d9e5a92d

Финансы предприятия.

Расчеты риска для крупных проектов осуществляется на основе ЭММ (Экономико-математических методов) с использованием ЭВМ, для проектов попроще экспериментальными методами. Если вероятность каждого риска известна, то ожидаемый общий эффект от инвестиций определяется по формуле математического ожидания: Э интегральный эффект от проекта.
Эi интегральный эффект при i-том условии реализации.
pi вероятность реализации i-того условия.
Критерии отбора проекта. Выбор проекта не может быть осуществлен на основе одного, сколь угодно сложного формального критерия.

Выбор зависит от различных и противоречивых характеристик проекта и его участников. К основным критериям отбора проектов относятся:

  • целевые критерии
  • внешние и экологические критерии
  • критерии инвестора, реализующего проект
  • научно-технические критерии
  • коммерческие критерии
  • производственные критерии
  • рыночные критерии
  • критерии региональных особенностей реализации проекта.

Финансы предприятия.


Финансы совокупность денежных средств предприятия, а также система их формирования, распределения и использования. Финансы нельзя отождествлять только с деньгами, т.к. финансовый оборот может осуществляться и в безденежной форме. Например, плата за оборудование, взятое в лизинг, осуществляется готовой продукцией или оплата аренды ценными бумагами.

Первоначальное формирование финансов на предприятии (стартовый капитал) осуществляется в момент учреждения предприятия, при образовании его уставного фонда. Его источниками могут быть:

  • частные накопления
  • акционерный капитал
  • паевые взносы
  • долгосрочный кредит
  • инвестиции
  • бюджетные средства (для государственных предприятий).

Финансовые ресурсы предприятия

Собственные и приравненные к ним средства Привлеченные и заемные средства Средства, полученные в порядке перераспределения
  • уставный фонд
  • нераспределенная прибыль
  • амортизационный фонд
  • устойчивые пассивы (задолженность предприятию)
  • эмиссия ценных бумаг
  • кредиты банков
  • инвестиции
  • финансовый лизинг
  • государственные субсидии (бюджетные)
  • Средства, полученные от корпораций и холдингов
  • страховые возмещения
  • дивиденды и проценты по акциям и облигациям

На каждом предприятии разрабатывается финансовый план, целью которого является обеспечение платежеспособности предприятия и его ликвидности. Различают три вида финансового планирования:

  1. оперативное (на срок до 1 года)
  2. текущее (1 год)
  3. перспективное

Финансовый план включает в себя следующие документы:

  1. план доходов и расходов (отражает прибыльность предприятия);
  2. кредитные план (характеризует использование заемных средств);
  3. план денежных потоков (обеспечивает ликвидность);
  4. баланс предприятия (характеризует финансовое состояние предприятия в определенные момент времени).

План доходов и расходов:

Наименование показателя Год
0 t
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Выручка от реализации
1.1. Объем продаж в натуральном выражении
1.2. Цена за единицу продукции
2 Затраты на производство и реализацию продукции
3 Результат реализации (1-2)
4 Результат от прочей реализации
5 Доходы и расходы от внереализационных мероприятий
6 Баланс прибыли (3+4+5)
7 Платежи в бюджет из прибыли
8 Чистая прибыль (6-7)

При планировании этого раздела необходимо решить главную задачу получить доход, который покроет все издержки. Для этого есть два пути либо продавать дороже и больше, либо продавать дешевле.
Кредитный план: Здесь определяются объемы необходимых инвестиций и источники получения средств.

Потребность в инвестициях Год Всего Источники финансирования Год Всего
0 1 t 0 1 t
1 Основной капитал 1 Акционерный капитал
1.1. Здания и сооружения 2 Привлеченный капитал
1.2. Машины и оборудование 2.1. Долгосрочные кредиты
1.3. Транспортные средства 2.2. Долгосрочные займы
1.4. Прочие основные фонды 2.3. Краткосрочные кредиты
2 Оборотный капитал 2.4. Краткосрочные займы
2.1. Запасы и затраты 3 Прочие источники финансирования
2.2. Денежные средства
Итого: Итого:

Правая часть таблицы условна, так как источники финансирования отличаются от указанных.
План денежных потоков: Этот план детализирует сумму и время притока и оттока денег и обеспечивает постоянную ликвидность предприятия.

Наименование показателя Год
0 t
1 12
1 Начисленные денежные средства на начало периода
2 Поступления денежных средств:
а) выручка от продаж
б) за счет кредитов
в) другие источники
3 Итого поступления денежных средств (2а+2б+2в)
4 Всего денежных средств (1+3)
5 Расходы денежных средств:
а) себестоимость продукции
б) аренда
в) услуги сторонних организаций
г) возврат кредитов
д) выплата процентов за кредиты
е) налоги
ж) страховые взносы
з) прочие расходы
6 Итого расходы денежных средств
7 Прибыль (убыток) денежных средств на конец периода

Суммарная величина денежных потоков во все периоды деятельности предприятия должна быть только положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы и фактически является банкротом.


Балансовый план.
Баланс предприятия характеризует устойчивость его финансового положения. В отличие от плана доходов и расходов он характеризует финансовое состояние предприятия не за определенный период времени, а на определенный момент t. Средства предприятия представлены в плане по схеме активных и пассивных счетов.

Активы это все то, что имеет в собственности предприятие, что образует его имущество и обладает стоимостью.
Пассивы это источники образования средств, включающие в себя собственный капитал и денежные обязательства перед кредиторами.
Активы предприятия можно условно разделить на ликвидные (оборотные средства) и неликвидные (основной капитал). Суммарное значение активов и пассивов всегда должно быть равно.

Это означает, что предприятие за все, что оно имеет должно или его собственникам, или кредиторам. В упрощенном виде это выглядит так:

Активы Пассивы
Ликвидные активы:
  • денежная наличность;
  • ценные бумаги;
  • дебиторская задолженность;
  • запасы товарно-материальных ценностей.
  • кредиторская задолженность;
  • задолженность по выплатам (налоги, пошлины, з/пл и т.д.);
  • краткосрочные займы (до 1 г.);
Сумма оборотного капитала Сумма текущих пассивов (краткосрочные обязательства)
Неликвидные активы:
  • земля;
  • здания и сооружения
(амортизация);
  • оборудование (амортизация).
Долгосрочные займы (более 1 года)
Сумма основного капитала Собственный (акционерный) капитал
Нематериальные активы Прирост собственного капитала (прибыль)
Суммарный собственный капитал
Сумма активов (валюта баланса) Сумма пассивов (валюта баланса)

Бухгалтерский баланс сопровождается рядом расчетных показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую независимость предприятия:

  1. ликвидность оборотных активов характеризует способность предприятия расплачиваться со своими кредиторами в момент наступления платежа.
    1. Коэффициент абсолютной ликвидности:

    1. Коэффициент ликвидности:
    1. Коэффициент текущей ликвидности:

  1. Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость и самостоятельность предприятия.
  1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств характеризует способность предприятия отвечать по своим обязательствам без ликвидации неликвидных активов.


  1. Показатели рентабельности капитала:

Лизинг. Одним из новых видов финансов является лизинг особый вид аренды.

Лизинг соглашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на определенный период, с выплатой ренты и, как правило, выкупом имущества в конце срока амортизации.
Разница между лизингом и арендой:

  1. При лизинге выплачивается полная амортизация.
  2. Лизинг рассматривается как одна из форм реализации продукции.
  3. Срок лизинга фиксируется в договоре и не подлежит отмене (от аренды можно отказаться).

Различают следующие формы лизинга:

  1. Оперативный лизинг: срок договора гораздо меньше срока амортизации (близко к аренде).
  2. Финансовый лизинг: срок договора близок или совпадает со сроком амортизации оборудования. Он подразделяется на следующие виды:

а) простой (прямой) лизинг: Оборудование находится на балансе лизинговой компании. б) возвратный лизинг: Преимущества:

  1. Лизинг предполагает 100% кредитования и не требует немедленного начала платежей.
  2. Арендатор имеет возможность обновления оборудования.
  3. В учете имущество находится на балансе лизингодателя.
  4. Лизинг не требует гарантий, так как гарантии само оборудование.
  5. Государственная политика всех развитых стран направлена на расширение и поощрение лизинговых операций.

Недостатки:

  1. Большие финансовые расходы лизингодателя.
  2. Если оборудование стареет вследствие НТП и это не оговорено в контракте, то платежи продолжаются до окончания срока амортизации.
  3. Общая стоимость лизинга, как правило, больше стоимость кредита.
  4. Некоторая сложность организации лизинговых операций.

Налоговая система. Налоговая система совокупность налогов, сборов и пошлин, а также методов их взимания и налоговый контроль.

Налог на прибыль 45%.
НДС и акцизы 33%.
Подоходный налог 12%.
Прочие налоги (около 40) 10%.
Основные принципы налоговой системы:

  • плата по возможностям (кто получает больше, должен больше платить);
  • плата за преимущество (кто выигрывает от данных преимуществ, должен платить за их использование; напр. автодороги);
  • простота и доступность расчета.

Функции налогов:

  • фискальная;
  • перераспределительная (от богатых бедным);
  • стимулирующая (налоги должны стимулировать развитие производства и НТП).

Налоги подразделяются на:

  1. прямые устанавливаются на доход и собственность юридических и физических лиц;
  2. косвенные устанавливаются на обращение и потребление (предприятие только перечисляет эти налоги, а платит их косвенно потребитель;
  3. общие поступают в бюджет безадресно;
  4. специальные поступают с указанием их применения.

Налоги также подразделяются на:

  • пропорциональные (взимается процент от дохода независимо от его величины);
  • прогрессивные (с высоких доходов взимается больший процент. Напр. подоходный налог).

В настоящее время в России существует трехканальная фискальная система:

Федеральные налоги Местные налоги Республиканские налоги
Формируют бюджет государства
  • НДС
  • налог на прибыль (13%)
  • подоходный налог
  • налог на операции с ц/б
  • налог на транспорт
Формируют муниципальный бюджет
  • земельный налог
  • налог на имущество (12%)
  • на содержание правоохранительных органов (3%)
  • на уборку территории
  • в фонд занятости (1%)
  • общеобразовательным учреждениям (1%)
  • на рекламу (5%)
  • за использование местной символики (2%)
Формируют республиканский бюджет
  • налог на прибыль (22%)
  • отчисления в пенсионный фонд
  • на социальное страхование
  • на медицинское страхование
  • за пользование природными ресурсами

Виды налогов:

  1. Налог на прибыль (35%).

Объектом налогообложения является валовая прибыль, исчисляемая как разница между выручкой от реализации и издержками. При этом она уменьшается на сумму НДС и акцизов.

  1. Налог на добавленную стоимость.

Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

  1. Акцизы.

Акцизы это косвенные налоги, включающиеся в цену товара и оплачиваемые покупателями. Все подакцизные товары реализуются по ценам, включающим акцизы.

  1. Налоги на физических лиц.
    1. Подоходный налог (12%).
    2. Налог на имущество.
Объектами налогообложения являются жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи и т.п. (10% стоимости).
    1. Налог на наследование и дарение (10%).
Налоговая политика проводится не только с целью пополнения государственной казны, но и для стимулирования экономики. Мировая теория и практика выработала достаточно разумную налоговую политику, примером которой является кривая Лафера. Ставка налога
100%
43-45% 1-2%
max Поступления в бюджет Цена и ценообразование.
Существует два подхода к категориям цены:
  1. основанный на трудовой теории стоимости. Цена это денежное выражение стоимости. Стоимость это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
  2. маржиналистский подход основан на теории предельной полезности. Цена это то количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.

Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость. Цены зависят от:

  • стоимости товаров и услуг
  • соотношения спроса и предложения
  • уровня конкуренции
  • уровня инфляции
  • уровня НТП, т.к. он влияет на технику, технологию и тем самым на себестоимость продукции
  • государственной политики цен.

Функции цены:

  1. Учетная является мерой затрат труда и используется для количественного выражения стоимости товаров.
  2. Распределительная позволяет воздействовать на потребление различных социальных групп общества.
  3. Стимулирующая оказывает воздействие на производство различных товаров.

Виды цен. Цены подразделяются по:

  1. Характеру обслуживаемого оборота.
    1. Цены на промышленную продукцию.
Структура цены
    1. Цены на строительную продукцию.
      1. Прейскурантные цены (на строительство типовых объектов).
      2. Сметная стоимость (применяется для индивидуального строительства).
    2. Тарифы на производственные услуги.
      1. Франко-станция отправления (включая стоимость товара, доставку его до станции отправления и погрузку).
      2. Франко-станция назначения (включая стоимость товара и доставку его до станции назначения).
    3. Цены на научные разработки.
    4. Цены внешнеторгового оборота.
ИНКОТЕРМС.
      1. Цена СИФ (CIF Cost, Insurance, Freight).
      2. Цена ФОБ (FOB Free on board) включает стоимость товара, его доставку и погрузку на борт.
      3. Цена ФАС (FAS Free along side) включая стоимость товаров и его доставку до борта.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные, сезонные, договорные, скользящие. Скользящая цена это цена, применяемая в контрактах с длительным сроком действия, состоит из двух частей: первая часть постоянная, устанавливается на момент подписания контракта; вторая часть переменная, периодически изменяется в период поставки товара.
Ценовая политика в условиях рынка.
Ценовая политика определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой. Виды ценовой политики:
  1. Price leader установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.
  2. Following the leader менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.
  3. Skimming назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.
  4. Penetration price политика ценового прорыва фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.
  5. Tide pricing политика связанного ценообразования относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.
  6. Class price политика престижных цен.

В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:

  • бонусные предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).
  • сконто предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).
  • специальные предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).

Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.
Бизнес план.
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров.

Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:

  1. титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;
  2. оглавление;
  3. резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);
  4. продукция и услуги;
  5. анализ рынка;
  6. маркетинг;
  7. производство;
  8. предприятие;
  9. финансовый план;
  10. эффективность проекта;
  11. риски и страхование;
  12. приложения.


Содержание раздела