d9e5a92d

Занятость и умеренные темпы инфляции.


Осуществление государством фискальной политики обычно преследует достижение трех основных целей: • сглаживание колебаний экономического цикла;
• стабилизация темпов экономического роста;
• достижение высокого уровня Oанятости и умеренных темпов инфляции.
Несмотря на то, что государственные расходы — Си налоги — Т как инструменты фискальной политики взаимодополняют друг друга, механизм их регулирующего воздействия на экономику имеет отличительные особенности.
C+/+G
Влияние
государственных
расходов на объем валового
национального продукта
ВШГ
Будем исходить из того, что налоги равны нулю. На оси абсцисс отложена величина ВНП. А на оси ординат — совокупные расходы, которые включают суммарные расходы населения, предприятий и государства на покупку благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятием и государством, то есть будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в 420
виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 4# • Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45, сСБОКУпные расходы равны величине ВНП в этой точке.
В данную систему введем график потребления •— прямая С. Точка А показывает состояние, когда расходы равны потреблению. В результате закупок предприятий спрОс на Рын' ке увеличивается на величину инвестиций — пр#мая ^+*Теперь совокупные расходы будут равны потреблению насе" ления и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный BHll в ооъеме ОВ будет предъявлен спрос населения и предприя?*111'
Данную систему дополним государственными расходами, которые оказывают воздействие, подобное предпри#иматель" ским расходам и инвестициям. Произойдет перемещ0ние точки макроэкономического равновесия по линии 45. ГосуДаРствен" ные расходы увеличивают размеры совокупных расХДв на рынке и стимулируют рост совокупного спроса и ПРИЗВД' ство ВНП.

В результате закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов на эти закупк*1- •1епеРь совокупные расходы будут равны потреблению насе^ения ин" вестициям предприятий и государственным расхоДам и У" дут представлены графически в виде прямой C+I+- Расстс" яние между прямыми С+Л-G и C+I показывает величину го" сударственных расходов на товары и услуги.
Следовательно, государственные расходы оказ1Вают та~ кое же влияние на совокупный спрос, что и потреб**тельскис расходы и инвестиции. Прямая C+I+G показывает величину совокупных расходов, соответствующих тому или ш*мУ УРВ" ню ВНП. Точка Е показывает равновесный уровень ^ЗНП, при котором общие расходы равны объему производств3 ВШ-.
Теперь отметим, к чему приведет сокращение госуДаРствен" ных расходов. Такое уменьшение приведет к тому, **то точка макроэкономического равновесия будет сдвинута вн^3 по ПРЯ" мой 45. Это будет означать сокращение совокупн^1Х Расхо~ дов и равновесного роста ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказ!?1Вают не~ посредственное влияние на объемы национального ^роизводства и занятость населения. Подобно инвестициям, они ооладают мультипликационным эффектом, порождая цег*чкУ вто" ричных, третичных и т. д. потребительских расход*58' а так" же приведет к множительному эффекту самих инв0стиции
421
1
----. ,..*•. .г • I • IIXU
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.
_АВНП а~ AG ' где Кс — мультипликатор государственных расходов,
АВНП — приращение валового национального продукта; AG — приращение государственных расходов. Мультипликатор государственных расходов можно также определить,используя предельную склонность к потреблению — МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:
к = АВНП - }
~ \-MPC'
Следовательно, ДЯЯЯ =
AG I
xAG.
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства.



Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.
Подобно госрасходам налоги также оказывают влияние на основные макроэкономические переменные, вызывая мультипликационные эффектыи приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов Т.
Если налоговые отчисления снижаются на AT, то располагаемый доход Yd (Yd=Y-T) возрастает на величину AT. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величи422
Фискальная политика
У=Е
ну АТГ Сд (где Су — предельная склонность к потреблению), что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У^ до Yg, на величину:
Выражение
AY
— мультипликатор налогов.
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления по сравнению с изменением налогов. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.
Следует различать проводимую государством дискреционную и автоматическую фискальную политику. Дискреци-
423
Фискальнаяполитин
ка
Фискальная политика _____государства
Дискреционная
Автоматическая
Сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика)
— Изменение трансфертных платежей
Манипулирование налогами посредством стимулирующих мер
Автоматическое • изменение в уровне государственных проектов
Автоматическое изменение налогов, сборов
онная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета, вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Автоматическая фискальная политика — это автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Он предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической'фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

В качестве таких стабилизаторов и может выступать прогрессивная налоговая система.
3.15. Стабилизационная политика государства
Несмотря на различные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики. Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики, многообразны, но их можно сгруппировать на основании оп ределенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем (см. табл.).
Макроэкономическая политика осуществляется посредством соответствующих инструментов и методов. Их многообразие принято разделять на две большие группы административные или прямые (лицензирование, квотирование, запреты...) и экономические или косвенные (налоговая политика, кредитно-денежная политика, амортизационная политика и т.д.).
Выбор этих инструментов и методов осуществления макроэкономической политики определяется конкретно-историческими проблемами и, прежде всего, типами экономической системы. В обществе, основу которого составляет рыночная экономика, доминируют экономические инструменты и методы макроэкономической политики. В условиях транзитивной экономики в России большое значение имеют административные методы государственного экономического регулирования.



Содержание раздела