d9e5a92d

ТЕМА 28. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ


Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:

  • причины особого значения международной торговли для микроэкономического благополучия нации;
  • в чем заключается закон сравнительного (компаративного) преимущества;
  • как определяются цены в международной торговле;
  • как власти вмешиваются во внутреннюю торговлю, с тем, чтобы защитить национальные отрасли от иностранной конкуренции.

Земля и другие природные ресурсы распределены на нашей планете весьма неравномерно. Россия имеет, за редкими исключениями, практически все необходимое для производства товаров и услуг. Зато Япония испытывает огромный дефицит минеральных ресурсов и земли. Саудовская Аравия почти лишена пригодной для земледелия земли, но обладает впечатляющими запасами нефти. Но даже если у страны есть все необходимые ресурсы, как, например, у России, всегда имеются какие-то важные природные отличия, которые вынуждают эту страну вступать в торговые отношения с другими странами.

Так, российский климат не позволяет нам самим получать кофе, какао, тропические плоды и фрукты и т. д. Существенную роль в развитии торговли играет общий квалификационный уровень нации, ее особенности в сфере развития различных профессий. Мастерство новозеландского фермера подсказывает и страновую специализацию Новой Зеландии фермерство.
Если бы маленькая страна пыталась сама производить каждое необходимое благо, создавая весь спектр отраслей, то ни одна из этих отраслей не смогла бы достичь масштаба, который позволял бы использовать технологию массового производства. Но, несмотря на экономические противопоказания, и сегодня есть немало примеров, когда маленькие страны по каким-либо политическим мотивам организуют собственные международные авиалинии или даже металлургические заводы. Эти предприятия, как правило, выживают за счет государственных субсидий, т. е. истощают, а не пополняют бюджет своей страны.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что международная торговля является следствием стремления стран использовать многочисленные преимущества специализации. Международная специализация применение трудовых и других факторных ресурсов нации для того, чтобы производить такие товары и услуги, которые наилучшим образом адаптированы к использованию этих факторных ресурсов.
§ 141. ИСТОЧНИКИ ВЫГОД, КОТОРЫЕ ДАЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Почти 200 лет назад А. Смит выступал с жесткой критикой властей, пытавшихся в интересах узких групп лендлордов ввести ограничения во внешней торговле. Д. Рикардо тоже внес огромный вклад в эту борьбу.

Отмена тарифов на импорт зерна в Англию и постепенная эволюция этой страны свободной торговле результат публицистической и научной деятельности великих английских экономистов. Выгоды от торговли в целом сводятся к увеличению объема впускаемой продукции. Это происходит на всех уровнях вследствие торговли между индивидами, между регионами и между странами. Без торговли отдельный человек должен сам производить все, но производить чрезвычайно мало, испытывая крайнюю нужду.

С торговлей он удовлетворяет все свои нужды. Эта же логика относится и к региону, и к нации.
К сожалению, многие люди верят в то, что нация может выиграть от торговли только за счет другой нации. Это очень старое заблуждение. Сторонники протекционизма (которых и сегодня немало везде, включая Россию) всегда доказывали, что набор благ не увеличивается вследствие торговли и после обмена остается тем же, что и до него.

Поэтому, дескать, если одна нация выигрывает от обмена, то другая должна обязательно потерять.
А как же все-таки могут возникнуть выгоды для обеих сторон в обмене, если объем благ от этого не увеличивается? Они возникнут потому, что каждая из сторон получает в ходе обмена блага, необходимые именно ей. Конечно, когда Россия продает Украине природный газ, а покупает сахарный песок, то ни того, ни другого в результате этого обмена не становится больше, но каждая страна получает то, что она ценит больше, а отдает то, что она ценит меньше.

Добровольная торговля является взаимовыгодной деятельностью.
Но если логика торговли одинакова как в обмене между регионами, так и между странами, то почему мы должны специально изучать международную торговлю? Для этого есть несколько причин. Во-первых, внутренняя торговля происходит при наличии лишь одного правительства, а внешняя торговля вовлекает в политику два и более правительств.



При этом каждое из них обеспокоено благосостоянием своих граждан, но отнюдь не обеспокоено благосостоянием граждан других стран. Внутренняя торговля, по определению, должна быть свободной (хотя в постсоветской России мы знаем много примеров самодурства местных властей, запрещающих, например, картофель из «своей» области А везти в «чужую» область Б). Международная торговля до сих пор идет под знаком противоборств, создающих постоянные препятствия для свободной международной торговли. Во-вторых, вся внутренняя торговля идет с применением только национальной валюты. Но международная торговля неизбежно вовлекает применение двух и более валют в обслуживание торговых операций, что требует определенных регулирующих мер.

В-третьих, для трудовых и капитальных ресурсов не составляет трудностей передвигаться внутри страны (правда, в России миграция населения крайне затруднена вследствие острого дефицита жилья). Однако такие передвижения между двумя и более странами до сих пор подвергаются существенным ограничивающим мерам.
§ 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО (КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА Выгоды от международной специализации и торговли совершенно понятны во всех случаях, когда страны-партнеры имеют явные преимущества в каком-либо виде производства. Например, всем известно, что Бразилия производит кофе и обеспечивает им едва ли не весь мир. Но она импортирует платформы для освоения шельфовых месторождений.

Здесь все правильно: в Бразилии кофе производится при меньших затратах факторных ресурсов, чем в Канаде или в США, но зато Бразилия не смогла бы произвести платформу при тех затратах, которые осуществляют в этих целях в США. Таким образом, у Бразилии имеется абсолютное преимущество в производстве кофе, а у США в производстве платформ. Совершенно очевидно, что обе страны только выиграют, если сосредоточатся на производстве продукции, по которой у них есть абсолютное преимущество, а затем будут продавать эту продукцию в другие страны.

Абсолютное преимущество в международной торговле способность страны А производить благо более эффективно (т. е. с большей продукцией на единицу применяемых факторных ресурсов), чем это делает страна В. Обладание такой способностью вовсе не означает» что страна А может успешно экспортировать данное благо в страну В. При этой ситуации страна В все еще может иметь сравнительное преимущество по этому же виду блага.
Последнее замечание означает, что две страны могут в целом получать выгоду от торговли даже в том случае, если одна из них более эффективна, чем другая, в производстве всех товаров и услуг. Эта идея впервые была высказана почти 175 лет назад Д. Рикардо. Допустим, что в двух странах для производства компьютеров и телевизоров применяется только один факторный ресурс труд. При этом страна А имеет абсолютное преимущество в производстве обоих товаров. Она может производить либо 50 компьютеров, либо 50 телевизоров в год.

Но вторая страна (В) может производить только 10 компьютеров или 40 телевизоров в год. Может ли страна А при этих первоначальных условиях торговать со страной В этими товарами?
Да, может. Несмотря на то что страна А имеет абсолютное преимущество и производит оба товара более эффективно, чем страна В, она имеет сравнительное преимущество в производстве компьютеров, но сравнительное преимущество в производстве телевизоров принадлежит стране В. Страна А может производить 50 телевизоров, в то время как страна В может производить только 40 телевизоров. Это означает, что страна А на 25% эффективнее, чем страна В в производстве телевизоров. Но вместе с тем страна А в 5 раз эффективнее в производстве компьютеров, чем страна В. Таким образом, конкурентные возможности страны А более значительны в производстве компьютеров, чем телевизоров. Страна А имеет очевидное сравнительное преимущество по компьютерам.

Страна А, для того чтобы произвести один лишний компьютер, должна пожертвовать одним телевизором (1 : 1). Но страна В, для того чтобы произвести один лишний компьютер, должна пожертвовать 4 телевизорами (1 : 4). Зато страна А, для того чтобы произвести один дополнительный телевизор, должна отказаться от одного компьютера (1 : 1), а страна В лишь от 0,25 компьютера (4 : 1).
Следовательно, у страны В есть сравнительное преимущество по телевизорам. Поэтому обе страны должны сконцентрировать свои усилия: одна на компьютерах, а другая на телевизорах.
Как видно из табл. 27-1, благодаря специализации и торговле обе страны вместе теперь производят больше и компьютеров, и телевизоров. Когда каждая страна создает то, что она может производить лучше других, все страны получают выгоды, потому что больший объем каждого из благ может быть достигнут без увеличения применяемых факторных ресурсов.



Содержание раздела