d9e5a92d

Арипов Е. Н. - Как вести себя при проверке

Одна из самых наболевших проблем предпринимателей - частые и необоснованные проверки всевозможными контролирующими инстанциями. При этом, как показывает практика, в большинстве своем данные проверки проводятся с различными нарушениями законодательства. Предприниматели не знают в полной мере прав и обязанностей, как проверяющих органов, так и своих.

Результат всего этого печален - штрафы и поборы, которые отнимают львиную долю дохода предпринимателя, и нередко приводят его к банкротству. Используя накопленный опыт в решении подобных проблем, мы предлагаем Вам, с учетом действующего законодательства, данное пособие. На страницах этого пособия вы найдете перечень и компетенцию органов, которые имеют пXаво проверять Вашу деятельность. Ответы на следующие наиболее распространенные вопросы: как должна проводиться проверка, какие документы должны составляться при этом, какие права и обязанности имеют проверяющие, и самое главное, какие права и обязанности имеете Вы.

Рассмотрен порядок проведения административной комиссии, приведены способы обжалования действий и актов должностных лиц и государственных органов.
Надеемся, что информация, представленная в настоящей брошюре, поможет Вам в повседневной работе. Однако имейте в виду, что данное пособие содержит только указания, соответствующие действующему законодательству, никаких путей обходы или нарушения закона в данном пособии нет.
В случае, если Вы не найдете ответов на конкретные вопросы, рекомендуем Вам обратиться в Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Невьянского района.
Юристы фонда дадут Вам квалифицированную консультацию, помогут в обжаловании незаконных действий проверяющих, составят необходимые документы и примут все возможные меры для защиты Ваших прав, в том числе и в суде.

Как избежать необоснованных проверок (Журнал учета мероприятий по контролю)


Предпринимателей сегодня проверяют десятки контролирующих организаций, в числе которых налоговая инспекция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, милиция и множество других.
Штрафы, накладываемые этими органами и организациями, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно.

Кроме того, известна старая поговорка: Был бы человек, а статья найдется, которой придерживаются практически все проверяющие деятельность предпринимателей работники контролирующих органов.
В настоящее время предпринимательство практически полностью зависит от чиновничества. Сегодня во власти чиновников такое количество вопросов, что они при желании могут задавить любого предпринимателя. В компетенции некоторых чиновников находятся вопросы проведения проверок деятельности предпринимателей, и если какой-либо чиновник пожелает, предпринимателя могут достаточно длительное время проверять различные организации, которых у нас в области более чем достаточно.

Говорить о последствии таких проверок излишне. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка - это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов. До принятия Федерального закона 134 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001г. количество проверок никак не регламентировалось.

В соответствии с данным законом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года.
ФЗ предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать как исполняются предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия.
Внеплановые проверки проводятся в строго определенных законом случаях:
- если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


- обращений граждан, юридических лип и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
К сожалению, вышеуказанный Федеральный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением:
- налогового контроля;
- лицензионного контроля;
- оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;
- а также некоторых других.
Закон закрепляет ряд важных принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа, учет мероприятий по контролю, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении, недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю и др.
Одним из принципов являетс недопустимость непосредственного получения органами контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лип и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю. Однако контролирующие органы часто его игнорируют. Так, например, Госторгинспекция при проверке торговой деятельности предпринимателя вынесла постановление, в котором сумму штрафа необходимо было уплатить непосредственно на ее счет.

Юристами фонда данное постановление было обжаловано в Арбитражном суде.
Важной гарантией защиты прав предпринимателей является журнал учета мероприятий по контролю. Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ст.

8 ФЗ О защите прав юридических лиц документ, который хранится у предпринимателя и в котором каждый проверяющий должен делать соответствующие отметки о проведенных им проверках.
Итак, форма журнала учета мероприятий по контролю субъекта предпринимательской деятельности:
Журнал учёта мероприятий по контролю субъекта предпринимательства Свердловской области (полное наименование субъекта предпринимательства).
Местонахождение:
Орган регистрации: дата
Государственная регистрация: номер серия
Каждый предприниматель должен иметь прошитый, пронумерованный и скрепленный своей печатью журнал учета мероприятий по контролю. Если у предпринимателя несколько мест торговли он должен иметь журнал учета в каждом месте торговли.

В графе Местонахождение указывается юридический адрес (адрес прописки) предпринимателя, а если книга проверок хранится, например, в павильоне, еще и местоположение павильона.
Это существенно поможет ему в дальнейшем. Наличие заполненного журнала поможет предпринимателю и в случае апеллирования к различным инстанциям с жалобами на действия проверяющих.
При отказе проверяющего от заполнения журнала учета мероприятий по контролю предприниматель вправе не допускать его к проверке.
Кроме того, в случае необоснованных проверок со стороны контролирующих органов, предприниматель всегда может обратиться в Невьянский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства. Юристы фонда проконсультируют попавшего в беду предпринимателя, составят необходимые жалобы и заявления, могут быть представителями предпринимателя в различных органах и судах.

Примерные правила поведения при проверке


Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки обычно допускается множество грубых ошибок, как с его стороны, так и со стороны проверяющего. Цель настоящего пособия - научить предпринимателя поведению при проверке, использованию в свою пользу ошибки проверяющего.

Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а Oачастую просто не имеет представления о всех нюансах своего поведения при проверке. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке.
Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).
В распоряжении должно быть также указано:
- его номер и дата;
- наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
- правовые основания проведения проверки; дата начала и окончания проверки.
Проверки объектов торговой деятельности осуществляются работниками контролирующих органов только при предъявлении служебного удостоверения и направления на проведение проверки, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющего. Т.е. теперь без ведома руководства соответствующего контролирующего органа фактически невозможно проведение какой-либо проверки, что дает право предпринимателю при отсутствии направления на проверку не допускать проверяющих к проверке и связываться с их руководством для выяснения вопроса.
Проверяющий всегда настроен негативно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к нему доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.
Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет существенного значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих.

Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких-либо документов оценит это скорее негативно.
В случае, если вы по каким-либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку не согласен (не согласна). Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен.

Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.
Необходимо знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило разрешено все, что не запрещено, то для проверяющего наоборот: запрещено все, что не разрешено.

Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.
Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот государственные орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности.
При осуществлении правосудия ...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона... (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушение закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности. Например, были случаи, когда органы милиции при осуществлении проверок павильонов на различные проверки приглашали одних и тех же лиц, причем в одном случае проверка проводилась в декабре, а в другом - в феврале.

Тем не менее, понятые были одни и те же, что позволяет сомневаться в их заинтересованности и противоречит требованиям закона об их незаинтересованности. Протокол об административном правонарушении или иной документ проверяющих, составленный при участии таких понятых, большой юридической силы в суде иметь не будет.
Ч.1 ст.28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют.

То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.
Следует также иметь в виLу, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему согласно ч.3 ст.28.2 должны быть разъяснены права, копия протокола по просьбе физического лица вручается под расписку (ч.6 ст.28.2). В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец, и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.
При этом для проверяющих возникают сложности следующего порядка. Согласно статьи 4.5 КоАП ...административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения....

Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ.

Согласно статьи 26.2 КоАП ...доказательствами ... являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.... Эти фактические данные могут иметь различную форму. Вторая часть указанной статьи гласит, что ...эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.... В соответствии со ст.

9 ФЗ О защите прав юридических лиц... в качестве доказательства можно рассматривать также и акт проверки.
Итак, при проверке, которая выявила недостатки в деятельности предпринимателя, теоретически могут быть составлены следующие документы:
- акт проверки;
- протокол об административном правонарушении;
- объяснения предпринимателя;
- объяснения потерпевшего;
- объяснения свидетелей;
- заключение эксперта;
- протокол об изъятии вещей и документов;
- другие документы.
Однако, как правило, составляется протокол об административном правонарушении, акт проверки, реже акт изъятия (товара, документов и других вещей, которые потом являются вещественными доказательствами по делу). К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что в свою очередь влечет наложение штрафа в размере от 3 до 1000 МРОТ. Однако, не торопитесь расставаться со своими кровными, помните два важных принципа:

  • абсолютно все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона. То есть им запрещено все, что прямо не разрешено законом. Любые нарушения этого принципа и выход за пределы полномочий сводит на нет все результаты их деятельности;
  • совершение действий, входящих в компетенцию проверяющего, должно происходить в соответствии с законодательством. То есть, даже если это ему разрешено, он делает это не как ему вздумается, а в строгом соответствии с законом.

Из этих принципов следует важный вывод - любые действия или акты проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже если с вашей стороны действительно были нарушения. Данный вывод подкреплен решениями арбитражного суда. Так, индивидуальный предприниматель Р. обратился в Воронежский Фонд поддержки предпринимательства с жалобой на действия сотрудников милиции.

Как выяснилось, при проведении проверки на точке не было обнаружено сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, что Р. не оспаривал. Через две недели он получил постановление начальника РОВД о наложении штрафа в размере 8350 руб.

Однако, при оформлении документов был допущен ряд нарушений: во-первых, не была вручена копия протокола об административном правонарушении, во-вторых, дело было рассмотрено в его отсутствие без подтверждения того, что он извещен о месте и времени его рассмотрения.
Уже этих оснований для суда было достаточно, чтобы признать постановление о наложении штрафа недействительным.
Наиболее важным документом, является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

Это означает, что если нет протокола, или он утратил силу, то нет и ответственности за правонарушение.
В соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП ...о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации.... Помимо КоАП это предусмотрено в Налоговом кодексе (ч. 7 ст. 101), Федеральном законе Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.

17), Законе О милиции (п. 1 ч. 1 ст.

11) и т.д. Обращаем ваше внимание на то, что обязательное составление протокола предусмотрено Федеральными законами, поэтому любые заявления проверяющих о том, что это не предусмотрено их внутренними актами (исследования показали, что этим особенно грешат сотрудники милиции) неправомерны, поскольку ни один подзаконный акт (коими являются внутренние инструкции и распоряжения) не может противоречить закону.
Законом предусмотрен и перечень случаев когда протокол не составляется (ст. 28.6 КоАП). Он сводится к двум пунктам:
- ряд незначительных правонарушений, штраф за которые взимается на месте (нарушения правил дорожного движения, правил пользования различными видами транспорта и т.п.). В данном случае протокол не составляется, если нарушитель согласен с наложенным на него взысканием и готов уплатить штраф;
- случай, когда производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если ни имеются; объяснения нарушителя; иные сведения (ст. 28.2 ч.2 КоАП РФ).
Как правило, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения правонарушения, если нарушитель на месте. Это вытекает из смысла ст. 28.5 ч.1 КоАП. Кроме того, некоторые нормативные акты прямо указывают на это, например, ст.

19 Федерального Закона 143-ФЗ Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Только в случае невозможности составить протокола на месте осуществляется привод нарушителя в РУВД для выяснения обстоятельств и составления протокола (ст. 28.5 КоАП). В случаях, предусмотренных ст.

18 Закона 143-ФЗ протокол составляется после административного расследования (если требуется производство сложных и трудоемких экспертиз). Однако такие случаи в практике встречаются нечасто, поэтому, если в вашем присутствии обнаружили какое-то нарушение, а протокол составили через неделю, то в большинстве случаев вы имеете основания для обжалования наложенного на вас взыскания.

Поэтому, при подписании документа следите за тем, чтобы дата в нем соответствовала дате составления, и в случае каких-либо отклонений делайте соответствующие пометки.
Протокол составляется только в присутствии нарушителя: должностного лица организации или самого предпринимателя. Это вытекает из смысла ст.

28.2 КоАП. Очень часто в ходе рассмотрения обращений выясняется, что составление протокола проводилось в отсутствие предпринимателя, протокол подписывался продавцами, а сам он узнает об этом позднее.

Такими действиями со стороны проверяющих грубо нарушаются процессуальные права нарушителя, предусмотренные ст. 25.1 КоАП.

Кроме того, в соответствии с законодательством продавец не является представителем предпринимателя, поскольку представительство в этом случае возможно только по доверенности. Поэтому он не имеет права ни подписывать протокол от имени предпринимателя, ни получать копию протокола за него.

Таким образом, если и данные правила были нарушены проверяющими, то ваши шансы на положительное решение суда резко возрастают.
При составлении протокола обращайте внимание на то, чтобы все графы были заполнены. Помните, в протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для вас:

  1. личные сведения - о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП);
  2. сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности.


Содержание раздела