d9e5a92d

Методика проведения аудита


Таблица 3. Учет выплаты дивидендов акционерам


п/п
Содержание операций Корреспондирующие
счета
дебет кредит
1 2 3 4
1
2
3
4
5
6
7
8
Начисление дивидендов по акциям за счет чистой прибыли
Начисление дивидендов за счет резервного фонда Начисление задолженности по налогам с доходов (в части источников дивидендов)
Выплата дивидендов акционерным обществом
Перечисление средств банку для оплаты дивидендов
На основании извещения банка отражены оплаченные суммы дивидендов
Переведены комиссионные банку за услуги 110 выплате дивидендов
Выплата дивидендов по акциям
81
86
71, 75
70, 75
55
70, 75
81
70,75
70,75
70,75
68
50,51,52
51,52
55
51,52
56

Таблица 4. Расчеты с учредителями

п/п Содержание операций Корреспондирующие
счета
дебет кредит
1 2 3 4
1
2
3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 17
18
19
20 21
Учредители предоставили в оплату подписки на акции нематериальные активы (в счет их взносов в уставный капитал предприятия), включая права за пользование земельными участками, природными ресурсами
Отражены предоставленные учредителями суммы долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (стоимость полученных ценных бумаг в счет их вкладов в уставный капитал предприятия) в оплату подписки на акции
Учредители предоставили в собственность предприятия здания, оборудование, незаконченные объекты капитальных вложений, запасы материалов, животных, МБП (в счет вкладов в уставный капитал предприятия и оплаты подписки на акции)
Учредители предоставили в собственность предприятия товары (в счет их вкладов в уставной капитал предприятия и оплаты подписки на акции)
Отражено фактическое поступление в виде денежных средств, сумм вкладов учредителей, ранее подписавшихся на акции (после регистрации устава)
Поступление суммы в оплату обязательств по подписке на акции
Начисление дивидендов акционерам (учредителям)
Отражен возврат вкладов учредителям предприятия; уменьшение номинальной стоимости акции
Начисление доходов от участия в предприятии за счет резервного капитала (при отсутствии или недостаточности прибыли, но при наличии обязательств)
Начисление доходов от участия в предприятии (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет)
Отражено распределение сумм прибыли, числящихся в фондах потребления, между учредителями предприятия
Выплата начисленных сумм доходов (дивидендов) учредителям от участия в предприятии
Выплата дивидендов акциями
Отражены суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие уплате у источника, т.е. на этом предприятии
Начисление дивидендов работникам
Отражена вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций (в случаях, когда акции предприятия, созданного в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную стоимость)
По решению правления аннулируется подписка на акции (запись сторно)
Погашение непокрытого убытка прошлых лет за счет целевых взносов учредителей предприятия
Образование фондов накопления и потребления за счет целевых взносив учредителей (по подписке на акции)
Принята на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции (при создании совместного предприятия или акционерного общества в сумме вкладов участников); учреждается уставный капитал; отражена сумма непогашенной подписки на акции (после регистрации устава акционерного общества); увеличение номинальной стоимости акций
Стоимость акций, проданных безвозмездно членам трудового коллектива за счет свободных остатков фондов накопления
04
06,58
01,07,08,10,
11,12
41
50,51,52
70,73
81
85
86
81,88
88
70,75
70,75
70,75
75 75
75
75
75
75
75
75
75 75
75
75
75
70,75
75
70,75
75
75
50,51,52,
55
56
68
70 85
85
88
88
85
85

Типичные упущения

  1. При организации учета расчетов с учредителями и формировании уставного" капитала возникают различные упущения, ошибки, испорченные записи. Приведем основные из них:
  2. кредитовый остаток по счету 85 не соответствует заявленному в учредительных документах;
  3. необоснованное увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных ценностей, нематериальных активов, вносимых в счет уставного капитала;
  4. невнесение дали неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;,
  5. несвоевременное внесение изменений в реестр акционеров;
  6. несвоевременное оформление выбытия и приема новых учредителей;
  7. невыплата дивидендов по привилегированным акциям;
  8. неправильное оформление крупных сделок для акционерных обществ (в соответствии с Федеральным Законом Об акционерных обществах);
  9. неправильное оформление вносимых учредителями долей в уставный капитал;
  10. неправильное оформление возврата учредителям долей и уставного капитала;
  11. отсутствуют подтверждающие документы по совершенным финансово-хозяйственным операциям;
  12. недооформленные и просроченные документы;
  13. исправления записей в документах без необходимых оснований;
  14. отсутствие подлинников или заверенных в соответствие с законодательством документов;
  15. фиктивные документы и операции;
  16. неотражение свершившихся операций;
  17. деятельность без лицензии;
  18. неправильное исчисление налога на доходы;
  19. неисполнение нормативных документов.


Аудит расчетных операций

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.

Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика различными приемами и методами контроля. Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60); по авансам выданным и полученным (счета 61, 64); с покупателями и заказчиками (счет 62 и др.); по претензиям (счет 63); по имущественному и индивидуальному страхованию (счет 65); по внебюджетным платежам (счет 67); с бюджетом (счет 68); по социальному страхованию (счет 69); с персоналом по оплате труда (счет 70); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и кредиторами (счет 76); с дочерними (зависимыми) обществами (счет 78); внутрихозяйственные расчеты (счет 79). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.
При проверке расчетных операций аудитор должен учитывать особенности отдельных организаций, использующих рабочие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы бухгалтерского учета, например, предприятий малого бизнеса, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и др.
По каждой из перечисленных групп расчетов (до проведения документальной проверки) целесообразно сначала выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.
Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книги и отчете. Поэтому аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых нормативных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнение всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей , состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственый контроль расчетных операций; состояние учета расчетных операций.
Ответы на указанные вопросы можно получит путем предварительного обзора и тестирования.
В качестве примера в курсовой работе рассмотрим анкету (примерные тесты) проверки состояния внутреннего аудита и системы учета расчетных операций.
Анкета тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета расчетных операций.


п/п
Содержание вопроса О т в е т ы Количественные
параметры
Приме-чание
Нет ответа Да Нет
1 2 3 4 5 6 7
А
1
Внутренний контроль Проводится ли инвентаризация расчетов? Х Один раз в год
2 Проверяются ли сроки возникновения задолженности? Х
3 Имеются ли акты инвентаризации расчетов? Х
4 Проводится ли анализ актов инвентаризации? Х
5 Анализируются ли и выявляются ли причины неплатежей? Х
И т.д.


1 2 3 4 5 6 7
Б
6
Система учета
Имеется ли в организации нормативная база данных?
Х
7 Имеются ли образцы заполненных типовых расчетно-платежных документов? Х
8 Разработан ли примерный проект организации и постановки учета расчетов? Х
9 Наличие регистрационных журналов Х
10 Ведется ли аналитический учет по каждому виду расчетов? Х Только с поставщиками
11 Систематически ли проводятся записи в регистрах бухгалтерского учета? Х
12 Правильно ли составляются корреспонденции счетов по расчетным операциям? Х Имеются отклонения от инструкции
И т.д.


Из данных тестирования следует, что внутрихозяйственный контроль расчетных операций не отвечает современным требованиям, а бухгалтерский учет этих операций организован так, что не может полностью выполнять поставленные перед ним задачи, не всегда соблюдается выполнение отдельных принципов и требований учета. Даже из тестирования общих вопросов организации внутреннего контроля и постановки бухгалтерского учета в данном случае можно констатировать, что вероятность пропуска ошибок велика, а поэтому аудитор в свою индивидуальную программу проверки должен включить и направить особые усилия на проверку тех вопросов, которые не подверглись внутреннему контролю или мало уделялось внимания этим вопросам со стороны бухгалтерии и финансового отдела организации.

Аудит учета расчетов по совместной деятельности


В соответствии с Гражданским кодексом РФ совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны (товарищи) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для обеспечения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность участников определены в Гражданском кодексе РФ (часть II, гл. 55, ст.

10411054). Следует отметить, что имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.
Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора о совместной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник включает свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, в состав внереализационных доходов при формировании прибыли.

Расчеты по денежным и имущественным взносам участников договора и распределению прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности осуществляются через счет 78 Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями, субсчет 3 Расчеты по договору о совместной деятельности.
Исходя из сущности и характера совместной деятельности аудитор и организует процесс проверки. Прежде всего проверяется, как заключен договор о совместной деятельности.

Выясняется цель совместной деятельности, участие сторон, ведение общих дел (кому поручено), порядок обобществления имущества, порядок выполнения работ (услуг), получение прибыли, уплата налогов и др.
Основное внимание должно быть уделено проверке ведения бухгалтерского учета совместной деятельности. По каждому договору необходимо уточнить все операции, проходившие по договору, и их отражение в проводках, регистрах и отчетности.
Аудитор выясняет, составлялись ли квартальные балансы и другие формы отчетности (ф. 2, ф. 4), как рассчитывались налоги и велся ли по ним расчет с бюджетом и другими фондами.
Необходимо отметить, что налог на прибыль и налог на имущество платит каждый из участников самостоятельно. Другие налоги начисляет и платит тот участник, который ведет бухгалтерский учет по совместной деятельности. К наиболее характерным ошибкам относится отсутствие:

  1. договора о совместной деятельности;
  2. доверенности на ведение бухгалтерского учета;
  3. фактической совместной деятельности, обособленного баланса совместной деятельности;
  4. надлежащего ведения бухгалтерского учета по совместной деятельности.

Отметим, что с 1 марта 1996 г. также могут осуществлять ее не простые товарищества (совместная деятельность), в которых среди участников (товарищей) числятся физические лица, не
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или некоммерческие организации и учреждения. Существуют и другие ошибки:

  1. имущество, внесенное в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью), не учитывается участниками при исчислении налога на имущество предприятий;
  2. прибыль, полученная участником (участниками) совместной деятельности, не включается им (ими) в налогооблагаемую прибыль, а убытки, полученные от совместной деятельности, включаются во внереализационные расходы.

Приведенные ошибки встречаются наиболее часто и на них необходимо обратить особое внимание.

Методика проведения аудита


В настоящее время проводится работа по созданию методологии организации аудиторских проверок. Разработан и утвержден стандарт (правило) аудиторской деятельности по составлению заключения, опубликованы для обсуждения проекты 11 российских аудиторских стандартов (всего предполагается разработать более 30 аудиторских стандартов). Рассмотрим основные процедуры при аудиторской проверки:

  1. сбор аудиторских доказательств;
  2. использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:
  3. составление рабочих инструкций;
  4. разработка рабочих аудиторских документов;
  5. аудиторская выборка;
  6. оценка результатов проверки и составление аудиторского заключения.

Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание:

  1. нормативная база для проведения аудита;
  2. предметная область проведения проверок;
  3. методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;
  4. особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя нормативная база соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Внутренняя нормативная база это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

Предметная область проведения проверок


Предметная область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность. Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах.

Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета
Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить Расчеты по оплате труда (счет 70).

Тогда общее количество таких комплексов составит 11. Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно представить следующим образом:
Виды работ, подлежащих аудиту


п/п
Наименование раздела или вида работ Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту
1 2 3
1
2
3 4
Учредительные и другие общие документы предприятия
Учетная политика предприятия
Основные средства и нематериальные активы Производственные запасы
И т. д.
Устав предприятия
Лицензия по видам деятельности
Структура предприятия
Приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей и др.
Штатное расписание
Прочие документы
Рабочие документы по методическому, техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия
Синтетические счета 0109
Аналитический и синтетический учет основных средств
Начисление износа по основным фондам
Переоценка основных средств
Реализация и выбытие основных средств
Учет капитальных вложений основных средств
Учет аренды основных средств
Учет отнесения затрат по ремонту основных средств
Учет поступления и создания нематериальных активов
Учет амортизации нематериальных активов
Учет выбытия и реализации нематериальных активов
Расчеты по налогообложению в операциях с нематериальными активами
Синтетические счета 1019
Аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия
Списание материальных ценностей на затраты производства
Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей
Учет МБП (в запасе и эксплуатации)
Сводный учет материальных ценностей
Анализ использования материальных ресурсов


Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.

Пример

журнал 2
учета хозяйственных операций за март 1997 г.
по ООО "Эксперимент" начат 01 марта 1997г. окончен 29 марта 1997г.


п/п
Дата
операции
Документ Содержание операции Сумма,
руб
Корресподнирующие
счета
Дебет Кредит
1 01.03.97 Устав, ж.7 Задолженность учредителей по вкладу в уставный капитал 83400000 75-1 85
2 04.03.97 п/п 145 р.2 Перечислен одним из учредителей вклад в уставный капитал 5000000 51 75-1
3 08.03.97 п/п 123 р.1 Получен аванс от заказчика по договору 1 от 01.05.97 (стоимость работ - 3000000, кр.того НДС -600000) 3600000 51 64
4 14.03.97 п/п 3 р.1 Оплачены материалы для производства работ по счету 21 от 13.03.97 ООО "Бумага" (стоимость работ - 1000000, кр.того НДС -200000) 1200000 60 51
И т.д.


журнал 7
Часть 1
Расчеты с учредителями по взносам в уставной капитал
ООО "Эксперимент"


п/п
Дата
операции
Документ Наименование или Ф,И,О, учредителя Сумма вклада в уставный капитал Форма вклада в уставный капитал Срок внесения вклада Штраф за просрочку
1 2 3 4 5 6 7 8
1 04.03.97 Устав ООО "Эксперимент" ЗАО "Наука" 5000000 Безналичное перечисление 50% до 10.03.97 0,1% от суммы вклада за каждый день с 11.03.97
2 20.03.97 Устав ООО "Эксперимент" Сергеев В.Н. 3400000 Личное имущество (компьютер) 100% до 31.06.97 нет
И т. д.

Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту

Аудиторская проверка это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны.
При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

  1. Перечень основных нормативных документов;
  2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
  3. Первичные документы по разделу учета;
  4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
  5. Классификатор возможных нарушений;
  6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
  7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
  8. Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.



Содержание раздела