d9e5a92d

Пути преодоления экономического кризиса

Первая группа приоритетов представлена отраслями жизнеобеспечения народа и государства с их ориентацией преимущественно на внутреннее потребление (топливно-энергетический комплекс, сырьевые отрасли, агропромышленный комплекс, транспорт общероссийского значения, федеральная система связи, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли, производящие предметы массового потребления).
Вторая группа приоритетов представлена сферами образования, науки, культуры, наукоемкими технологиями и отраслями промышленности.

По мере выхода из экономического кризиса приоритетность отраслей второй группы должна возрастать при сохранении высоких темпов развития приоритетных отраслей первой группы.
Целевую установку на интеграцию с мировым рынком целесообразно заменить на целевую установку взаимовыгодного экономического сотрудничества единого народно-хозяйственного комплекса России с другими странами, постепенного завоевывания на мировом рынке позиций в области наукоемких технологий и услуг, наукоемкой продукции промышленности. Топливно-энергетический и сырьевой экспорт допустимы лишь в рамках избытка ресурсов, направляемых в первую очередь на внутреннее потребление. Соответственно в Россию необходимо импортировать только те виды товаров и услуг, которые не производятся внутри страны или производятся в явно недостаточном количестве.
С учетом неустойчивости мирового рынка, назревания разрушительного кризиса мировой экономики, и в первую очередь краха мировой валютно-кредитной системы, России необходимо воспользоваться своим уникальным преимуществом, состоящим в возможности самообеспечения жизнесуществования и развития за счет внутренних ресурсов и источников.
До момента преодоления Россией системного социально-экономического кризиса необходимо приостановить процесс приватизации в стране, в дальнейшем ее следует осуществлять при строгом соблюдении нижеследующих условий.
А. Приватизация государственного предприятия не может быть проведена по цене ниже его реальной стоимости.
Б. Реальная стоимость предприятия определяется на основе оценок его основных производственных фондов, запасов оборотных фондов на момент их оплаты по действовавшим тогда ценам со стопроцентной индексацией на уровень инфляции внутри страны, объявляемый Госкомстатом РФ, за вычетом суммы износа основных производственных фондов.
В. Окончательной приватизации государственного предприятия должны предшествовать его аренда или сдача его контрольного пакета акций в залоговый аукцион на определяемый органами исполнительной власти срок, в течение которого арендатор или залогодержатель должны доказать эффективной работой предприятия свою способность управлять им; если данное условие не соблюдено, то приватизировать предприятие должно быть категорически запрещено.
Г. В случаях, когда сумма, уплаченная на залоговом аукционе за контрольный пакет акций ниже стоимости той части имущества предприятия, которое соответствует этому пакету, новый владелец предприятия должен постепенно выплачивать государству разницу между упомянутыми выше величинами, с определением срока выплаты тем органом исполнительной власти, который уполномочен проводить приватизацию. Если по истечении года не поступили или недопоступили соответствующие платежи, то на соответствующую данной недоимке сумму должна быть выпущена дополнительная часть акций с правом голоса и передана в государственную собственность. Срок выплаты указанной выше разницы определяется индивидуально, но он не может быть менее 10 лет. Выплаты целесообразно осуществлять равномерно по годам в месячный срок по истечении календарного года.
Д. По решению полномочного государственного органа исполнительной власти приватизация может быть осуществлена единомоментно, без предварительного ее опосредования арендой или залоговым аукционом, причем допустима выплата стоимости предприятия в рассрочку на ряд лет, но только при том условии (и при соблюдении пункта Б), что новый собственник в течение года инвестирует в развитие предприятия капитал, превышающий половину реальной стоимости предприятия. В случае несоблюдения данного условия приватизационная сделка может быть расторгнута без компенсации, а вложенные в приватизацию и развитие предприятия средства его несостоявшимся новым владельцем необходимо передать в государственную собственность в качестве штрафа за попытку обмана государства.
Собственность нового владельца приватизированного предприятия не может быть изъята при условии обеспечения им эффективной работы предприятия в общегосударственных интересах, за исключением особых случаев, оговариваемых законодательно.


Целесообразно законодательно установить такой порядок: в процессе коррекции приватизации осуществляется переоценка всех приватизированных предприятий по их реальной стоимости, после чего определяется разница между нею и суммой средств, уплаченных государству в ходе приватизации с их индексацией на инфляцию; на сумму этой разницы выпускаются акции, являющиеся собственностью государства. В случае соблюдения собственником приватизированного предприятия условий, поставленных ему государством, и если при этом контрольный пакет акций предприятия в результате переоценки имущества и выпуска дополнительных акций оказывается у государства, то предприятием должен продолжать распоряжаться приватизировавший его собственник. При этом он должен ежегодно, равными долями на протяжении установленного органами исполнительной власти срока (но не менее 10 лет), выкупать у государства дополнительно выпущенные акции. В случае невыкупа этих акций государство ежегодно восстанавливает право распоряжения голосующими акциями на сумму недовнесенного (невнесенного) взноса.

Собственники приватизированных и построенных за счет частных инвестиций предприятий обязаны соблюдать требования, вытекающие из государственного регулирования экономики. Частная собственность не может служить основанием для несоблюдения правил ведения бухгалтерского учета, нарушения государственных норм трудовых отношений, невыполнения норм охраны окружающей среды. Частные предприятия обязаны соблюдать устанавливаемую органами исполнительной власти дисциплину цен и регламентацию профиля предприятия (в частности приватизационных договоров), а в случае необходимости обязаны принимать к исполнению госзаказ, причем не только по договорным, но и по устанавливаемым государством ценам, которые, в свою очередь, должны покрывать издержки производства и обеспечивать общественно нормальную прибыль.

При возобновлении приватизации государственных предприятий, в качестве обязательного, оговоренного законом условия приватизации, должно соблюдаться требование заключения приватизационного договора, оговаривающего деятельность предприятия на срок не менее 10 лет и с выполнением следующих условий:

  • сохранение прежнего профиля или, наоборот, перепрофилирование в четко оговоренном направлении;
  • размеры инвестиций с разбивкой по годам;
  • реконструкция и модернизация производства;
  • развитие социальной сферы;
  • трудоустройство высвобождаемых работников;
  • другие параметры, определяемые органом исполнительной власти соответствующего уровня.
Существенные нарушения приватизационного договора со стороны предприятия будут служить основанием для национализации предприятия.
С предложенными мерами коррекции приватизации внутренне связаны предлагаемые в работе меры по концентрации валютно-финансовых резервов в

распоряжении государства и нормализации денежного обращения, финансово-кредитной системы, в том числе:
1)национализация отраслей промышленности, продукция которых в существенной мере содержит природную ренту, с пополнением госбюджета за счет полного ее присвоения;
2)восстановление путем национализации монополии государства на производство и продажу ликеро-водочной и табачной продукции;
3)восстановление за счет целевой денежной эмиссии обесцененных инфляцией оборотных средств предприятий и амортизационного фонда, с одновременным выпуском голосующих акций на всю сумму эмиссии и передаче их в госсобственность.
За счет целевой денежной эмиссии также предлагается:
а)обеспечить финансирование государственных программ, развитие жизненноважных отраслей хозяйства, а также устранение дефицита государственного бюджета;
б)повысить в несколько раз и ежемесячно автоматически индексировать зарплаты бюджетников и пенсии;
в)индексировать все выплаты на счетах в государственных банках, с ограничением предельного процента по ссуде 5% годовых (10% - для комбанков), но при полной индексации ссуды на инфляцию.
Предложен комплекс мер по реформированию налоговой системы, в том числе:

  • осуществить дифференцированный подход к предприятиям, занятым производительной деятельностью и спекулятивно-посреднической, при резком снижении уровня в реальном секторе экономики;
  • ввести прогрессивный налог на повышенную рентабельность в составе цены продукции, за исключением той, которая производится по новейшим технологиям.
В денежное обращение России предполагается ввести новый параллельный рубль, обеспеченный валютными ресурсами государства, исчисляемыми в граммах чистого золота, исходя из соотношения один рубль - один грамм чистого золота. Курс нового валютного рубля к иностранными валютами определялось бы на конкретные календарные даты Центробанком РФ, исходя из средневзвешенных мировых цен на 1 грамм чистого золота в соответствующих иностранных валютах. Размер эмиссии валютных рублей целесообразно определять Правительству РФ совместно с Центробанком РФ (желательно оформить в виде законопроекта).

На валютных биржах в ходе торгов определялось бы соотношение валютного и обычного рубля.
В диссертации предложены меры в области государственного регулирования, планирования и программирования социально-экономического развития России.
При этом соискатель исходит из того, что назрела необходимость восстановления в новом качестве государственного планирования социально-экономического развития страны. При этом можно было бы использовать метод скользящей пятилетки: разрабатывается пятилетний план социально-экономического развития России и консолидированный федеральный бюджет на 5 лет с разбивкой по годам; в дальнейшем Федеральному собранию РФ представляется целесообразным ежегодно рассматривать и утверждать годовой план социально-экономического развития и годовой консолидированный федеральный бюджет России.
В пятилетних и годовых планах социально-экономического развития следовало бы определять наиболее важные параметры и показатели народного хозяйства, выполнение которых обеспечивается преимущественно экономическими методами руководствуясь тем, чтобы выполнение плановых показателей становилось выгодным благодаря применяемым методам государственного регулирования. Особое внимание при этом уделяется не планированию производства конкретных видов продукции и услуг, а обязательному определению профиля деятельности предприятий и организаций в соответствии с государственным планом. Лишь на отдельные жизненноважные виды продукции и услуг устанавливается обязательный к исполнению государственный заказ по фиксированным государственным ценам. Невыполнение государственного заказа станет служить основанием для национализации частного предприятия, а также для наложения на предприятия всех форм собственности штрафов.
Целесообразно объявить Всероссийский конкурс на конкретные программы в области социально-экономического развития, при формировании общегосударственной конкурсной комиссии по рассмотрению таких программ.
Руководство государственными программами необходимо поручать инициативным группам ученых, специалистов, управленцев, отбираемых на конкурсной основе и работающих по контракту, в котором оговаривается величина ежемесячной заработной платы руководителей программы, а также процент от реально полученного эффекта в результате реализации программы, причитающаяся ее руководителям (от 1 до 10 процентов). Кроме того, долю реального эффекта от выполнения программы получает заранее оговоренный круг контролирующих ее ход государственных служащих. Предварительно достигнутый эффект должен быть подтвержден независимой Экспертной комиссией, специально формируемой в качестве постоянно действующего органа, с привлечением в нее экспертов на штатной основе, по совместительству, на основе договоров и на общественных началах.
Государственные программы могут финансироваться целиком как из бюджета, так и из частных источников, при предоставлении государством ряда финансовых льгот, частично из государственных и частично из частных источников. В последнем случае собственность на имущество, возникающая в результате осуществления программы, должна делиться между государством и частными инвесторами в полном соответствии с той пропорцией, в какой финансировалась программа инвесторами, участвовавшими в ней.

Выводы

1. В системе общественного воспроизводства, как отмечается автором, по мере его индустриального развития, объективно формируются два его контура, один из которых ориентирован преимущественно на внутреннее потребеление в соответствии с рыночным спросом, а другой на непосредственное удовлетворение потребностей государства (общества).

2. Оптимизацию взаимодействия рыночного и планово-распределительного начал, совместно с построением хозяйственного механизма, основывающегося на эффективном сочетании этих контуров общественного воспроизводства, необходимо осуществлять с учетом:

- двух вышеназванных механизмов хозяйствования - рыночно-капиталистического и планово-распределительного;

- трех уровней национальной экономики - микро-мезо-макро.

Сочетание рыночной и планово-распределительной систем общественного воспроизводства требует соблюдения определенных закономерностей, их взаимосвязи и взаимовлияния. Соискателем выделены, определены и обоснованы восемь таких закономерностей.

3. Разработаны модели взаимоотношений рыночного и планово-распределительного контуров общественного воспроизводства на макро- и ме-зоуровнях экономики. Эти модели представлены в виде системы схем, раскрывающих соответствующие причинно-следственные связи и направления взаимоувязки различных элементов в процессе производства, реализации и потребления готового продукта.

4. На микроуровне экономики взаимообусловленность рыночного и планово-распределительного механизмов осуществляется в процессе кругооборота и оборота капитала, что проанализировано в диссертации и охарактеризовано при помощи ряда формул.

5. В ходе перерастания индустриальной стадии развития производительных сил в информационно-индустриальную стадию объективно вызревают новые направления, формы и механизмы оптимального сочетания рыночного и планово-распределительного начал хозяйствования, что проанализированного и обобщено в рассматриваемом диссертационном исследовании.

6. Эффективное функционировани системы денежного обращения страны является важнейшей предпосылкой для оптимального использованиярыночного и планово-распределитеьного начал хозяйствования. В процессе радикальных рыночных реформ в России подверглись существенной деформации сами основы денежного обращения. Проведя анализ этой деформации, соискатель внес уточнения в формулу закона, определяющего необходимое для обращения количество денег.

7. Процесс первоначального накопления частного капитала фактически явился стержнем и движущим мотивом радикальных рыночных реформ 90-х годов, осуществляемых на основе форсированной приватизации государственной собственности в условиях быстро растущей либерализации экономики и замораживания активности государства в сфере хозяйственной деятельности. При этом были использованы различные схемы накопления частного капитала, которые всесторонне проанализированы диссертантом. Сделан вывод об отрицательной переструктуризации денежного капитала в форме гипертрофированного разрастания спекулятивно-посреднической сферы и его отток из реальной экономики, что в условиях многократного сжатия денежной массы по отношению к ее оптимальной величине, в корне препятствуют оживлению российской экономики и возрождению инвестиционной активности. Односторонний крен в сторону рынка, при забвении необходимости активного участия государства в сфере хозяйствования, обусловил столь отрицательную ситуацию в общественном развитии страны.

8. В диссертации, на базе данных общегосударственной статистики, осуществлен системный анализ механизма экономического кризиса на микро-, мезо-, макроуровнях воспроизводства.

9. Корпоративный механизм хозяйствования обладает значительным потенциалом в области развития и углубления взаимоотношений рыночных и планово-распределительных форм. В работе раскрыты направления и методы такого совершенствования.

10. Соискателем предложен и обоснован комплекс практических рекомендаций по преобразованию и перестройке хозяйственного механизма современной России на основе обеспечения оптимального взаимодействия рыночных и планово-распределительных методов управления, включая:

- целевую контролируемую денежную эмиссию;

- коррекцию проведенной приватизации и ее дальнейшее возобновление на основе повышения эффективности производства и инвестиционной активности;

- реформирование систем государственного регулирования и программирования экономики.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих работах.

  1. Обобществление производства и повышение его экономической эффективности. М.: АОН при ЦК КПСС, 1977. 0,5 п.л.
  2. Основной экономический закон и проблемы эффективности общественного производства / Глава монографии Эффективность социалистического производства: категория, резервы роста. М.: Мысль, 1978. 1,0 п.л.
  3. Научное обеспечение практики // Советская потребительская кооперация. М., 1990. 2. 0,5 п.л.
  4. Актуальные проблемы научно-технического развития кооперативных организаций стран Восточной Европы // Центросоюз Ревью. М., 1990. 2. 0,5 п.л.
  5. Эволюция теоретических трактовок рынка. М.: МУПК, 1992. 1,0 п.л.
  6. Государство. Рынок. Кооперация // Международный сельскохозяйственный журнал. М., 1992. 6. 0,5 п.л.
  7. Научное обслуживание экономических реформ в потребительской кооперации. М.: МУПК, 1992. 1,0 п.л.
  8. Проблемы теории и практики управления // Международный сельскохозяйственный журнал. М.: 1994. 1. 0,1 п.л.
  9. К вопросу об экономической природе и факторах инфляции. М.: МУПК, 1994. 0,2 п.л.
  10. К вопросу об итогах переустройства Российской экономической системы в дорыночный период. М.: МУПК, 1994. 0,1 п.л.
  11. Общество и образование / Государство. Общество. Рынок. М.: МУПК, 1995. 0,5 п.л.
  12. Государство и потребительская кооперация / Сборник докладов Российской научно-практической конференции. М.: Изд-во ВИНИТИ, 1999. 0,3 п.л.
  13. Взаимоотношения потребительской кооперации с органами власти / Сборник научных трудов. М.: МУПК, 1999. 0,7 п.л.
  14. Предисловие / Социальная концепция личности, общества и государства: Учебное пособие. М.: Союз, 2000. 0,3 с.
  15. Фундаментальные основы денежного обращения и пути его оптимизации в современных условиях хозяйствования / Корпоративный механизм хозяйствование и мезоэкономическое структурирование: Учебное пособие. М.: Союз, 2000. 1,0 п.л.
  16. Характер и механизм первоначального накопления частного капитала / Экономика России: Учебное пособие. М.: Союз, 2000. 1,0 п.л.
  17. Антикризисная реструктуризация российской экономики / Под ред. И.К.Ларионова. М.: Союз, 2000. 18,5 п.л. (в соавторстве, собств. 5,4 п.л.).
  18. Формирование корпоративного механизма хозяйствования: Научные труды финансовой академии РФ. М., 2001. 0,5 п.л.
  19. Развитие корпоративного бизнеса в российских регионах / Сборник научных трудов Тверского института экономики менеджмента совместно с финансовой академией РФ. Тверь: 2001. 0,7 п.л.
  20. Антикризисное управление. Общие основы и особенности России / Под ред. И.К.Ларионова. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. 15,5 п.л. (в соавторстве, собств. 4,5 п.л.).
  21. Первоначальное накопление частного капитала и схемы российского бизнеса / Социальная теория. Общие основы и особенности России: Учебное пособие. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. 3 п.л.
  22. Предисловие / Социальная теория. Общие основы и особенности России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. 0,5 п.л.
  23. Исторический аспект корпоративного мезоструктурирования / Мезоэкономика: Учебное пособие. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. 1,0 п.л.
  24. Формула закона денежного обращения и его фундаментальная деформация в современных условиях хозяйствования / Мезоэкономика: Учебное пособие. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. 1,0 п.л.
  25. Государство и рынок (теоретико-методологические основы взаимодействия рыночных механизмов и экономической активности государства в системе общественного воспроизводства): Монография. М.: Союз, 2000. 21,25 п.л.


Содержание раздела