d9e5a92d

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (СЭС).

3. Ст. 14.4 Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, т.е. товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке (штраф 3-25 МРОТ).

Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за торговлю продовольственными товарами ненадлежащего качества: Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров.
4. Ст. 14.5 Продажа товаров без документов т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф 50-100 МРОТ).
5. Ст. 14.6 Нарушение государственной дисциплины цен, т.е. завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуг и предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен (штраф 50-100 МРОТ).
6. Ст. 14.16 Нарушение правил торговли спиртными напитками, т.е. нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками (штраф 100-200 рублей).
7. Ст. 14.7 Обман потребителей в небольшом размере (штраф 1-30 МРОТ).
Работники Госторгинспекции в процессе проверки составляют акты, которые не являются решением. Решение по акту принимает руководитель.

Поэтому, рекомендуем принять все меры, чтобы встретиться с ним до вынесения решения, т.к. такая встреча может создать реальные предпосылки для рассмотрения вопроса с учетом ваших интересов.
Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие и производящие товары и услуги.
Должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя, обеспечить сохранение технологической и коммерческой тайн.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (СЭС).


Полномочия работников санитарно-эпидемиологического надзора вытекают из положений Федерального Закона 52-ФЗ от 30.03.1999 г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Санитарные требования к предприятиям торговли отражены в СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий продовольственно торговли.
Для заключения территориального центра Госсанэпиднадзора предприниматели любых организационно правовых форм и граждане обязаны представить на согласование:

  1. Ассортимент и объем реализуемой продукции;
  2. Условия транспортировки;
  3. Дислокацию реализуемых пищевых продуктов.

Помещения объекта мелкорозничной торговли, условия хранения, транспортировки и реализации согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Горячие готовые изделия (пирожки, чебуреки, беляши, и т.д.) отпускаются из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.
Запрещается реализация скоропортящихся продуктов питания при отсутствии холодильного оборудования (мясные, молочные, рыбные, кремовые, кондитерские и другие изделия).
Не разрешается совместная реализация сырой и готовой продукции, а также консервов в герметической таре, изготовленных в домашних условиях, мяса без клейма, а также условно годного мяса, непотрошеной птицы, молочных продуктов в загрязненной стеклотаре и обезличенных товаров промышленного производства (без этикеток, штамповки, тиснения).
Запрещается торговля непосредственно с земли, для этой цели должны быть складные подставки, подтоварники и др. приспособления.
Продавец должен иметь сертификат при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

  • подлинник сертификата;
  • копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона;
  • качественное удостоверение предприятия изготовителя на реализуемые продукты;
  • накладную с указанием времени, даты изготовления, срока реализации особо скоропортящихся продуктов.
<

p> В случае реализации плодоовощной продукции в накладной указывается фактическое содержание нитратов и остаточных количеств пестицидов. Кроме того, продавец должен иметь личную медицинскую книжку, нагрудный фирменный знак и предупредительный талон о санитарных нарушениях.

При реализации (перевозке) продуктов животного происхождения (мясо, рыба, куриные окорока) в пределах субъектов РФ в товарно-транспортном документе (качественном удостоверении) предприятия на отгружаемую продукцию указывается номер и дата ветеринарного свидетельства и наименование учреждения (подразделения) государственной ветеринарной службы, его выдавшего. Ветеринарное свидетельство остается у производителя данной продукции и подлежит хранению в течение одного года. (Приказ Минсельхозпрода РФ 14 в ред. от 26.08.1997г.).
Продавец несет ответственность за качество реализуемых продуктов, В случае сомнения в доброкачественности продукта продавец обязан немедленно прекратить их реализацию.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП, ст. 28.2 которого указывает, что об административном правонарушении составляется протокол (постановление).

Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему.
Проверяющий не вправе требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов проб продукции в установленной форме и количестве, превышающем нормы, установленные госстандартами и иными нормативными документами.
Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен следующими должностными лицами Государственной санитарно-эпидемиологической службы (убедитесь в полномочиях проверяющих!):

  • заведующими отделами, отделениями (труппами, секторами), санитарными врачами, врачами-эпидемиологами, врачами-паразитологами, врачами-дезинфекционистами; врачами-энтомологами, инженерами, техниками;
  • помощниками санитарных врачей, помощниками эпидемиологов, паразитологов, энтомологов центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • начальникам управлений - врачами, начальников отделов - врачами, начальниками секторов - врачами, ведущими специалистами - врачами Госсанэпиднадзора России.

Если по результатам проверки нарушений не обнаружено, то этот факт указывается в Акте проверки, составляемом должностным лицом СЭС. Если нарушения обнаружены, то должностным лицом СЭС выдается предписание на устранение.

В этом документе подробно описываются допущенные нарушения, и указывается срок, в течение которого они должны быть устранены.
Если допущенное лицом правонарушение подпадает под признаки административного, то должностным лицом СЭС составляется протокол об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ст. 55 ФЗ 52-ФЗ устанавливаются следующие виды административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований:

  1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (штраф для предпринимателей 10-20 МРОТ, для юридических лиц - 100-200 МРОТ);
  2. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно - технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 ММРОТ);
  3. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 ММРОТ);
  4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 ММРОТ);
  5. Невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (штраф на предпринимателей 30-40 МРОТ, на юридических лиц 300-400 ММРОТ).

Кроме того, в соответствии со ст. 23.13 КоАП органы санитарно-эпидемиологического надзора рассматривают следующие дела об административных правонарушениях:
1.Ст. 14.4 ч.2 Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров).
Из положений пункта 2.2 инструкции О порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 07.07.1993г. 61 и зарегистрированной в Министерстве Юстиции 27.10.1993г. 378 видно, что Госкомсанэпиднадзор РФ не передает другим органам полномочия по составлению протокола о санитарных правонарушениях.

А это означает, что налагать административные взыскания за нарушение санитарных правонарушений, полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора. Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений, как, например, просроченной сертификат качества или его отсутствие, нарушение правил ведения санитарной книжки или ее отсутствие полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.

Проверка Обществом защиты прав потребителей.


Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 45 Закона РФ О защите прав потребителей дает им право проверять соблюдение прав потребителей. Это действительно так.

Однако не отчаивайтесь, право на проведение проверки не дает им право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя.

При проведении проверок требуйте предъявления соответствующих документов (удостоверения и направления на проверку).
Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны.

Их права в этом направлении определены пунктом 1.8 Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, утвержденных постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. 8, который гласит: Внеплановые проверки производятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы. Но в соответствии с п. 1.7 проверка проводится только в присутствии представителей метрологической службы.
Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, о правах покупателя:


Согласно Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. 55, покупатель имеет следующие права: проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.
Но эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ.

В правилах не указHно, что документы нужно передавать покупателю, а Правила - это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.
И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; (см. например права Госторгинспекции и др.)), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель - наблюдает.
Прежде всего, надо отметить, что Закон О защите прав потребителей 2300-1 от 7. 02. 92г. в редакции ФЗ 212-ФЗ от 17.12.99г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь информацию о сертификации товаров (работ, услуг), и эта информация согласно ст.

10 п. 3 этого Закона доводится до сведений потребителей в Технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятых для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке законом соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). Это положение развивает ст. 12 Постановления Правительства РФ 55:
- при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: подлинник сертификата; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом).

На основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.
Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, у продавца, продающего товар непосредственно населению, не обязан находиться сертификат, но обязательно должна быть информация о сертификации товара (например, в накладной или в приложении к накладной). При проверке правильности сертификации товаров, зачастую проверяющие органы пытаются оспорить саму возможность подтверждения факта сертификации товаров через накладную, утверждая, что Постановление Правительства РФ 55 относится лишь к отдельным видам товаров.

Но, во-первых, существует Закон РФ О защите прав потребителей, который и устанавливает такую возможность, а во-вторых, только Постановление Правительства РФ определяет, что такое копия сертификата.
При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя - по другую сторону прилавка!
И в завершение данной главы еще раз напоминаем, что общество зашиты прав потребителя может только составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать это нарушение в порядке административного производства, а уж тем более накладывать какое-либо взыскание. Так что если особо рьяный защитник потребителей приглашает вас к себе на комиссию или предлагает заплатить штраф, можете смело ставить его на место.

Налоговая инспекция.


В ходе осуществления предпринимательской деятельности вам, как правило, не избежать проверок со стороны налоговой инспекции. Ее права определены в статье 7 Закона РСФСР О налоговых органах РФ от 21.03.1991 г. 943-19 (в ред. от 07.11.2000г. 135-ФЗ), в соответствии с которой, государственным налоговым инспекциям предоставляется право:
1. Производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан, и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, декларации и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
2. Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, осуществляющими предпринимательской деятельностью.
3. Получать от предприятий, а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов, налогообложения независимо от места нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
5. Требовать от руководителя и иных должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет, и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции.

Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
8. Применять к предприятиям и гражданам финансовые санкции.
9. Взыскивать в бюджет недоимки с предприятий в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.
10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
11. Налоговые инспекторы, направляемые для выездной проверки, обязаны иметь направление на проверку. При проверках налоговые инспекторы обязаны соблюдать принцип территориальности, т. к. принцип районирования введен п. 18 Положения о государственной налоговой службе РФ от 31.

12. 1991 г.
12. Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся вашей финансово-хозяйственной деятельности. Он имеет право изъять только те документы, которые указаны в инструкции Главной государственной налоговой инспекции на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции.

Таким образом, например, сертификаты, санитарные книжки, налоговый инспектор проверять не уполномочен.
13. В соответствии с положениями ст.

6 Закона РФ О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физические лица за нарушение этого закона.
Юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие денежные расчеты с населением хорошо знакомы с штрафами за ведение денежных расчетов с населением без использования ККМ в размере равном 350-кратному установленному законом размеру минимальной оплаты труда (ст. 7 Закона РФ О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).
В Постановлении Конституционного суда РФ от 12.05.98 14-П указано, что впредь до урегулирования федеральным собранием вопроса о штрафах за нарушение законодательства о ККМ, в соответствии с Конституцией РФ и с учетом указанного Постановления, за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Госналогслужба РФ Письмом от 27.07.98 ВК-6-16/472 довела до сведений налоговых органов Методические рекомендации о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми органами по соблюдению требований Закона РФ О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и принятию мер по взысканию штрафных санкций.

Из рекомендаций следует, что Госналогслужба РФ предлагает руководствоваться КоАП РФ только в части размера санкций и в части сроков.
При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением такая ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек покупателю (клиенту). По смыслу данной нормы таким лицом может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения.
За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона, ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.
В соответствии с Постановлением 10 от 04.08.1999 г. Пленума Высшего Арбитражного суда РФ - ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно-кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы, менее уплаченной. Следует помнить, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно - кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно - кассовой машины, поскольку наличие на контрольно - кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).



Содержание раздела