d9e5a92d

Основная форма государственного заимствования


Если речь идет о покрытии бюджетных дефицитов, то нас в первую очередь интересует деятельность государства как заемщика.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов это выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекают временно свободные денежные средства населения, банков, страхо-
416
вых и промышленных компаний. Вопрос о том, за счет каюк/источников государство мобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состояния денежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета.

Так, в федеральном бюджете США выплата процентов по государственному долгу в общем объеме федеральных расходов увеличилась с 8,9% в 1980 году до 14,5% в 1989 году. В абсолютном выражении эта статья расходов возросла за указанный период с 52,5 млрд. долл. до 165,7 млрд. долл. Таким образом, размещение государственной задолженности в частном секторе способствует в свою очередь дальнейшему увеличению бюджетных расходов.
Но казначейство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в Центральном (эмиссионном) банке. Учитывая казначейские обязательства, банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств, не связанных с увеличением товарной массы. В таком случае финансирование государственного бюджета оказывает прямое инфляционное воздействие на денежное обращение. Рост денежной массы при этом отнюдь не сопровождается увеличением действительного богатства общества.

Происходящая в таком случае «монетизация государственного долга» представляет собой довольно типичную для многих стран ситуацию, когда финансирование чрезмерных государственных расходов становится непосредственной причиной подрыва устойчивости денежного обращения.
Важно отметить, что когда правительство выходит в качестве заемщика на рынок ссудных капиталов, то это ощутимо сказывается на соотношении спроса и предложения денежных ресурсов. Происходит значительное повышение процентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансирования капитальных вложений и происходит своеобразное «вытеснение» части инвесторов с денежного рынка. По той же причине возможно и сокра-
417
щение части потребительских расходов, финансируемых за счет кредита. Такие последствия государственных займов получили в экономической теории название эффекта вытеснения.
Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К важнейшим мероприятиям в этой области относятся определение размеров новых займов, сроков их выпуска, размеров процента по обязательствам казначейства, способов их размещения.
Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся по этому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Различия между ними довольно условны. К краткосрочным займам обычно относят займы до 1 года (в ряде случаев до 3 лет), среднесрочным от 3 до 5 лет, долгосрочным свыше 5 лет.
Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет далеко не второстепенное значение для управления государственным долгом. В условиях усиления инфляционных тенденций и общей неустойчивости денежного обращения возрастает удельный вес краткосрочной задолженности. В условиях быстрого инфляционного обесценения денег инвесторы избегают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства.

Кредиторы предпочитают краткосрочные казначейские обязательства, которые меньше связаны с риском обесценения под влиянием инфляционных процессов.
Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием все возрастающее перераспределение национального дохода в форме процентных платежей. Так, например, во Франции только выплата процентов по государственному долгу возросла с 40 мрд. франков в 1982 году до 125 млрд. франков в 1990 году. В США чистые процентные платежи по федеральному долгу возросли с 52,5 млрд. долл. в 1980 г. до 165,7 млрд. долл. в 1989 году.


Государственный долг, как и другие виды задолженности, растут значительно быстрее, чем увеличение валового национального продукта. Так, за период с 1983 по 1990 г ВНП США вырос в 1,6 раза. В то же время совокупная задолженность населения, государства и нефинансовых корпораций увеличилась в 2,2 раза и превысила 10 трлн.
418
долл., что почти в 2 раза больше валового национального продукта. К началу 90-х гг. задолженность населения достигла 3,7 трлн. долл, нефинансовых корпораций 3,5 трлн. долл., а федеральный долг приблизился к 3 трлн. долл.
В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. С этой целью широко применяется практика конверсии государственных займов. Суть осуществляемых при этом мероприятий сводится к тому, чтобы отсрочить погашение займа, по возможности превратить краткосрочные обязательства государства в средне-и долгосрочные обязательства.

При этом могут использоваться различные методы. Казначейство может обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент.

Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием в конечном счете общей суммы задолженности.
Используя довольно сложный механизм управления государственным долгом, казначейства могут привлекать огромные по своим масштабам финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов.
Однако целью государственного финансового регулирования является не только достижение сбалансированности бюджета. Помимо этого, бюджетная и кредитно-денежная политика направлены на решение и более широких задач макроэкономического регулирования. К их числу относится осуществление актициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса и деловой активности в целом.
В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности, угрозы сползания экономики к кризису осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсирование государственных расходов увеличивает общий объем сово-
14*
419
купного спроса. Понижение налогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственных расходов при снижении налогов неизбежно увеличивает дефицитность государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.
Возникновение такого рода излишков расходов над доходами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности, получили название пассивных дефицитов.
Концепция дефицитного финансирования заняла видное место в теоретических построениях экономистов нео-кейнсианского направления. Ее основные положения широко использовались при разработке западными экономистами практических рекомендаций правительственным кругам при разработке моделей государственного регулирования экономики в послевоенный период. Вместе с тем практическое осуществление идей дефицитного финансирования оказалось не столь эффективным, как ожидалось.

Наиболее уязвимым местом этой концепции стало то, что ее применение значительно увеличило инфляционную неустойчивость экономики, что особенно проявилось в 60-х начале 70-х гг. Активные бюджетные дефициты не в меньшей степени способствовали монетизации долга, фактически бесконтрольному увеличению денежной массы и обесценению национальных валют. Таким образом, в долгосрочном плане активные бюджетные дефициты могут при определенных условиях быть причиной снижения покупательной способности населения и ослабления эффективности воздействия на экономику государственных расходов.

В этих условиях одной из важнейших проблем государственного регулирования становится «охлаждение» экономики, борьба с так называемым инфляционным перегревом.
Сложность дефляционных (антифляционных) мероприятий заключается в том, что их осуществление предполагает сокращение государственных расходов, удорожание кредита, сжатие денежной массы. Все это в свою очередь способствует сдерживанию совокупного спроса, уменьшению капиталовложений, а значит, падению деловой активности и увеличению безработицы.
420
Таким образом, проблема государственной задолженности оказывается напрямую связанной со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной поли-таки, эффективностью государственного воздействия на экономическую активность и процессы в социальной сфере.
§4. Государственный долг
Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего долга; о котором сказано выше. Главное его отличие состоит в том, что участниками кредитных сделок в этом случае выступают компании, банки, а также государственные органы различных стран.

Основными участниками международной кредитной деятельности являются частные компании, главным образом, в лице THK и ТНБ, различного рода фондов и т.д. Однако в послевоенный период активным участником операций на международном рынке капиталов становятся правительственные органы, выступающие в роли как заемщиков, так и кредиторов.
Государства заимствуют финансовые ресурсы как на национальных рынках ссудных капиталов (у частных кредиторов или официальных органов), так и на «европейских», т.е. наднациональных рынках ссудных капиталов.
На национальных рынках внешние займы могут размещаться либо частными банковскими синдикатами, либо путем межправительственных соглашений. Межгосударственные займы могут размещаться в различной валюте, но, как правило, при установлении фиксированного валютного паритета на момент выпуска займа.
Современный этап интернационализации хозяйственной жизни характеризуется быстрым ростом международного кредита, стремительным увеличением на этой основе внешней задолженности. Наиболее значительными темпами роста за последние десятилетия отмечена задолженность развивающихся стран, которая в 1990 году достигла
421
1265 млрд. долл. Однако быстрый рост внешней задолженности имеет место и в ряде промышленно развитых стран. Так, крупным нетто-должником стали в настоящее время США. В истекшем десятилетии в результате более высокого уровня процентных ставок США обеспечили крупный при-гок иностранных капиталов в американские банки.

Значительная часть этих капиталов была помещена в ценные бумаги федерального правительства, что заметно способствовало финансированию бюджетного дефицита. Однако в целом внешнеэкономические позиции США существенно изменились. Если в начале 80-х гг США были нетто-кре-цитором, то уже в 1988 г. их чистая задолженность составила 540 млрд. долл. (или около 11% их ВНП). В текущем десятилетии этот показатель может достигнуть I трлн. дрлл Быстрый рост международного кредита является неиз бежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграции капиталов, углубления экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный кредит дает возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета.

Вместе с тем рост внешней задолженности создает и весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающаяся зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся конт ролю национальными средствами.
Основные понятия:
Финансовая система
Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
Налоги. Налоговая ставка
Прямые и косвенные налоги
Эффект Лаффера
Государственный кредит
Активные и пассивные бюджетные дефициты
Монетизация государственного долга
Эффект вытеснения
Внешний государственный долг
422



Содержание раздела