d9e5a92d

Проверка соблюдения норм трудового законодательства

При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

  • независимость;
  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и добросовестность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности устанавливаются Правилом (стандартом) 3 Планирование аудита [26]. Данное правило применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении конкретного аудируемого лица.

Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в указанном правиле (стандарте).
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы должно способствовать:

  • концентрации внимания на важных областях аудита;
  • выявлению потенциальных проблем;
  • оптимизации затрат, качественному и своевременному выполнению работы.

Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. План аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
План аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита:

  • подготовка и планирование аудиторской проверки;
  • выполнение аудиторских процедур;
  • оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.

Источниками получения информации об организации для аудитора являются:

  • устав;
  • документы о регистрации;
  • документы, регламентирующие учетную политику;
  • бухгалтерская отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • документы планирования деятельности (сметы, планы, проекты).
  • контракты, договора, соглашения;
  • внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
  • материалы налоговых проверок;
  • материалы судебных и арбитражных исков (если таковые имеются);
  • информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных складов.

В плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет (письменная информация руководству ООО Полисиб-2001) и аудиторское заключение.


В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • реальные трудозатраты;
  • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;
  • уровень существенности;
  • проведенные оценки рисков аудита.

Прежде чем приступить к проверке расчетов по оплате труда, аудитор составляет перечень тестов проверки операций по оплате труда и получает от работников бухгалтерии ответы, которые позволяют выявить состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие тесты необходимо включить в программу проверки операций по оплате труда. Для проверки расчетов по оплате труда в ООО Полисиб-2001 составлены следующие тесты (табл. 2.1), на которые в ходе проверки получены соответствующие ответы:
Таблица 2.1
Тест внутреннего контроля операций по оплате труда

в ООО Полисиб 2001
Содержание вопроса Ответ
отсутствует да нет
1. Все ли работники организации получают оплату труда через кассу?
Х
2. Проверяется ли ввод данных по начислению оплаты труда и ее удержанию главным бухгалтером? Х
3. Производится ли замена бухгалтера при его отсутствии при начислении оплаты труда? Х
4. Сверяется ли объем выполненных работ с начислением оплаты труда?
Х
5. Имеются ли должностные инструкции работников, осуществляющих расчеты по оплате труда? Х
6. Своевременно ли подаются отделом кадров в бухгалтерию списки (выписки из приказов) изменения по численному составу организации? Х
7. Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся начислением заработной платы? Х
8. Депонируется ли не полученная в срок заработная плата? Х
9. Осуществляется ли сверка списка депонентов с графой Расчеты по депонированным суммам? Х
10. Нумеруются ли платежные ведомости? Х
11. Все ли ведомости подписаны лицами, составившими их? Х
12. На основании штатного расписания устанавливаются ставки по оплате труда? Х
13. Все ли документы сохраняются в бухгалтерии по оплате труда и удержаниях из заработной платы?
Х
14. Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние аудиторы? Х
15. Зафиксирована ли в учетной политике организации наиболее характерная корреспонденция счетов по начислению оплаты труда и удержаниях из заработной платы? Х
16. Сопоставляется ли сумма начисленной оплаты труда с данными отчетов по отчислениям во внебюджетные фонды? Х
17. Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда, содержащиеся в налоговых карточках, и полноту удержания подоходного налога? Х

Полученные данные используются аудитором для составления аудиторской программы проверки расчетов по оплате труда.
Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно (табл.

2.2).
Таблица 2.2
Программа проведения аудиторской проверки расчетов по заработной плате в ООО Полисиб-2001

Проверяемая организация Общество с ограниченной ответственностью Полисиб-2001
Период аудита 03.10.2003г. - 14.10.2003г.
Количество человеко-часов 40
Руководитель аудиторской группы Кузина Н.И.
Состав аудиторской группы Кузина Н.И., Кузнецова Л.С.
Планируемый аудиторский риск 3%
Планируемый уровень существенности 90 тыс. руб.
п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация Период Исполнитель Рабочая документация
1. Анализ организации хозяйственной деятельности предприятия и методика расчета и учета заработной платы 03.10 Кузнецова Л.С. Аналитический обзор
2. Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной заработной платы 04.10-05.10 Кузина Н.И. Аналитические таблицы
3. Проверка состава ФОТ их распределения и достоверности отражения на счетах бухгалтерского учета 08.10-09.10 Кузина Н.И. Аналитические таблицы
4 Обобщение пересчета за проверяемый период 10.10-12.10 Кузина Н.И. Аналитичес
кие таблицы
5. Подготовка и печать отчета 14.10 Кузнецова Л.С.
Кузина Н.И.
Отчет

Руководитель аудиторской фирмы _____________ Кузнецова Л.С.
Руководитель аудиторской группы _____________ Кузина Н.И.
Рабочие документы по аудиторской проверке организации формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:

  • предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
  • объект проверки узконаправленный;
  • организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу 1С.

План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

  • составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;
  • составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;
  • использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

По полученным в процессе тестирования результатам можно сделать выводы о том, что эффективность системы внутреннего контроля оплаты труда в ООО Полисиб-2001 находится на достаточно высоком уровне. В организации четко налажено взаимодействие между бухгалтерией и кадровой службой, приказы по личному составу доставляются в бухгалтерию сразу же после их подписания директором.

Расчеты по оплате труда и удержаниях из заработной платы находятся под личным контролем главного бухгалтера.

Проверка соблюдения норм трудового законодательства

В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Понятие заработная плата наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Заработная плата это выраженная в денежной форме стоимость рабочей силы за соответствующее количество и качество труда, включенная в себестоимость продукции.
Основной функцией заработной платы является воспроизводство рабочей силы. У каждого работника есть свой интерес, стимул или побудительный мотив к труду.

Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование.
Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей регулируется в нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) соблюдения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки:

  • выборочный;
  • хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм;
  • контрольные замеры объемов выполненных работ;
  • экспериментальные пробы различных форм оплаты труда.

В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.
Основным нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 25.07.2002 г. [3]. Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации [1], соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.
Аудитору необходимо проверить:

  • соблюдение актов трудового законодательства;
  • оформление сотрудников при приеме и увольнении;
  • учет рабочего времени;
  • построение системы оплаты труда;
  • выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации.

Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства использована рабочая таблица (табл. 2.3)
Таблица 2.3
Аудиторская проверка трудового законодательства

Перечень процедур Источники информации Заключение
1. Проверка правильности приема на работу, увольнения сотрудников Приказы, контракты, трудовые соглашения, личные карточки Нарушений нет
2. Проверка правильности соблюдения численности работников, утвержденной руководителем Табель учета рабочего времени, штатное расписание Нарушений нет
3. Проверка обеспеченности кадрами необходимой квалификации и подготовка Приказы о приеме, увольнении, отчеты о подготовке и повышении квалификации работников Работники бухгалтерии ежегодно обучаются на семинарах
4. Проверка правильности учета рабочего времени, соблюдения режима работы Табель учета использования рабочего времени Нарушений нет
5. Проверка соблюдения графиков отпусков График отпусков Нарушений нет
6. Проверка выполнения внутреннего трудового распорядка, состояния трудовой дисциплины Коллективный договор, положение об оплате труда, правила внутреннего распорядка Нарушений нет

При приеме на работу штатных работников издается приказ, в котором определен оклад и испытательный срок (2 месяца). С внештатными работниками заключается трудовое соглашение на выполнение конкретной работы с установлением фиксированной оплаты труда. По окончании выполнения работы составляется акт о выполненных работах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО Полисиб-2001 нарушений трудового законодательства по оплате труда нет.

Аудит начислений и удержаний из заработной платы

Основные принципы и порядок организации учета оплаты труда регулируются Федеральным законом о бухгалтерском учете 129-ФЗ [11], согласно которому всехозяйственные операции, в том числе и учет заработной платы, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты [12]:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Согласно ст. 255 Расходы на оплату труда Налогового кодекса РФ [2] к расходам предприятия на оплату труда относятся:

    1. Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
    2. Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
    3. Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    4. Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательство Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам организации в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);
    5. Стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
    6. Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
    7. Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей;
    8. Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
    9. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
    10. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    11. Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    12. Надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
    13. Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;
    14. Расходы на оплату за время вынужденного прогула или время выполнения ниже оплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    15. Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;
    16. Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;
    17. Суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;
    18. Суммы, начисленные для работы в организации согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями, как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям
    19. Начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    20. Расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
    21. Расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенными с индивидуальными предпринимателями;
    22. Доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
    23. Другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Выдача заработной платы производится по платежным ведомостям в установленные на предприятии дни месяца.



Содержание раздела