d9e5a92d

ПРОВЕРКА КОНКРЕТНЫМИ ОРГАНАМИ

Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством;

  • должны быть зафиксированы сведения о месте и времени правонарушения, указано существо правонарушения, а также нормативный акт, который вы нарушили. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что, по общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Подробное описание существа совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф накладывают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое. Ярким примером этому является следующая ситуация. В ходе проверке розничной продажи алкогольной продукции было выявлено, что торговля ведется без сертификатов соответствия. Административная комиссия выносит постановление о наложении штрафа в 500 МРОТ за нарушение ст. 8 печально известного Федерального Закона 143-ФЗ Об административной ответственности... - оборот алкогольной продукции без установленных документов. Однако в ходе судебного разбирательства выясняется, что сертификатов не было на торговой точке, но они были в другом месте, а это уже нарушение ст. 12 - нарушение правил розничной продажи, и штраф автоматически снижается до 200 МРОТ;
  • указываются информация о свидетелях и потерпевших, если таковые имеются. Обращаем ваше внимание, на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола.

В ходе составления протокола вы можете давать свои объяснения, как в устной, так и в письменной форме. Однако, непременным атрибутом хорошей проверки является наличие гнетущей атмосферы, находясь в которой порой очень трудно собраться с мыслями и правильно написать объяснения.

Поэтому если вам предлагают дать объяснения, но вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.
Помните, что в соответствии с законодательством лицо, составляющее протокол, обязано довести до вас ваши процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП, о чем должна быть сделана пометка в протоколе.
Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Это в свою очередь их раздражает, что приводит к лишней трате времени и нервных клеток.

Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки, Проверяющие могут просто сделать надпись, что вы отказались от подписи и все, а сам факт отказа будет не в вашу пользу.

Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: с актом не согласен (если у вас есть основания для этого).

Акт изъятия.


Как показывает практика, акт изъятия - наиболее часто составляемый проверяющими документ. Как показали исследования, некоторые проверяющие (60% случаев) при проверке составляют только акт изъятия товара и документов, в то время, как протокол об административном правонарушении ими вообще игнорируется.

Про то, что согласно части 5 статьи 27.10 КоАП при изъятии товара и документов ...об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании... работники милиции и не подозревают, они, как правило, предпочитают посещать павильоны предпринимателей, проводить там проверки, составлять акты изъятия и изымать понравившийся им товар, а потом трепать нервы предпринимателю. Однако необходимо знать, что проверяющие не имеют право изымать оригиналы документов, а также требовать от предпринимателя представения документов, информации, образцов продукции, если они не относятся к предмету проверки.

Давайте остановимся подробнее на оформлении процедуры изъятия.
Согласно ст. 27.10 ч.1 КоАП ...Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при ... досмотре вещей, изымаются.... Эти вещи и документы должны храниться до рассмотрения дела об административном правонарушении, а после его рассмотрения - конфисковываться, возвращаться владельцу, уничтожаться или реализовываться.

Крепкие спиртные напитки домашней выработки однозначно подлежат уничтожению. Поэтому предприниматель не должен при своих попытках возврата товара принимать во внимание объяснения проверяющих о том, что изъятый товар куда-либо передан или уничтожен.



После уплаты штрафа товар должны вернуть.
Конфискация, уничтожение или реквизиция (принудительная реализация с возвратом полученных денег собственнику) допускаются только на основании решения суда, так гласит часть 3 статьи 35 Конституции гласит: ...никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда....
Поэтому если работники милиции (наиболее распространенный случай) отказываются вернуть изъятый товар, обжалуйте этот отказ, да заодно и наложение на вас штрафа (если он налагался) в суде. Суд разрешит само дело об административном правонарушении и решит вопрос о судьбе изъятого товара.
При этом имейте в виду, что обстоятельства, послужившие основанием к применению в отношении вас административной ответственности, должны доказывать проверяющие, а не вы. Зачастую получается ток, что делается проверка с составлением всех необходимых документов, на основании которых налагается взыскание (штраф), все это обжалуется в суде и суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о необоснованности наложения штрафа. Если вы обратитесь к грамотному юристу, имеющему практику по этому вопросу, он практически всегда найдет недостатки в действиях проверяющих.

Для этого обращайтесь в Невьянский фонд поддержки малого предпринимательства.

Объяснения лица (предпринимателя), привлекаемого к административной ответственности.


Согласно ст. 25.1 КоАП ...лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ... давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.... Из перечисленного наиболее часто встречаемым документом являются объяснения.

Они даются лицом (предпринимателем), привлекаемым к ответственности, при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях.
Документ этот может иметь несколько форм. Так, при осуществлении проверки на месте (в павильоне) объяснения предпринимателя должны согласно части 4 статьи 28.2 КоАП заноситься в протокол об административном правонарушении или прилагаться к нему, о чем в протоколе должна делаться соответствующая запись.

Т.е. это либо устные объяснения, занесенные в протокол, либо письменное заявление предпринимателя по существу вопроса. При рассмотрении дела об административном правонарушении на административной комиссии объяснения предпринимателя составляются им самим (его юристом) и представляются на административную комиссию.

В этом случае они принимают форму самостоятельного документа.
Как бы то ни было, имейте в виду, что это ваше право, а не обязанность. И в случае, если вас принуждают к написанию каких либо объяснений под диктовку - отказывайтесь.

Вас защищает Конституция России, статья 51 которой гласит: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.
С вашим правом давать объяснения корреспондирует соответствующая обязанность определенного должностного лица принять у вас эти объяснения. Необоснованный отказ вас выслушать или принять у вас письменные объяснения по какому-либо вопросу не допускаются.

Также не допустим и отказ от принятия объяснений, мотивированный тем, что сейчас некогда, давайте потом.
Причем имейте в виду, что объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, в статье 26.2 КоАП (доказательства) даны на одном уровне с протоколом об административном правонарушении и какие либо заявления проверяющего о том, что объяснения никакой юридической силы не имеют необоснованны.

ПРОВЕРКА КОНКРЕТНЫМИ ОРГАНАМИ

Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники милиции. Их полномочия при проведении внеплановых проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст.

11 Закона РФ О милиции 1026-1 от 18.04.1991 г., который указывает: ...милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность, беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и формы собственности; в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складскPх, торговых и иных служебный помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, милиция, в соответствии с пунктом 5 этой же статьи, имеет право на составлении протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры.
Но пользоваться данными правами и выполнять обязанности сотрудник милиции может только в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.
Проведение внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно - розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить на каком основании производится проверка.

Следует иметь в виду, что незаконное вторжение попадает под действие ст. 286 УК РФ Превышение должностных полномочий.
Кроме того, милиция пользуется правами, предоставленными ей Кодексом об административных правонарушениях, в частности, правом изъятия товара, реализация которого ограничена или запрещена законодательством. При проверке необходимо следовать нижеизложенным рекомендациям:

  • в процессе общения старайтесь быть немногословными;
  • избегайте конфликта, так как из всех проверяющих органов только милиция имеет право пресечь правонарушение;
  • помните, что каждый час после составления протокола для вас дорог. Чем быстрее вы встретитесь с адвокатом или юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки. Это объясняется тем, что самим протоколом не устанавливается мера ответственности, ее определяет либо руководство милиции, либо административная комиссия, либо суд;
  • необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер, копия протокола об административном нарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение (ст. 28.2 ч.6 КоАП РФ);
  • при ознакомлении с протоколом не оставляйте в графах свободных мест, заполните их прочерками;
  • если в отношении вас применяют административное задержание, не давайте повода к применению к вам более жестких мер, требуйте составления протокола задержания. Статья 27.5 КоАП РФ устанавливает, что административное задержание может длиться не более трех часов. Помните, что только на свободе вы можете эффективно защитить свои права;
  • во время проведения осмотра ни в коем случае не препятствуйте действиям сотрудников милиции.

Для осуществления своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право досмотра предприятий торговли, товара, документов на товар. За неповиновение, либо за открытый отказ от исполнения, либо иное умышленное неисполнение законного требования работника милиции по пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торговли независимо от форм собственности, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от трех до двадцати пяти ММРОТ. Злостное неповиновение влечет штраф от двадцати пяти до пятидесяти ММРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Если сотрудник милиции лично заметил нарушения с вашей стороны (не выдали чек, просрочена дата реализации продукта), то он обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого направления ему не требуется.
В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц. Кроме того, допускается осмотр в присутствии представителя администрации.

О том, кто является представителями или уполномоченным лицом, будет сказано далее.
Сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. Обыск проводится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

В случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с последующем сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске. Он отличается от осмотра тем, что при обыске сотрудники милиции проводят тщательный расширенный осмотр, не спрашивают разрешения собственника на вскрытие ящиков, коробок, сейфов и т.н., при обыске обязательно наличие понятых.
Сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, если они являются доказательством административного правонарушения или преступления. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных/расходных ордерах и других аналогичных документах.

Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник милиции не имеет права (кроме случаев наличия сомнения в их подлинности).
Очень важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но это не означает, что они могут давать правовую оценку этим документам. Сотрудники милиции не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам как сертификаты, тетради учета индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и т.п.
Сотрудники милиции имеют право требовать проведение ревизии кассы (снятие кассы). Именно требовать, а не проводить.

Дело в том, что Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением совета директоров ЦБ России 22.09.1993 г. 40 п. 37, в соответствии, с которым ревизия кассы осуществляется только по приказанию руководителя, причем предварительно должен быть проведен ряд обязательных процедур. Так что, если у вас снял кассу самовольно сотрудник милиции, то это означает, что он совершил действия, на которые не имел полномочий. Кстати, это положение касается не только сотрудников милиции, но и других чиновников (налоговой инспекции, налоговой полиции и др.)
Кроме того, следует знать, что в соответствии со ст. 28.3 КоАП должностные лица ОВД (милиция) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за следующие виды правонарушений:
1. Ст. 14.2 Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (штраф 300-400 МРОТ + конфискация таких предметов).
2. Ст. 14.5 Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (штраф 300-400 МРОТ).
Здесь необходимо дать небольшой комментарий. Ст.

10 Закона РФ О защите прав потребителей определяет, какую документированную информацию продавец обязан предоставить покупателю. Она включает следующие позиции: стандарты, требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), сведения об основных потребительских свойствах товаров при соблюдении перечня этих показателей для продуктов питания; цена и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если о установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров; место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей или производящий ремонт и техническое обслуживание товара (работ); информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации (подлинник сертификата либо копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата или органом по сертификации, или нотариусом, или территориальным органом Госстандарта России; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и т.д.); о правилах продажи товаров и др.
Все это представляется в виде технической документации, этикетки, иной маркировки, а если это невозможно, то на специальном документе - листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара, и должно быть на русском языке. Кроме того, продавец обязательно должен выдать покупателю кассовый и/или товарный чек.
3. Ст. 15.12 Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (штраф 400-500 МРОТ).
4. Ст. 14.7 Обман потребителей , т.е. обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей предпринимателями, совершенные в небольшом размере, т.е. менее чем на 0,1 МРОТ (штраф 1-30 МРОТ).

Если эти действия совершены в крупном размере - более 0,1 МРОТ, это уже уголовно наказуемая статья.
Здесь также необходим комментарий. Противоправные действия рассматриваемого состава административного правонарушения могут проявляться в различных формах:

  • обмеривание - отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли - продажи.
  • обвешивание - отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.п.
  • обсчет - получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров -продажа товара (оказание услуги, передача результата работы), не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге.

Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, признается оконченным с момента совершения обманных действий в отношении потребителя или нескольких потребителей. Само по себе превышение установленных цен, отсутствие требуемого кассового аппарата в торговом предприятии, если не был произведен расчет с потребителем, не образуют еще состава данного административного правонарушения.
Кроме того, предпринимателям необходимо иметь в виду, что КоАП содержит также статью 19.3 Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, которая предусматривает штраф 5-10 МРОТ или административный арест до 15 суток.

Госторгинспекция.


Одним из органов контроля, с которым часто приходится сталкиваться предпринимателям, является Госторгинспекция, которая имеет следующие права:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества;
  • осуществлять контроль за наличием у продавца сертификата изготовителя на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
  • давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
  • получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
  • составлять акты и давать, обязательные для исполнения продавцом, предписания;
  • передавать материалы в следственные органы;
  • выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.

Продавец либо изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению обнаруженных нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинепекции.
Органы Госторгинепекции полномочны на основании ст. 23.49 Кодекса об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать администратPвные взыскания при следующих видах правонарушений, допускаемые предпринимателями:
1. Ст. 14.15 Нарушение правил продажи отдельных видов товаров, т.е. продажа товаров в нарушение установленных правил реализации товаров (штраф 3-25 МРОТ).

Этой статье следует дать небольшой комментарий о самом понятии нарушение правил торговли. Дело в том, что Правила торговли имеют право принимать только Федеральные органы власти (за исключением правил торговли на колхозных рынках). Никакие другие органы власти и управления - ни областные, ни местные - не уполномочены принимать собственные правила торговли.

Следовательно, наказание за нарушение незаконно принятых правил торговли является незаконным и может быть обжаловано в суде.
2. Ст. 14.2 Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (штраф 300-400 МРОТ + конфискация таких предметов).



Содержание раздела