d9e5a92d

Ахметова Г. В. - КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ

Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с сущностью, ролью и функциями контроля в управлении экономикой, его преобразованием в условиях рынка, направлениями, классификациями форм контроля, методами и приемами контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, использованием бюджетных средств по назначению.
В процессе изучения ревизии студент должен знать содержание и задачи ревизии как инструмента контроля, организационные аспекты подготовки и проведения ревизии, уметь обобщать материалы ревизии и принимать решения по ее результатам, оценивать состояние бухгалтерского учета и достоверности отчетности, видеть перспективы их совершенствования.
Задачи дисциплины: научить ориентироваться в нормативно-правовой базе государственного финансового контроля; аргументировать изменение роли контроля в условиях сохранения государственного сектора в экономике страны с одновременным расширением свободы действий предприятий и повышением ответственности руководителей; научить составлять программу ревизии и проверок, проверять законность и обоснованность хозяйственных операций, правильность их отражения в бухгалтерском учете; выявлять злоупотребления и правонарушения, рекомендовать меры по их предупреждению и устранению.
Сфера профессионального использования: дисциплина необходима для использования в профессиональной деятельности ревизоров-контролеров экспертов, бухгалтеров, аудиторов, экономистов, менеджеров.
Для изучения данной дисциплины студенту необходимы знания по дисциплинам: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, аудит, налогообложение, налоговый учет, право.

Знания и умения, которые должен приобрести студент

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами по дисциплине Контроль и ревизия, являются базой для изучения специальных курсов.
Цель и задачи дисциплины, сфера профессионального использования

Основные виды занятий

Основными видами занятий являются лекции, семинарские занятия.
На лекциях используются следующие виды взаимодействия лектора со слушателями (студентами):
- использование слайдов;
- демонстрация слайд-фильмов;
- использование раздаточного материала.
На семинарах используются активные формы работы:
- практикумы;
- деловые игры;
- разбор реальных ситуаций;
- анализ новых нормативных документов;
- расчеты с использованием программных продуктов;
- использование Интернета;
- использование системы Гарант.

Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля

Текущий контроль осуществляется на основе использования следующих приемов:
- выполнение практикумов;
- выполнение самостоятельных работ;
- опрос;
- тест;
- доклады.
Промежуточный контроль осуществляется на основе использования следующих приемов:
- выполнение практикума;
- контрольные работы;
- доклад;
- тесты.
Рубежный контроль осуществляется на основе использования следующих приемов:
- экзамен устный;
- экзамен письменный;
- тестирование.

Распределение часов по темам и видам рабочей программы

в

%
Наименование тем Количество
часов
лекции практиче
ские занятия
всего
1. Тема 1. Контроль и ревизия в условиях рыночной экономики. 4 2 6
2. Тема 2. Ревизия кассовых операций, соблюдения кассовой дисциплины и целевого использования денежных средств
3. 2.1. Задачи контроля и ревизии кассовых операций. 2 - 2
4. 2.2. Внезапная инвентаризация наличных денег, денежных документов и бланков строгой отчетности. 4 2 6
5. 2.3. Проверка ведения кассовой книги. 4 4 8
6. Тема 3. Контроль и ревизия материальных ценностей
7. 3.1. Проверка правильности классификации и оценки материалов 4 2 6
8. 3.2. Ревизия операций приобретения и заготовления материалов. 4 2 6
9. 3.3. Методы контроля за списанием материалов в производство 4 3 7
10. 3.4. Ревизия оценки материальных ценностей 4 2 6
11. 3.5. Проверка корреспонденции счетов по движению материалов. 4 0 4
ВСЕГО ЧАСОВ: 34 17 51

Контроль в условиях рыночной экономики

Изучив тему 1, студент должен знать:
- законодательные и нормативные акты по контролю и ревизии; экономическую сущность контроля, его объекты, цели и направления, классификацию форм контроля, методы проверки хозяйственных операций; кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его цели.
Так, государственный (финансовый) контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится в рамках государственного сектора и акционерных организаций, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления с традиционными взаимоотношениями между вышестоящей и подчиненной инстанциями.
Вневедомственный контроль осуществляет Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий финансово-хозяйственной деятельности.


Независимый аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами и частными лицами (аудиторами), имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью путем проверки финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий, достоверности учета и отчетности.
Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других структурных подразделений проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами. Защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, обеспечивает повышение эффективности его деятельности.
Цель: проверка знаний по основам организации контроля и ревизии.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: контроль как одна из важнейших функций в системе управления, аспекты контроля (организационный, методический, технический), функции финансового мониторинга РФ при Минфине России (финансовая разведка).
- Контроль как важнейшая функция в системе управления предприятием.
- Взаимосвязь контроля с бухгалтерским учетом. Виды контроля.
- Объективная необходимость проведения контроля в условиях рыночной экономики.
- Ревизия как инструмент контроля.
- Сроки проведения ревизии.
- Программа ревизии.
- Оформление результатов ревизии.

Понятие контроля и его виды

В условиях рыночной экономики контроль является одной из важнейших функций в системе управления. Объектами контроля являются хозяйственные средства и хозяйственная деятельность.

Контроль хозяйственных средств позволяет обеспечить их сохранность и рациональное использование на предприятии. Контроль хозяйственной деятельности направлен на повышение ее эффективности, предупреждение и устранение бесхозяйственности и других негативных явлений.

В контроле обоих объектов важными являются профилактика и выявление экономических преступлений.
Объекты контроля тесно связаны с объектами учета. Любая хозяйственная операция, отражаемая в бухгалтерском учете, не находится вне контроля, что обеспечивается благодаря принципу двойной записи и ее контрольному значению, тождественности данных синтетического и аналитического учета, равенству актива и пассива баланса.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль, что подлежит контролю и каковы его цели, различают следующие виды контроля:
- государственный (финансовый) контроль обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности. Его осуществляют налоговые службы, ревизионные службы МФ РФ, Комитет по финансовому мониторингу РФ при Минфине России;
- внутрихозяйственный (бухгалтерский и общественный) контроль защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
- правовой контроль осуществляется в интересах всего общества, проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и других проверок;
- независимый аудиторский контроль выполняется в интересах участников хозяйственных процессов (поставщиков и покупателей, банков и прочих организаций) путем проверки финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий, достоверности учета и отчетных данных;
- контроль специализированных инспекций (экологический, санитарный, торговый и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей) в ущерб интересам субъектов хозяйствования;
- ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора и акционерных организаций, когда предприятие имеет вертикальную структуру управления с традиционными взаимоотношениями между вышестоящей и подчиненной инстанциями.
Объективная необходимость проведения контроля объясняется наличием на практике различных злоупотреблений. Так, если ревизия выявляет документы без реквизитов или с не полностью заполненными реквизитами, если отсутствуют номера и даты документа, это может означать повторное использование ранее проведенного в учете старого документа.

Если в документе нет адресов учреждений или лиц, то это может свидетельствовать о подложном характере счетов, актов, нарядов и т.д., составлении их от имени вымышленных лиц или организаций.
Не проставленные в расчетных документах табельные номера рабочих могут сигнализировать о наличии мертвых душ (фиктивных лиц), которые внесены непосредственно в расчетные ведомости.
В ряде случаев встречаются документы, оформленные не на бланке, без печати или с неясной печатью. Они должны проверяться непосредственно в той организации, от которой исходят.

Особенно это относится к доверенностям, счетам, квитанциям и др.
Имеются случаи подчистки, изменения цифр (номеров, дат, сумм), следы прежней подшивки документа; взаимное несоответствие отдельных реквизитов: углового штампа и круглой печати, номера и даты документа (большой номер в начале года или, наоборот, малый номер в конце года); одни и те же данные повторяются в разных документах: номера документов, адреса, даты, фамилии.
В подложных документах часто обнаруживаются излишества в оформлении: большое количество виз, резолюций, подписей, не вызываемых необходимостью и требованиями инструкций. Лицо, совершающее подлог, стремится прикрыть внутреннюю несостоятельность документа внешними признаками законности и обоснованности.
Обстоятельством, сопутствующим подлогу, является отсутствие должных приложений: первичных документов при подаче сводного документа, оснований для расчета при предъявлении соответствующей расчетной ведомости. Отсутствие приложений может свидетельствовать о двух возможных явлениях: либо документов вовсе не было и, следовательно, сводная ведомость была составлена без должного основания, либо подлинные документы изъяты, повторно использованы и находятся при другом ордере.
В процессе ревизии документов следует обратить внимание на правильность записей, вытекающих из них, где также могут быть выявлены ошибки и нарушения. Документы нужно рассматривать вместе с проводкой, это позволит выяснить, вся ли сумма проводки подтверждена документами.
Необходимо тщательно анализировать сторнировочные записи, так как этим методом часто пользуются при списании незаконных сумм, подлежащих оприходыванию или оплате.
Важное значение имеет проверка правильности итогов на ответственных документах: в оборотных ведомостях, в расчетно-платежных ведомостях, в кассовых отчетах и т.п. Заведомо неправильный подсчет итогов является средством излишнего списания денег из кассы, товаров из магазинов и т.п.
В целях предупреждения злоупотреблений, хищений контроль проводится путем обследования документальной проверки, экономического анализа, инвентаризации, обобщения и реализации результатов контроля.

Ревизия как инструмент контроля

В Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами МФ РФ, утвержденной приказом МФ РФ от 14.04.2000 г. 42н, дается определение ревизии. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и финансовой проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольноревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Конкретные вопросы ревизии определяются программой ревизии, которая включает тему, период проведения ревизии, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольноревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, характеризующие финансовохозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями. Программа ревизии в ходе ее проведения может быть изменена и дополнена.
Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотреблений или порчи имущества руководитель ревизионной организации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и объем инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководите-
лем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
Руководитель и (или) главный бухгалтер (бухгалтер) ревизуемой организации могут обратиться с просьбой к руководителю ревизионной группы об установлении срока до 5 рабочих дней, отведенного для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
Если имеются возражения или замечания по акту, то подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.
В свою очередь, руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
Если нет возможности сформировать аргументированное заключение, руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляют запрос для разъяснения в соответствующие подразделения МФ РФ, в компетенцию которых входят данные вопросы.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получении акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе,
прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной части. Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта ревизии;
- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ею недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться при краткости изложения обязательно отразить в нем ясно и полно ответы на все вопросы программы ревизии.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный промежуточный акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизуемой группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Вопросы:

1. Что представляет собой контроль?
2. Чем обусловлены необходимость и значение контроля в условиях рынка?
3. Каковы организационные формы контроля?
4. В чем различие между предварительным, текущим и последующим контролем?
5. Какие методы проверки хозяйственных операций Вы знаете?
6. Каковы внешние признаки недоброкачественных документов?
7. Нужен ли контроль в условиях коммерческой тайны?

Тесты:

1. Задачи ревизии:
а) проверка сохранности имущества;
б) выявление условий возникновения злоупотреблений;
в) проверка достоверности бухгалтерской отчетности;
г) разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
д) постановка системы документооборота;
е) оценка эффективности использования имущества;
ж) выявление слабых мест в бизнес-процессах.
2. Сколько разделов должна содержать программа ревизии?
а) шесть;
б) четыре;
в) семь.
3. В плане в отличие от программы есть:
а) сроки и исполнители;
б) сроки и место исполнения;
в) цель ревизии.
4. Выберите правильное утверждение:
а) план корректируется до тех пор, пока по каждому факту не будут собраны обоснованные материалы;
б) программа корректируется до тех пор, пока по каждому факту не будут собраны обоснованные материалы;
5. Обязанности и ответственность исполнителя определяются:
а) положением о персонале;
б) должностной инструкцией;
в) коллективным договором.
6. Обязанности и ответственность главного бухгалтера определяются:
а) Законом о бухгалтерском учете;
б) приказом по учетной политике;
в) уставом.
7. Формы распорядительных документов должны соответствовать:
а) ГОСТ Р 6.30-97;
б) альбомам унифицированных форм;
в) приказу по учетной политике.
8. Формы распорядительных документов должны действовать:
а) в течение 10 дней;
б) в срок, указанный в резолюции;
в) в течение 5 дней.
9. Предприятие акцептовало счет поставщика. К каким юридическим последствиям это привело? Выберите правильный ответ:
а) организация заключила договор на покупку;
б) договор не считается заключенным;
в) договор заключен с нарушением формы, предусмотренной законом.
10. Результаты ревизии оформляются документом, который называется:
а) акт;
б) отчет;
в) заключение.

Ревизия кассовых операций, соблюдения кассовой дисциплины и целевого использования денежных средств


Изучив тему 2, студент должен знать:
- нормативные акты по учету денежных операций; унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных операций; ответственность за несоблюдение порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью; учет денежных документов, денежных средств в пути; учет расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба; типовую корреспонденцию счетов по учету денежных операций;
уметь:
- организовать проверку документирования хозяйственных операции по учету движения денежных средств в кассе; составлять кассовый план (кассовую заявку); организовать ежедневный контроль полноты поступления наличных денег и использования их по целевому назначению; обеспечить сохранность наличных денежных средств и денежных документов в кассе предприятия; использовать контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением;
приобрести навыки:
- систематического контроля за движением денежных средств в кассе; составления расчета на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в ее кассу; ведения кассовой книги как регистра оперативного учета кассовых операций; формирования показателей на счетах бухгалтерского учета; проведения инвентаризации денежных средств в кассе.
Цель: проверка организации и методологии учета кассовых операций.
Акцентировать внимание на следующих понятиях:
лимит кассы; денежные средства в пути; денежные документы.
- Понятие кассовых операций.
- Задачи контроля и ревизии кассовых операций.
- Подготовка и планирование проведения ревизии кассы.
- Внезапная инвентаризация наличных денег, денежных документов и бланков строгой отчетности. Проверка условий их хранения.
- Контроль за кассовой дисциплиной и использованием денег строго по целевому назначению.
- Требования, предъявляемые к оформлению кассовой книги.
- Ведение кассовой книги в условиях автоматизации учета.
- Обработка отчета кассира бухгалтером.
- Регулирование результатов ревизии (оприходование излишков, списание недостач).



Содержание раздела