d9e5a92d

Максимизация прибыли на ресурсных рынках


Чистая монополия встречается редко, но фирма, обладающая монопольной властью, встречается часто. В отличие от конкурентной фирмы она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем продукции. Чтобы существовала монополия и другие фирмы не могли организовать производство аналогичного конкурирующего товара, необходимо наличие ряда условий, которые являются барьерами для входа в отрасль новых фирм. Барьеры позволяют сохранить монопольную власть в длительном периоде. Рассмотрим основные типы барьеров для входа на рынки.
У продукта, выпускаемого монополистом, отсутствуют совершенные заменители, хотя могут существовать более или менее близкие, или несовершенные, заменители товара. И хотя монополист конкурирует с продавцами других товаров за деньги покупателей, он остается единственным продавцом товара с особыми свойствами и характеристиками.
Барьеры для входа создаются мерами правительства, которые превращают фирму в единственного продавца. Органы власти предоставляют одной фирме исключительное право предоставлять коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т.п.), услуги связи, транспортные услуги и т.д. Нередко государство само обладает исключительным правом монополии, например, в предоставлении почтовых услуг.
Наличие у предприятий-монополистов патентов и авторских прав на производство конкретной продукции и оказание услуги, а также на производственные технологии поощряет создание новых продуктов и технологических процессов и реализацию в течение определенного периода выгоды от их производства, продажи и применения. Если некая фирма незаконно вторгается на рынок продукта, нарушая права, предоставляемые патентом другой фирме, то прекратить производство и продажу товара ее можно заставить по решению суда. Данный барьер является временным. 182
Существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров также является барьером для вступления в отрасль новых фирм на время действия названных мер. Так, государство выдает лицензии радио и телевизионным станциям, лицензию на снабжение каким-либо продуктом. Продажа алкогольных напитков в ряде штатов США осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины.
Важным условием существования монополии становится контроль над источниками поступления сырья или высокоспециализированных ресурсов. Более надежным барьером становится собственность на важнейшие виды сырья. Монополия производит продукт, не имеющий близких заменителей, используя высокоспециализированный ресурс (ресурсы), и контроль или собственность на ресурс — надежный барьер.

Известно монопольное положение компаний, контролировавших основные источники бокситов (сырья для производства алюминия), никеля, необработанных алмазов и другие.
Монополия, как крупный производитель, имеет значительные преимущества в уровне издержек производства, экономии от масштаба и в получении экономической прибыли. Фирма производит продукцию в огромных масштабах с низкими издержками с растущим эффектом от масштаба производства. Это позволяет устанавливать низкие цены, защищать свои рынки сбыта и предотвращать появление новых фирм на рынке.

Чтобы реализовать названные преимущества, должна существовать одна крупная фирма, которая, контролируя цену, вытеснит любого конкурента.
Высокие транспортные расходы способствуют формированию изолированных локальных рынков. Поэтому в отрасли может существовать несколько локальных монополистов. Развитие транспорта может привести к устранению такого рода монополии.
На монополизированном рынке существует совершенная информированность покупателей и продавца о ценах, характеристиках товара. Чтобы максимизировать прибыль монополист изменяет объем выпуска и цену. Для этого необходимо знать спрос (Rривую спроса) на свою продукцию, все возможные сочетания между объемами и ценами.

Для проведения политики ценовой дискриминации монополисту необходимо знать спрос на сегментах рынка.
Как свидетельствует практика, барьеры могут иметь временный характер. Поэтому монополия должна постоянно заботиться о сохранении барьеров, что требует расходов на ее поддержание.


183
OSS
9 Максимизация прибыли на ресурсных рынках
РЫНОК ТРУДА
Рынок труда как система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы. На рынке труда действуют те же силы, что и на товарных рынках.
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Теоретической основой спроса на труд является теория предельной производительности, т.е. рентабельности найма для фирмы еще одного дополнительного работника к уже имеющимся. Этот наем имеет смысл, если работодатель получает дополнительную выручку от использования дополнительной единицы труда, т.е. предельную выручку от предельного продукта труда, выступающую материализацией его предельной производительности, — MRPL.

Фирма будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока продукт труда дополнительного работника превышает его заработную плату: MRPLW.
Измеряется MRPL дополнительной выручкой, приносимой дополнительной единицей труда, — предельной выручкой MR, умноженной на дополнительно выпущенный с помощью добавочной единицы труда объем продукции — предельный продукт MPL. Возможны два варианта рыночной ситуации в этом случае:
Тогда фирма продает весь свой продукт по цене Р, т.е. предельная выручка от продажи дополнительной единицы

W
W,
W2
Спрос и предложение на конкурентном \ Е с рынке труда

-^ о



MRPL=D2

184
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
труда будет тоже Р, а предельная выручка от предельного продукта труда: MRPL=(MPL) 'P.
В условиях конкурентного рынка факторов производства фирма нанимает работников до тех пор, пока MRPLW. Поэтому условием максимизации прибыли будет MRPL=W.
DL — кривая спроса на труд, т. е. кривая MRPL. Спрос на труд растет при падении заработной платы. Кривая предложения труда, противостоящая отдельной фирме, — это горизонтальная прямая.

Точка Е определяет максимизирующее прибыль количество труда L,. Если заработная плата уменьшится с Wj до W2 , то кривая предложения труда переместится с St до 8г. Объем спроса на труд возрастет с L1 до L2.
Условие оптимальности поведения фирмы на факторном рынке, заключающееся в равенстве MRPL=W, аналогично условию оптимальности поведения фирмы на товарном рынке (т.к. факторные рынки — это частный случай товарного рынка).
Кривая рыночного предложения фактора имеет обычно положительный наклон, поскольку предельные затраты производства возрастают с увеличением выпуска. Эта логика отвечает и рынку факторов производства, поскольку такие факторы производства, как капитальные товары, сырьевые ресурсы обычно изготавливаются с возрастающими предельными издержками. Но если фактором производства является труд, то рабочий, а не фирма принимают решение о предложении услуг труда.

В этом случае максимизация полезности, а не максимизация прибыли является главным мотивом предложения фактора.

В силу этого кривая предложения труда загибается в обратном направлении (Backward-bending), т.е. более высокая заработная плата может вызывать меньшее предложение труда.
W а ч
(за час)Т ___ Загибающаяся в обратном
направлении кривая
индивидуального предложения
труда
L (час)
185
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
Такой вид кривой предложения труда определяется на основе взаимодействия двух эффектов: дохода и замещения по аналогии с товарным рынком — изменение заработной платы (цены труда и досуга) сопровождается эффектом замены и эффектом дохода. Эффект дохода действует в направлении снижения предложения труда по мере роста дохода и увеличения предложения труда по мере его падения. Противоположную направленность имеет эффект замещения.

Он действует в направлении увеличения предложения труда по мере роста дохода и уменьшения предложения труда по мере его падения.
Соединение кривых спроса и предложения труда определяет равновесную заработную плату We и равновесную занятость 1/с. В условиях совершенно конкурентного рынка фактора производства и продукции ресурсы используются эффективно, разность между совокупной выручкой и совокупными затратами максимизируется.
W
S=AC
Wc
Равновесие на ресурсном рынке
DL=MRPL
Особенности современного этапа развития рынка труда в России:
1. Высокая безработица — 1млн. официально зарегистрированных безработных и 6,3 млн. составляет реальная безработица.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики — 36% рабочей силы занято в частном секторе.
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах.
186
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
5. Придерживаемая модель занятости — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.



Содержание раздела