По мере выхода из экономического кризиса приоритетность отраслей второй группы должна возрастать при сохранении высоких темпов развития приоритетных отраслей первой группы.
Целевую установку на интеграцию с мировым рынком целесообразно заменить на целевую установку взаимовыгодного экономического сотрудничества единого народно-хозяйственного комплекса России с другими странами, постепенного завоевывания на мировом рынке позиций в области наукоемких технологий и услуг, наукоемкой продукции промышленности. Топливно-энергетический и сырьевой экспорт допустимы лишь в рамках избытка ресурсов, направляемых в первую очередь на внутреннее потребление. Соответственно в Россию необходимо импортировать только те виды товаров и услуг, которые не производятся внутри страны или производятся в явно недостаточном количестве.
С учетом неустойчивости мирового рынка, назревания разрушительного кризиса мировой экономики, и в первую очередь краха мировой валютно-кредитной системы, России необходимо воспользоваться своим уникальным преимуществом, состоящим в возможности самообеспечения жизнесуществования и развития за счет внутренних ресурсов и источников.
До момента преодоления Россией системного социально-экономического кризиса необходимо приостановить процесс приватизации в стране, в дальнейшем ее следует осуществлять при строгом соблюдении нижеследующих условий.
А. Приватизация государственного предприятия не может быть проведена по цене ниже его реальной стоимости.
Б. Реальная стоимость предприятия определяется на основе оценок его основных производственных фондов, запасов оборотных фондов на момент их оплаты по действовавшим тогда ценам со стопроцентной индексацией на уровень инфляции внутри страны, объявляемый Госкомстатом РФ, за вычетом суммы износа основных производственных фондов.
В. Окончательной приватизации государственного предприятия должны предшествовать его аренда или сдача его контрольного пакета акций в залоговый аукцион на определяемый органами исполнительной власти срок, в течение которого арендатор или залогодержатель должны доказать эффективной работой предприятия свою способность управлять им; если данное условие не соблюдено, то приватизировать предприятие должно быть категорически запрещено.
Г. В случаях, когда сумма, уплаченная на залоговом аукционе за контрольный пакет акций ниже стоимости той части имущества предприятия, которое соответствует этому пакету, новый владелец предприятия должен постепенно выплачивать государству разницу между упомянутыми выше величинами, с определением срока выплаты тем органом исполнительной власти, который уполномочен проводить приватизацию. Если по истечении года не поступили или недопоступили соответствующие платежи, то на соответствующую данной недоимке сумму должна быть выпущена дополнительная часть акций с правом голоса и передана в государственную собственность. Срок выплаты указанной выше разницы определяется индивидуально, но он не может быть менее 10 лет. Выплаты целесообразно осуществлять равномерно по годам в месячный срок по истечении календарного года.
Д. По решению полномочного государственного органа исполнительной власти приватизация может быть осуществлена единомоментно, без предварительного ее опосредования арендой или залоговым аукционом, причем допустима выплата стоимости предприятия в рассрочку на ряд лет, но только при том условии (и при соблюдении пункта Б), что новый собственник в течение года инвестирует в развитие предприятия капитал, превышающий половину реальной стоимости предприятия. В случае несоблюдения данного условия приватизационная сделка может быть расторгнута без компенсации, а вложенные в приватизацию и развитие предприятия средства его несостоявшимся новым владельцем необходимо передать в государственную собственность в качестве штрафа за попытку обмана государства.
Собственность нового владельца приватизированного предприятия не может быть изъята при условии обеспечения им эффективной работы предприятия в общегосударственных интересах, за исключением особых случаев, оговариваемых законодательно.
Собственники приватизированных и построенных за счет частных инвестиций предприятий обязаны соблюдать требования, вытекающие из государственного регулирования экономики. Частная собственность не может служить основанием для несоблюдения правил ведения бухгалтерского учета, нарушения государственных норм трудовых отношений, невыполнения норм охраны окружающей среды. Частные предприятия обязаны соблюдать устанавливаемую органами исполнительной власти дисциплину цен и регламентацию профиля предприятия (в частности приватизационных договоров), а в случае необходимости обязаны принимать к исполнению госзаказ, причем не только по договорным, но и по устанавливаемым государством ценам, которые, в свою очередь, должны покрывать издержки производства и обеспечивать общественно нормальную прибыль.
При возобновлении приватизации государственных предприятий, в качестве обязательного, оговоренного законом условия приватизации, должно соблюдаться требование заключения приватизационного договора, оговаривающего деятельность предприятия на срок не менее 10 лет и с выполнением следующих условий:
распоряжении государства и нормализации денежного обращения, финансово-кредитной системы, в том числе:
1)национализация отраслей промышленности, продукция которых в существенной мере содержит природную ренту, с пополнением госбюджета за счет полного ее присвоения;
2)восстановление путем национализации монополии государства на производство и продажу ликеро-водочной и табачной продукции;
3)восстановление за счет целевой денежной эмиссии обесцененных инфляцией оборотных средств предприятий и амортизационного фонда, с одновременным выпуском голосующих акций на всю сумму эмиссии и передаче их в госсобственность.
За счет целевой денежной эмиссии также предлагается:
а)обеспечить финансирование государственных программ, развитие жизненноважных отраслей хозяйства, а также устранение дефицита государственного бюджета;
б)повысить в несколько раз и ежемесячно автоматически индексировать зарплаты бюджетников и пенсии;
в)индексировать все выплаты на счетах в государственных банках, с ограничением предельного процента по ссуде 5% годовых (10% - для комбанков), но при полной индексации ссуды на инфляцию.
Предложен комплекс мер по реформированию налоговой системы, в том числе:
На валютных биржах в ходе торгов определялось бы соотношение валютного и обычного рубля.
В диссертации предложены меры в области государственного регулирования, планирования и программирования социально-экономического развития России.
При этом соискатель исходит из того, что назрела необходимость восстановления в новом качестве государственного планирования социально-экономического развития страны. При этом можно было бы использовать метод скользящей пятилетки: разрабатывается пятилетний план социально-экономического развития России и консолидированный федеральный бюджет на 5 лет с разбивкой по годам; в дальнейшем Федеральному собранию РФ представляется целесообразным ежегодно рассматривать и утверждать годовой план социально-экономического развития и годовой консолидированный федеральный бюджет России.
В пятилетних и годовых планах социально-экономического развития следовало бы определять наиболее важные параметры и показатели народного хозяйства, выполнение которых обеспечивается преимущественно экономическими методами руководствуясь тем, чтобы выполнение плановых показателей становилось выгодным благодаря применяемым методам государственного регулирования. Особое внимание при этом уделяется не планированию производства конкретных видов продукции и услуг, а обязательному определению профиля деятельности предприятий и организаций в соответствии с государственным планом. Лишь на отдельные жизненноважные виды продукции и услуг устанавливается обязательный к исполнению государственный заказ по фиксированным государственным ценам. Невыполнение государственного заказа станет служить основанием для национализации частного предприятия, а также для наложения на предприятия всех форм собственности штрафов.
Целесообразно объявить Всероссийский конкурс на конкретные программы в области социально-экономического развития, при формировании общегосударственной конкурсной комиссии по рассмотрению таких программ.
Руководство государственными программами необходимо поручать инициативным группам ученых, специалистов, управленцев, отбираемых на конкурсной основе и работающих по контракту, в котором оговаривается величина ежемесячной заработной платы руководителей программы, а также процент от реально полученного эффекта в результате реализации программы, причитающаяся ее руководителям (от 1 до 10 процентов). Кроме того, долю реального эффекта от выполнения программы получает заранее оговоренный круг контролирующих ее ход государственных служащих. Предварительно достигнутый эффект должен быть подтвержден независимой Экспертной комиссией, специально формируемой в качестве постоянно действующего органа, с привлечением в нее экспертов на штатной основе, по совместительству, на основе договоров и на общественных началах.
Государственные программы могут финансироваться целиком как из бюджета, так и из частных источников, при предоставлении государством ряда финансовых льгот, частично из государственных и частично из частных источников. В последнем случае собственность на имущество, возникающая в результате осуществления программы, должна делиться между государством и частными инвесторами в полном соответствии с той пропорцией, в какой финансировалась программа инвесторами, участвовавшими в ней.
1. В системе общественного воспроизводства, как отмечается автором, по мере его индустриального развития, объективно формируются два его контура, один из которых ориентирован преимущественно на внутреннее потребеление в соответствии с рыночным спросом, а другой на непосредственное удовлетворение потребностей государства (общества).
2. Оптимизацию взаимодействия рыночного и планово-распределительного начал, совместно с построением хозяйственного механизма, основывающегося на эффективном сочетании этих контуров общественного воспроизводства, необходимо осуществлять с учетом:
- двух вышеназванных механизмов хозяйствования - рыночно-капиталистического и планово-распределительного;
- трех уровней национальной экономики - микро-мезо-макро.
Сочетание рыночной и планово-распределительной систем общественного воспроизводства требует соблюдения определенных закономерностей, их взаимосвязи и взаимовлияния. Соискателем выделены, определены и обоснованы восемь таких закономерностей.
3. Разработаны модели взаимоотношений рыночного и планово-распределительного контуров общественного воспроизводства на макро- и ме-зоуровнях экономики. Эти модели представлены в виде системы схем, раскрывающих соответствующие причинно-следственные связи и направления взаимоувязки различных элементов в процессе производства, реализации и потребления готового продукта.
4. На микроуровне экономики взаимообусловленность рыночного и планово-распределительного механизмов осуществляется в процессе кругооборота и оборота капитала, что проанализировано в диссертации и охарактеризовано при помощи ряда формул.
5. В ходе перерастания индустриальной стадии развития производительных сил в информационно-индустриальную стадию объективно вызревают новые направления, формы и механизмы оптимального сочетания рыночного и планово-распределительного начал хозяйствования, что проанализированного и обобщено в рассматриваемом диссертационном исследовании.
6. Эффективное функционировани системы денежного обращения страны является важнейшей предпосылкой для оптимального использованиярыночного и планово-распределитеьного начал хозяйствования. В процессе радикальных рыночных реформ в России подверглись существенной деформации сами основы денежного обращения. Проведя анализ этой деформации, соискатель внес уточнения в формулу закона, определяющего необходимое для обращения количество денег.
7. Процесс первоначального накопления частного капитала фактически явился стержнем и движущим мотивом радикальных рыночных реформ 90-х годов, осуществляемых на основе форсированной приватизации государственной собственности в условиях быстро растущей либерализации экономики и замораживания активности государства в сфере хозяйственной деятельности. При этом были использованы различные схемы накопления частного капитала, которые всесторонне проанализированы диссертантом. Сделан вывод об отрицательной переструктуризации денежного капитала в форме гипертрофированного разрастания спекулятивно-посреднической сферы и его отток из реальной экономики, что в условиях многократного сжатия денежной массы по отношению к ее оптимальной величине, в корне препятствуют оживлению российской экономики и возрождению инвестиционной активности. Односторонний крен в сторону рынка, при забвении необходимости активного участия государства в сфере хозяйствования, обусловил столь отрицательную ситуацию в общественном развитии страны.
8. В диссертации, на базе данных общегосударственной статистики, осуществлен системный анализ механизма экономического кризиса на микро-, мезо-, макроуровнях воспроизводства.
9. Корпоративный механизм хозяйствования обладает значительным потенциалом в области развития и углубления взаимоотношений рыночных и планово-распределительных форм. В работе раскрыты направления и методы такого совершенствования.
10. Соискателем предложен и обоснован комплекс практических рекомендаций по преобразованию и перестройке хозяйственного механизма современной России на основе обеспечения оптимального взаимодействия рыночных и планово-распределительных методов управления, включая:
- целевую контролируемую денежную эмиссию;
- коррекцию проведенной приватизации и ее дальнейшее возобновление на основе повышения эффективности производства и инвестиционной активности;
- реформирование систем государственного регулирования и программирования экономики.