d9e5a92d

Основные этапы аудиторской проверки

Система учета и контроля, организованная у любого экономического субъекта, должна быть действенной, но одновременно достаточно дешевой. Следовательно, изначально существует и определенный риск не предупреждения или необнаружения ошибок или других существенных некорректностей в этой системе.
Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта, которые являются взаимодополняющими категориями:
а) высокой надежности соответствует низкий риск;
б) средней надежности соответствует средний риск;
в) низкой надежности соответствует высокий риск.
Аудитор обязан в ходе аудита изучить и оценить систему внутреннего контроля экономического субъекта, контрольную среду и отдельные средства контроля, Эту работу необходимо проводить в три этапа:
а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;
б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.
Для оценки риска средств контроля применяются специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля, которые позволяют убедится в том:
а) надежно ли работают предусмотренные на предприятии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способны ли эти системы эффективно препятствовать появлению существенных искажений бухгалтерской отчетности и выявлять их;
б) работают ли средства контроля с одинаковой эффективностью на протяжении всего отчетного периода.
Тестирование средств контроля может включать в себя:
а) проверку документов, отражающих проведение финансово хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;
б) опросы и наблюдение за оформлением операций с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого;
в) использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.
При анализе результатов тестирования средств контроля необходимо принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это может быть связано со следующими факторами:
а) кратковременная замена учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля, в связи с отпуском или болезнью;
б) особенности работы бухгалтерии экономического субъекта, отражающие сезонные периоды работы повышенной интенсивности;
в) появление ошибок, имеющих единичный и случайный характер.
Тестирование средств контроля производится во всех случаях, кроме тех, когда риск средств контроля оценивается как высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при подготовке своего мнения на определенные средства контроля, тем тщательнее он должен проверять их надежность и эффективность.
При оценке риска средств контроля можно использовать данные аудита прошлых лет, однако, при этом необходимо убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году для соответствующих средств контроля, справедливы и для проверяемого года.
Результаты оценки риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки (если таковые имеются) в рабочей документации по проверке.

Риск необнаружения


Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.
На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля можно определить допустимый в работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:
а) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;


б) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.
Допустимые значения риска необнаружения для различных соотношений внутрихозяйственного риска и риска средств контроля приведены в таблице 4.
Таблица 4
Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

Аудиторская организация оценивает риск средств контроля как
Высокий Средний Низкий
При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет:
Аудиторская организация оценивает внутрихозяйственный риск как: Высокий Наинижайший Ниже Средний
Средний Ниже Средний Выше
Низкий Средний Выше Наивысший


Если требуется снизить риск необнаружения, то необходимо: а) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;
б) увеличить затраты времени на проверку;
в) повысить объемы аудиторских выборок.
Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском


При планировании аудита необходимо учесть факторы, которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня существенности принимается для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, выясняется, какие статьи учета будут изучаться особенно внимательно и в каких случаях будет применяться аудиторская выборка и (или) аналитические процедуры с тем, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
При планировании также принимается во внимание то, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:
а) чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск;
б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
В случае, если по ходу выполнения аудиторской проверки аудитор принимает решение об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска необнаружения следующим образом:
а) снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть выполнение в ходе проверки дополнительных процедур тестирования средств контроля;
б) снизить, если это возможно, риск необнаружения (см. п. 4.).
При этом следует иметь в виду, что значения внутрихозяйственного риска остаются постоянными и могут измениться лишь в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки общего плана проверки.
Таким образом, существуют отдельные виды аудиторских рисков, которые необходимо учитывать при проведении аудиторских проверок. Вместе с тем, необходимо отметить, что данный порядок определения аудиторского риска приведен для образца и имеет рекомендательный характер.

Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных требований Правила (стандарт) аудиторской деятельности Существенность и аудиторский риск разработать собственный порядок его определения.
Если окажется что при проверке экономического субъекта аудиторский риск высок, то аудиторская фирма делает вывод у данного клиента при подтверждении отчета предстоит большой объем работы, а это, в свою очередь, накладывает на работу аудиторов временные и стоимостные границы, поскольку проверка должна проводиться в относительно ограниченный промежуток времени и стоимость аудиторских услуг зависит от затраченного рабочего времени. Таким образом, при проведении аудита необходимо предпринимать меры для того, чтобы аудиторский риск был снижен до разумно-минимального уровня.
Если аудитор не в состоянии снизить аудиторский риск до приемлемого уровня, то это может повлечь за собой выдачу ошибочного заключения или служить основанием для подготовки по итогам проверки заключения, отличного от безусловно положительного.
Подобное присутствие постоянного риска выдачи ошибочного заключения повышает значение правильного юридического оформления договора на предоставление аудиторских услуг. Необходимо четко разграничить и зафиксировать обязанности и ответственность клиента и обязанности и ответственность аудитора, с тем чтобы впоследствии при возникновении спорной ситуации стороны могли надежно защитить свои интересы.

Экономический субъект по отношению к аудитору выполняет обязательства по созданию необходимых условий для проведения проверки, предоставлению всего объема требуемой информации, отвечает за ее достоверность.

Основные этапы аудиторской проверки


Содержание программы аудита
Начальным этапом аудиторской проверки является планирование. На этапе планирования необходимо решить следующие вопросы:

  • оценить риск аудита;
  • подписать договор с клиентом;
  • собрать и обобщить общие сведения о клиенте;
  • описать состояние и постановку бухгалтерского учета;
  • описать компьютерную систему клиента;
  • провести предварительный обзор баланса;
  • выявить допустимые интервалы погрешностей;
  • сделать заключение о риске и аудиторской стратегии;
  • выработать стратегию по обслуживанию клиента;
  • осуществить обзор внутреннего контроля;
  • составить график представления клиентом документов для аудита.

Следующим этапом аудиторской проверки является управление. На этапе управления осуществляются следующие действия:

  • проводится согласование организационных вопросов;
  • составляется график проведения аудита;
  • проводится распределение персонала;
  • составляется и утверждается финансовый план аудита;
  • проводится общая переписка.

На этапе составления заключения аудитор должен провести следующие мероприятия:

  • проверить бухгалтерский баланс клиента;
  • составить предварительный аудиторский отчет;
  • составить отчет по налогам;
  • сформулировать вопросы, требующие дальнейшего обсуждения;
  • зафиксировать замечания по файлу;
  • выявить ошибки, не требующие обязательного исправления в зависимости от общего эффекта;
  • получить письменное объяснение руководства (клиента).

После этого осуществляется завершающая программа. Составляется рабочий баланс, оборотный баланс, вносятся
исправления. На основании полученных результатов аудитор составляет письмо-рекомендацию.

В рамках решения общих вопросов осуществляется проверка бухгалтерских книг и записей, а также протоколов и смет.
В рамках реализации программы аудита баланса осуществляется аудит по следующим составляющим: прибыль, нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с другими дебиторами, денежные средства и банковские кредиты, расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с другими кредиторами, фонды, расчеты с бюджетом.

Контроль качества работы аудиторов


Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, т.е менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учеZных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.
Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.
Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.
Делегирование полномочий обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.
Надзор обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.
Проверка проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:

  • определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность); профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;
  • текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества. Высокое качество аудита обеспечивает: обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;
  • наличием жесткой системы внешнего контроля качества (налоговая инспекция и полиция).

Аудиторские доказательства


Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в процессе проверки и по ее результатам, становится аудиторской информацией. Часть информации документы или их копии относится к аудиторским доказательствам.

Аудиторские доказательства это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, служащие обоснованием аудиторского заключения.
Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств это их ценность для разрешения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом конкретном случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска.

В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними информация, полученная от клиента, внешними информация, полученная от третьих лиц и организаций, и смешанными информация, полученная от клиента и подтвержденная внешним источником. Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства (например, выписки из банковского счета клиента), затем смешанные и, наконец, внутренние доказательства.
Качество аудиторских доказательств зависит от их источника. Они могут быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента и третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитором за выполнением учетных и других операций на предприятии. По степени надежности и достоверности наиболее ценны доказательства, полученные самим аудитором.

Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах.
Аудиторский риск, то есть риск принятия неверного решения, уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, то аудитор должен использовать углубленные процедуры сбора информации и обрести уверенность в достоверности собранных доказательств и обоснованности выводов.
Если аудитор не в состоянии собрать достаточные доказательства, то он должен отразить этот факт в отчете и заключении.
Важно сохранить соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств и их значимостью. Если, например, система внутреннего контроля клиента достаточно надежна, то аудитор может отказаться от дорогостоящей сплошной инвентаризации активов и провести ее выборочно.

Если аудитор считает их необходимыми, то сложность и дороговизна аудиторских процедур не должны препятствовать их проведению.
Собирая доказательства, аудиторы должны использовать следующие процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной.
Наблюдение или участие в инвентаризации различных активов клиента. Инвентаризация рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса и фактов совершения хозяйственных операций.

Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогает правильно оценить организацию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии.
Наблюдение за осуществлением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура несложна, но также важна для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
Проверка достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций путем получения письменного подтверждения от третьих сторон. Возможно получение и устного подтверждения, но оно менее надежно.

Письменное подтверждение должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя клиент по согласованию с аудитором должен обращаться к третьей стороне за подтверждением.
Устный опрос персонала и руководства предприятия клиента и получение письменных представлений. Как правило, эти процедуры используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится с предприятием и планирует проверку; могут быть подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, состояния документооборота и т. п.), в которых аудиторы могут вносить ответы опрошенных лиц. Письменные представления от клиента, как правило, посвящены вопросам, которые необходимо документировать (например, о невозможности передачи той или иной информации).

Письменное представление составляется на бланке и заверяется подписями руководителей предприятия.
Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц. Проводя эту процедуру, обращают внимание на правильность составления и оформления документов, а также на точность и своевременность их отражения в бухгалтерском учете.
Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента. Информация, полученная в ходе такой проверки, остается внутренней, и ее достоверность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля клиента.
Аналитические процедуры, т.е. анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных фактов и показателей и исследование причин их возникновения. Типичные виды аналитических процедур:

  • сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды;
  • сопоставление показателей учета финансовой отчетности с прогнозировавшимися руководством предприятия показателями;
  • оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
  • сопоставление финансовых показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми;
  • сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах).

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор должен в плане проверки предусмотреть, какие процедуры и в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.
Собранные аудиторские доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах.

Документация аудитора


Вся документация аудитора, подготавдиваемая перед началом и в ходе проверки, относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.
Опытные аудиторы готовят рабочие бумаги полно и подробно, как правило, ими собираются:

  • информация об организационной структуре предприятия; выдержки из юридических документов, соглашений и собраний или их копий;
  • обоснование процесса планирования аудита на данном предприятии;
  • информация о результатах изучения и оценки системы учета и внутреннего контроля (в форме описаний, документов и т.п.);
  • анализы сделок и остатков по счетам;
  • анализы важных показателей и трендов, характеризующих тенденции развития финансовых или иных процессов;
  • информация о сущности, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также об их результатах;
  • доказательства того, что выполненная ассистентами работа была проверена и проанализирована аудитором; информация о том, кто и когда выполнил аудиторские процедуры; копии бесед аудиторов с экспертами, консультантами и другими представителями третьей стороны;
  • копии писем, переданных аудитором своему клиенту, в том числе по своим обязательствам и недостаткам системы внутреннего контроля;
  • письма, полученные от клиента или его представителей;
  • заключения, разъяснения, представленные аудитору, касающиеся наиболее важных аспектов аудита, в том числе различные необычные вопросы и исключения;
  • копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а также аудиторских заключений, справок, актов по этой отчетности.

Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках так называемых досье на клиента. Досье разделяют на текущие, постоянные и специальные.
Текущее досье содержит документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки, определение вопросов и проблем, перенесенных из предыдущего аудита, а также тех, нH которые следует обратить внимание в последующем аудите.
Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита на протяжении длительного времени. Как правило, к ней относятся:
1) организационная информация, установленная законом:

  • данные об акционерах;
  • данные о директорах;
  • данные о секретаре;
  • местонахождение органа управления делами;
  • копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации;

2) информация о предприятии и его деятельности:

  • основные виды деятельности и размещение дочерних предприятий и филиалов;
  • конкретное законодательство и правила;
  • история предприятия;
  • сводка прошлых результатов;
  • характеристика основного персонала;
  • описание особенностей бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • схемы организации управления;
  • схемы последовательности операций;

3) подробности договора о сотрудничестве:

  • копии договора о проведении аудиторской проверки и выполнении других работ;
  • подробности особых требований к аудиту;
  • подробности неаудиторских услуг;

4) информация для аудита:

  • контакты клиента;
  • банковская информация;
  • информация о юристах;
  • основной аудиторский персонал;
  • адреса мест проведения аудита;

5) важные соглашения:

  • торговые договоры;
  • договоры о продаже в рассрочку или аренде;
  • договоры о ссудах;

6) особенности налогообложения клиента.



Содержание раздела