d9e5a92d

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

В соответствии со статьями 2 и 4 Закона контрольно-кассовые машины, используемые юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для денежных расчетов с населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. В силу пункта 1, а также подпункта е пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.

Поэтому использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий (утвержден Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 Перечня, юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Одной из самых распространенных ошибок при работе на кассовых машинах является выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем чек выдавать покупателю до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечет штраф в размере 10 минимальных зарплат.
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском - 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта (ст.

115 НКРФ).
До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Следует отметить, что недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.
Получив решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения, не торопитесь уплатить суммы начисленных штрафов. Тем более этого не следует делать, если вы сомневаетесь в правильности сделанных выводов.

Дождитесь, пока налоговый орган обратится в суд с иском о взыскании с предприятия санкций за нарушение налогового законодательства.
Это Вам даст возможность: оттянуть время уплаты штрафов; оспорить решение об их взыскании; возможно, налоговый орган пропустит 6-ти месячный срок подачи соответствующего иска, и вы вообще не будете привлечены к ответственности.
В решении руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства (п. 3 ст.

101 НК РФ).
Если же вы уверены в своей невиновности и считаете действия сотрудников налоговой инспекции незаконными, обращайтесь к адвокату Невьянского фонда поддержки малого предпринимательства, где вам разъяснят ваши права и помогут их отстоять.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

Итак, после составления всех необходимых документов наступает самая важная процедура в административном производстве - рассмотрение дела об административном правонарушении, которое урегулировано гл. 29 КоАП.
Всю процедуру можно разбить на три этапа:
1. Подготовка к рассмотрению дела;
2. Собственно рассмотрение;
3. Вынесение решения.
I. При подготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос, относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правил подведомственности по предметной компетенции (ст.



29.1 КоАП). При этом, если выясняется, что дело неподведомственно данному органу, оно направляется по подведомственности.
Второй шаг - проверка правильности составления протокола и иных документов. Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрения дела. К сожалению, законом четко не определено, что делать, если при составлении документов допущены нарушения. На практике, как правило, наличие существенных нарушений является причиной возврата документов органу, их составившему, если, конечно, еще возможно их правильное оформление.

В противном случае, дело остается без рассмотрения. И в любом случае, эти нарушения являются лишним основанием для отмены постановления о наложении штрафа в суде.
Следующее действие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствии постановления, заключается в проверке надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения. Здесь необходимо отметить, что КоАП не определяет порядок и способы извещения лиц. Однако суд в своей практике по рассмотрению жалоб на ненормативные акты руководствуется гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащим извещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой. Повестка может быть вручена либо лично, либо направлена по почте.

Внимание: расписываться за вручение повестки может только либо сам правонарушитель, либо его законные представители (причем продавцы не являются представителями предпринимателя). Следует отметить, что в ряде случаев суд признает надлежащим вручение повестки управляющему или иному лицу, которое фактически выполняет функции администрирования (т.е. проводится аналогия с администрацией предприятия).

Кроме вышеуказанных способов извещения, суд признает действительным извещение путем росписи нарушителя в протоколе или акте под извещением о дате, месте и времени рассмотрения дела. В соответствии со ст.

247 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Кроме того, имеется ряд дел, которые могут быть рассмотрены только в присутствии правонарушителя.
И, наконец, последними действиями при подготовке дела являются рассмотрение ходатайств сторон и проверка наличия всех необходимых дополнительных документов.
II. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст. 29.7 КоАП.

Не останавливаясь подробно на этапах рассмотрения, коротко перечислим их: представление дела и состава комиссии (должностного лица), разъяснение процессуальных прав сторон, оглашение дела, заслушивание сторон, рассмотрение и оценка доказательств, вынесение решения. Остановимся на самом главном - правах предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.

Они определены ст. 25.1 КоАП. В соответствии с данной статьей лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:
1. Знакомиться с материалами дела;
2. Давать объяснения, представлять доказательства;
3. Заявлять ходатайства;
4. Пользоваться юридической помощью защитника;
5.Выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
6. Обжаловать постановление по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны быть выяснены следущие вопросы:

  • был ли факт нарушения;
  • виновно ли лицо в его совершении;
  • имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассмотрение дела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.
III. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое может быть двух видов - о наложении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу.
Постановление должно содержать: наименование органа, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность; принятое по делу решение. Федеральный закон 143-ФЗ предусматривает необходимость указания срока и порядка обжалования постановления.
В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых ранее вещах и документах, при этом необходимо отметить, что, согласно Закона 143-ФЗ, решение о конфискации алкогольной продукции может быть решен только судом. К тому же, здесь возможна ссылка на ст.

35 Конституции РФ, также предусматривающую возможность лишения собственника имущества только судом.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Вручение производится под расписку.
И в заключение данной главы скажем несколько слов о процессуальных сроках, предусмотренных административным законодательством.
В соответствии со ст.4.5 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение года со дня вступления в законную силу (ст. 31.9 КоАП).

ОБЖАЛОВАНИЕ

. Проверка прошла, протоколы, акты и иные документы составлены, вынесено постановление о наложении на предпринимателя штрафа. Как ему поступать в случае несогласия с ним? Статья 30.3 Кодекса об административных правонарушениях гласит: Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Таким образом, не согласный с должностным лицом, наложившим на предпринимателя ответственность, или с размером самого штрафа предприниматель, имеет полное право подать соответствующую жалобу в суд или в вышестоящий орган, например на начальника районного отдела внутренних дел жалоба может быть подана в городское (областное) Управление внутренних дел.
Для правильного составления жалобы предприниматель должен хорошо владеть нормами права, указать в жалобе причины необоснованности или незаконности постановления по делу. Как правило, составление жалобы не под силу рядовому предпринимателю, с этим прекрасно справятся юристы Невьянского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, специализирующиеся на таких делах.
Жалоба должна быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении, однако это практически невозможно. Лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и принявшее по нему постановление, должно направить копию такого постановления правонарушителю в течение трех дней. Зная, как работают канцелярии органов, рассматривающих такие дела, и почтовая служба, не то, что области, но и города, получение постановления за оставшиеся семь дней нереально.

Бывают, конечно, случаи, когда предприниматель получает жалобу утром того дня, когда должен подать жалобу и у него на ее подготовку остается не более 4-6 часов. В таком случае ни в коем случае не выбрасывайте конверт со штемпелем, в котором стоит дата получения, или, если вы получаете постановление лично, требуйте, чтобы на нем указали дату вручения.

Это даст вам повод для ходатайства о восстановлении пропущенных сроков обжалования.
Согласно ст. 30.3 ч.2 КоАП восстановление десятидневного срока обжалования возможно по заявлению жалобщика.

Такое заявление должен рассматривать орган, которому подается жалоба, а не орган, через который она подается.
Жалоба, согласно статьи 30.2 КоАП, должна подаваться тому же должностному лицу, которое приняло решение по делу об административном правонарушении, которое должно в течение трех дней с момента получения, направить ее в орган (должностному лицу) правомочный ее рассматривать. Жалоба на постановление о наложении административного взыскания государственной пошлиной не облагается.
Предпринимателям стоит всегда помнить и то, что согласно статьи 30.10 КоАП на постановление по делу об административном правонарушении может быть принесен протест прокурора. Для этого необходимо подать соответствующему прокурору жалобу.

Подача такой жалобы осуществляется непосредственно в прокуратуру.
Каждый предприниматель должен иметь в виду, что обжалование постановления по делу об административном правонарушении в суде или принесении прокурором протеста на постановление приостанавливают его исполнение, т.е. взыскание штрафа. Сам факт подачи жалобы прокурору не приостанавливает исполнение постановления по делу об административном правонарушении, исполнение приостанавливается только в случае, если прокурор, рассмотрев вашу жалобу, пришел к выводу о необходимости принесения протеста и внес такой протест.
Жалоба предпринимателя или протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении должны быть рассмотрены судом или должностным лицом, вынесшим такое постановление в течение десяти дней со дня их поступления. При этом соответствующий орган, рассматривающий жалобу или протест прокурора должны проверить законность и обоснованность соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Это означает, что проверяются компетенция органа, вынесшего постановление, наличие доказательств по делу, правильность их оформления документирования, обоснованность размера применяемых санкций (штрафа) и т.д.
Орган, рассматривавший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, может вынести одно из следующих решений:
- оставить жалобу или протест без удовлетворения;
- отменить постановление по делу об административном правонарушении и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить постановление и прекратить дело;
- изменить размер налагаемой ответственности в сторону уменьшения (уменьшить размер штрафа).
Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что лицо или орган, принявший постановление по делу об административном правонарушении, не был полномочен рассматривать такое дело, соответствующее незаконное постановление отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий компетентный орган.
В любом случае о результатах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении должно быть в трехдневный срок сообщено предпринимателю или прокурору. Конечно же, лучше всего предпринимателю присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении, но когда у него по тем или иным причинам нет такой возможности, ему все равно в течение трех дней вышлют копию постановления по делу.
Кроме того, споры предпринимателей и государственных органов по поводу привлечения к административной ответственности подведомственны Арбитражному суду Свердловской области. Судьи Арбитражного суда заняли такую позицию, что данная норма не ими применяется, таким образом, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано многократно:
- в вышестоящий орган (жалоба на городского санитарного врача подается областному врачу);
- в Арбитражный суд Свердловской области в общем порядке (дело рассматривается коллегиально);
- в Арбитражный суд Свердловской области в апелляционном порядке (дело рассматривается коллегиально);
- в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в кассационном порядке;
- в Генеральную Прокуратуру России или Высший арбитражный суд России в порядке надзора.
Как видите обжалование возможно на пяти стадиях. Кроме того, на каждой стадии решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Принятие какой-либо из инстанций решения, которое отменяет постановление по делу об административном правонарушении, ...влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений... При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.
Причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Содержание раздела