацией простаивающих мощностей. Исключительно по этой причине в таблице 2.3 прослеживается положительная тенденция в показателе фондоотдачи.
Стоит отметить, что на протяжении трех лет на относительно постоянном уровне держится показатель уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.
Критическая ситуация обстоит с показателями прибыли и рентабельности. Начиная с 1998 г. финансовый результат деятельности АО ЛМ состоит в убытке. Если в 1998 г. на 1 рубль реализованной продукции пришлось 0,507 рублей убытка, то в 1999 г. этот показатель ухудшился до 0,917 рублей убытка.

Все это вызывает необходимость анализа финансового состояния АО ЛМ. В приложении 1 содержится баланс АО ЛМ.

На основании данных баланса рассчитываем ряд коэффициентов (табл. 2.4).
Данные таблицы 2.4 показывают, что на протяжении трех лет идет тенденция к ухудшению использования оборотных средств: для получения 1 рубля реализованной продукции в оборот вовлекается все больше оборотных средств. В 1999 г. их было вовлечено на 404,5% больше, чем в 1997 г. Уровень рассматриваемого показателя сложился под влиянием как снижения выручки от реализации, так и увеличением среднего остатка оборотных средств.
Таблица 2.3
Основные технико-экономические показатели

Показатель 1997 1998 1999 Отношение
98 к 97 99 к 98 99 к 97
1. Объем реализации, тыс. руб. 8527 5198,6 2407,2 60,9 46,3 28,2
2. Товарная продукция, тыс. руб. 8655,9 9242 5445 106,8 58,9 62,9
3. Среднесписочная численность работников, чел. 268 184 122 69,9 66,6 66,3
4. Выработка товарной продукции на 1 чел. (стр.1:стр.3) 32,9 50,2 44,6 152,6 88,8 135,6
5. Годовая средняя заработная плата, тыс. руб. / чел. 13442 15632 18344 116,3 117,3 136,5
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 141105 78242 47012 55,4 60,0 33,3
7. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 7335 7832 4614 106,8 58,9 63
8. Фондоотдача (стр.2 : стр.6) 0,061 0,118 0,155 193,4 131,4 254
9. Уровень затрат на 1 руб. ТП 84,7 84,3 85,7 99 101,7 101,2
10. Прибыль 1192 -2633,4 -2206,8 -320 119 -285
11. Рентабельность (прибыль на 1 руб. реализованной продукции) 0,139 -0,507 -0,917 -465 -180 -759


Значение коэффициента меньше 1, свидетельствует о том, что не все источники средств предприятия могут быть покрыто собственными средствами. Наилучшего значения данный показатель был достигнут на предприятии в 1999 г.
Значение коэффициента финансовой устойчивости больше 1 на протяжении трех лет говорит о независимости предприятия от внешних финансовых источников.
Таблица 2.4
Показатели финансового состояния АО ЛМ

Показатель 1997 1998 1999 Отношение
98 к 97 99 к 98 99 к 97
1. Собственные средства, тыс. руб. 119491 88603,4 60818,8 74,2 68,6 50,9
2. Общая сумма источников, тыс. руб. 192914 92260,4 86699,8 47,8 93,9 44,9
3. Коэффициент автономии (стр.1 : стр.2) 0,619 0,96 0,7 155 72,9 113
4. Заемные средства, тыс. руб. 73423 3657 25881 490 707 35,2
5. Коэффициент финансовой устойчивости (стр.1 : стр.4) 1,627 24,2 2,35 1487 9,7 144,4
6. Денежные средства на расчетном счете, тыс. руб. 43 3 - 6,9 - -
7. Сумма платежей предстоящих, тыс. руб. 56612 2985 21936 5,3 734,8 38,7
8. Коэффициент платежеспособности (стр.6 : стр.7) 0,075 0,1 - 130,2 - -
9. Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. 9732 6243 13861 64,1 222,0 142,4
10. Выручка от реализации, тыс. руб. 8527 5198,6 2407,2 60,9 46,3 28,2
11. Коэффициент использования средств в обороте (стр.9 : стр.10) 114,13 120,09 575,8 105,2 479,5 504,5


И, наконец, коэффициент платежеспособности показывает крайне низкую степень платежеспособности предприятия. Размер причитающихся текущих выплат значительно превышает размер имеющихся денежных средств.

Именно потому в практике работы предприятия много расчетов проводят взаимозачетами, иначе предприятия рассчитаться со своими кредиторами и поставщиками не в состоянии.
Общие выводы из анализа:
АО ЛМ на начало 2000 г. находится в критическом состоянии:
-неплатежеспособен,
-реализация произведенной продукции крайне неудовлетворительна,
-основные фонды, производственные мощности, позволяющие производить качественную продукцию деревообработки простаивают вследствие плохой реализации готовой продукции,
-ассортимент продукции со временем уменьшается.
Это требует проведения анализа всех составляющих маркетинговой деятельности предприятия. Так как объем дипломной работы ограничен, то в данной работе будет проведено исследование конкурентоспособности продукции АО ЛМ.

Оценка конкурентной среды АО ЛМ

Дадим оценку интенсивности конкуренции на рынке продаж мебели. Для этого охарактеризуем 5 сил конкуренции по М.Е.

Портеру.
1. Угроза появления новых конкурентов.
Препятствием для появления новых конкурентов служат следующие барьеры:
А. затраты на приобретение основных фондов велики.
По той причине большинство предприятий мебельной промышленности образованы на базе ранее существующих предприятий путем их приватизации. В этом отношении не является исключением и АО ЛМ.
Б. фиксированные затраты, связанные с получением лицензии, сертификата соответствия, экологического сертификата.
В. что касается прихода на дальневосточный рынок производителей других регионов, то высокие железнодорожные тарифы являются барьером для прочих российских производителей мебели, а низкий курс рубля по отношению к доллару США на фоне низкой платежеспособности населения делает импортную мебель в своем большинстве неконкурентоспособной по цене.
Из всего вышесказанного следует, что барьеры входа с мебельную отрасль Дальнего востока значительны, что сводит к минимуму конкуренцию со стороны потенциально новых производителей.
2. Угроза замены данного продукта.
Мебель относится к движимому мобильному имуществу человека. Ее развитие, изменение находится в тесной связи с развитием образа жизни людей. История мебели неотделима от общей истории техники, искусства и культуры человека.

Но это накладывает свой отпечаток лишь на изменение мебельных форм, материалов, конструкций. Мебель неотделимая часть жилища человека.

До сих пор пока жизнедеятельность человека будет связана с помещением, конкуренция со стороны замены рассматриваемого товара новым практически отсутствует, возможно, лишь изменение материала, технологии изготовления (например, появление надувной мебели). Однако все эти изменения касаются очень узкого сегмента потребителей.
3. Сила позиции поставщиков.
Для того, чтобы определить влияние поставщиков на конкурентную среду АО ЛМ обозначим перечень материалов и сырья, используемых в производстве:
А. ламинированная плита,
Б. смола,
В. теплоэнергия.
Из всех перечисленных позиций материалов АО ЛМ производит закупку лишь смолы. Другими двумя видами материалов АО ЛМ обеспечивает себя самостоятельно, так как имеет производственные мощности для изготовления ДСП, ее ламинирования, а также получения теплоэнергии. В этом отношении практическое большинство мебельных фабрик Хабаровского края находятся в менее удачном положении: все они используют ДСП, производимую на Амурском мебельном деревообрабатывающем комбинате.

Себестоимость этой плиты существенно выше себестоимости ДСП, производимой на АО. Удорожание Амурской ДСП вызвано высокими железнодорожными тарифами и тарифами на теплоэнергии.

В результате, мебель из Сибири имеет цену не выше, а порой и ниже цен фабрик Хабаровского края.
Что касается первичного сырья для изготовления ДСП, то, благодаря тому, что на Дальнем востоке сосредоточено множество лесозаготовительных предприятий, последние, конкурируя между собой, ставят АО ЛМ и другие предприятия по изготовлению ДСП в выгодное положение.
Что касается смол, то все мебельные предприятия Дальнего востока приобретают их за границей. Планировалось открытие производства смол в г. Комсомольск-на-Амуре, но стройка как уже 7 лет заморожена.

Поэтому мебельные предприятия, закупая смолы за границей, полностью зависят от конъюнктуры рынка этого товара за границей, колебаний курса рубля, что ослабляет их конкурентную позицию.



Содержание раздела