d9e5a92d

АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА БИЗНЕСА КЛИЕНТА

Когда аудитор занимается составлением налоговых деклараций и пояснительных записок администрации или когда клиент не оказывает ему помощи, необходимо договориться о продлении сроков выполнения аудиторских обязанностей. Введенные клиентом ограничения сферы аудита могут повлиять на проводимые процедуры, а возможно, и на тип аудиторского заключения. Для адекватного проведения аудита важное значение имеют хорошая осведомленность аудитора в бизнесе и отрасли клиента и знакомство с операциями его компании. Преобладающая часть этой информации приобретается при обслуживании клиента, особенно, если это новый клиент.

Общую информацию можно получить разными путями, наиболее важные из которых рассматриваются ниже.

Ознакомление с отраслью и бизнесом клиента


Чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, важно иметь представление об отрасли клиента. Специфические аспекты различных отраслей отражаются в финансовой отчетности. Ознакомиться с отраслью клиента можно разными путями. К ним относятся беседы с аудитором, который отвечал за аудит в предыдущие годы, и с аудиторами, выполняющими аналогичные обязанности в настоящее время, а также консультации с персоналом клиента. Существуют разработанные руководства по промышленному аудиту, пособия и технические журналы, из которых аудитор может почерпнуть знания о наиболее важных отраслях промышленности. Некоторые аудиторы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они больше всего имеют дело.

Богатые знания даст также активное участие в промышленных ассоциациях и в программах специальной подготовки.
Постоянные файлы аудитора часто содержат такие документы, как история компании, список главных сфер бизнеса и запись наиболее важных правил применения учетной политики в предшествующие годы. Изучение этих сведений и беседы с персоналом клиента помогают аудитору понять бизнес клиента.

Осмотр организации и ее служебных помещений


Осмотр сооружений клиента помогает лучше понять его бизнес и операции, поскольку дает возможность встречаться с ведущим персоналом и лично наблюдать за ходом операций. Беседы со служащими, не связанными со сферой учета, во время осмотра и в процессе аудита позволяют представить себе ситуацию во всей ее полноте.

Увидев своими глазами реальные сооружения, аудитор лучше поймет реальные гарантии в отношении активов и сможет лучше интерпретировать учетные данные.

Рассмотрение экономической политики компании


Полезный подход, практикуемый многими аудиторскими фирмами, включение в постоянные файлы аудитора записи о наиболее важных приемах политики клиента, а также фамилий и имен лица или группы лиц, правомочных изменить политику. Особенно полезно заносить в постоянные файлы аудиторов перечень важнейших общепринятых принципов учета, например, обязанность включать в инвентарную оценку расходы, поскольку это помогает аудитору определять, изменил ли клиент принципы учета.

Важное значение имеет периодическое обновление данной информации. Аудитор придаст значение хозяйственным операциям между компанией и взаимосвязанными с ней сторонами, ибо если суммы этих хозяйственных операций существенны, то они раскрываются в финансовой отчетности. Общепринятые бухгалтерские принципы предписывают раскрывать сущность отношений между взаимосвязанными сторонами и описывать хозяйственные операции, включая суммы в долларах и суммы, подлежащие выплате взаимосвязанным сторонам или получению от взаимосвязанных сторон.

Оценка потребности в привлеченных специалистах

Когда аудитор сталкивается с тем, что требует специальных знаний, может возникнуть необходимость проконсультироваться со специалистом. В качестве примеров можно назвать помощь эксперта по алмазам при оценке их восстановительной стоимости, консультации с юристами по поводу правовой интерпретации контрактов. Аудитор должен иметь достаточно хорошее понимание бизнеса клиента, чтобы установить, нужна ли ему консультация того или иного специалиста.

Составлять план аудита надлежит таким образом, чтобы он предусматривал право аудитора в случае необходимости обратиться за консультацией к специалисту, который был бы одновременно и компетентен и по возможности независим от клиента.

АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА БИЗНЕСА КЛИЕНТА


В начальной фазе аудита проверяют три тесно взаимосвязанных типа юридических документов и архивов: свидетельство о присвоении статуса корпорации и ее устав, протоколы собраний совета директоров и акционеров и контракты. Определенная информация, например о контрактах, должна быть раскрыта в финансовой отчетности. Другая информация (например, о санкциях в протоколах совета директоров) полезна на других фазах аудита.



Ознакомление с этими юридическими документами и свидетельствами на раннем этапе деятельности дает аудиторам возможность интерпретировать соответствующие свидетельства на протяжении всего аудита и проверять, правильно ли они раскрыты в финансовой отчетности. Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.
Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политики (например, регулирования цен, ограничения на импорт или экспорт и тому подобное), о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и так далее.
При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.
На уровне компании-клиента важно иметь информацию о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
Источниками всей этой информации могут служить экономическая, финансовая и отраслевая пресса, руководства по бухгалтерскому учету и аудиту в различных отраслях экономики, учредительные документы компании, рабочие документы прошлых аудиторских проверок.
Кроме того, осмотр предприятия-клиента поможет получить информацию об организации производства, мощностях проверяемой организации, бухгалтерском персонале, информационных системах.
Знания о бизнесе клиента используются аудитором при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки. В частности, знания о бизнесе клиента используются при оценке неотъемлемого риска и риска системы контроля, при определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур.

Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на основе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и так далее.
Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе.
Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые критические области аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.
К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:

  • общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
  • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
  • инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства:

а) денежно-кредитная;
б) фискальная;
в) наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
г) тарифы, торговые ограничения;

  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
  • другая общеэкономическая информация.

Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.
Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.
К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится, например, следующая:

  • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
  • цикличность (сезонность) деятельности;
  • изменения в технологии производства;
  • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
  • спад или расширение деятельности в отрасли;
  • неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
  • основные экономические и статистические показатели;
  • специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т.п.) и особенности бухгалтерского учета;
  • экологические требования и проблемы;
  • нормативно-правовая база;
  • наличие и стоимость источников энергии;
  • другие отраслевые данные.

Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся: беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература.

Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.
Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.
При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента:
А. Управление и структура собственного капитала:

  • вид предприятия - частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
  • собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
  • структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
  • организационная структура;
  • задачи, философия, стратегические планы руководства;
  • приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
  • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
  • совет директоров:
  • состав;
  • деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
  • независимость и контроль за деятельностью управляющих;
  • периодичность заседаний;
  • наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;
  • наличие политики корпоративного поведения;
  • замена профессиональных консультантов (например, юристов);
  • управляющие:
  • опыт и репутация;
  • текучесть кадров;
  • основной финансовый персонал и его статус в организации;
  • укомплектованность бухгалтерии кадрами;
  • планы стимулирования или премирования как часть вознаграждения (например, в зависимости от прибыли);
  • использование прогнозов и бюджетов;
  • давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
  • управленческие информационные системы;
  • наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
  • отношение ко внутреннему контролю.

Б. Деятельность проверяемого субъекта продукция, рынки, поставщики, расходы:

  • производственная деятельность:
  • характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
  • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
  • наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
  • продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
  • важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях точно в срок);
  • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
  • франшизы, лицензии, патенты;
  • важные категории расходов;
  • расходы на исследования и разработки;
  • активы, обязательства и операции в иностранной валюте по типам валюты, хеджирование;
  • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
  • действующие информационные системы, планируемые изменения;
  • структура задолженности, включая условия и ограничения.

В. Финансовая деятельность факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:

  • основные показатели и статистика;
  • тенденции.

Г. Условия, в которых подготавливается отчетность:

  • внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.

Д. Законодательство:

  • среда регулирования и нормативные требования;
  • налогообложение;
  • показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
  • требования к аудиторскому отчету;
  • пользователи финансовой отчетности.

Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.
До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.
Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором, с тем чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.
В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки или аудиторское заключение.
Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны отражаться в рабочих документах аудитора. Рабочий документ с описанием бизнеса клиента подтверждается подписями заполнивших его лиц и обновляется в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно данный документ копируется, копия остается в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник в файле текущей аудиторской проверки.

Таким образом аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, происходившие из года в год работы с данным клиентом.

Проверка соблюдения законодательныхи нормативных актов

При планировании и проведении аудита, а также при оценке его результатов и формировании аудиторского заключения аудитор должен принимать во внимание, что несоблюдение проверяемой организацией законов и нормативных актов может в ряде случаев оказывать существенное влияние на финансовую отчетность. Например, несоблюдение налогового законодательства может привести к недостоверному отражению в отчетности организации налоговых обязательств и возникновению существенных обязательств по уплате штрафных санкций. Несоблюдение условий, предусмотренных лицензиями на пользование природными ресурсами, разработку месторождений полезных ископаемых и т.п., может привести к нарушению принципа действующего предприятия и так далее.
Аудитор должен планировать и проводить аудит с позиций профессионального скептицизма, то есть осознавая, что аудит может выявить события или факты, ставящие под сомнение соблюдение проверяемой организацией законодательных и нормативных актов в той степени, в какой это может привести к существенным искажениям финансовой отчетности.
Для адекватного планирования и проведения аудита аудитор должен понимать, какие законодательные и нормативные акты применимы к проверяемой организации и могут повлиять существенным образом на ее финансовую отчетность.
Аудитор должен понимать эти законодательные и нормативные акты в достаточной степени для того, чтобы руководствоваться ими при проверке статей отчетности и раскрываемой в отчетности информации.
В целях общего понимания законодательных и нормативных актов аудитору необходимо:
использовать имеющуюся информацию о деятельности проверяемой организации
получить от руководства проверяемой организации информацию о законодательных и нормативных актах, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на деятельность организации;
получить от руководства проверяемой организации информацию о процедурах, применяемых в организации для выявления, оценки и отражения в учете и отчетности судебных исков и санкций;
получить от руководства проверяемой организации информацию о применяемых процедурах, направленных на соблюдение законодательных и нормативных актов. К таким процедурам, например, относятся:

    • регулярное получение информации об изменениях законодательных и нормативных актов от специализированых сторонних организаций (юридических и консультационных компаний и т.п.) или мониторинг такой информации специалистами организации;
    • периодическое повышение квалификации сотрудников в части изучения необходимых для выполнения ими своих обязанностей законодательных и нормативных актов;
    • контроль за соблюдением соответствующих требований законодательных и нормативных актов в организации и принятие дисциплинарных мер к лицам, нарушающим эти требования;
    • предварительный контроль со стороны юридической службы организации соответствия законодательству условий планируемых крупных сделок;
    • предварительное изучение и визирование заключаемых договоров специалистами юридической службы организации;
    • другие процедуры, направленные на соблюдение требований законодательных и нормативных актов, предотвращение и выявление их нарушений.
В соответствии с МСА 250 аудитору необходимо выполнить следующие процедуры, направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов, положения которых должны учитываться при составлении финансовой отчетности:
запросить руководство, соблюдает ли проверяемая организация применимые законодательные и нормативные акты;
проверить переписку с регулирующими деятельность клиента органами и лицензирующими органами.
Аудитору также необходимо получить достаточные и уместные доказательства того, что в проверяемой организации соблюдаются законодательные и нормативные акты, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных сумм в отчетности и раскрываемые в ней сведения.
Для этого аудитору необходимо изучить требования соответствующих законодательных и нормативных актов и убедиться в том, что необходимые показатели отражены в финансовой отчетности и необходимая информация раскрыта в примечаниях к ней.
Например, если горнодобывающая компания имеет в соответствии с законодательством обязательства по охране окружающей среды и такие обязательства являются существенными, аудитору необходимо убедиться в том, что соответствующие обязательства отражены в финансовой отчетности организации.
В соответствии с МСА 250 за исключением процедур, описанных в пунктах 4.5 и 4.6 выше, аудитор не должен выполнять какие-либо тесты или другие процедуры в отношении соблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой отчетности.
Аудитору необходимо получить письменное заявление руководства о том, что аудитору сообщено обо всех известных имевших место или возможных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности. Стандарты и профессиональные рекомендации, касающиеся письменных заявлений руководства, описаны в МСА580 Заявления руководства и российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта.
Проверяя согласно требованиям Закона Об аудиторской деятельности соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, аудитор должен:
изучить требования действующих законодательных и нормативных актов к порядку ведения бухгалтерского учета;
убедиться в том, что проверяемая организация соблюдает указанные требования.
Как правило, проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов производится в ходе аудиторских процедур проверки соответствующих статей бухгалтерской отчетности.
Аудитор должен быть готов к тому, что при проведении аудиторских процедур могут быть выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов. Например, такие факты могут быть выявлены при ознакомлении с протоколами заседаний совета директоров или иного руководящего органа, при получении от руководства и/или юриста организации ответов на запросы относительно судебных разбирательств, исков и санкций, при проведении аудиторских процедур по существу в отношении операций или сальдо-счетов.
В приложении к МСА 250 приведены следующие примеры данных, которые в ходе аудита должны привлечь внимание аудитора и могут свидетельствовать о несоблюдении законодательных и нормативных актов:
расследования (проверки), проводимые государственными органами, факты наложения штрафных санкций;
оплата услуг, необходимость которых сомнительна, и выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам, государственным служащим;
выплата комиссионерам или посредникам вознаграждений, размер которых превышает обычный для подобных договоров;
закупки по ценам существенно выше или ниже рыночной;
необычные платежи наличными, перевод средств на номерные банковские счета;
необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;
перечисление платежей за товары (услуги) не в ту страну, из которой осуществлялась поставка соответствующих товаров (услуг);
оплата без надлежащего оформления документации, необходимой в соответствии с требованиями законодательства о валютном контроле;
существование такой системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает (в силу своей структуры или по случайным причинам) адекватное отражение операций или достаточные доказательства при аудите;
несанкционированные операции или операции, не учитываемые надлежащим образом;
комментарии соответствующего содержания в средствах массовой информации.
При отсутствии доказательств обратного аудитор вправе предположить, что проверяемая организация соблюдает законодательные и нормативные акты, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности.
Если аудитор получает информацию о возможном несоблюдении законодательных и нормативных актов, ему необходимо выяснить характер такого несоблюдения, обстоятельства, при которых оно имело место, и другую информацию, необходимую и достаточную для оценки возможного влияния несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации.


Содержание раздела