Риск быть вовлеченным в судебное разбирательство по обвинению в профессиональной некомпетентности слишком большая плата за гонорар. Рекомендации 4, 7, 8 чаще всего игнорируются, поскольку желание или потребность в гонораре ослепляет настолько, что консультант не замечает риска.
Если вы встретитесь с ситуацией, в которой гонорар высок, но и риск велик, но по какой-то сумасшедшей причине решите пренебречь этим и продолжить задание, то хотя бы проконсультируйтесь с юристом. Другими словами, купите часть его времени и подробно объясните все факты, дав задание написать контракт, максимально уменьшающий ваш риск по несению ответственности.
Хорошо, если вы помните, что есть не менее высокие гонорары, не сопровождаемые высоким риском, связанным с несением ответственности. Попытайтесь сделать так, чтобы рискованные предложения обошли вас стороной.
Мы живем в странное время, когда кажется, что все, чему нас учили в отрочестве, будто становится на голову. Это особенно очевидно в современной правовой системе (или, как ее на самом деле следует называть, системе судей, не обладающих благоразумием).
Рассмотрим реальный случай.
Гражданин А потерял контроль над своей машиной. Он врезался в телефонную будку, в которой находился гражданин Б. В результате последний был госпитализирован.
Адвокат гражданина Б предъявил страховой компании гражданина А обычный иск. Он также предъявил иск телефонной компании за то, что она разместила будку в неправильном месте.
Истец выиграл оба случая!
Другой пример.
29-летний врач с очень больным сердцем (что было ему известно) пытался завести непокорную газонную косилку, дернув 32 раза за заводящий шнур. После этого он умер.
Его семейный адвокат подал иск против сети розничных магазинов, где была куплена косилка, требуя возмещения ущерба за потерю доходов, которые мог бы заработать молодой врач в течение многих лет жизни (хотя и со слабым сердцем). Присяжные наградили истца запрошенной огромной суммой.
В былые времена, чтобы ответчик проиграл дело по обвинению в профессиональной некомпетентности, истец должен доказать его осведомленность об ошибке и намеренное ее допущение. Теперь все не так.
Мотив больше не имеет значения в таких делах. Лучшие намерения профессионала ни во что не ставятся.
Вы никогда не задумывались, как юристы выигрывают судебное разбирательство о небрежном лечении, затеянном против больницы или хирурга, несмотря на то, что пациент заранее подписывает юридический отказ, освобождающий их от любой ответственности, обещая, что ни при каких условиях не предъявит им иска. И пациенты выигрывают подобные дела.
Консультанты не могут даже пытаться обеспечить себя такой защитой. Любому консультанту, который попытался бы попросить у предполагаемого клиента подобный отказ, показали бы на дверь.
Мы обсуждали парадокс с пресечением инициативы консультанта и советовали ему придерживаться нормы. Самый большой сектор данной профессии составляют консультанты по компьютерам.
Они работают в отрасли промышленности, обновляемой каждые 6 месяцев! Реально в компьютерном мире нет никаких норм.
Как, например, должен консультант по программированию придерживаться нормы, когда его просят составить совершенно новую программу для контролируемого роботами конвейера? Если его программа сначала не работает или же в ней слишком много неполадок, его могут обвинить в отходе от нормальной практики, за что придется понести ответственность.
Всем вышесказанным мы вовсе не хотим отпугнуть вас от консалтинга. Однако вам следует крепко подумать о том хаотическом мире, в котором живете.
На одной из наклеек на бампере было написано: Если вы не разгневаны на максимум, значит не обращаете внимание.
Дж. Н. начинающий консультант. До этого он в течение 12 лет работал в агентстве федерального правительства в качестве служащего, занимающегося заключением контрактов на поставку. Потом решил начать работать самостоятельно, перейдя на другую сторону и консультируя клиентов, пытающихся получить правительственные контракты.
В конце концов, кто может знать лучше способ составления выигрышного предложения, как не бывший служащий по заключению контрактов?
Зная, что его бывшее агентство готовило соглашение о заключении контракта на поставку определенного необходимого продукта с конечным доходом в несколько миллионов долларов, а также понимая, что только два производителя могли, насколько это возможно, удовлетворить данную потребность, он нанес визит производителю А и предложил свои услуги. На г-на X произвел впечатление опыт Дж. Н. Он спросил о гонораре и о количестве времени на составление предложения.
Дж. Н. ответил, что может написать таковое за три недели и что гонорар составит $35.000.
И г-н X согласился, передал папку с документами и сказал: Вот наша спецификация и цены. Отправляйтесь работать прямо сейчас, а наш юридический департамент отошлет вам контракт. Дж. Н. был в восторге от своего первого задания и чувствовал, что находится на пути к успешной независимой карьере.
Он сразу же отправился работать. Он трудился дни, ночи, по выходным и закончил предложение о заключении контракта за две недели (на неделю раньше).
Вернувшись в офис г-на X, он узнал, что неделю назад тот был уволен и что теперь его место занял г-н У. Последний же сказал, что ничего не знает о соглашении г-на X с Дж. Н., что он не может найти письменного контракта и не одобряет приглашения людей со стороны для составления предложений о заключении контракта, когда в компании постоянно работают три человека, составляющие предложения для правительственных контрактов.
В итоге Дж. Н. был уволен.
Он пришел в ярость и чувствовал, что с ним обошлись несправедливо и нечестно. Он поспешил к вице-президенту другого производителя и сделал ему следующее предложение: Я составлю вам предложение о заключении контракта, оплата которого будет полностью зависеть от результатов. Мой гонорар $55.000. Если мое предложение не выиграет, вы ничего мне не заплатите.
Вице-президента это заинтересовало (см. главу об искусстве устанавливать гонорар). Ваше предложение звучит очень заманчиво, сказал он, но интересно узнать, почему вы столь уверенны в нашем выигрыше контракта?
Очень просто, ответил Дж. Н., у меня есть вся спецификация и цены вашего единственного конкурента.
На что вице-президент сказал: Если вы немедленно не уйдете отсюда, то мне придется вас выкинуть.
И он позвал охрану...
Дж. Н. больше не консультант (если только он когда-либо был таковым). Он все еще думает, что поступил правильно и что оба потенциальных клиента его плохо использовали. Никакая аргументация не может его переубедить.
Поэтому лучше исключить его из рядов консультантов.
С какого места Дж. Н. пошел по неправильному пути?
Прежде всего, когда начал работать без письменного соглашения и получения предварительного гонорара. Да, можно понять его пыл, однако это не оправдание. Гораздо важнее, что он разрушил доверие клиента, а это самое серьезное нарушение консалтинговой этики.
Дж. Н. все еще утверждает, что не разрушал доверия клиента, поскольку его первый возможный клиент фактически никогда и не был таковым ведь контракт с ним не подписывался. Разрушение доверия, однако, не имеет отношения к тому, был ли контракт на самом деле подписан. Подобно адвокатам, психиатрам, бухгалтерам и врачам, консультанты никогда не должны разглашать того, что слышат в чьем-либо офисе.
Если бы Дж. Н. обратился к юристу, признался бы в преступлении и ушел, не имея возможности заплатить юристу, то последний не смог бы сообщить о нем властям. Хотя Дж.
Н. и не стал клиентом адвоката, последний не смог разрушить его доверие. Пытайтесь избежать судебного разбирательства любой ценой. Помните, что ни одному из тех 10% консультантов, которые входят в группу с ежегодным доходом в $250.000, никогда не предъявлялся иск, не грозило судебное разбирательство! Ведь они скрупулезно придерживаются всех приводимых здесь рекомендаций.
Огласка судебного разбирательства (посредством кривотолков) была бы очень вредной для вашей профессиональной репутации даже в случае выигрыша дела. Клиенты и общественность в целом действуют в соответствии с афоризмом Нет дыма без огня. Поэтому начинают судачить, что вы, по всей вероятности, не такой уж чистый, если против вас подали иск.
Другими словами, когда дело доходит до суда, то даже если вы его и выиграете, то потеряете. Хороший адвокат скажет вам то же самое. Рекомендации же сводятся к следующему: прежде чем что-то сделать, подумайте, ведите себя в соответствии с этическими нормами. Пусть вашим проводником будет совесть.
Возможно, одним из самых больших препятствий на пути к деловому успеху является неправильное использование телефона, факса и автоответчика (или голосовой почты). Оно приносит огромный вред профессии консультанта и лучше всего демонстрирует отсутствие вежливости и внимания в современном обществе. Зная, что мы, по определению Ванса Пакарда, нация овец, индустрия телекоммуникаций решила максимально воспользоваться этим. Ее доход, получаемый за наш счет, стал огромнейшим.
Перечислим чудеса науки и те беды, которые они вызывают.
Вы думаете, это призыв к тому, чтобы отключить часы и избавиться от подобных устройств? Вовсе нет. Это настоятельный совет использовать их, думая о звонящих вам людям.
Это призыв к вежливости. Здесь есть несколько простых, общераспространенных правил.
Если им следовать, можно сэкономить массу времени и денег своих и клиента, а также способствовать консалтинговому успеху.
Усвойте хорошие фонетические привычки. Они являются важным стимулом консалтингового успеха.
В начале данной книги вы узнали, что 10% всех независимых консультантов зарабатывают в среднем $250.000 в год. Предположим, вы успели обратить внимание на все вышеописанное.
Допустим также, что вы получили аккредитацию сертифицированного профессионального консультанта (СПК), поступив в Институт консультантов или получив привилегию (ПК) Американской лиги консультантов или какой-нибудь другой профессиональной организации. Если такое случилось, можно смело предположить, что вы вступите в ряды элиты, зарабатывающей $250.000 в год.
Великолепно! Но есть кое-что еще. Подобно десерту, лучшие новости приходят последними. Поэтому самая интересная статистика нами намеренно придерживалась. $250.000 были средней цифрой. Это означает, что некоторые преуспевающие консультанты зарабатывают намного больше.
Они составляют 2% всех независимых консультантов, и это отдельная группа абсолютных консультантов. Они не держат в секрете свои методы достижения высот. Просто никто еще их не изучал.
Институт консультантов действительно провел интенсивное изучение деятельности этих консультантов, готовых поделиться методической информацией. Самое интересное, что все они достигли суперфинансового успеха одними и теми же методами.
Теперь и вы узнаете их!
Эти консультанты, подняв гонорары до отметки $250.000, обнаружили, что направленная вверх кривая их доходов превратилась в ровную линию, т.е. был достигнут потолок. Такое произошло потому, что они продают свои знания по временным блокам.
Это не зависит от почасовой, подневной или фиксированной оплаты. Поэтому их доходы ограничивались согласно 8-часовому дню и 365 дням в году. Так был достигнут предел. Они обнаружили, что дополнительные помощники не смогли увеличить доходов, а лишь способствовали административной бумажной работе.
Они также не сумели зарабатывать больше, образуя партнерские отношения с другими консультантами, поскольку соглашения такого рода редко приносят пользу какому-либо консультанту в небольшой фирме.
Некоторые, конечно, были рады остаться там, где находились. Но другие (2%) решили действовать по полной программе.
Это и были абсолютные консультанты.
Первое, что они сделали, стали заметными в средствах массовой информации. Таким образом, они оградились от конкуренции, представив себя экспертами 1 по соответствующим направлениям. Всякий раз, когда появлялось сообщение по поводу их знаний, они писали письма редакторам. Затем, внимательно отбирая регулярные публикации по их теме, они описывали свои знания и аккредитацию на открытках Ролладекса нескольких размеров и отправляли их соответствующим редакторам.
То же самое делалось на радио и телевизионных каналах. Это давало им шанс постоянно давать интервью о своем опыте и знаниях.
В конечном итоге они готовы были выступать на собраниях торговых и профессиональных ассоциаций, Торговой палаты и т.д.
Самое же важное, что они решили проводить массовое внедрение своих советов с целью получения выгоды. Каждый из них установил по крайней мере два из следующих трех центров получения дополнительного дохода: семинары, выпуск информационных бюллетеней, издание книг и специальных отчетов.
Ниже дается полная карта дорог для этих трех предприятий, которая точно показывает, как это делают они, и как сможете вы. Разумеется, чтобы добиться успеха, надо обладать: аккредитацией специалиста своей области, ораторским (тренерским) мастерством и искусством превосходного писателя.
Эти три центра дохода не только усиливают друг друга, но и согласуются с вашим консалтингом и расширяют базу ваших знаний. В случае успешного выполнения каждый из этих планов гарантирует вам опережение конкурентов.
Будучи проницательными, абсолютные консультанты на каждом шагу пути максимально используют снижающие риск средства. Поэтому они мудро инвестируют минимальный капитал, не подвергая его риску.
Итак, три доходных консультативных центра после тщательного испытания и одобрения элиты попали на страницы нашей книги и предлагаются вашему вниманию.
План по семинарному бизнесу рассчитан на максимальное и безрисковое добавление дохода для вашей практики.
Семинарный бизнес не так легок, как 10 лет назад. Для этого есть две причины.
И все-таки организаторы семинаров продолжают зарабатывать немало денег. Ведь у них есть нужный продукт в нужное время и в нужном месте за нужную цену.
Этого и поможет вам постигнуть данный план.
ШАГ 1. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА
Необходимо позаботиться о привлекательности семинара для покупателей и его способности быть проданным. При выборе темы семинара задайтесь следующими вопросами и получите на них ответы, проведя необходимое исследование рынка:
Теперь перейдите к выбранной теме и задайте себе следующие вопросы:
Если все (а не только некоторые) ответы удовлетворяют вашим требованиям и дают зеленый свет, только тогда продолжайте двигаться дальше. Если какой-либо ответ опровергает вашу цель, следует выбрать другую тему способную удовлетворить все ваши требования, отраженные в вышеуказанных вопросах.
Теперь можно готовиться к семинару.
ШАГ 2. ПРОВЕРКА ПОЧВЫ
Чтобы максимально избежать финансового риска, следует проверять свой семинарный бизнес на каждом шагу пути. Первое, что нуждается в проверке, это способность темы семинара быть проданной. Вам может казаться, что все представляемые знания, процедура, информация и т.п. крайне необходимы для успеха будущих посетителей. Однако они-то и могут с вами не согласиться.
Для того чтобы без риска потери консультантского гонорара проверить эффективность темы, необходимо потратить некоторое время.
Сократите ваш семинар до очень краткой обобщенной версии. Подготовьте бесплатную 30-минутную речь под тем же названием для:
Слово местный подчеркивается для того, чтобы избежать расходов на проезд и ваших личных трат.
Если ваше предложение отклонят, это означает, что даже ваша бесплатная информация не смогла вызвать достаточного интереса. Поэтому нельзя ожидать, что люди будут в дальнейшем за него платить. Если же данное предложение принято, а ваша речь загипнотизировала аудиторию, то вы находитесь на пути к цели и можете продолжать заниматься маркетингом своего семинара.
С другой стороны, если большая часть людей не пришла, а пришедших, похоже, не волнует ваша информация, следует выбрать другую тему и начать все снова.
ШАГ 3.