d9e5a92d

Контроль и ревизия материальных ценностей

в) 26 Общехозяйственные расходы;
г) 91 Прочие доходы и расходы.
9. Для контроля за полнотой и правильностью осуществления кассиром операций по кассе используются:
а) журнал-ордер 2 и ведомость 2;
б) приходные и расходные кассовые ордера;
в) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
г) кассовая книга.
10. Важным условием проведения проверки денежной наличности в кассе является:
а) внезапность;
б) быстрота;
в) сплошной охват объектов проверки;
г) присутствие кассира.

Контроль и ревизия материальных ценностей

Изучив тему 3, студент должен знать:
- нормативные акты по учету материальных ценностей; понятие, классификацию и оценку материалов в текущем учете и бухгалтерском балансе; слагаемые фактической себестоимости приобретения и заготовления материалов; порядок разработки и использования номенклатуры-ценника; унифицированные формы первичной учетной документации по учету движения материалов; особенности учета заготовления и приобретения материалов при использовании счетов бухгалтерского учета 15 Заготовление и приобретения материальных ценностей и 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей; оперативный учет материалов на складе; учет материалов в пути и неотфактурованных поставок; методы списания материалов на производство;
уметь:
- проверять документирование поступления, внутреннего перемещения и отпуска материалов; исчислять фактическую себестоимость приобретенных и заготовленных материальных ценностей; осуществлять контроль за сохранностью материалов в местах их хранения по материально-ответственным лицам; контролировать отпуск материалов со склада и их использование в производстве в соответствии с нормами расхода; определять фактическую себестоимость израсходованных материалов; своевременно выявлять ненужные сверхнормативные запасы материалов, подлежащих реализации; использовать типовую корреспонденцию счетов по учету материальных ценностей;
приобрести навыки:
- проверки аналитического и синтетического учета материалов в бухгалтерии; учета НДС по приобретенным материалам; применения счетов-фактур при расчетах по НДС; списания материалов в расход по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, методу ФИФО, методу ЛИФО; выявления финансового результата от продажи материалов; уценки материалов один раз в год по состоянию на 31 декабря; учета материалов на забалансовых счетах; проведения инвентаризации материалов и регулирования ее результатов; заполнения показателей II раздела актива бухгалтерского баланса Оборотные активы по строке 211.
Цель: проверка организации и методологии учета материальных ценностей.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: неотфактурованные поставки; материалы на ответственном хранении; материалы в пути; материалы заказчиков, принятые в переработку.
- Состав материально-производственных запасов.
- Задачи и источники их ревизии.
- Проверка правильности классификации материалов.
- Формирование фактической себестоимости поступивших материальных ценностей.
- Проверка условий хранения и сохранности материалов на складе.
- Ревизия операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
- Документальный контроль за поступлением материалов на склад предприятия.
- Контроль за использованием выданных доверенностей на получение материалов.
- Оперативный контроль за выполнением договоров с поставщиками.
- Контроль за методами списания материалов производства.
- Причины хищений и недостач материалов.
- Проверка корреспонденции счетов по движению материалов.

Задачи и источники ревизии

При ревизии материальных ценностей ревизор руководствуется Положением по бухгалтерскому учету Учет материально - производственных запасов (ПБУ 5/01), утвержденным приказом МФ России от 09.06.01 44н.
В соответствии с ним в качестве источников ревизии выступают материально-производственные запасы (МПЗ):
- используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
- предназначенные для продажи (готовая продукция, товары);
- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.);
Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда, обслуживающих один производственный цикл и полностью переносящих свою стоимость на вновь созданную готовую продукцию.
На большинстве предприятий операции с материально-производственными запасами осуществляются систематически и отличаются разнообразием.
Ревизия МПЗ призвана решить следующие задачи:


- состав материальных ценностей и условия их хранения;
- своевременность документального отражения в учете операций по движению материальных ценностей;
- отпуск со склада и контроль за использованием материалов в соответствии с нормами расхода на производство;
- соблюдение норм запасов материалов;
- наличие сверхнормативных, излишних и неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
- выполнение мероприятий по мобилизации материальных ресурсов;
- сохранность материалов в местах их хранения и на всех этапах движения;
- выявление недостач, порчи и хищений материальных ценностей и установление виновных лиц.
В процессе проведения ревизии с материальными ценностями используются следующие носители информации: договоры поставки, приходные ордера, накладные, товарнотранспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура-ценник, доверенности, акты о приемке материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов, акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, книга продаж, договоры о полной (индивидуальной или коллективной) материальной ответственности, учетные регистры (журналы-ордера,
ведомости, машинограммы), Главная книга, Положение об учетной политике предприятия.
Ревизор определяет, соответствуют ли применяемые в ревизуемой организации формы первичных учетных документов формам и регистрам, утвержденным Госкомстатом РФ, а также предусмотренным учетной политикой предприятия.

Проверка правильности классификации материальных ценностей

По данным регистров аналитического учета ревизор изучает состав материальных ценностей по двум признакам: по функциональной роли в процессе производства (экономическая классификация) и по техническим признакам и физико-химическим свойствам (техническая классификация).
Экономическая классификация используется для организации синтетического учета по счетам и субсчетам и отражения в них хозяйственных операций по движению материальных ценностей.
Таблица
Взаимосвязь синтетического учета материальных ценностей с их экономической классификацией

Экономическая
классификация
материальных
ценностей
Код и наименование
синтетического счета субсчета
Материалы 10. Материалы 1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Согласно технической классификации материальные ценности детализируются по группам, подгруппам, наименованию, сорту, марке, размеру. Каждой позиции присваивается код, именуемый номенклатурным номером.
Систематизированный перечень материальных ценностей, в котором указаны номенклатурный номер материала, единица измерения, учетная цена, называется номенклатурой-ценником. Номенклатурные номера и учетные цены проставляются во всех первичных документах по движению материальных ценностей, в регистрах оперативного и бухгалтерского учета.

Это обеспечивает контроль за движением и сохранностью материальных ценностей, ликвидирует ошибки из-за пересортицы, позволяет использовать средства вычислительной техники при обработке учетной информации.

Проверка условий хранения материалов

Во время ревизии сохранности материальных ценностей ревизор проверяет правильность учета и соблюдения условий их хранения. Так, в процессе ревизии учета запасных частей и агрегатов ревизор должен установить поступают ли на склад запасные части, полученные от разборки негодных агрегатов, или запасные части, снятые с автомобилей, взамен на новые.
При ревизии учета авторезины нужно проверить, учитывается ли она по видам, сортам и размерам, а также раздельно новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и утильная, а также сдается ли на склад авторезина, снятая с автомобилей, взамен на новую.
Сохранность материалов обеспечивается прежде всего правильным их хранением на складах (кладовых). Ревизор проверяет, как оборудованы складские помещения, имеются ли в них стеллажи и навесы, ограждения, сигнализация и другие средства, обеспечивающие сохранность материальных ценностей и предохраняющие их от порчи или снижения качества.
Должно быть проверено наличие противопожарных средств и соответствие их инструкциям органов по пожарной охране.
Склады и кладовые должны быть обеспечены исправными весовыми и измерительными приборами, мерной тарой. Периодически их необходимо переосвидетельствовать и подвергать клеймению.

В ходе ревизии ревизор должен проверить исправность весового хозяйства, а также установить допускаются ли в ревизуемой организации факты приемки материалов без взвешивания, подсчета, измерения.
При осмотре складов и других мест хранения материальных ценностей ревизор проверяет порядок их хранения. Размещение материалов в складском помещении производят по соответствующим секциям (группам материалов), а внутри их - по отдельным видам, типосорторазмерам.

Такой порядок дает возможность быстрой приемки, отпуска и проверки фактического наличия материалов.
Выявленные в процессе обследования складских посещений нарушения условий хранения материальных ценностей, их порча или неудовлетворительное качество следует подтвердить составлением промежуточного акта за подписью комиссии, принимавшей участие в обследовании, а также заключениями технической экспертизы или анализами лабораторий.

Ревизия оценки материальных ценностей

Оценка является одним из основополагающих принципов учета материальных ценностей, поэтому ревизор должен тщательно проверить правильность ее формирования.
Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от источника поступления материалов в организацию.
Так, фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, является сумма фактических затрат орга-
низации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К ним относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материальных ценностей;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности;
- затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию;
- проценты по заемным средствам, начисленные до принятия материальных ценностей по бухгалтерскому учету.
В фактическую себестоимость материальных ценностей входят также затраты по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. К ним относятся затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик материалов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Ревизору следует помнить, что фактические затраты на приобретение материальных ценностей определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных ценностей к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Так, отрицательная суммовая разница увеличивает фактическую себестоимость приобретенных материалов, а положительная -уменьшает. Ревизор проверяет, что суммовые разницы, возни-
кающие после принятия материальных ценностей к бухгалтерскому учету, отнесены на счет 91 Прочие доходы и расходы как внереализационные доходы (расходы).
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.
При принятии к бухгалтерскому учету материальных ценностей, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, фактическая себестоимость их определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материальных ценностей, полученных безвозмездно или по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования.
Фактическая себестоимость материальных ценностей, полученных по договорам, предусматривающим оплату не денежными средствами, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
Материальные ценности, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка материальных ценностей, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Оценку материалов в текущем учете по фактической себестоимости могут использовать лишь малые предприятия, у которых номенклатура потребляемых материалов незначительна. Бухгалтер малого предприятия имеет возможность определить фактическую себестоимость каждой поставки, полученной от конкретного поставщика.
В условиях среднего и крупного бизнеса при значительных объемах поставок и большой номенклатуре потребляемых материалов необходимо использовать в текущем учете фиксированные (учетные) цены.
В каждом первичном документе на основании номенклатуры-ценника проставляется учетная цена за единицу, по которой осуществляется таксировка первичных документов.
В качестве учетных цен на практике используют договорные цены, планово-расчетные цены, когда к договорной цене прибавляют плановую величину транспортнозаготовительных расходов, фактическую себестоимость материалов предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года), среднюю цену группы материалов.
Отклонения фактической себестоимости материалов от учетной цены учитывают на синтетическом счете 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей.

Ревизия операций приобретения и заготовления материальных ценностей

Однократность использования материалов обязывает предприятия постоянно возобновлять процесс их приобретения.
Ревизор выясняет источники поступления материалов на предприятии. К ним относятся: внесение материалов в счет вклада в уставный (складочный) капитал; безвозмездное поступление материалов; приобретение материалов у поставщиков за плату; покупка материалов подотчетными лицами за наличный расчет; оприходование материалов, изготовленных в цехах собственного производства; поступление материалов от ликвидации основных средств; полученных в результате операций по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами; оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации.
Основным источником поступления материалов является приобретение их у поставщиков в соответствии с договорами. В договорах предусматривается номенклатура поставляемых материалов, сроки поставки, количество, цена, порядок расчетов, санкции за просрочку поставки, недопоставку продукции, нарушение графика отгрузки (доставки), за поставку продукции (товаров) ненадлежащего качества, нарушение условий к таре и упаковке, отказ (или уклонение) от оплаты.

При невыполнении условий договора поставщик уплачивает пени, штрафы, неустойки.
Пени взимаются за просрочку поставки со стороны поставщика или просрочку оплаты со стороны покупателя. Штрафы взимаются с поставщика за несоблюдение им качества поставляемых материалов, предусмотренных договором.

Неустойки взимаются за невыполнение договора поставщиком. Кроме того, предусматривается частичное или полное возмещение ущерба, понесенного из-за невыполнения договора.

Споры между сторонами разбираются арбитражным судом.
Оперативный контроль за выполнением договоров ведется в отделе маркетинга (отделе снабжения) предприятия-покупателя в разрезе поставщиков и сроков поставки, что позволяет контролировать соблюдение поставщиками договорной дисциплины.
Поступившие от поставщиков расчетные и другие сопроводительные документы: платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, квитанции железнодорожной накладной и др. - регистрируются отделом маркетинга (отделом снабжения) в Журнале учета поступающих грузов. В нем указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза.

В примечаниях к акту делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Во время ревизии необходимо ознакомиться с географией поставщиков, проследить, как осуществляется контроль за поступающими грузами. Ревизор должен проверить, как ведется Журнал учета поступающих грузов, все ли его реквизиты заполняются.
При наличии оплаченных счетов поставщиком, по которым материалы не поступили, необходимо по имеющейся переписке с поставщиком, железной дорогой установить, достаточные ли меры были приняты по розыску не поступивших грузов.
При получении счетов-фактур от поставщика ревизор обращает внимание на правильность их оформления и, в частности, на то, чтобы отдельной позицией был выделен уплачиваемый НДС. Если он не выделен, то покупатель не в праве выделять его самостоятельно для последующего зачета по расчетам с бюджетом.
Ревизор может выборочно проверить ряд счетов за ревизуемый период и по результатам проверки сделать соответствующие выводы о состоянии контроля договоров с поставщиками.
Расчетные документы поставщика служат основанием бухгалтеру для выписки экспедитору (агенту, товароведу) доверенности во форме М-2 (с корешком) или форме М-2а (без корешка) на получение материалов. К доверенности прилагается квитанция (железнодорожная, водная, авиационная).

По этим документам экспедитор (агент, товаровед) получает груз на пункте его прибытия.
Доверенность является бланком строгой отчетности, подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером (бухгалтером), заверяется печатью.
Доверенность формы М-2а регистрируется в Журнале учета выданных доверенностей и выдается экспедитору (агенту, товароведу) под его расписку в этом Журнале.
Доверенность формы М-2 в Журнале учета выданных доверенностей не регистрируется, а в ней заполняется корешок, который остается в бухгалтерии и служит для контроля за выполнением поручения по выданной доверенности. Ревизор проверяет:
- контролируются ли сроки использования доверенности путем отметки в корешке доверенности или в Журнале учета выданных доверенностей;
- подтверждаются ли использованные доверенности приходными документами;
- возвращаются ли в бухгалтерию доверенности, не использованные по каким-либо причинам;
- не было ли случаев выдачи новых доверенностей работникам, не отчитавшимся по ранее полученным доверенностям.
Выявленные нарушения ревизор отражает в акте ревизии и предлагает руководителю и главному бухгалтеру (бухгалтеру) ревизуемой организации ликвидировать их.
Отсутствие контроля за использованием доверенностей способствует хищениям. Поэтому ревизор выясняет, ведется ли в бухгалтерии учет выданных доверенностей, выделено ли лицо, ответственное за их регистрацию, оформлен ли список лиц, имеющих право подписывать эти документы.
Сопоставляя регистрацию документов с приходными документами, ревизор определяет полноту приемки материалов на склад, а в случае не использования доверенностей выясняет, возвращаются ли они в срок. При этом проверяются в Журнале записи об их возврате.
Кроме того, лицо, ответственное за регистрацию доверенностей, должно предъявить ревизору акт об уничтожении неиспользованных доверенностей за истекший год. В необходимых случаях списание и уничтожение возвращенных доверенностей производит ревизор.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза.

В случае выявления недостачи мест и массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации.
Принятые материалы экспедитор (агент, товаровед) доставляет на склад и сдает их материально ответственному лицу склада.
Контроль за поступлением материалов на склад производится по первичным документам: приходным ордерам, актам о
приемке материалов, товарно-транспортными накладным, актам об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и монтаже зданий и сооружений.
Приходный ордер выписывается материально ответственным лицом склада при отсутствии количественных и качественных расхождений фактически поступивших материалов с документами поставщика. Выписывается в одном экземпляре в день поступления материалов, подписывается заведующим складом и экспедитором (агентом, товароведом).

Используется для оперативного учета материалов на складе, аналитического и синтетического учета поступления материалов в бухгалтерии.
Для сокращения количества первичных документов разрешается бездокументальное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера.
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материалов без счета поставщика (неотфактурованные поставки) и в случае количественных и качественных расхождений с данными сопроводительных документов поставщиков. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия, с обязательным участием представителя поставщика или незаинтересованной организации.

Акт выписывается в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй экземпляр поступает в отдел маркетинга (отдел снабжения) для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Акт является одновременно приходным документом и основанием для расчетов с поставщиком, поэтому приходный ордер не выписывается.
Ревизор тщательно проверяет отклоненные поставщиком претензии ревизуемого предприятия. Он выясняет при-
чины, по которым они отклонены. При обоснованном отказе от предъявленных претензий ревизор требует от руководства объяснения о том, какие меры были приняты к работникам, виновным в недостачах, некачественной приемке грузов и неудовлетворительном оформлении их приемки.
В бухгалтерском учете претензии к поставщикам и другим организациям отражаются на счете 76, субсчет 2 Расчеты по претензиям. Ревизор знакомится с данными этого счета и перепиской по предъявленным претензиям, чтобы иметь представление о том, как решаются эти вопросы в ревизуемой организации.



Содержание раздела