d9e5a92d

Ограничение ликвидности называется пассивным.


у него имеются ограничения ликвидности. Невозможность заимствования не позволяет текущему потреблению превысить текущий доход. Ограничение по заимствованию можно, таким образом, представить следующим образом: С, УР где С,— потребление в первый период жизни - до выхода на пенсию, a Yl — соответственно, доход, получаемый в первый период. Данное неравенство означает, что потребление домашнего хозяйства в первый период меньше или равно размеру дохода в этот период. Это дополнительное ограничение для домашнего хозяйства называют ограничением по заимствованию или ограничением ликвидности.
Сг
а) ограничение ликвидности
Мсжврсмсннос щ^ ./бюджMтное ограничение
'граничение ликвидности
Потребление в первом периоде
210
Ограничения ликвидности
На рис. а показано, каким образом ограничение ликвидности сужает возможности выбора для домашнего хозяйства. Если домашнее хозяйство не имеет возможности занимать средства, то оно сталкивается с дополнительным ограничением — потребление в первом периоде не может быть больше, чем доход в первом периоде. Заштрихованная площадь представляет варианты потребления в первом и втором периодах, которые может выбрать потребитель.

Выбор потребителя должен удовлетворять как межвременному бюджетному ограничению, так и ограничению ликвидности. Заштрихованная площадь показывает возможные сочетания потребления первого и второго периодов, которые совместимы с обоими ограничениями.
8
о
S
о.
о
о.
g
ё
о
б) пассивное ограничение ликвидности
Потребление в первом периоде
На рис. б показано, как ограничение по заимствованию влияет на выбор оптимального сочетания потребления в первом и втором периодах. Когда потребитель сталкивается с ограничением ликвидности, то возможны две ситуации. На рис.б потребитель решает в первом периоде потреблять мень-
в) активное ограничение ликвидности
Потребление в первом периоде
211
Ограничения ликвидности
ше, чем получает дохода. В этом случае ограничение ликвидности не является существенным и не влияет на потребление. Такое ограничение ликвидности называется пассивным.
На рис.б потребитель стал бы потреблять больше, чем позволяет его доход в первом периоде, если бы не ограничение по заимствованию. В этом случае потребитель потребляет целиком весь доход первого периода. Потребитель решает занять средства и выбирает точку D. Но, поскольку заимствование невозможно, лучшим доступным ему выбором становится точка Е. При этом ограничение ликвидности влияет на выбор потребителя и поэтому называется активным.
Анализ ограничения по заимствованию дает возможность заключить, что имеются два типа функции потребления домашних хозяйств. Для некоторых потребителей ограничение по заимствованию не играет роли, и размер потребления зависит от текущей стоимости их дохода в течение жизни C=Yt + [Y2/(l + г)]. Для других домашних хозяйств такое ограничение является существенным, и функция потребления в первом периоде имеет вид: С;=Уу.

Таким оразом, для тех домашних хозяйств, которые хотели бы занять средства, но не могут этого сделать, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода.
2.9. Несовершенство рынка
f Общественные блага: спрос и преложение
Общественные блага — это блага, которые потребляются коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за них или нет. Такими благами являются национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение, прогнозы погоды. Чисто общественное благо обладает положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Для общественных благ характерны два свойства: 1) увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них, т.е. в потреблении общественных благ отсутствует соперничество; 2) отсутствует всякое ограничение доступа потребителей к такому благу, т.е. общественные блага обладают неисключаемостью.
Общественным благам в неодинаковой степени характерны указанные свойства. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в меньшей степени, называются смешанными общественными благами. Смешанные общественные блага нередко производятся и поставляются на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским сектором.



Когда речь идет о смешанных общественных благах, допустима постановка вопроса о минимизации участия государства в их создании и финансировании.
Состав общественных благ, в которых нуждается население разных городов и регионов, часто неодинаков. Так, в одном месте для улучшения снабжения питьевой водой требуется бурить скважины, в другом — строить канал. Когда речь идет об одном и том же виде общественного блага, каждая единица которого потребляется локально, то такое благо называется локальным общественным благом.
Чтобы выявить особенности чистого общественного блага необходимо его сравнить с чистым частным благом. Очевидно, что одновременно конкурентные и исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для условий рыночной экономики. Такие блага называют чистым частным благом. В отличие от частного блага об-
213
_ Общественные блага: спрос и предложение _
щественное благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям. Невозможность ценообразования на отдельные единицы общественного блага объясняется особенностями определения совокупного спроса на общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной.

Поэтому кривая спроса на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося объема этого блага. В отличие от совокупного спроса частных благ, который определяется суммированием по горизонтали (Xис. а), совокупный спрос общественных благ определяется методом суммирования предельных выгод по вертикали (рис. б). Вспом-
а) совокупный

благо

\\\
\

\
а
\
п
\

\



^

20
15
б) совокупный спрос на общественное благо
0246 12 Q q
Построение совокупного спроса на частное и общественное благо
ним, величину рыночного спроса на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответствующих значений индивидуальных функций спроса, то есть Qt(p)=q,(p)+q2(p)+-+qn(p), где п — общее число потребителей данного товара. Для общественного блага величина совокупного спроса со стороны п индивидов есть и величина индивидуального спроса, поскольку каждый индивид потребляет его в одной и той же степени, то есть Q^= q=q2—...=qn Вопросы организации производства и финансирования общественных благ изучаются в курсах общественных финансов и экономики общественного сектора. С точки зрения экономической теории интерес представляет проблема определения оптимального объема производства чистого общественного блага.

Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на частные товары спрос на обще-
214
_________Общественные блага: спрос и предложение_________
ственное благо непосредственно выявить невозможно. Занижение истинных предпочтений в отношении общественных благ с целью переложения бремя их финансирования и производства на других, породила в микроэкономике проблему неплательщика. Поэтому общественные блага производятся при участии государства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

Теоретическое объяснение выбора оптимального производства общественного блага сводится к проблеме замещения частного блага (х) общественным (у) без потери полезности.

Рассмотрим производство общественных благ на примере уличного освещения. Если к полученной кривой совокупного спроса добавить кривую предельных затрат на уличное освещение, мы увидим, что потребители готовы совместно оплачивать содержание двух фонарей. Это будет стоить им 20 денежных единиц.
Р 20
мс
Производство общественных благ
Если сумму цен общественного блага х и частного у представить как Руа +Рув, то каждое из слагаемых — это индивидуальные предельные нормы замещения общественным благом частного блага, т.е. Р " =MRS" х и Р " =MRSeyx. Таким образом, условием равновесия, соответствующего рисунку, является ра-
венство
:c, где MRPTy=-— .
Это означает, что количество частного блага, которым необходимо пожертвовать ради производства дополнительной единицы общественного блага, должно быть равно суммарному количеству блага х, от которого готовы отказаться потребители без изменения их благосостояния ради потребления одной дополнительной единицы общественного блага у. Следовательно, производство общественных благ является Паре-
215
_________Общественные блага: спрос и предложение_________
то-эффективным, если сумма индивидуальных предельных норм замещения частного блага общественным равна предельной норме их продуктовой трансформации. Для большого числа потребителей можно представить следующее равенство:
MRSs/i + MRS'y:c+...+ MRS"yx - MRPTyi.



Содержание раздела