d9e5a92d

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ


е. Y С G). Вследствие того, что налоговое сокращение не воздействует на S, кривая S на графике S/I не сдвигается. Значит, равновесная точка остается на месте. Вывод состоит в том, что при отсутствии ограничений на заимствование текущее снижение налогов наряду с компенсирующим увеличением будущих налогов не воздействует на S, I (инвестиции) и реальную R. Этот вывод о том, что бюджетный дефицит, вызванный снижением текущих налогов, не влияет на макроэкономическую ситуацию, известен как равенство Рикардо, который первым сделал этот вывод*.
Тем не менее, сегодня есть немало экономистов, которые считают, что бюджетный дефицит, создаваемый снижением налогов, сокращает S и повышает процентные ставки. Возможной причиной того, что дефицит госбюджета, вызванный налоговым сокращением, воздействует на S, является предположение о том, что некоторые домашние хозяйства, имеющие такое ограничение, расходуют весь текущий доход на текущее потребление. Если такое домашнее хозяйство получает прибавку вследствие снижения его текущего налога, оно потратит всю эту прибавку на дополнительное потребление.
Допустим, что половина из суммы сокращения налогов в 10 млрд р. досталась потребителям с ограничениями на заимствования. Если такие потребители используют эти 5 млрд р. на увеличение потребительских расходов (остальные потребители не изменяли своих расходов), то С увеличатся на 5 млрд р. и S снизятся (Y С G) на 5 млрд р. Таким образом, при ограничениях на заимствование снижение текущих налогов ведет к снижению S. 20-1 показывает воздействие налогового сокращения на экономику при наличии ограничений на заимствование.


20-1
Точка начального равновесия E1 где пересекаются кривые сбережений (S) и инвестиций (I). Так как снижение налогов при указанных ограничениях ведет к росту текущего потребления части потребителей, S снижаются, а кривая S сдвигается на S2. Объемы S и I понижаются, а ставка процента R повышается.

В этой ситуации рикардианское равенство не подтверждается, бюджетный дефицит вследствие сокращения налогов воздействует на экономику.
§ 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Теоретически система налогообложения не должна мешать людям распределять свое время и свои ресурсы так, чтобы это приносило им максимальную выгоду. Налоги, которые удовлетворяют данному условию, называют нейтральными налогами т. е. налогами, которые не подрывают структуру потребительских расходов, производство в фирмах, не толкают индивидов и фирмы к уклонению от уплаты налогов, не создают излишнего налогового бремени.

Нейтральный налог не толкает человека расходовать больше своих ресурсов на деловые командировки, на медицинскую помощь, уменьшать расходы на питание и одежду только потому, что командировки или медицинские услуги, например, не облагаются налогами, а одежда и продовольственные товары облагаются. Налоги не должны вынуждать людей и фирмы тратить больше времени и денег на поиски инвестиционного приложения своих ресурсов (как это было с активностью вокруг «МММ», «Селенги», «Властилины» и других жульнических организаций), что вроде бы снижает бремя налогов.
Идеальной формой нейтрального налога является подушный налог единовременный налог на всех индивидов независимо от уровня потребительских расходов, накопленного богатства и т.д. Он одинаков для бедных и богатых, старых и молодых. Он действительно нейтрален в том смысле, как мы его описали, но он, конечно, не выдерживает критики в отношении его справедливости: нельзя отбирать, может быть, последнее у бедняка или у старика. Поэтому в налоговых системах объектом налогообложения обычно являются доход, потребительские расходы, имущество.

Но эти налоги (подоходные, на продажи, имущественный, акцизы) искажают цены производителей, относительные цены, вынуждают людей отказываться от производственной деятельности. Они могут создавать излишнее налоговое бремя т. е. налоговое бремя, которое превышает необходимое бремя передачи части доходов в распоряжение государства. Излишнее бремя ведет к снижению экономической эффективности, так как подрывает существенное число рыночных операций (что снижает доходы индивидов, фирм, а затем через снижение налогов и доходы государства) либо уводит эти операции в теневой сектор экономики. Все это создает чистые потери потери.



Связанные с сокращением объема экономической деятельности из-за чрезмерных налогов.


20-2
20-2 показывает нам распределение налогового бремени между участниками экономической деятельности. До введения налога производилось и продавалось Q0 продукции по цене Р0. Вводится налог, который повышает затраты на Производство и сбыт Рt Рt.

Кривая S0 сдвигается на St.
Потребители снижают объем покупок. Обратите внимание, что рыночная цена растет не на Рt Рt, а лишь на Рt Р0. Таким образом, часть нового налога (Рt Р0) ложится на покупателя, а другая часть на продавца (Рt Рt). Треугольник АВС составит чистую потерю для всех участников.

Это потеря от сокращения объема операций и, следовательно, сокращения выигрыша для всех.
В нашем примере бремя нового налога ложится поровну на продавца и покупателя. Но пропорция распределения зависит от наклона кривой D. Если наклон кривой D круче (а наклон кривой S более пологий), то цена, включающая новый налог, увеличится на большую величину. Это возложит более значительную часть бремени на покупателей.

Если же наклон кривой D более плоский, рыночная цена увеличится в меньшей степени и основное налоговое бремя ляжет на продавцов.
В 80-е гг. круг макроэкономических концепций дополнился концепцией сторонников совокупного предложения «саплай-сайдерами». Они считают, что между уровнями предельных налоговых ставок и объемом экономической деятельности имеется очевидная взаимосвязь. Чем выше налоговые ставки, тем меньше объем деятельности и больше тех, кто пытается избежать налогообложения, тем больше людей уходит в так называемую теневую экономику, в нелегальный бизнес. Чем выше предельные ставки, тем более пологой становится кривая предложения труда.

Ставки налогов воздействуют на налоговую базу объем экономической деятельности, облагаемый налогами. Между двумя этими явлениями существует обратная связь: чем выше предельные налоговые ставки, тем уже налоговая база, и наоборот. Следовательно, ставки налогов могут воздействовать на макроэкономическую эффективность.
В любом обществе часть населения, зарабатывающая высокие и средние доходы, дает казне и основную массу налогов. Вместе с тем существует заблуждение, особенно подогреваемое политиками-популистами, о том, что можно основную часть налогов переложить с индивидов на бизнес. Это неверно.

В конечном счете, и налоги на бизнес тоже платятся потребителями.
Налоги в существенной степени отражают «цену» правительства, вернее, «цену» всей совокупности властей (деятельности властей) в стране. Точнее, такая «цена» включает упущенную выгоду от ресурсов, затраченных на производство благ, распределяемых властями, затраты на содержание налоговой системы, а также уже известное нам излишнее бремя от налогообложения. Так что расходы властей стоят даже больше, чем-то, что показывают статьи бюджетных расходов.
§ 112. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СОВОКУПНЫЙ СПРОС Существуют три очевидных канала воздействия бюджетного дефицита на экономику. Во-первых, госзакупки товаров и услуг (G), являясь частью совокупных расходов, прямо воздействуют на совокупный спрос (AD).

Во-вторых, социальные и другие трансферты (пенсии, пособия, процент по государственным облигациям и др.) увеличивают доход, который затем расходуется. В-третьих, налоги снижают доход, после чего снижается и спрос. Второе и третье оказывают на AD косвенное воздействие (через изменение доходов). Традиционно и в нашем предшествующем обсуждении государственные покупки товаров и услуг (G) рассматриваются как экзогенная переменная. Однако в реальности государственный сектор существенно реагирует на состояние экономики, особенно сильно реагируют трансферты и налоги.

Поэтому в макроэкономических исследованиях начали делать попытки построить модели, описывающие реакцию государственного сектора на экономические колебания. Уравнение, описывающее такую реакцию, обычно называют функцией реакции, а иногда правилом политики (так как государственные меры это та или иная политика, и если данная политика систематична, то она выглядит, как правило, игры).
Исходя из макроэкономических колебаний, важна не их реакция на уровень бюджетного дефицита, а то, как реагирует государственный бюджет. Например, государственные покупки товаров и услуг почти не реагируют на макроэкономические колебания (уровни обороноспособности, правопорядка, образования не могут изменяться под воздействием конъюнктуры). В ходе каждой рецессии правительства принимали какие-то программы по увеличению расходов и рабочих мест в госсекторе. Но, во-первых, это были небольшие программы, и, во-вторых, их внедрение в жизнь занимало слишком много времени.

Но объем трансфертных платежей обычно колеблется существенно, перекрывая, например, снижение занятости и вызванное этим снижение доходов.



Содержание раздела