d9e5a92d

Единый социальный налог

В соответствии с действующим законодательством по труду из сумм начисленной оплаты труда работников ООО Регионтралснаб в пользу бюджета удерживается подоходный налог: 1. Из начисленной заработной платы производят стандартные вычеты такие как: необлагаемый минимум дохода в размере 400 руб., расходы на содержание одного ребёнка - 300 руб., а также налоговые вычеты, предусмотренные в п.2.3 ст. 221 НК РФ.
Работнику начислено за октябрь 11139,84руб. - 4000,00 руб. общая сумма вычетов с начала года (необлагаемый минимум дохода с начала года) = = 7139,84 руб. - этим определяют налоговую базу.
2. Из полученной налоговой базы исчисляют налог на доходы физических лиц 7139,84 х 13% = 928,18 руб.
Индивидуальные налоговые карточки заполняются на основании расчетно- платежной документации с начала года нарастающим итогом (см. Приложение 6).

Единый социальный налог


С 2001 года бухгалтерам приходится вести учет выплат, произведенных в пользу физических лиц (работников и иных), не только в целях исчисления налога на доходы физических лиц, но и для расчета единого социального налога. Единый социальный налог взимается на всей территории Российской федерации. Учет единого социального налога (взноса) ведется по дебету счетов: 20 Основное производство, 44 Расходы на продажу; по кредиту счета 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению/ субсчета 1,2,3.
Таблица 1.7

(в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации)
с 1 января 2002 года
1 2 3 4 5
Налогоплательщики Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Срок уплаты


Продолжение таблицы 1.7

1 2 3 4 5
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации;
индивидуальные предприниматели;
родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников календар-
ный год
отчетным периодом признается календар-
ный месяц
для налого-платель-щиков-
работода-
телей;
для налогоплательщиков не являющихся работода-
телями
физические лица. выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско- правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 НК РФ, выплаченных за налоговый период в пользу работников.
2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. доходы от
предпринимательской либо иной профессио-
нальной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента
сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 НК РФ


Таблица 1.8
Ставки единого социального налога (взноса). Для работодателей, производящих выплаты наемным работникам, а также для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц:

Налоговая
база
Пенсионный
Фонд
Фонд
социального
Фонды обязательного
медицинского страхования
Итого
на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Российской Федерации страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориаль-
ные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
до 100000 руб. 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6%
от 100001 руб.
до 300000 руб.
28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. 4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. 200 + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб. 3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб. 35600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100000 руб.
от 300001 руб.
до 600000 руб.
59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб. 75600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300000 руб.

Ставки, предусмотренные пунктом 1, применяются при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50000 рублей. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.



Налогоплательщики, не соответствующие критерию, установленному частью первой настоящего пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
При определении условий, предусмотренных настоящим пунктом, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) (далее - Индивидуальная карточка) и порядок ее заполнения утверждены Приказом МНС России от 27 февраля 2001 г. N БГ-3-07/63. Заполнение основного раздела Индивидуальной карточки производится в следующем порядке:
В графе 2 Начислено выплат и иных вознаграждений по всем основаниям, всего указываются все суммы, которые были начислены работнику независимо от того, что какие-либо выплаты не подлежат включению в налоговую базу.
Согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст.

221 НК РФ, - профессиональных вычетов. Это означает, что в графе 2 Индивидуальной карточки сумма вознаграждения указывается уже с учетом указанных вычетов.
Все показатели Индивидуальной карточки отражаются в полных рублях по правилам округления:
суммы менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Графы 3-10 Индивидуальной карточки предназначены для отражения сумм выплат, которые не подлежат обложению единым социальным налогом.
При этом графы 3-8 объединены в раздел Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды.
В соответствии с утвержденной формой Индивидуальной карточки в графе 3 должна быть указана общая сумма выплат, не подлежащих налогообложению во все фонды. То есть значение данной графы является суммой значений, указанных в графах 4-8.

Однако легко увидеть, что ни одна из указанных граф не предназначена для отражения в ней сумм, полностью освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ, в том числе пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС, компенсационных выплат и т. п.
Предприятиям следует в графе 3 Индивидуальной карточки отражать суммы выплат, полностью не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ.

Поскольку п. 3 Приказа МНС России от 27 февраля 2001 г. N БГ-3-07/63 рассматриваемая форма лишь рекомендована для применения предприятиями, то самостоятельное внесение в нее необходимых уточнений и изменений не может рассматриваться как нарушение со стороны предприятия.
В графе 4 указываются суммы выплат в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в части, не превышающей 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 236 ПК РФ. Кроме того, в графе 4 указываются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2001 год, - суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемые военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ (если указанные лица являются работниками названных в ст.

25 Федерального закона N 150-ФЗ министерств и ведомств).
Графа 5 может заполняться только организациями, финансируемыми за счет бюджетов.
Графа 6 заполняется только профсоюзными организациями. В этой графе указываются выплаты, не подлежащие налогообложению в соответствии с подп.

13 п. 1 ст. 238 ПК РФ, - выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.
В графе 7 указываются суммы, не облагаемые налогом в соответствии со ст. 239 НК РФ, в том числе суммы, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или 111 группы.
В графе 8 указываются суммы выплат, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, которые согласно п. 4 ст. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения.
Порядок применения п. 4 ст. 236 НК РФ разъяснен в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465 в ред.

Приказа МНС России от 28 апреля 2001 г. N БГ-3-07/138.
В графе 9 указываются выплаты, которые не подлежат обложению единым социальным налогом в части, подлежащей зачислению в ПФР в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2001 год: суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. В графе 9 могут быть также отражены льготы, предусмотренные п. 2 ст. 239 ПК РФ.

Согласно названному пункту работодатели освобождаются от уплаты налога с выплат, произведенных в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, в той части, которая подлежит зачислению во внебюджетный фонд, на выплаты из которого работник, не являющийся гражданином РФ, не имеет права.
В графе 10 отражаются суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам, которые не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в ФСС РФ, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ.
Налоговая база рассчитывается отдельно для ПФР и ОМС (графа 11) и для ФСС (графа 12). Если предприятие не производило выплат по договорам гражданско-правового, характера (со всеми работниками заключены трудовые договоры), то значение граф 11 и 12 совпадают. Графа 11 = графа 2 - графа 3 - графа 9.
Графы 13-16 предназначены для отражения в них рассчитанных по ставкам, установленным п. 1 ст. 241 НК РФ, сумм налога по каждому фонду.

Сумма начисленного налога определяется нарастающим итогом с начала года путем умножения значений, указанных в графах 11, 12, на соответствующую ставку налога. В графе 17 указываются суммы начисленных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ (по данным налогоплательщика).
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ по итогам каждого отчетного периода (календарного месяца) работодатели производят исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года по отчетный месяц включительно.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Порядок заполнения Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) для организаций, выступающих в качестве работодателей (кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), утвержден Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/469.
Рассмотрим на примере расчет единого социального налога в 000 Регинтралснаб:
В индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса), от общей суммы начисления по ставкам, указанным во 2 гл. НК РФ высчитываем:
отчисления в части пенсионный фонд 1 495,01 х 28,0 % =418,60 руб.
отчисления единого социального налога в части медицинского федерального фонда 1 495,01 х 0,2% = 2,99 руб.
отчисления единого социального налога в части медицинского территориального фонда 1 495,01 х 3,4 % =50,83 руб.
отчисления в части фонда социального страхования 1 495,01 х 4/о= 59,80 руб.
Затем начисления по фондам, по каждому работнику суммируются и производится отчисление единого социального налога по платежным поручениям.
Бланки с расчетами представлены в приложении 7.

Анализ расчетов предприятия с бюджетом

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин анализ происходит от греческого слова analyzis, что в переводе означает разделяю, расчленяю.

Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.
В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования.

Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.
Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ органически вписывается в практику управления хозяйством на уровне как предприятия, так и национальной экономики. Постепенно разрабатываются самостоятельные направления методологии экономического анализа:
сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-математический, функционально-стоимостный и т.д. Большой вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты, как М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, С.Б.Барнгольц, П.И.Савичев, М.Ф.Дьячков, А.Ш.Маргулис, А.И.Муравьев, В.И.Самборский, Н.В.Дембинский, Г.М.Таций, Н.Г.Чумаченко, В.И.Стражев, С.Г.Овсянников, Н.А.Русак, Л.И.Кравченко, Б.И.Майданчик, А.Ф.Аксененко и многие другие.
Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития.

Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику .
Что касается перспектив прикладного характера, то анализ хозяйственной деятельности постепенно займет ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе.

Задачи и источники информационного обеспечения анализа

Цель финансового анализа оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период по сравнению с предыдущим годом. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме 2 Отчет о прибылях и убытках годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. (см. Приложение 4) К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы 2 Отчета о прибылях и убытках могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток) от прочей ; реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
В форме 2 Отчеты о прибылях и убытках по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период отчетного прошлого.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, и расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.
Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересует только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли.
Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с этим сокращается объем производства продукции, и как, результат, поступление средств в бюджетные организации.
Анализ экономических результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. горизонтальный анализ показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (что принято называть вертикальным анализом показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. трендовый анализ показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
- анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
- оценка качества показателей прибыли;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
- анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
- анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

Анализ и оценка налога на прибыль


Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, аналитического бухгалтерского учета по счету 99 Прибыли и убытки, расчетов налогов на имущество, на прибыль, на доходы и др. Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагамая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль.
Для исчисления облагаемой налогом прибыли прибыль отчетного года уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет, доходов, дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, но не более 15% уставного капитала, льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли




Содержание раздела