d9e5a92d

Сфера охвачена коррумпированностью.


В итоге, по разным подсчетам, от 40—50% ВВП России создается в теневом секторе народного хозяйства. Особую опасность представляет для нашей страны организованная преступность. Она, как правило, действует в хозяйственной сфере и олицетворяет собой наиболее криминальный элемент российского частного бизнеса. За 90-е годы организованная преступность выросла во много раз: если в 1990 г., по статистике МВД, в стране было 785 преступных группировок, то на начало 1999 г. — уже около 10 000'.
Массовое нарушение законности свойственно нашим частным собственникам не только в экономической области, но и в социальной и духовной сферах. Это наиболее ярко проявляется во время разнообразных избирательных кампаний, а также в области образования и медицины, при сделках с художественными ценностями.
Конечно, буржуазная собственность в любой стране и в любой период в той или иной мере отличается криминальным характером2. Но сейчас в этом отношении мы, как^говорится, оказались впереди планеты всей. По данным ООН, уровень коррумпированности общественной жизни выше только в нескольких слаборазвитых африканских и южноамериканских странах.
В-пятых, частная собственность в современной России очень слабо подвергается государственному регулированию, особенно по сравнению с наиболее развитыми странами. Главная причина, видимо, в том, что наши властные структуры в целом находятся под сильным влиянием крупного бизнеса (прежде всего монополистического), а он сейчас заинтересован в максимальной свободе действий.
Явную недостаточность государственного регулирования частной собственности в нашей стране можно подтвердить мно-
1 Там же.
2 В мировой художественной литературе это убедительно и детально показано,например, в Трилогии желания Т. Драйзера.
9 Общая теория собственности
233
гими фактами. Таково прежде всего невмешательство властных структур в антиобщественные действия нефтяных, газовых, энергетических компаний, что особенно наглядно проявляется в области ценообразования. Названные компании время от времени необоснованно (только в интересах роста своих прибылей) повышают цены и тарифы на свою продукцию: так произошло, например, с ценами на бензин в середине 2002 г. Однако государственные органы (в том числе федеральные) на подобные явления фактически не реагируют. Нельзя не отметить также безуспешные попытки властей способствовать созданию эффективной системы коммерческих банков.

Государство не принимает действенных мер по ограничению излишнего посредничества в торговых операциях. Пассивно оно ведет себя и при социальных конфликтах в частном секторе, даже в тех случаях, когда дело доходит до прямых столкновений.
Слабая регулирующая роль властных структур во многом способствует появлению и усилению у российского бизнеса отмеченных выше негативных качеств, особенно его повышенной криминальности.
Состояние государственной собственности в современной России. До сих пор речь шла преимущественно о частно-индивидуальной и частно-групповой собственности в нашей стране, причем главным образом о крупной и средней. Однако здесь, разумеется, существуют и другие формы частного владения, которые тоже требуют к себе специального внимания.
Рассмотрим состояние государственной собственности в современной России. Этот вопрос нашел свое место именно в данном параграфе потому, что указанное присвоение понимается как проявление в основном частной собственности, точнее частно-классовой. В то же время оно настолько специфично, что не выделить его было бы неправомерно.
Государственная собственность в нашей стране за 90-е годы претерпела радикальные изменения. Речь идет прежде всего о качественных из них: из внешней формы общенародного достояния (хотя и очень незрелого) она превратилась в проявление частной собственности, главным образом крупной капиталистической (и тоже крайне неразвитой). Этот процесс протекал в глубинах нашей социальной жизни, скрыто, незаметно для широких слоев населения.

Неслучайно до сих пор российское государственное достояние чаще всего воспринимается как общенародное. В действительности это уже не так. Правда, оно выражает


234
реальное частное присвоение опосредованно (через политическую деятельность), но тем не менее выражает. Иначе и не может быть: в капиталистической стране и властные структуры, и их собственность также должны носить капиталистический характер. Это видно из нашей хозяйственной практики, когда многие государственные предприятия (в том числе крупные) передаются частным лицам в доверительное, фактически бесконтрольное, управление, а директора унитарных предприятий являются на деле полновластными их хозяевами.
Кроме качественных перемен, с российской государственной собственностью за 90-е годы произошли крупные количественные изменения — намного сократилось число ее объектов. Если в начале этого периода она охватывала примерно 90% основных производственных фондов, то уже в 1996 г. — только 14,3% всех предприятий, а к 2001 г. — всего 4,5% их1. К 1995 г. таких предприятий практически не осталось в черной металлургии, а через два года они перестали играть сколько-нибудь значимую роль в пищевой промышленности и цветной металлургии. По составу своих объектов современное государственное достояние в России складывается из казенных и унитарных предприятий, акционерных обществ, где властные органы имеют контрольный пакет акций, из предприятий и организаций социально-бытового назначения, учреждений науки и культуры, а также различных ведомственных зданий и сооружений.

Кроме того, сюда входит значительное зарубежное имущество.
Государственная собственность в России отличается низким уровнем организации. Уже отмечалось, что унитарные предприятия (официально, по закону полностью государственные) чаще всего фактически отданы в единоличное владение их директорам. Последние сами решают важнейшие вопросы деятельности таких предприятий: объем и номенклатуру продукции, цены на нее, даже распределение прибыли. Причем обычно распределяют ее в своих интересах, отчего госбюджет ежегодно недополучает, по данным Счетной палаты, десятки миллиардов рублей.

Кроме всего прочего, при такой системе у руководителей унитарных предприятий нет достаточных стимулов для инвестиций, для совершенствования производства — они и без этого живут неплохо2.
Столь же неорганизованно управляют российские властные структуры акционерными обществами, где они имеют контроль-
1 См.. Россия в цифрах. - М., 2001. - С. 158.
2 Подробнее об этом см.: Аргументы и факты. — 2002 — № 8. — С. 7.
9*
235
ные пакеты акций. Представители государства в таких АО, как правило, играют чисто формальную роль. Некоторые из них бывают на подведомственных предприятиях лишь раз в год — на общем собрании акционеров.
Особо стоит сказать об организации оплаты труда на государственных предприятиях. Здесь тоже господствует бесконтрольность. Так, по закону разница между зарплатой директора и рабочего низшего разряда не должна быть более, чем в 16 раз.

Однако на практике эта разница доходит до 100 раз, так что доходы руководителей нередко достигают 10 тыс. долларов1.
Неорганизованность, бесхозяйственность не могут не привести к значительной криминальности собственнических отношений в российском государственном секторе. Действительно эта Yфера охвачена коррумпированностью. Приведем такой обобщающий факт: за 90-е годы федеральная власть получила иностранных кредитов на сумму более 70 млрд долл., но их использование не привело к существенному улучшению ни народного хозяйства, ни жизненного уровня населения.

Возникает вопрос — на что же потрачена такая огромная сумма? На этот вопрос частично ответила Счетная палата России. В течение 1997 г. она провела массовую проверку использования бюджетных средств ведомствами всех уровней.

В результате выяснилось, что за этот год только федеральной собственности нанесен ущерб на сумму свыше 100 трлн руб. (в масштабе цен 1997 г.)2. Добавим, что злоупотребления обнаружены в том числе в таких известных и крупнейших федеральных компаниях, как РАО ЕЭС, Транснефть, Росвооружение.
Актуальной является проблема о перспективах государственной собственности. Российское руководство за 90-е годы неизменно проводит курс на все большее ее сокращение. Так, только за 2002 год намечалось приватизировать примерно 500 предприятий, в том числе немало крупных. В 2003 г. предполагается приватизировать 193 предприятия, 154 пакета акций других предприятий, 47 пакетов банковских акций3. Правительство планирует проводить подобную политику и в дальнейшем.

Обосновывается это тем, что государственная собственность в России функционирует неэффективно.
1 См.: Аргументы и факты. — 2002. — № 8. — С. 7.
2 См.: Экономика и жизнь. — 1998. — № 23. — С. 32.
3 См.: Аргументы и факты. — 2003. — № 10. — С. 6.
236
Однако с таким утверждением вряд ли можно полностью согласиться.
Во-первых, по подсчетам компетентных специалистов, в 1998—1999 гг. производительность труда на государственных промышленных предприятиях в целом была на 25—30% выше, чем на частно-индивидуальных и частно-групповых1.
Во-вторых, в государственном секторе нашего народного хозяйства выполняется свыше половины всех научных исследований и разработок, осуществляется большинство сделок по экспорту-импорту новых технологий.



Содержание раздела